Google+
Реальность Жюля Верна NIGHTWISH МИРЫ. WARHAMMER FANTASY Журналисты
Версия для печатирецензии: «Римская звезда»

Александр Зорич «Римская звезда»

Мистический исторический роман * Вид книги: Роман * Издательства: АСТ * Выход:  2007 * Серия: Интеллектуальный детектив

Возвращение из ссылки

Несколько лет назад Александр Зорич в своей чуть ироничной манере рассказал автору этих строк о том, как попал он, Зорич, в некую телепередачу. Старательный диктор перед началом просматривал «автобио» героя, вслух читал названия книг, спотыкаясь и неправильно ставя ударение в слове «Сармонтазара». Но добравшись до строчки «сценаристы компьютерной игры «В тылу врага», журналист воспрял: «Как?! Это ВЫ делали ту самую «В тылу врага»?!!»

В этом — удача и беда Александра Зорича. Вот уже несколько лет он известен прежде всего трилогией «Завтра война», компьютерной игрой по ней и пресловутым «В тылу врага». Волна переизданий Сармонтазарского цикла и многих других книг писателя началась недавно, и вряд ли они смогут потягаться в тиражности с «Завтра войной». А жаль. Вдвойне жаль, что пока не переиздан лучший, на мой взгляд, роман Зорича — яркий, искрометный, потрясающий «Карл, герцог». Читателям нового поколения и невдомек, что Зорич бывает разным: иногда его лихие космодесантники и чародеи-сыщики уступают место совсем другим героям.

Сразу оговоримся: и фэнтези, и космоопера Зорича, безусловно, хороши. Но странные вещи Зорича — это совершенно отдельный разговор. В случае с «Римской звездой» — разговор об Овидии, о судьбе человека, судьбе поэта. О неизбежном выборе, который рано или поздно приходится делать каждому.

Разумеется, Овидий Зорича — не совсем «тот самый», да и история его — история альтернативная, мистическая. Успешный «поэт номер один» однажды приезжает на виллу «Секунда» по приглашению хозяина — самого Цезаря. Овидию предлагают сочинить поэму «о святости семейных уз и безгрешной сладости супружеского ложа». Конечно, Овидий отказывается. И все бы ничего: отказался со всей возможной почтительностью, Цезаря, вроде, не обидел, — да вот случилась оплошность. Еще когда только Овидий прибыл с другом Рабирием на виллу, им велели ни в коем случае не входить во флигель с золотой звездой. А они, разгоряченные спором, взяли да вошли.

С этого и начинаются злоключения Овидия. Рабирий спешит донести Цезарю — и бывшего «поэта номер один» отправляют в ссылку. Овидий искренне недоумевает: за что?! Ведь в злополучном домике ничего такого не было. Ну, сидел какой-то дряхлый старик, который фамильярно говорил о Цезаре, — и все! Где здесь криминал?!.

Однако сильнее, чем тайна флигелька, Овидия мучает неотступная страсть: вернуться в Рим! увидеть любимую жену!! поквитаться с предателем Рабирием!!! Для этого он готов совершить невозможное. Нет-нет, никаких извлечений меча из камня и швыряний колец в вулканы. Овидию предстоит измениться. Он берет уроки у добровольно покинувшего Рим гладиатора Барбия. Торгует притираниями для лица. Сражается с жуками-зерножорами. Чистит трубы в римских банях.

На первый взгляд, так себе подвиги. А если задуматься? В конце концов, важны не только результат, но и совершённое усилие...

Впрочем, Зорич не был бы Зоричем, если бы в итоге наградил Овидия банкой варенья и корзиной печенья. История возвращения поэта оказывается лишь частью совершенно другой — об удивительной любви...

Как и в «Карле, герцоге», Зорич создает свое, особое языковое пространство. Ритм речи, крылатые выражения, лексика — в них соединились Древний Рим и современный русскоязычный ландшафт: «Еще вопрос, смогу ли я в принципе, после терм Никострата, после общения с местной продолбаной во все дыры аристократией парилки, сплошь проститутки да проституты, сложить что-либо стоящее. Гнеф, мля, багиня васпой!

Тьфу!

Мучительно хотелось заговорить. Не событиями, обычными словами».

К счастью, у Зорича, в отличие от многих его коллег, подобный сплав нескольких культурных традиций оказывается однородным, цельным. (За вычетом очевидных анахронизмов числом три: «морская свинка», «ассасины» и «люмпены»).

Итог: Овидий не превращается в новорусского братка, он остается именно Овидием, причем изъясняющимся на живом языке. И поэтому переживания двухтысячелетней давности нет-нет да поразят неожиданной связью с нашими «здесь» и «сейчас». И поэтому же, наверное, единственное, с чем я не могу смириться, — финальное решение Овидия. Оно было бы правильным две тысячи лет назад. Но с тех пор мир несколько изменился... Или — нет?..

А где же фантастика?!

А фантастики в «Римской звезде» хватает. И мистические звери-покровители, и история гладиатора Барбия, и тот самый старичок во флигеле... Но о них нам говорить в рецензии невместно: антиспойлерный комитет не дремлет!

Цитата

Засыпая, я думал о том, что, в принципе, прикончив Рабирия, я оказал бы Риму добрую услугу.

Причем, не только поэтическому Риму.

Ведь ничего хорошего стрига, пожирательница младенческих кишочек и менструальной крови, надиктовать человеку не может. Но самое ужасное, надиктованное стригой «плохое» скорее всего не будет бесталанным. [...]

И если хорошие поэты создают прекрасные невидимые цветы, целые поля синих маков и охряно-желтых крокусов, которые, отцветая, производят семена — падая с небес на землю, эти семена через некоторое время прорастают на ней цветами самого разного свойства — от детей, цветов жизни, до цветов папоротника и девушек в цвету — то что же создает в тонком мире плохой поэт, со стригой на плече? Дерьмо? Ах, если бы! Скорее уж антицветы, не дающие цветам вегетировать. А еще вернее — своеобразный злой апейрон, втянув который ноздрями, человек начинает верить, что цветы — бабская забава, что боги выдумка жрецов, а жрец, по определению, способен только «жрать», что любовь нужна для хорошего траха, а Отечество там, где лучше кормят. Как-то так, в этом духе.

Светлые боги, вы слышите меня? Я не хочу знать, что именно создают в тонком мире стихи Рабирия, даже боюсь это знать! Я слишком устал знать, я хочу домой, я лично прощаю его, этого опухшего от излишеств лгуна. Но вы, светлые боги, прощать его не имеете права! Ведь иначе мы верить в вас перестанем, вообще перестанем верить! Посмотрите на нас со своих снеговых высот, мы здесь.

Присутствуют Отсутствуют

ирония

литературная игра

афористичность

эпические сражения

будильник для Ктулху

бунт Спартака

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Норм
№ 1
28.05.2010, 17:05
Очень тенденциозные оценки! Автора, прежде всего, надо оценивать как рассказчика - насколько он интересен читателю, а все остальное мишура.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться