Google+
Бестиарий Булычёва: Космозо Вселенная The Elder Scrolls Фантастика 1960-х годов NIGHTWISH
Версия для печатирецензии: Ведьмак

Ведьмак

Тип игры: Ролевая игра

Возрастной рейтинг: M (для лиц старше 17 лет)

Жанр: Польское фэнтези

Разработчик: CD Projekt RED

Издатель в России: ND Games

Мясник из Блавикена

Я убедился, что профессия ведьмака действительно достойна уважения. Ты защищаешь нас не только от Зла, притаившегося во тьме, но и от того, которое сидит в нас самих.

Анджей Сапковский «Последнее желание»

Разработка «Ведьмака» шла три с лишним года, и за это время игра обросла невероятным количеством слухов. Считалось, что проект курирует Анджей Сапковский (он активно открещивался, но почему-то никто не верил); предполагалось, что нам будет рассказана «книжная» история Геральта — но рассказана от третьего лица, поскольку играть мы будем за какого-то молоденького ведьмака, только что прошедшего испытание эликсирами и выпущенного на большак.

Впоследствии выяснилось, что версия «некоего ведьмака» была лишь рабочим вариантом, и играть мы будем за Геральта. «А что, он пережил-таки предсказание о «трех зубцах», женился на Йеннифер и живет с ней долго и счастливо?» — фыркнет знаток, который в курсе истории о сборнике фанатских рассказов и «альтернативной концовке». Не ждите готового ответа, лучше пойдите с Геральтом и узнайте все сами.

Благо теперь, чтобы вселиться в шкуру Геральта, достаточно всего лишь иметь компьютер.

Жил да был... ведьмак

«Трисс улыбнулась, радуясь эффекту. Прекрасные, длинные, пушистые волосы были редкостью, признаком положения, статуса, знаком свободной женщины, самой себе хозяйки» (Анджей Сапковский «Кровь эльфов»).

Не будем ходить вокруг да около и сразу скажем, что пять миллионов долларов, которые были потрачены на разработку игры, все до последнего цента ушли в дело. Во-первых, не зря ели свой хлеб сценаристы: история получилась захватывающей и предельно напряженной. Разработчики обещали нам, что за время игры мы бессчетное количество раз должны будем сделать выбор, — воистину это так. Они намекали, что выбор будет влиять на игровые события, в том числе и на те, что произойдут через много часов, — подтверждаем. Они хотели, чтобы выбор был для нас сложен, — святая правда!

За примерами далеко ходить не надо. На Каэр Морхен, куда нас доставили в полубессознательном состоянии, нападают враги. Остаться ли с отрядом, который борется с химерой во дворе, или спуститься в лабораторию и не допустить, чтобы нападающие украли ведьмачьи эликсиры? Впрочем, этот выбор не так важен — Меригольд все равно будет ранена, эликсиры — украдены, а молодой ведьмак так и не успеет пройти свое последнее испытание... А вот дальше пойдут вопросы куда более серьезные и существенные; теория «меньшего зла», о которой, помнится, Геральт долго судачил с Лютиком, красной нитью проходит сквозь всю игру. Пощадить или убить, рассказать или сохранить тайну, помочь или остаться в стороне, поддержать свободу или порядок, пойти на сделку с совестью или нет...

«У грайверов, гулей и других чудовищ из этой группы нет собственной экологической ниши. Они — реликты периода Сопряжения Сфер. Убивая их, мы не нарушаем сложившихся в природе, в нашей теперешней сфере систем и связей. Эти чудовища чужды нашей теперешней сфере, им здесь нет места» (Анджей Сапковский «Кровь эльфов»).

Во-вторых, хорошо поработала команда, отвечающая за боевую систему. Использование технологии захвата движений (motion capture) позволило Геральту двигаться изящно и плавно, наносить удары одновременно зрелищные и реалистичные. Из книги-первоисточника позаимствованы два меча: первый — из метеоритной стали, второй — серебряный. В книге было указание, что не всякая тварь чувствительна к серебру: в игру эта идея перенесена вполне аккуратно. Кроме двух мечей, для разных противников у Геральта имеются разные стили: с шустрым ассасином лучше размахивать мечом побыстрее, тяжеловооруженного рыцаря можно пробить, только если вкладывать в каждый удар силу, а если на вас напала толпа врагов — шпарьте групповыми ударами.

Чем больше талантов (бронзовых, серебряных и золотых) вложено в стиль и соответствующий ему основной навык (сила — для силового, ловкость — для быстрого, и т. п.), тем лучше в этом стиле будут получаться у Геральта всяческие прыжки, финты, подсечки, защиты, атаки и прочая фехтовальная техника. Управляться с ведьмаком несложно, надо лишь победить в себе застарелую привычку «закликивать» противников. Бой в исполнении Геральта — как великолепный танец; почти все движения он исполняет сам, от игрока требуется лишь щелкать мышью в четко определенный момент перехода от одной стадии движений к другой.

Не забыты и Знаки. Геральт появляется в игре с начисто отшибленной памятью, так что изучает их (как и все остальное, впрочем) по ходу развития сюжета. Магом ему не стать — энергии маловато, но пару раз в длинной потасовке сложить пальцы в «Игни» и поджечь врагов ведьмак вполне в состоянии. Или, например, воспользоваться «Аардом», который оглушит противника, — после этого можно будет запрыгнуть на него а-ля один очень известный Принц и закончить дело кровавым завершающим ударом.

Что наша жизнь?

«Гравюра изображала расчехранное страховидло на лошади, с огромными глазищами и совсем уж непотребными зубищами. В правой руке оно держало солидных размеров меч, в левой — мешок денег.

— Ведьмак, — промямлила бабка, — некоторыми ведьмином прозываемый» (Анджей Сапковский «Последнее желание»).

Книжный ведьмак был кем угодно, только не святошей, и его компьютерный вариант весьма близок к оригиналу. Вообще, надо сказать, рейтинг «М» (в шутку называемый не иначе как «дети до 17 все равно найдут и поиграют») игра отрабатывает на все сто. Здесь невозможно и дня прожить без алкоголя — почти все важные свидетели «раскалываются», только если напиться с ними до зеленых чертей. Здесь каждый второй любит играть на деньги — и вы тоже полюбите, как только получите свои первые кубики: благо искусственный интеллект не сильно велик в комбинаторике, и выиграть у него — плевое дело. Здесь в инвентаре каждого третьего убитого человека (да и нелюдя) можно найти фисштех, в тавернах бьют морды за деньги, а в повседневной речи — сквернословят.

Кроме того, в жизни ведьмака пышным цветом распускаются романы, романчики и целые романтические истории, и не раз он окажется в ситуации, когда девушка захочет поблагодарить (или подкупить) его тем самым способом, о котором вы только что подумали. Пока Геральт будет занят, вам дадут возможность полюбоваться на фотографию девушки неглиже, и к концу игры личная порноколлекция может стать весьма разнообразной. Впрочем, вы можете попробовать построить постоянные отношения — чем черт не шутит, может быть, получится?

«Когда учился в Оксенфуртской академии, история занимала второе место в списке моих любимых предметов. — А первое? — География, — серьезно сказал поэт. — Атлас мира был большой, и за ним легче было скрыть пузырь с водкой» (Анджей Сапковский «Последнее желание»).

Всеми этими непотребствами наш главгерой будет заниматься, по большей части, в столице Темерии — Вызиме, а истреблять монстров — в ее окрестностях, канализации и на кладбище. Впрочем, ночью можно найти неприятности на свою голову и не выходя из города: то выскочит навстречу оголодавший гуль, то налетит стайка разбойников, рассчитывающих на легкую добычу. Гулять по ночам придется часто — некоторые девушки, например, обожают свидания в укромных местечках, да под луной; чтобы не разбить коленку в полной темноте, можно, конечно, выкрутить на максимум яркость монитора. Но настоящий ведьмак решит проблему по-другому — с помощью специального эликсира, позволяющего видеть в темноте.

Алхимия — пожалуй, одна из интереснейших сторон игры. Геральт и в книгах частенько пил зелья, в игре они тоже не раз помогут ему в самых сложных ситуациях. Поднять уровень регенерации здоровья и энергии, снизить восприимчивость к боли, ускорить движения и реакцию, да даже быстро снять похмельный синдром — любой эликсир можно сделать, что называется, на коленке. Вам потребуется научиться собирать травы (навык в дереве талантов) и читать как можно больше книг о них — пока Геральт не знаком с характеристиками растения, он не сможет его сорвать.

Обязательно забирайте из всех обшаренных сундучков крепкий алкоголь (используется как основа для настоек) и выкупайте его у всех продавцов, которые вам попадутся. Конечно, если вы начнете игру на легком или среднем уровне, без алхимии вполне можно будет прожить, а вот на тяжелом это, похоже, нереально. Система составления эликсиров проста, как пять пальцев; при желании вы можете и поэкспериментировать с разными компонентами. Полный список эликсиров можно подсмотреть в мануале — правда, ингредиенты там, естественно, не указаны.

«Когда я... Когда мы не были вместе, ты бывал с другими женщинами?

 — Нет.

 — Ни разу?

 — Ни разу.

 — У тебя даже голос не дрогнул. Не понимаю, почему я тебе не верю.

 — Я всегда думал только о тебе, Йен.

 — Теперь верю»

(Анджей Сапковский «Владычица озера»).

* * *

В игре очень много текста. Здесь описывается все — чуть ли не любое ваше слово, действие, шаг вправо-влево тут же будут занесены в дневник, запротоколированы в «глоссарии» или «монстрятнике», а то и в нескольких категориях сразу. Здесь великолепно организована карта, на которой можно «подсветить» нужный объект, и очень оригинальный инвентарь, в который невозможно положить запасное оружие.

Русский Геральт говорит голосом Владимира Зайцева — именно этот актер был выбран общим голосованием на нескольких известных игровых сайтах. Озвучка вообще хороша — актеры выложились на все сто, музыкальное оформление тоже вполне соответствует игре. А вот с картинкой есть проблемы — хотя общий уровень графики на высоте, явно видна небрежность работы художников и аниматоров: скажем, многие персонажи похожи друг на друга, как две капли воды.

Итог: если среди ваших знакомых есть ярые фанаты «Ведьмака», которые фыркают от злости, рассказывая про игру, — не верьте. Выпейте «Филина», «Ласточку» и «Пургу», сложите пальцы в «Аксий», вытащите из ножен серебряный меч и мягко попросите их не мешать вам получать удовольствие. Да, в «Ведьмаке» есть огрехи, но кое в чем он смог переплюнуть даже те проекты, что стоят во врезке «похожие». Перед нами — великолепный дебют молодой команды, самая приятная неожиданность уходящего года и главный претендент на титул «Ролевая игра-2007».

Слово творца

Незадолго до выхода игры польский журнал PLAY magazine взял у писателя интервью, самые интересные моменты которого мы с их разрешения публикуем на наших страницах (с писателем беседовала журналистка Wiktoria Cegła).

А вы вообще играете в компьютерные игры?

Нет, никогда не играл. У меня на это просто времени нет. А потом, я очень долгое время воспринимал компьютер не иначе как печатную машинку. У меня там был установлен MS-DOS, и мне хватало за глаза для писанины, но играть я, понятное дело, не мог. Потом я осчастливил себя любимого компьютером с Windows и наконец понял, что значит выражение «система упала». Но играть мне все равно было некогда. И вообще, когда у меня появляется немножко свободного времени, я использую его на более интересные вещи. Ну, чтобы вы не думали, что я уж совсем ничего не понимаю — я иногда смотрю передачи про игры по телевизору. Из них, конечно, много не узнаешь, но чтобы быть в курсе основных событий — достаточно.

Разработка компьютерной игры — ваша идея?

Нет, конечно, я же писатель. Однажды мне предложили сделать игру по моим книгам. Я был не против, так что мы быстро уладили все вопросы. Я развязал ребятам руки в отношении авторских прав, и они быстренько начали работать.

Вы знаете, что там за история, сколько в ней концовок, какие они? Вы помогали делать какие-то квесты, участвовали как-то в создании игры?

Ничегошеньки не знаю. Я, конечно, общался с командой CD Projekt RED, они в разговорах упоминали некоторые детали, но в основном это была всякая несущественная ерунда. Фактически, я не принимал никакого участия в создании игры.

Очень похоже на тот случай, когда по «Ведьмаку» сняли не очень-то удачное кино — вы потом сказали, что фильм делался без всякого вашего участия.

Да, похоже, но с одним исключением. Мне почему-то кажется, что разработчики игры читали мои книги и поняли их. Ну, я почти в этом уверен — говорю «почти» так, на всякий случай, чтоб потом, если что, было на что сослаться. Тот раз мне тоже казалось, что киноделы прочли и поняли мои книги, но потом выяснилось, что я был неправ. Но вот снова решил поверить.

В игре рассказывается совсем другая история — не та, что в книгах. Это так?

В точку.

Вам понравилось, как Геральт выглядит в игре? Он вообще похож на тот образ, который вы сами себе представляли?

Да, мне очень понравилось — он хорошо выглядит с точки зрения графики, приятно посмотреть. Но я не мыслю графическими образами, я в принципе даже не задумывался особо, как выглядит ведьмак, когда описывал его. Я писатель, не художник.

А как вы относитесь к тому, что теперь любой игрок может сделать из Геральта все, что захочет?

Геральт — только один. Тот самый, единственный, которого я описал в своих книгах. Никто и ничто не в силах изменить его. И уж точно ни один игрок этого не сможет сделать, точно вам говорю! При всем моем уважении к играм и игрокам.

Большая часть ваших читателей — молодые люди, а игра имеет совсем недетский рейтинг «М». Вас это не смущает?

А что, должно?

Представьте, через несколько лет в школе учитель скажет ученикам: «Домашнее задание — прочитать «Ведьмака» к пятнице», а кое-кто на задней парте усмехнется: «Нет проблем — я все три концовки видел».

Я говорил уже, и еще раз повторю: есть только одна история про ведьмака, и у нее всего один финал — тот, который создал я, а не кое-кто с задней парты. И если этот кое-кто не будет знаком с моим финалом, то в пятницу его ждут большие неприятности!

Цитаты

«Ничто так не проясняет мысли, как поход в бордель» (Лютик).

«Запомни, Геральт, самая большая куча дерьма — относительность морали» (Золтан).

Присутствуют

узнаваемый мир

старые знакомые

великолепные бои

проблема выбора

специфическая мораль

спиртное, наркотики, бордели

мини-игры

Отсутствуют

очень разветвленные диалоги

графика нового поколения

скучные квесты

множество оружия

огромный мир

моментальные загрузки

однозначные персонажи

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
ИГРАБЕЛЬНОСТЬ:    ИГРАБЕЛЬНОСТЬ: 10/10
ГРАФИКА:    ГРАФИКА: 8/10
ЗВУК:    ЗВУК: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться