Google+
ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных АНИМЕ. TENGEN TOPPA GURREN LAGANN Страна Оз: экранизации
Версия для печатирецензии: «Врата Птолемея»

Джонатан Страуд «Врата Птолемея»

Фэнтези * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2006 * Цикл: Люди против магов * Номер в цикле: 3

Последний волшебник

Все когда-нибудь кончается — и плохое, и хорошее. Подошла к финалу и замечательная трилогия Джонатана Страуда о джинне Бартимеусе и юном волшебнике Натаниэле. И финал этот получился ничем не хуже двух предыдущих книг.

После событий «Глаза голема» прошло еще три года. Британская Империя, во главе которой стоят малосимпатичные волшебники, по горло увязла в войне с американскими колониями. После первоначальных успехов британцы терпят одну неудачу за другой. Подняли голову и их европейские враги, чьи агенты-демоны постоянно совершают диверсии на британской земле. Ширится недовольство простолюдинов: как грибы после дождя, множатся подпольные движения, которые организуют забастовки и волнения. Поэтому правительство и лично всемогущий премьер-министр Руперт Деверокс уделяют особое внимание пропаганде. Важнейший пост министра информации занимает фаворит премьера, блистательный Джон Мэндрейк (бывший Натаниэль), который в свои семнадцать лет входит в число Семерки — самых влиятельных людей Империи.

Мэндрейк трудится в поте лица днем и ночью — этакий магический Геббельс, подменяющий беспощадную правду беспардонным враньем. Однако на сердце у Джона-Натаниэля тяжко. Он не может не видеть, что его коллеги озабочены чем угодно — только не благом государства. И, в силу ряда причин, в душе юноши добросовестный Натаниэль постепенно оттесняет беспринципного честолюбца Джона Мэндрейка.

А что же Бартимеус? Он находится в жалком положении. Вот уже два года Мэндрейк не отпускает джинна в Иной мир, страшась, что Бартимеуса может вызвать какой-нибудь иной волшебник. Ведь джинн знает подлинное имя юноши, которое делает уязвимым любого мага. Результат — Бартимеус лишился практически всех сил, из-за чего бес средней руки может размазать его в лепешку.

Но вот Мэндрейку предоставляется возможность раскрыть очередной опасный антиправительственный заговор. Он обещает Бартимеусу свободу в обмен на информацию. Начинается новый виток головокружительных приключений...

Отличная книга, достойное завершение цикла. Автор по-прежнему не играет с юным читателем в поддавки. Именно поэтому в романе отсутствует слюнявый хэппи-энд. Все по-взрослому: победы оплачиваются большой кровью, и малозначительными персонажами здесь не отделаешься. Так чаще всего бывает в реальной жизни, когда главной наградой героя становится смерть. Не раскрывая содержание книги, скажу лишь, что ее финал напоминает классическое аниме, — чем больше персонажей умрут, тем лучше для сюжета. В финале нас ждет весьма умеренный оптимизм, не более. Победа со слезами на глазах...

Надо отметить, что в романе Страуд уделяет куда меньше внимания вымышленной вселенной — впрочем, мир автор довольно подробно показал в двух предыдущих книгах. Во «Вратах Птолемея» упор сделан на три фактора. Во-первых, автор раскрывает все загадки, оставшиеся без ответа в «Амулете Самарканда» и «Глазе голема». Мы узнаем личность главного заговорщика, который стоит за спиной Лавлейса и Дюваля — злодеев предыдущих книг. Познакомимся поближе с таинственным наемником, неуязвимым для магии. Поймем, почему Бартимеус с такой теплотой относился к мальчику Птолемею и кто это вообще такой. Наконец, вместе с Китти Джонс мы отправимся в Иной мир, где изучим подлинную природу демонов. Второй пласт романа — переворот в душах главных героев, которые постоянно оказываются перед непростым выбором. Натаниэль разочаровывается в честолюбивых устремлениях, преодолевает недоверие к Бартимеусу и, похоже, познает любовь. Китти переживает крушение своих наивных идеалов и, возможно, находит новый смысл жизни. Да и Бартимеус изменяет свое презрительное отношение к людям. И, наконец, экшен, — действием наполнена почти вся вторая половина книги. Можно отметить даже особую кинематографичность романа: если трилогию все же экранизируют, как собирались, потенциальных зрителей ждет захватывающее зрелище — приключения в ритме нон-стоп.

Итог: конец — делу венец. Неспроста роман и трилогия стали номинантами и лауреатами престижных премий. Интересно, удастся ли Ролинг так же достойно завершить цикл о Гарри Поттере? А то, что трилогия Джонатана Страуда, как минимум, не уступает самому популярному сериалу детско-юношеского фэнтези, лично у меня не вызывает сомнений.

Бартимеус-лауреат

Трилогия Страуда — лауреат The Mythopoeic Fantasy Award for Children’ s Literature 2006, номинант самой престижной книжной премии 2006 Quill Award Children’ s Chapter Book.

Цитаты
  • Никогда прежде, от Антиохии до Пергама, не случалось этим ассасинам упустить свою жертву [И они вовсе не собирались упускать ее теперь. Отшельник не особо церемонился с учениками, которые возвращались к нему, не выполнив задания. В их учебном заведении имелась стена, обтянутая кожами неудачников, — очень остроумная идея: это помогало внушать учащимся стремление к успеху и в то же время спасало от сквозняков — примечание Бартимеуса].
  • Правил честной игры не соблюдал решительно никто. Я видел, как один из джиннов ударил своего противника в живот шипастым коленом, и тот кубарем улетел за трубу, приходить в себя. Позор! Будь я среди них, уж я бы поступил совсем не так! [Я бы сначала ткнул его коленом, потом саданул в глаз концом крыла, а потом еще пнул в лодыжку для верности. Так оно куда эффективнее. Эти молодые джинны такие бестолковые, просто зла на них не хватает! — примечание Бартимеуса].
  • Он окинул взглядом первую страницу.

«Поступи на службу — послужи своей стране и повидай мир!». Ну и что это такое? Реклама туристической фирмы? Размазня какая-то... Ага, вот это неплохо: «Защищай родину и заслужи вечную славу!»... Попробуйте «За свободу и британский образ мыслей!». Это ничего не значит, но звучит внушительно... Значит, простолюдины это сожрут.

(Будни министра информации).

Присутствуют Отсутствуют

ироничный юмор

глупые и злобные волшебники

самопожертвование героев

однозначный хеппи-энд

скука

предсказуемый сюжет

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 10/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 10/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 10/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 10/10
Оценка МФ
10
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться