Google+
MASHUP Русские в западной фантастике Мир Черного отряда Глена Кука Распространенные заблуждения
Версия для печатирецензии: «Лотерея»

Кристофер Прист «Лотерея»

Оригинальное название: The Affirmation * Психоделическая фантастика, философская фантастика * Вид книги: Роман * Пер.: М. Пчелинцев * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2007 * Серия: Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир

Отражение зеркала в зеркале

Вопрос самоидентификации — едва ли не один из самых древних в литературе. Чтобы понять самого себя, человек, не способный взглянуть на себя со стороны, поневоле вынужден обращаться к чужим точкам зрения.

А поскольку каждый из нас с течением времени неизбежно меняется, что мешает нам нынешним взглянуть на себя когдатошних? Стать зеркалом, само-отразиться... Сложная, странная... страшная задача.

Питер Синклер, главный герой романа «Лотерея», оказался на распутье. Прежняя жизнь Питера разрушена: он лишился работы и жилья, и даже любимая женщина оставила его. Чтобы перевести дыхание и понять, как же ему быть дальше, Питер едет за город, в домик старого отцовского приятеля. Там он берется за рукопись, в которой хочет изложить все события своей недолгой двадцатидевятилетней жизни.

Вот только факты, записанные на бумаге, становятся малозначительным нагромождением ненужных подробностей. К тому же — не годится ведь писать откровенные и обидные вещи о людях, ныне здравствующих. Поэтому сперва Питер заменяет в рукописи настоящие имена на выдуманные, а затем берется переписывать ее, поняв: главное — не факты, а ощущение, настроение, некий сверхсмысл, которого не передать словами. Питер начинает писать свою жизнь с чистого листа — ту, настоящую, которая имеет мало сходства с жизнью реальной.

Когда-то Борис Пастернак писал: «Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться. Познание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа». Именно это делает Питер, еще не подозревая, к каким последствиям приведет его попытка отразиться в зеркале собственного сознания и воображения.

В своем воображении он — обитатель странного мира, где изобрели средство борьбы со старением человеческого тела. Эта дорогостоящая операция доступна не каждому — и в то же время всем, так как, во имя справедливости, право пройти ее разыгрывают во всемирной лотерее. И Питеру выпадает счастливый билет!

Вот только — счастливый ли? В конце концов, зачем Питеру бессмертие, что он будет с ним делать?! По пути в клинику, находящуюся на одном из южных островов обширного Архипелага, Питер знакомится с девушкой Сери, которая убеждает его не отказываться от дара судьбы. И хотя Питер упорствует, врачи клиники находят самый убедительный из аргументов: оказывается, Питер смертельно болен, жить ему осталось считанные годы — если тотчас, немедленно, не произвести операцию!

Есть лишь одна загвоздка: после операции человек теряет память, и ее приходится кропотливо восстанавливать по многочисленным анкетам, которые больные заполняют накануне. Вот только времени на анкеты у Питера нет — зато есть рукопись, которую он некогда написал. Рукопись, в которой он изобразил себя в выдуманном мире, где существуют Лондон, «Битлы» и где три десятка лет назад отгремела война с Гитлером...

Обе сюжетные линии переплетаются — и вот уже читатель вполне резонно задает себе вопрос, какая же из двух историй — отражение, выдумка рассказчика, а которая повествует, собственно, о Питере? Какой из Питеров истинный? И как это проверить? — если вообще это возможно проверить! Увы, при переводе российские издатели назвали роман «Лотерея»; в оригинале его название — The Affirmation — имеет несколько значений: и «заявление, утверждение чего-либо», и «подтверждение»...

Кристофера Приста, безусловно, привлекает то, что называется «внутренними событиями». В романе нет ни перестрелок, ни погонь, ни головоломных приключений — и вместе с тем он держит читателя в напряжении от первой до последней страницы. Загадки, связанные с жизнью Питера, изменения его внутреннего «я», взаимоотношения Питера со своей девушкой (Грацией в лондонской линии и Сери в линии Архипелага) и с родственниками... — все это оказывается триллером покруче какого-нибудь «Парка юрского периода».

Отдельно хочется отметить качественный перевод и очень удачную иллюстрацию на обложке. Правда, ди Каприо не имеет к «Лотерее» ни малейшего отношения, однако суть книги, ее «сверхсмысл», на мой взгляд, художник передал очень верно.

Итог: роман больше для ума, нежели для сердца. Однако нельзя сказать, что это головоломка-пустышка: в книге хватает серьезных размышлений о природе человеческого сознания и самосознания, о жизни и смерти и о тех зеркалах, из которых мы в течение всей жизни выстраиваем свой собственный лабиринт, — чтобы отражаться в них и, следовательно, существовать.

Это интересно

Читателям «МФ» Кристофер Прист знаком прежде всего по материалам, посвященным экранизации его романа «Престиж». Также на русском выходили его книги «Опрокинутый мир», «Машина пространства» и «Гламур».

Цитата

...Мне вспомнилось, как однажды вечером, сидя на веранде виллы, арендованной мною у Колана, я сделал для себя потрясающее открытие, что любое воспоминание неполно и что творческое воссоздание прошлого выявляет истину более высокую, чем самая совершенная память. Жизнь может быть описана на языке метафор, именно это и были упомянутые мною шаблоны. Фактические подробности, касавшиеся, к примеру, моего детства, представляли мало интереса, но с точки зрения метафорической, взятые как образчики взросления и познавания, они стали гораздо выше и значительнее. Касавшиеся меня как часть моего личного опыта, они касались также и более объемных пластов опыта общечеловеческого, как их неотъемлемая часть. Ограничься я банальным повествованием, перебором запомнившихся мне подробностей, мое освещение своей собственной жизни было бы односторонним.

Я не мог выделить себя из контекста, а потому стал в своей рукописи целокупностью, описав и свою жизнь, и то, как я ее проживаю.

Так что мне ли было не знать, что любые ответы на этот вопросник будут не более чем полуправдами. В буквальных ответах на буквальные вопросы нет места для подробностей, для метафор, для повествования.

Присутствуют

(анти)утопическое общество

исследование глубин человеческой психологии

возможность нового восприятия романа при втором-третьем прочтении

Отсутствуют

зеленые человечки и прочие инопланетные вторженцы

матрицеподобная философия

однозначный финал

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 8/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться