Google+
ДОКТОР КТО 2 КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Мастер-Класс. Г.Л.Олди: О бедном романе замолвите слово... От «Ганбастера» к «Дайбастеру»
Версия для печатирецензии: «Год черной лошади»

Марина Дяченко, Сергей Дяченко «Год черной лошади»

Фэнтези, нф, социальная фантастика * Вид книги: Повести, рассказы * Издательства: Эксмо * Выход:  2007 * Серия: Шедевры отечественной фантастики

От Крысолова до Дон-Кихота

Сборники рассказов и повестей публикуются у нас не так уж и часто. Не в последнюю очередь вина за это лежит на самих писателях: романы издавать выгодней, тут и к гадалке не ходи! Да и не так уж много у нас мастеров короткой и особенно средней формы.

К счастью, очередным исключением из этого правила стал увесистый сборник Марины и Сергея Дяченко «Год черной лошади». Перед нами не собрание лучшего и не тематическая подборка, скорее — срез творчества, где представлены самые разные грани таланта киевских фантастов.

Начинается «Год» с двух повестей, связанных с театральной темой, которая супругам близка и знакома. Главная героиня «Эммы и Сфинкса» — типичная «серая мышка», беззаветная трудяга, которой не дано прыгнуть выше головы. Годы идут, а она так и остается исполнительницей ролей второго плана, счастливой на сцене и не очень счастливой вне ее. Но когда Эмма знакомится со странным математиком, ее жизнь начинает меняться, и, что много важней, меняется ее мировоззрение, сама система ценностей...

Вторая театральная повесть Дяченко — «Кон», одна из лучших их вещей. Она не столько о самом процессе творчества, сколько о его внешней стороне. В неком городке существует разумный театр, который допускает на свои подмостки любого. Приходи со своим спектаклем — и либо будешь увенчан лаврами победителя, либо тебя навсегда отвергнут! Главный герой, молодой режиссер, решает рискнуть — и хотя терпит поражение, в то же время и побеждает, потому что впервые заставляет Кон задуматься. Чего стоит новаторство и где традиция превращается в косность? Насколько мешают нам объективно воспринять некое явление культуры софиты общественного мнения, насколько сбивают с толку чужие аплодисменты или свист?..

Для Дяченко вообще свойственно выбирать нелегкие, подчас кажущиеся неразрешимыми проблемы и рассматривать их под необычным углом зрения. Иногда в основе повести может лежать некое фантастическое допущение, иногда главным становится морально-этический конфликт. Скажем, в «Волчьей сыти» Дяченко исследуют саму природу общества: способен ли разум преодолеть инстинкты, или же они сильней его? Или вот «Зоопарк», где звери ведут себя достойнее, чем иные из людей...

В произведениях Дяченко очень важна этическая составляющая — иногда даже в ущерб собственно фантастическому элементу. В этом и сильная, и слабая сторона дуэта: временами недостаточное внимание к элементам мироустройства приводит к тому, что их повести «распадаются» из-за внутренних противоречий, не складываются в цельную картинку, как это, к примеру, случилось с «Осотом».

И очень часто, особенно в ранних произведениях, есть два носителя если не противоположных, то по крайней мере чуждых друг другу мировоззрений. Главный герой «представляет» более обыденный способ восприятия действительности, а его оппонент или наставник — «расширенную» точку зрения на мир. При этом главный герой не всегда «простец», его жизненная позиция не ущербна, она просто «от мира сего». Уже в своей первой повести, «Горелая башня», писатели играют на таком противопоставлении. Студент Гай — и знаменитый гаммельнский Крысолов. Право простить или на долгие века обречь целый город на адские муки — поиск решения требует от Гая выйти за рамки привычных схем.

Эта модель из двух персонажей повторяется снова и снова: Эмма и Ростислав, Элиза и господин попечитель, Юлька и Ордынец... Лишь со временем Дяченко отходят от нее и экспериментируют с разными сочетаниями героев: так появляются фантасмагорический «Подземный ветер», детективная «Парусная птица», пьеса «Последний Дон-Кихот»... Более того, писатели создают вполне реалистические повести «Две» и «Зеленая карта».

Итог: хороший, хотя и не идеальный сборник. Некоторым из ранних повестей и рассказов все же не помешала бы редактура, особенно это заметно в сравнении с поздними произведениями. Однако в целом книга, безусловно, достойна того, чтобы поставить ее на полку, читать и перечитывать.

Это интересно

Скоро в свет должна выйти повесть «Соль» — на сей раз «из жизни русалок». Недавно писатели завершили работу над романом «Медный король», действие которого происходит в мире «Варана», причем «Король» — не продолжение, а отдельная книга.

Из более отдаленных планов — третья повесть цикла подросткового фэнтези, начатого «Ключом от Королевства» и «Словом Оберона» (рабочее название — «Возвращение некроманта»). Не исключено, что выйдет в России и нашумевшая «Дикая энергия. Лана», книжная часть мультимедийного проекта, который Дяченко делают совместно с украинской певицей Русланой; вполне вероятно, что у «Дикой энергии» когда-нибудь появится и продолжение... Что до свершений на кинематографической ниве, то самое ожидаемое событие для Дяченко — выход «Обитаемого острова», сценарий к которому они писали. А самое ожидаемое событие для их поклонников — съемки «Ведьминого века», которые, будем надеяться, наконец сдвинутся с мертвой точки.

Цитата

В какой-то момент ему показалось, что в гримерке за его спиной есть еще кто-то. Обернулся резко, будто желая поймать на своеволии собственную тень; ящик ближайшего гримировального столика был чуть приоткрыт, хотя Тимур прекрасно помнил, что он был плотно задвинут еще две минуты назад.

В ящике лежали бумажное полотенце, мыло в мыльнице и распечатанная пачка салфеток. «Ты хорошо понимаешь условия? — прочитал Тимур на салфетке, лежавшей сверху. — Отказаться можно в любой момент, я не обижусь. В любой момент, до третьего звонка. Только после третьего звонка твой поступок станет необратимым. Ты понял, Тимур Тимьянов?»

— Я понял, — сказал Тимур, сдерживая внутреннюю дрожь. — Спасибо...

Свет погас. Недвусмысленное предложение уйти.

(«Кон»)

Присутствуют

переосмысление классических литературных мотивов

динамический сюжет

живые характеры

Отсутствуют

эпический размах

эльфийская диаспора

болтливые мечи и демоны-недотепы

ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 9/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться