Google+
Арнольд Супергерои как миф Фантастика 1960-х годов 10 шестеренок стимпанка
Версия для печатирецензии: «Дни между станциями»

Стивен Эриксон «Дни между станциями»

Оригинальное название: Days Between Stations * Фантастика * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2007 * Серия: Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир

«Вот твой билет, вот твой вагон...»

«Когда Лорен была маленькой девочкой, она вставала посреди канзасских полей и призывала кошек», — так начинается один из самых странных и причудливых романов в мировой литературе. «Дни между станциями» (1985) — дебют Стива Эриксона, однако уже этой книгой автор доказал, что способен играть в высшей лиге безо всяких поблажек и скидок на возраст или неопытность.

«Дни между станциями» — это история нескольких людей, живущих в странном, хотя и похожем на наш, мире. Собственно, различие между двумя универсумами — нашим и книжным, — проявляется, вскрывается далеко не сразу: здесь штришок, там деталь... Чудесный дар героини «говорить с кошками», удивительные песчаные бури, которые засыпают Лос-Анджелес, лютые зимы в Париже, где жгут исполинские костры из мебели и книг, небывалая засуха в Венеции... Все складывается в некий образ мира, где не так давно случилась катастрофа, вот только люди этого не заметили. Да и причины катастрофы остаются неясными.

Впрочем, сам мир никогда не вырывается на передний план и не становится главным героем романа. В центре читательского внимания остается любовный треугольник (или все-таки — догадываемся мы ближе к финалу — квадрат?): Лорен, ее муж-велогонщик и странный человек по имени Мишель Сарр. Человек, потерявший память, однако излечившийся от застарелой болезни заикания. Человек, который когда-то давно искал гениальный фильм своего деда Адольфа Сарра.

Взаимоотношения Лорен и Мишеля — одна из основных линий романа. Иногда кажется, что они, эти взаимоотношения и взаимоотторжения, и спровоцировали весь тот разлад, который царит в мире. Прямо по Дмитрию Быкову:

Небо ниже день ото дня. Житель дна, гражданин трущобы

Явно хочет, чтобы меня черт задрал. И впрямь хорошо бы.

Это ты, ты, ты думаешь обо мне, щуря глаз, нагоняя порчу,

Сотворяя кирпич в стене из борца, которого корчу;

Заставляешь дрожать кусты, стекло — дребезжать уныло,

А машину — гнить, и все это ты, ты, ты,

Ты, что прежде меня хранила.

В историю Лорен и Мишеля вложена еще одна (из которой парадоксальным образом и прорастают многие завязки и совпадения в их «здесь и сейчас») — это история Адольфа Сарра, снявшего гениальный фильм «Смерть Марата». Впрочем, за фильм дед Мишеля заплатил слишком дорогую цену; может, поэтому в итоге целиком ленту никто и не видел: ее премьера сорвалась, ее фрагменты разбросало по миру, как осколки от взорвавшейся бомбы. И ровно так же разбросаны по свету люди и вещи, которые некогда сыграли свою роль в создании «Смерти Марата». Со многими из них Лорен и Мишель встречаются, однако автор не спешит с подсказками, и читателю придется быть внимательным, чтобы увязать в единое целое намеки, образы, символы и отыскать ответы на целый ряд вопросов. Впрочем, допускаю, что некоторые даже самих вопросов не заметят — сюжет «Дней...» достаточно — коварно! — увлекателен, а иные детали кажутся лишь этакими штришками в общей чуть безумной картине.

Отдельно следует упомянуть о безусловном таланте автора одной-двумя фразами создать эту самую картину: живую, расцветающую красками, звуками, телесными ощущениями. Ну и, разумеется, низкий поклон переводчице, сумевшей передать все это литературным русским языком.

Итог: пожалуй, это один из редких романов, которые оставляют после себя стойкое «послевкусие». Эриксону удается тронуть душевные струны читателя, а не только вызвать у него интерес к сюжету и персонажам. Перед нами книга явно не для разового прочтения.

Это интересно
  • Так уж совпало, что в России книги Стива Эриксона впервые появились одновременно с романами его однофамильца и почти-тезки Стивена Эриксона; вторая волна изданий на русском у них тоже совпала. Однако если Стив пишет в лучших традициях магического реализма, то Стивен отдает предпочтение военному роману и фэнтезийному эпику (см. рецензию в следующем номере «МФ»).
  • Помимо «Дней...», у Стива Эриксона на русском выходили романы «Явилось в полночь море» и «Амнезиаскоп»; по нашим разведданным, готовится к изданию по крайней мере еще одна книга.
Цитата

Позови их снова, сказал он. Они не придут, сказала она. Но она позвала еще раз, и ее голос разнесся по улице, слегка вялый и невнятный; но, хотя она говорила совсем негромко, кто угодно — на улице, в глубочайшем подвале или на самом высоком чердаке — услыхал бы ее.

Улица была так неподвижна, что сперва это показалось обманом зрения; ни один из них не мог различить, что же шелохнулось; не открылась ни одна дверь, ни одно окно, но поскольку все было настолько неподвижно, малейшее движение вызывало зыбь — что-то неуловимо, неопределенно выпучивалось. Мишель прищурился. Она помотала головой. И тут она почувствовала что-то мягкое у щиколоток, и взглянула под ноги, и увидела кошку. Кошка смотрела на нее, мяукала ей. Это была та самая кошка, которая жила с ней, рождение чьих котят Лорен наблюдала в чулане. И когда Лорен с Мишелем оторвались от нее, перед ними, заполнив улицу от обочины до обочины, были сотни кошек. Они крались из проходов, показывались из теней; некоторые выкарабкивались из песка. Иные спрыгивали с крыш или свешивались со скрытых уступов. Медленно, осторожно они двигались к ней, как целое канзасское поле; их следы испещряли песок на улице позади. Они шли и шли, пока Лорен и Мишель не увязли в них; куда они оба ни смотрели, там ждали кошки — у их ног, и сбоку, и над ними, на крышах; все они сидели и ждали. Лорен взглянула на Мишеля, снова перевела взгляд на кошек — и сломалась, разрыдавшись в его объятиях.

Присутствуют

жестокие (но без натуралистичности) сцены

поэтичность слога и яркие образы

диковинные переплетения судеб

Отсутствуют

тайный заговор против человечества

deus ex machina

однозначно счастливый финал

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Лекс
№ 1
28.05.2009, 23:25
Одна из моих любимых книг, хотя советовать бы никому не стал - она довольно таки тяжелая и уж слишком на любителя. До сих экземпляры лежат на полке в магазине, а Стива Эриксона, как не читали так и не читают. Уже после прочел его "Амнезиоскоп", понравилось куда меньше, но тоже нуждается в неоднократном перечитывании. Одно я понял точно - без ста грам, записной книжки и ручки за чтение этого автора лучше не садиться, потому что по прочтению все воспоминания магическим образом превращаются в кашу. Но вот это самое "послевкусие" присутствует и именно в "Днях между станциями", за одно это и люблю. Еще ни одна книга таких теплых чувств не вызывала. Разве что "Сто лет одиночества" Маркеса, хотя в корне разные произведения.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться