Google+
РУССКИЙ СТИМПАНК Разговор с Анджеем Сапковским ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» Глен Кук
Версия для печатирецензии: «Гиперион»

Дэн Симмонс «Гиперион»

Оригинальное название: Hyperion * Интеллектуальная космоопера, философская фантастика * Вид книги: Роман (в сборнике «Песни Гипериона») * Пер.: А. Коротков, Н. Науменко * Издательства: АСТ * Выход:  2005 * Серия: Библиотека фантастики * Цикл: Гиперион * Номер в цикле: 1

Cумма фантастики

Почти все этапные произведения мировой литературы можно условно разделить на два типа. Одни, как «Властелин Колец» Толкина, открывают новые направления в творчестве, становятся основоположниками и законодателями жанра. Другие, напротив, подводят итог достижениям предшественников, превращаются в ориентиры как для читателей, так и для писателей. Именно среди таких книг в фантастике последних десятилетий ярким пиком высится «Гиперион» Дэна Симмонса.

...Галактическая Гегемония, планеты которой населяют потомки выходцев со Старой Земли, готовится к решающей войне с Бродягами. Пророчество гласит, что в эти последние дни на планету Гиперион должны отправиться Избранные, которые откроют тайну, связанную с Гробницами Времени и обитающим там чудовищным Шрайком. Отец Войт, носящий на себе таинственный крестоформ. «Мясник Южной Брешии», полковник Федман Кассад. Частный детектив Ламия Брон, хранящая в «петле Шрюна» кибрид английского поэта 19 века Джона Китса. Ученый Сол Вайнтрауб, для дочери которого время течет вспять. Престарелый поэт Мартин Силен, помнящий Землю. Истинный Глас Древа «Иггдрасиль», тамплиер Хет Мастин. Консул, человек без имени, дипломат и двойной агент. Все они встречались со Шрайком ранее — и только эта шестерка может разгадать тайну Повелителя Боли.

«Гиперион» — это несколько разных сюжетов, изящно спаянных автором воедино. Неспешная эпичность романа, основанная на жестко и емко выписанных деталях мира и характерах, не дает закрыть книгу и отложить ее в сторону. Тематический пласт «Гипериона» касается почти всего, о чем писали фантасты в двадцатом веке: здесь есть космические перелеты, колонизация планет, контакт с другими цивилизациями, путешествия во времени, гено-, био-, наноинженерия, искусственный разум, виртуальное пространство... Все это, сведенное под один знаменатель, не мешает друг другу и читается органично и целостно. С этой точки зрения «Гиперион» — некая «сумма фантастики» двадцатого века.

Что еще? Еще — тема, красной нитью проходящая через все произведения автора. Страдание и боль как неотъемлемая составляющая нашего бытия. Мученичество пастора Пола Дюре, терзания Сола Вайнтрауба, любовь Консула к навсегда потерянной для него Сири... Наконец, Шрайк — жуткая помесь вывернутой наизнанку «железной девы» и машины времени, которая как будто только что сошла с полотна Босха; одушевленное орудие пытки, наказывающее своих жертв на Древе Боли. Все это создает сильный эмоциональный фон книги.

Дэн Симмонс выделяется из общего ряда коллег не только мастерством и неординарностью. Бывший преподаватель английского языка весьма эрудирован в общекультурном, гуманитарном плане и прежде всего — в истории литературы. «Гиперион» — это роман не только о космических битвах и пришельцах из будущего. Немалое место в книге уделено литературной тематике. Один из главных героев романа — поэт Мартин Силен, чья жизнь и творческий путь подробно описаны автором. Английский стихотворец Джон Китс (само название «Гиперион» Симмонс заимствовал из его поэмы) действует в романе и как реальное историческое лицо, и как кибрид — клон, который контролируется искусственным интеллектом. Размышления о литературе и ее месте в человеческой культуре занимают немало места в книге, пересыпанной прямыми и косвенными отсылками к лучшим образцам мирового искусства.

Итог: серьезная философия в сочетании с мощной композицией текста, мрачными и сильными символами. Выпукло выписанные главные герои и интересные сюжеты. «Гиперион» — это произведение, которое достойно занять место не только в антологии фантастики, но и антологии мировой художественной литературы двадцатого века. Роман стоит прочитать каждому — хотя бы один раз. И — готов поспорить, что вы вернетесь к нему еще и еще.

Это интересно
  • Считается, что каждая из новелл «Гипериона» соотносится с определенным периодом в фантастике 20 века. Истории отца Хойта соответствует фантастика тридцатых, новелле Консула — военная фантастика 40-х—50-х годов, похождениям Мартина Силена — «новая волна» шестидесятых, поискам Ламии Брон — киберпанк восьмидесятых.
  • Гиперион — имя титана из древнегреческой мифологии. В 19 веке британский поэт Джон Китс создал поэму «Гиперион», в которой рассказывалось о торжестве Олимпийских богов, победивших титанов. Его же перу принадлежит поэма о любви богини луны к пастуху «Эндимион», где переплетаются темы из множества других древнегреческих легенд и мифов. Оба произведения Китса дали названия романам Дэна Симмонса — «Гиперион» и «Эндимион».
  • Симмонс — далеко не единственный фантаст восьмидесятых, который сделал одним из своих героев поэта 19 века. Можно вспомнить «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, где действуют Байрон и другие писатели его круга, а также целый ряд фантастических произведений.
Цитаты
  • Ураганный ветер сотрясал корабль, купол полыхал белым пламенем, каюту заполнили раскаты грома. От непрерывных вспышек перед глазами у Консула поплыли огненные блики.

«Вагнера стоит слушать только в грозу», — подумал он и закрыл глаза, но молнии были видны и сквозь веки. Ему вспомнились холмы поблизости от Гробниц Времени, сверкающие кристаллики льда, несущиеся над развалинами, холодный стальной блеск Шрайка и это невообразимое дерево из металлических шипов. Он вспомнил крики в ночи и пронизывающий взгляд тысячегранных кроваво-красных глаз Шрайка.

  • Пятно стало четче, и мы увидели голову существа, которое может привидеться разве что в наркотическом кошмаре: лицо из стали, хрома и кости, пасть — как у помеси волка с экскаватором, глаза, как рубиновые лазеры, сверкающие сквозь кроваво-красные самоцветы; из переливающегося ртутного лба торчит кривой тридцатисантиметровый клинок; такие же шипы воротником окружают шею.
Присутствуют

большинство тем современной НФ

отсылки к мировой культуре

продолжения

Отсутствуют

логические несостыковки

предсказуемость

однозначное Добро и Зло

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 10/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться