Google+
Фантастические профессии. Друиды NIGHTWISH артур кларк Стимпанк жанр
Версия для печатирецензии: «Алена и Аспирин»

Марина Дяченко, Сергей Дяченко «Алена и Аспирин»

Городское фэнтези * Вид книги: Роман, повести, рассказы * Издательства: Эксмо * Выход:  2006

Философская фантастика

«Не знаешь, о чем писать, — пиши о себе». Так гласит один из главных законов литературного творчества. У Марины и Сергея Дяченко вроде бы не должно возникать проблем с темами для новых романов: за плечами два десятка книг, причем самых разных, от авантюрно-приключенческого фэнтези и социальной НФ до жестоких драм без всякой надежды на хэппи-энд и сентиментальных «сказок для самых маленьких». И все же пишут киевские авторы прежде всего о себе. Это их дочке Анастасии исполняется в 2006 одиннадцать лет — точно так же, как героине заглавного романа из этого сборника. Да и ди-джей Аспирин появился в произведении супругов Дяченко, активно сотрудничающих с известной украинской поп-певицей Русланой, подозреваю, отнюдь не случайно.

Знакомство двух героев происходит при довольно нестандартных обстоятельствах. Возвращаясь после вечернего радиоэфира, Аспирин подбирает во дворе маленькую девочку с плюшевым медвежонком. То есть, он, может быть, и прошел бы мимо, — мало ли отчего ребенок может гулять в такое время суток! — однако неприятный эпизод с бультерьером, которого подвыпившие тинэйджеры попытались натравить на ди-джея, определяет его выбор. Но, как известно, «ни одно доброе дело не останется безнаказанным»: наутро девочка Алена с несвойственной ее возрасту рассудительностью заявляет, что не собирается уходить, и предлагает считать себя незаконной дочкой Аспирина...

Такой зачин, согласитесь, подходит скорее для криминальной драмы, чем для фантастического романа. Если бы не один нюанс: дело в том, что на самом деле девочка Алена — вовсе не родственница главного героя и даже не малолетняя аферистка, решившая прибрать к рукам чужую квартиру. В поисках брата она явилась к нам из иной, совершенной вселенной; если угодно, Алена — ангел, спустившийся на нашу грешную землю. Все остальное не более чем мимикрия, попытка приспособиться к непривычным условиям. Именно вечный конфликт двух миров, совершенного и несовершенного, завершенного и находящегося в процессе творения, положен в основу романа. Как поведет себя чистое светлое существо, пришедшее оттуда, где не знают слова «смерть», при столкновении с грязью и повседневной жестокостью нашего мира? Врастет в эту реальность, станет таким же обычным человеком, как и все мы, — не холодным и не горячим? Или опустится на самое дно, чтобы отомстить всему миру за попранную невинность? Благо такая возможность у Алены есть: плюшевый Мишутка в мгновение ока порвет на смешные тряпочки любого, кто посмеет обидеть его хозяйку. Да и сама девочка не даст себя в обиду, если в руках у нее музыкальный инструмент...

Ну а что же Аспирин? Как отреагирует взрослый самостоятельный мужчина, полагающий, что нашел свое место в жизни, на все эти сказки об ином мире? Должен ли он испугаться до потери пульса, впасть в тяжелую депрессию, смириться с неизбежным — или против воли проникнуться родительскими чувствами к несчастному ребенку?.. Супруги Дяченко тщательно исследуют все варианты: умение описывать поведение человека в немыслимой, дикой, экстремальной ситуации всегда было сильной стороной киевского дуэта. Не остались в стороне, конечно, и спецслужбы, пытающиеся сперва захватить, а потом и уничтожить чудо-ребенка...

Итог: только с большого перепугу этот роман можно было назвать «городским фэнтези». В советские времена произведения подобного рода обычно маркировались как «философская фантастика» и пользовались особой популярностью у любителей жанра из среды интеллигенции. Именно в этом направлении работало большинство представителей так называемой «четвертой волны» — писателей-фантастов, чей дебют пришелся на конец семидесятых и начало восьмидесятых годов минувшего века. Дяченко показали себя достойными продолжателями традиции. Финал романа довольно туманен: читателям приходится самим домысливать, кто же был тем самым «блудным братом» Алены, бежавшим в наш несовершенный мир ради возможности творить, что за босой человек приходил, чтобы вернуть девочку в домой, и так далее, и тому подобное. Эта неопределенность, впрочем, также вполне в традиции отечественной «философской фантастики»...

Реальность чуда

Марина и Сергей Дяченко — одни из немногих современных авторов, активно работающих в области «жанровой» литературы, творчеству которых посвящена не просто отдельная статья или глава в энциклопедии, но целая книга. В 2005 году в Киеве увидела свет серьезная монография филолога Михаила Назаренко «Реальность чуда». Книга была издана к юбилею Сергея Дяченко. В современном фантастиковедении случай практически уникальный: максимум, чего удостаивались наши фантасты в последние полтора десятилетия, это выходящих отдельными изданиями авторефератов диссертации.

Цитата

— Я музыкант, — Аспирин, опомнившись, сунул булку обратно в хлебницу. — Всякий музыкант — немного манипулятор. Тебе ли не знать.

— Нет, — тихо сказала Алена. — Музыкант... особенно если он композитор. Он берет кусок себя, и кровавый кусок... со вкусом жизни, любовью и страхом смерти. И он консервирует... нет, не так, он переводит лучшие — или страшные — моменты своей жизни в другую... знаковую систему. Другой код. И посылает в пространство. Или записывает значками на бумаге. И ему при этом наплевать, раскупают ли у бара спиртное, подрыгивают ли ноги у сидящих и вибрирует ли танцпол.

Присутствуют

девочка-ангел

Гамельнский крысолов

плюшевый медведь-терминатор

Отсутствуют

исчерпывающее объяснение событий

однозначный финал

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 8/10
МИР:    МИР: 7/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться