Google+
Терминаторы HELLBOY ROBERT DOWNEY Фантастические воры
Версия для печатирецензии: Волкодав из рода Серых Псов

Волкодав из рода Серых Псов

Жанр: Фэнтези

Производство: Россия

Режиссер: Николай Лебедев

Продюсер: Сергей Даниелян, Рубен Дишдишян, Юрий Мороз

В ролях: Наталья Варлей, Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Александр Домогаров, Игорь Петренко, Артем Семакин, Юозас Будрайтис, Резо Эсадзе

Премьера: 1 января 2007

Прокатчик: Централ Партнершип

Источник: Роман Марии Семеновой «Волкодав»

Еще один первый блин

Странные вещи иногда случаются: смотришь один фильм, а думаешь совсем о другом. Вот и на пресс-показе «Волкодава из рода Серых Псов» мне навязчиво вспоминался «Властелин Колец». Пришлось признать: нет, неправ я был три года назад, ругая режиссера за эльфов в обороне Хельмовой Пади и вырезанного Тома Бомбадила. Питер Джексон сотоварищи действительно очень бережно обошелся с оригиналом. Да что там «Властелин Колец» — даже «Дозоры» оказались вполне себе сняты если не по книге, то по вселенной Лукьяненко и Васильева! Ну да, впрочем, обо всем по порядку.

Так начинается наша история. Крови прольется много, но все окончится хорошо.

«Поменять еще несколько имен и названий, уже и я не догадалась бы, что это по моей книге снимают».

Мария Семенова в интервью «МФ»

«Когда мы встречались с Марией Семеновой, у нее было много вопросов по поводу сценария, подчас весьма резких. Мы долго общались и расстались, по-моему, союзниками».

Николай Лебедев

Даже свадебный поезд кнесинки сократился до размеров Братства Кольца.

Итак, в незапамятные времена один герой, вооружившись помощью Бога грозы, заточил Морану-Смерть в Замковых горах и припечатал церой — артефактом, по форме напоминающим каменную стельку шестидесятого размера. Церу он отнес в стольный Галирад, который с тех пор зажил богато и счастливо. Однако зло не дремлет: в окрестностях города появляются два жреца Мораны, вознамерившиеся освободить владычицу из заточения. Узнав, что в одной деревне выкован меч, способный уничтожить их богиню, смертепоклонники нападают на мирное поселение, вырезав всех жителей, кроме одного. Мальчик из рода Серых Псов отправляется в рудники Самоцветных гор, затаив в сердце жгучее желание отомстить убийце матери...

Это все присказка, а сказка с первого января добросовестно отрабатывает затраченные на нее 10 миллионов долларов «во всех кинотеатрах страны». Скрестим пальцы за то, чтобы самый ожидаемый долгострой российской кинофантастики не провалился в прокате, — ведь если это случится, отечественные студии наверняка поставят жирный крест на фэнтези-экранизациях. Однако и ошеломительного успеха «Волкодаву» желать не станем, дабы наши продюсеры-режиссеры не остановились на достигнутом и в следующий раз сняли что-нибудь поприличнее.

Сцена освобождения Эвриха осталась от книги. По большому счету, сюжету фильма и сам Эврих-то не нужен.

Мария Семенова как в воду глядела: от оригинала в «экранизации» действительно остались только имена и названия. Сам подход к истории в корне другой: если в центре книги стоял образ заглавного героя, его искания и переживания, то фильм сосредоточен на сюжете, приключениях. В романе мы видим Волкодава после достижения жизненной цели, человека, которому некуда, да и незачем идти, — но который постепенно находит новый смысл в своей жизни. Завязка фильма оставляет героя неотомстившим, и поэтому Волкодавом движет стремление поквитаться с заклятым врагом, а не долг перед близкими и доверившимися ему людьми. В этом смысле показателен ответ героя на вопрос Эртан, почему он согласился идти Старой дорогой: «Так надо». Надо — кому? Разумеется, самому Волкодаву: он ищет встречи с Жадобой и ради этого готов пренебречь безопасностью кнесинки, к которой сам напросился в телохранители. Способен ли на такое книжный Волкодав, пусть даже неотомстивший? Нет.

Изменились до неузнаваемости и прочие герои. Людоед и Жадоба оказались не просто лихими людьми, а могущественными служителями Смерти, которым подвластны сверхъестественные силы. Кнесинка Елень — последняя наследница того самого мифического мораноборца. Ей бы из Галирада не выходить, город да церу беречь — нет, отправили за тридевять земель к немилому жениху. Лучезар избавился от наркотической зависимости и вроде бы даже облагородился: по крайней мере, сговаривается с Жадобой не ради личной власти, а для благополучия родного Галирада. Но тогда совсем уж непонятно, зачем ему было освобождать Морану. Тилорн, Эврих и Ниилит остались более-менее прежними только потому, что были оттеснены на дальнюю периферию повествования. Пожалуй, единственный персонаж, мастерски удавшийся съемочной группе, — это Нелетучий Мыш, не растерявший обаяния ни в «живом», ни в компьютерном варианте.

Свадебный наряд кнесинки из 3000 деталей засветился в кадре буквально на пару секунд.

Возникает резонный вопрос: если над персонажами и сюжетом проведена такая большая работа, если сценарий написан фактически с нуля, — зачем было покупать права на экранизацию и называть фильм «Волкодав»? Книга Семеновой, конечно, бестселлер, но один только статус первого российского фэнтези наверняка обеспечил бы фильму успех. Такое впечатление, будто издательства сами приплатили киноделам, дабы потом перевыпустить книги с новыми обложками. А ведь не пытайся создатели сыграть на узнаваемом названии, претензий к фильму было бы куда как меньше, да и обломки «первоисточника» не торчали бы там и сям печальными памятниками старины.

В режиссерской ипостаси Николай Лебедев выглядит куда выгоднее, чем в роли сценариста. Но и тут на ум приходит «Властелин Колец»: чувствуется, что создатель фильма очень тщательно посмотрел трилогию Джексона и не постеснялся многое из нее скопировать. В сцене нападения Жадобы на обоз разбойник выглядит совершеннейшим назгулом (отметим также, что внешний вид жреца Мораны — явная отсылка к злодею из «Уиллоу»). Битва в святилище вызывает в памяти бой на Заверти, а сражение над Препоной — мост Казад-Дума, только плетки главгаду не хватает. Справедливости ради надо сказать, что копирование это достойное и почти не уступающее оригиналу — но все-таки копирование. Не замечены в фильме и чисто технические ляпы: автомобили в кадре, массовка в современной одежде, отражения камер. Своими глазами видел, как Лебедев на съемках велел статистке из третьего ряда толпы стереть с губ помаду.

Распятая красавица и злодей... Где-то мы это видели. Неоднократно.

Спецэффекты по большей части незаметны — этим и хороши. Но как только они выступают на первый план, как в финале фильма, — хоть святых выноси. Богиня смерти в виде инфернальной помеси Балрога и воронки из «Ночного дозора» — возможно, находка любопытная, но вряд ли удачная. Над костюмами создатели потрудились на славу: разработали особые доспехи, щиты и оружие для галирадцев, культистов и харюков. Но — подобные нюансы лучше всего заметны в строю или сражении «стенка на стенку», а фильм не предусматривает ни того, ни другого. Конфуз вышел и с боевыми сценами: возможно, изначально они поставлены неплохо, но похожие друг на друга противники, странное освещение и рваные движения камеры сводят на нет весь эффект. К тому же бои до уныния однообразны. И уж совершенно непонятно, почему режиссер не предусмотрел комических моментов (не отнесешь же к ним старуху Хайгал, молотящую врагов подушками), — в итоге зрители прыскают в ладонь как раз на тех местах, которые должны вызывать насупление бровей и мрачную серьезность.

Впрочем, одна сцена в фильме достойна всей разведенной вокруг «Волкодава» рекламной шумихи. К сожалению, не финальная, — а та, в которой кнесинка, Жадоба и спутники Волкодава параллельно собираются каждый в свой поход. Безупречный монтаж, неплохая фоновая музыка и эмоциональная насыщенность этого эпизода вполне могут искупить все недостатки фильма, которые вы видели до этого. К сожалению, не те, которые еще предстоит увидеть.

Харюки планировались как комические персонажи. Но ничего, кроме легкой брезгливости, они не вызывают.

«Миром правит любовь!» — глаголет устами матери Кендарат режиссер.

Николай Лебедев: «Мы неплохо потратили 10 миллионов и три с половиной года!»

Итог: первое российское фэнтези оказалось снято не по роману Марии Семеновой, а по мотивам фильма «Властелин Колец». В этом тоже есть свой смысл: показать, что и мы умеем делать не хуже Голливуда, укладываясь при этом в куда как скромный бюджет. Местами — действительно, умеем. Хорошо бы уже на этом успокоиться и снять теперь что-нибудь свое, менее амбициозное и более внятное.

Это интересно
  • Права на экранизацию были куплены в марте 2003.
  • Съемки заняли 130 дней, еще столько же времени съемочная группа по разным причинам простаивала.
  • Полтора года ушло на монтаж, обработку изображения, создание спецэффектов, озвучку.
  • Журналисты иногда упоминают, что площадь возведенных на «Мосфильме» декораций Галирада — 5 квадратных километров. В действительности — 5000 квадратных метров, в тысячу раз меньше.
Цитаты
  • «Я спас тебя в обозе, и теперь ты можешь доверять мне. Возьми меня охранителем!» (Волкодав — кнесинке).
  • Кнесинка Елень [...] громко и звонко выговорила осененную временем формулу найма телохранителя:

— Я хочу, чтобы ты защищал меня вооруженной рукой. Заслони меня, когда на меня нападут!

Волкодав настолько не ожидал ничего подобного, что на мгновение попросту замер, растерявшись.

Мария Семенова, «Волкодав»

  • — Меня спасла одна женщина. Она говорила: миром правит любовь.

— Ты тоже так думаешь?

— Нет. Все решает сила.

Диалог Волкодава и Эртан

  • — Совершенство!.. По мне, голову оторвать все же верней!

— По мне, тоже, — сказал Волкодав. — Вот потому я и не победил бы Мать Кендарат.

Мария Семенова, «Волкодав»

  • «Эта песня была о тебе» (кнесинка — Волкодаву).
  • Мангул пела по-саккаремски [...] В Саккареме на волков охотились с беркутами. Особых псов не держали, не было и названия. Женщина употребила слово, обозначавшее птицу. Венн родился заново: в его сторону не повернулась ни одна голова.

Мария Семенова, «Волкодав»

Присутствуют

боевая магия

боги

пафос

месть

Отсутствуют

венны, сегваны, сольвенны, вельхи

логичный сюжет

гэги

масштабные сражения

ЗРЕЛИЩНОСТЬ:    ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 8/10
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 5/10
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА:    СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 7/10
РЕЖИССУРА:    РЕЖИССУРА: 7/10
АКТЕРСКАЯ ИГРА:    АКТЕРСКАЯ ИГРА: 7/10
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
02.09.2009, 18:03
Посмотрел фильм и понял это провал!!!
Получилась Хрень под названием «Американское фентози с декорациями славянского»!!
На большее он не тянет!!
Режиссер с погоне за спецэффектами забил на сюжетную линю книги!!
Spy Fox
№ 2
02.09.2009, 19:26
Когда я посмотрел этот фильм в первый раз, он мне очень понравился. Но все-таки надо стараться снимать лучше.
А вот рецензия хороша. Тем более, что писал явно тот, кто знаком с первоисточником.
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться