Google+
СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Вселенная DOOM SFX МИРЫ. WARHAMMER 40000
Версия для печатирецензии: «Последний страж Эвернесса»

Джонатан Райт «Последний страж Эвернесса»

Оригинальное название: The Last Guardian of Everness * Мифологическое фэнтези * Вид книги: Роман * Пер.: А. Кузнецова * Издательства: Эксмо * Выход:  2007 * Серия: Короли Fantasy * Цикл: Война Спящих * Номер в цикле: 1

Фэнтезийная матрешка

Роман «Последний страж Эвернесса» необычен. Особенно в сравнении с океаном традиционного фэнтези, даже в исполнении видных мастеров. Ну а популярная в нашем Отечестве фэнтезийная штамповка о крутых пацанах и девахах, которые, оказавшись в магическом мире, легко одолевают разные напасти, даже на одной полке с этой книгой стоять недостойна.

Книга Райта более всего напоминает матрешку, но не традиционную, наполненную фигурками краснощеких ядреных баб в цветастых платках, а некую экзотическую конструкцию. «Матрешка» Райта включает в себя непохожие друг на друга элементы — причем невозможно точно определить содержимое очередной фигурки.

Начинается книга как классическое «высокое фэнтези» с мифологическими корнями. Молодой Гален Уэйлок, последний отпрыск семьи древних стражей, которые тысячи лет хранят наш мир от зла, услышал Зов. Считая, что исполняет Пророчество, Гален отправляется в мир за пределами сна. Казалось бы, перед нами очередное мифологическое фэнтези, да еще написанное подчеркнуто «высоким штилем» (особенно когда речь идет о странствиях Галена в мире сновидений). Однако вскоре у читателя в руках оказывается новая, непохожая на предшественницу фигурка. Да и Гален, как выясняется, вовсе не центральный герой повествования (такого в книге, похоже, вообще нет). Внимание автора перемещается на странную женщину-ребенка Венди и ее мужа Ворона. И перед нами — сказка, смешанная с суровой прозой жизни. Но персонажей становится все больше. Великий Отступник Азраил Де Грэй, обманом завладевший телом Галена и проникший в наш мир, который воспринимает с восторгом и недоверием... Отец Галена Питер Уэйлок — крутой коммандос, ставший инвалидом, который мучительно пытается наладить контакт с сыном... Коварные оборотни-сэлки, постоянно меняющие обличье и не доверяющие даже самим себе...

Действие книги то замедляется, то несется вскачь. Мифологические архетипы-символы сменяют друг друга, подобно калейдоскопу: Кощей Бессмертный соседствует с Ланселотом, Оберон — с Бенджамином Франклином, Прометей — с Суртом — и этот странный коктейль получается у Райта вполне органичным. На протяжении романа автор неоднократно меняет стиль повествования: поэтический миф сменяется бытовым реализмом, милая сказка — кровавой трагедией, мрачная легенда — неприкрытой иронией. Эклектика? Безусловно — однако книгу это не портит. Наоборот, придает роману изящное очарование. При этом Райт вовсе не пытается отгородиться от фэнтези щитом интеллектуального «магического реализма». Его роман, хоть и выбивается из толпы традиционных жанровых книг, ни на минуту не заставляет забыть о своей фэнтезийной сущности. Но при этом даже типичные фэнтези-клише переходят здесь в иную смысловую плоскость.

Но чего-то у Райта все же не хватает. Какого-то последнего штриха, который заставил бы с воплем восторга вознести эту книгу на пьедестал и стать ее верным адептом. Может, героя с большой буквы? Или раздражение вызывает соседство прославленных мифов с местечковым американским патриотизмом? Впрочем, «Последний страж Эвернесса» — лишь первая часть не столько дилогии, сколько одного огромного романа и, вероятно, окончательный вывод о достоинствах и недостатках книги можно будет сделать лишь прочитав продолжение. Надеюсь, «Эксмо» не затянет с его выпуском.

Итог: похоже, восторги западных критиков по поводу Джона Райта не преувеличены. Новый Желязны? Вполне может быть — хотя стоит повременить с наклеиванием ярлыков. Однако не думаю, что литературные и смысловые достижения принесут Райту успех в России. Массовая публика находится в плену стереотипов, а рафинированные интеллектуалы фэнтези вообще за литературу не держат. Впрочем, я и сам не могу утверждать, что этот безусловно яркий роман мне понравился... Но, в любом случае, «Последний страж Эвернесса» — еще одно доказательство тому, что хорошее фэнтези не ограничено драконами да баронами.

Это интересно

Второй том дилогии «Война спящих» называется «Туманы Эвернесса» (Mists of Everness), в 2005 году он был номинирован на Prometheus Award. А Джон Райт стал известен благодаря НФ-роману «Золотой век» (2002), который номинировался на John W.Campbell Memorial Award и Locus Award. Западные критики за эту дебютную книгу назвали Райта «первым великим фантастом 21 века».

Цитаты
  • Ему снилось, что он стоит на мокрой от брызг стене, сложенной из черного камня. На нем серебряная кольчуга, а в руках длинное копье со звездным отблеском на острие. В черном бескрайнем море ему виделась кавалькада утонувших всадников, в полном вооружении и в доспехах из перламутра. Эти слабо освещенные фигуры молча двигались из глубины к берегу, и гривы их боевых коней развевались в воде, как водоросли. Рты рыцарей-утопленников были открыты, словно они пели, но над волнами не разносилось ни звука — вместо голоса изо рта воинов выплывали облачка крови.
  • Обед получился прекрасным и вкусным, однако не было ни крепостных девок, ни прислуживающих чашников, ни собак, чтобы подбирать объедки. Лары или местные домовые, вероятно, связали этих людей строгой клятвой, поскольку, когда он сбросил объедки на пол, хозяева развели жуткую суету, приговаривая, что он, должно быть, сделал это случайно... И они сразу все убрали обрывками бумаги из свитка. Зачем им понадобилось наносить такое оскорбление свитку и какой вражеской библиотеке он принадлежал, осталось за пределами Азраиловой способности к ясновидению. Он недостаточно ясно видел бумагу, но разглядел вытесненный на ней замысловатый узор из цветов, явно по всей длине: работа, для выполнения которой монахам потребовались бы долгие годы.
Присутствуют

постмодернистская литературная игра

путешествия между мирами

Отсутствуют

стандартная фэнтезийная штамповка

элементы научной фантастики

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 8/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 9/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться