Google+
Бестиарий. Йети ARMAGEDDON МИРЫ. DRAGONLANCE Ergo Proxy
Версия для печатирецензии: Параграф 78: Фильм первый, Параграф 78, ...

Параграф 78: Фильм первый

Жанр: фантастический боевик

Производство: Россия

Режиссер: Михаил Хлебородов

Продюсер: Юсуп Бахшиев

В ролях: Виктор Вержбицкий, Гоша Куценко, Михаил Ефимов, Владимир Вдовиченков

Премьера: 22 февраля 2007

Прокатчик: Централ Партнершип

Параграф 78, Фильм второй

Жанр: фантастический боевик

Производство: Россия

Режиссер: Михаил Хлебородов

Продюсер: Юсуп Бахшиев

В ролях: Виктор Вержбицкий, Гоша Куценко, Юсуп Бахшиев, Владимир Вдовиченков

Премьера: 29 марта 2007

Прокатчик: Централ Партнершип

Номер в цикле: 2

Пополам

После развала группы Спам угодил в тюрьму. А Люба подался в охранники — оберегать друга от заключенных и заключенных от друга.

История мирового кинематографа кишит примерами того, как грубое вмешательство в таинство режиссуры губило на корню или, по меньшей мере, порядком портило фильмы, которые без подобного надругательства могли бы получиться куда успешнее — как в творческом, так и в кассовом смысле. Несчастный Стэнли Кубрик незадолго до смерти признался, что звездная парочка — Том Круз и Николь Кидман — так подавляла его на съемочной площадке «С широко закрытыми глазами», что вместо очередного шедевра вышло странное нечто, которое было стыдно и страшно показывать критикам. Дейвид Туи, создатель культовой «Кромешной тьмы», был вынужден смириться с требованиями Universal Pictures и порезать свои «Хроники Риддика» так, что от фильма отвернулись даже самые преданные фанаты харизматичного уголовника Риддика. Режиссерскую версию, правда, тоже сложно назвать образцовым фильмом, но смотрится она все-таки куда лучше того чуда в перьях, что пошло в прокат.

Справедливости ради стоит отметить, что обратных примеров — когда производственная студия, продюсер или авторитетные актеры решительно вклинивались в кинопроцесс, тем самым спасая картину от печальной участи, — тоже тьма тьмущая. Просто говорить о них как-то не принято — дескать, порезали трехчасовую тоску смертную до полутора часов, заменили банальные диалоги на фразы, которые попадут в Вечность, пригласили нового режиссера для досъемок — ну и молодцы, работа у них такая. К тому же ситуацию с «Параграфом 78», о котором пойдет речь ниже, вряд ли можно назвать вмешательством во спасение.

С фильмом, который, удостойся он бережного к себе обращения и внятной рекламной кампании, запросто мог бы выбиться в лидеры отечественного проката, обошлись явно не по Женевской конвенции. По-человечески понятное желание вернуть вложенные в проект деньги привело к удивительному решению — разрезать уже почти готовую картину на две части, а для обеспечения должного хронометража — растянуть «вступление» (вполне себе классическое для фильмов, в сюжете которых фигурируют Секретные Лаборатории, Отряды Хорошо Вооруженных Людей и Потерявшие Человеческий Облик Лаборанты) на полтора часа экранного времени.

Добрый Доктор закончил инструктаж группы и собирается сделать всем по прививке.

Общеизвестно, что режиссер Михаил Хлебородов против такого деления возражал как мог, однако против продюсерского слова особо не попрешь. Вот так и получилось, что первый «Параграф 78» состоит преимущественно из прогулок отряда по той самой лаборатории (где проводились исследования в области биологического оружия, а затем, как водится, все пошло наперекосяк), да из перебранок между бравыми вояками, которые давно не виделись и, видать, успели поотвыкнуть от общения друг с другом.

И вот тут у фильма начинаются проблемы — одной только психологией и саспенсом зацепить удается далеко не всех зрителей. Тем более что среди людей, которые пришли в кинотеатр на фантастический боевик, ценителей «просто красивых съемок» и «просто хорошей актерской игры» не так уж и много. Фантастика, конечно, присутствует: события разворачиваются в недалеком будущем, когда о древних подземных бункерах будут говорить «их еще при Путине строили», да и сразивший обитателей лаборатории вирус тоже сложно причислить к вещам повседневным. А вот с экшеном вышел некоторый дефицит — так, немного действия в самом начале фильма, когда Гудвин в исполнении Гоши Куценко собирает свою давно уже развалившуюся команду, плюс несколько напряженных сцен по ходу повествования. Для полнокровного представителя жанра — сущие пустяки.

Оружие у Любы — подстать его комплекции.

Другое дело, что к картинке, музыкальному оформлению и пресловутому психологизму придраться и впрямь сложно. Набивший руку на музыкальном видео Хлебородов, в отличие от иных коллег, клипового монтажа и клиповой манеры съемок чурается. Каждую сцену он откровенно смакует, и не суть важно, что при этом находится в кадре — бутылка водки, пулевое отверстие в стене или палящий из «Вулкана» добродушный здоровяк Люба. Спецэффекты, по большей части, либо уместны, либо вообще незаметны, что тоже встречается в наших палестинах не слишком часто. Ко всему прочему, диалоги в «Параграфе 78» прописаны живо и с юмором: иногда картина банально развлекает зрителя, а иногда умело сбивает волей-неволей народившийся пафос.

К сожалению, первая половинка «Параграфа 78» заканчивается на самом-пресамом интересном месте, оставляя даже подготовленных к такому фокусу зрителей в состоянии некоторого разочарования. Тем же, кому довелось или еще только доведется увидеть обе части фильма разом (а то и вовсе режиссерскую версию, которая вроде бы планируется к выпуску), можно лишь позавидовать: на смену Саспенсу приходит Его Величество Экшен, и Михаил Хлебородов с большим отрывом выигрывает соцсоревнование на звание лучшего режиссера боевиков Всея Отечества.

Отношения у Скифа с Лисой непростые. И именно Гудвин тому виной.

Файтинг-сцены и перестрелки, которыми насыщена вторая половина «Параграфа 78», сняты до того роскошно, что в их российское происхождение ну совсем не верится. У нас драки принято снимать трясущейся камерой и без вменяемой хореографии, а потом довершать начатое издевательство рваным монтажом. Совсем иначе обстоят дела у режиссера Хлебородова, оператора Сергея Козлова и постановщика боевых сцен Владимира Орлова. Все без исключения разборки между главными героями (дерутся они, в силу обстоятельств, один на один, что порой приводит к очень драматичным, без дураков, моментам) достойны занесения в какой-нибудь Золотой Фонд Экшена — на полном серьезе, безо всяких скидок на отечественное происхождение.

Каждое движение отточено, каждый кадр выверен, каждое slo-mo оправдано, каждый участник выкладывается на двести процентов: после сцены «Скиф против Пая» кажется, что дома у обоих актеров хранится по огромной коллекции боевых ножей, а финальный поединок Гудвина со Скифом со всеми этими блоками и ударами на опережение утверждает во мнении, что и Куценко, и Вдовиченков прошли форсированную подготовку в десантных войсках и теперь могут смело прохаживаться в одиночку по темным улочкам, выкрикивая оскорбительные лозунги в адрес бесчинствующей по ночам шушеры. Им не страшно, они вон какие приемчики знают!

Но подлинный шок вызывает даже не эта во многом решающая схватка, а феерия под кодовым названием «Гудвин против Фестиваля». Очевидно, пребывая под большим впечатлением от финальной экшен-сцены «Эквилибриума», Хлебородов с Орловым поставили себе задачу переплюнуть оригинал — и вполне успешно с ней справились. Подробное описание того, что вытворяют на экране вооруженные пистолетами Куценко и Сиятвинда, заняло бы, пожалуй, страниц пять сплошным текстом без иллюстраций, причем как минимум половину этого объема пришлось бы потратить на чистейшие эмоции — всевозможные ахи, охи и вопли восторга. Но поскольку раздела «Смакуем фильм покадрово» в нашем журнале нет и не предвидится, вам придется поверить нам на слово — «Параграф 78» и в самом деле настолько хорош.

В группе назрел конфликт. Впрочем, разрешится он довольно неожиданно.

Пай — самый, пожалуй, уравновешенный и рассудительный человек в команде.

Итог: хочется надеяться, что фильм Михаила Хлебородова, позиционируемый как «первый российский фантастический боевик», прибавит головной боли тем отечественным киноделам, которые до сих пор снимают экшен по лекалам советского и постперестроечного времени. После выхода «Параграфа 78», который умудряется сочетать в себе нестыдную драматургию с ураганным и роскошно снятым действием, делать «как раньше» должно быть банально стыдно. Единственный серьезный минус фильма — это пресловутое деление пополам, без которого вполне можно было и обойтись. В остальном же — самый настоящий эталон жанра.

Это интересно
  • За месяц до премьеры с Садового кольца пропал рекламный плакат «Параграфа 78» размером 60 на 20 метров. По утверждению очевидцев, подъехала бригада людей, одетых сотрудниками рекламного агентства, плакат сняли («Надо почистить») и увезли в неизвестном направлении. Теперь у кого-то дома висит очень большой постер.
  • К выходу фильма был приурочен музыкальный фестиваль «Параграф 78 FEST». В нем приняли участие музыканты, чьи композиции звучали в фильме.
Цитата

«Наш полет проходит на высоте не скажу точно сколько над уровнем моря. Надувные плотики под сидениями не предусмотрены конструкцией нашего авиалайнера. Если вы рассчитываете на прохладительные напитки и горячий обед... Ха! Обломайтесь» (пилот вертолета).

Присутствуют Отсутствуют

роскошные файтинг-сцены

любовный треугольник

отличные диалоги

Гоша Куценко

дергающаяся камера

скука

настоящие зомби

драки «стенка на стенку»

Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
30.11.2009, 08:21
Плохо
Фильм, получился слабым, всю картины я наблюдал за тем как Персонажи изводили друг друга разными подручными средствами под корень, и до сих пор не могу понять и в чем здесь смысле действия, показать пример красивой смерти (так и других фильмов на это зрелище хватает), провести любовный треугольник, но я уже это видел…
В общем разочарование фильмом привело к оценки 6/10, за вменяемую игру актеров и за красивые смерти последних…

Последний раз редактировалось Bad 13; 30.11.2009 в 08:23.
Spy Fox
№ 2
30.11.2009, 15:11
Что первый фильм, что второй - глупая нудятина с закосом под американцев. Честно говоря, не знаю, зачто этот фильм можно любить. Сравнивать его с "Эквилибриумом" - кощунство, потому как в нем все было достаточно плавно и синхронно, а тут монтаж рванный и искуственность компьютерных спецэффектов видна невооруженным глазом.
Вообщем, плохой фильм и рецензия тоже. Его явно перехвалили.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться