Google+
NIGHTWISH Макс фон Сюдов Звездные войны: Технологии «Star Wars» галактические империи
Версия для печатирецензии: «Мобильник»

Стивен Кинг «Мобильник»

Оригинальное название: Cell * Ужасы, постапокалипсис, научная фантастика * Вид книги: Роман * Пер.: В. Вебер * Издательства: АСТ * Выход:  2006

«Я очень не люблю ночных звонков!..»

Стивен Кинг — уникальный писатель. Выстраивая свои романы на, казалось бы, банальных фантастических допущениях, он раз за разом ухитряется создавать книги, по меньшей мере, незаурядные. Летающая тарелка, упавшая в американской глубинке; человек, который худеет из-за того, что его проклял цыган; вампиры в простом американском городке... Кинг берет наиболее расхожие, уже укоренившиеся в массовом сознании, «популярные» темы — и доводит их до предела, обостряет конфликты, показывает в каждом — как в капле воды — весь мир современного человека, с его радостями и горестями, психозами, комплексами, надеждами и обыденными подвигами. Лучшие его вещи скорее относятся к психологической прозе, нежели к традиционным ужастикам: ни «Зеленая миля», ни «Мертвая зона», ни «Сердца в Атлантиде» не пугают нас кровожадными монстрами и полуразложившимися зомби.

«Мобильник» в этом отношении напоминает скорее ранние романы Кинга: здесь удачно выбранное фантастическое допущение позволяет автору нарисовать жутчайшую картину всемирного апокалипсиса с обилием кровавых сцен и шокирующих подробностей. И на таком фоне исследовать глубины человеческой души, прописывать тонкости и нюансы оказывается как бы и необязательно.

Парадокс заключается в том, что сюжетообразующее фантастическое допущение «Мобильника» основано как раз на идеях, которые связаны с психологией и психоанализом. А что было бы, размышляет Кинг, если бы некто стер в нашем сознании все «исходные программы» и оставил только одну, базовую? Кем тогда стал бы человек? Как бы он себя вел? Что таится в глубинах нашего подсознания?

Конечно, современный массовый читатель вряд ли воспринял бы с благосклонностью роман, в котором на сотне-другой страниц даже очень популярный автор занудно излагал бы теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и Конрада Лоренца. А вот если для начала устроить тотальный апокалипсис... — это совсем другое дело!

У Кинга разрушительный, стирающий «исходные программы» сигнал передается через мобильные телефоны. Именно благодаря сотовой связи неизвестные террористы ухитряются транслировать так называемый Импульс и превратить людей в мобилопсихов.

Главный герой, автор графических романов Клай Ридделл, оказывается в Бостоне в день катастрофы. Город за пару часов погружается в хаос: свихнувшиеся люди калечат и убивают друг друга, таранят машинами витрины магазинов, взрывают бензоколонки... Клай относится к тем счастливчикам, которые не носили мобильников; теперь ему во что бы то ни стало нужно выжить, вернуться в родной городок и спасти жену (с которой он разведен) и сына Джонни!..

И вот в этом-то, на мой взгляд, — слабое место «Мобильника». Кингу не удается сделать так, чтобы я переживал за судьбу сына Ридделла: Джонни, который появляется лишь в финале, для меня менее живой, чем спутники главного героя. За них я-читатель переживаю намного сильнее. Опять же, только ну совсем наивный не догадается, что уж Джонни-то непременно выживет!..

Что в «Мобильнике» Кингу удалось, так это описание безумного, за считанные дни разрушенного мира Западной Цивилизации. В «Противостоянии» писатель уже рисовал не менее масштабное полотно мира после катастрофы, но в «Мобильнике» ему для этого понадобилось намного меньше слов — а картина вышла столь же живой и убедительной.

Не меньший интерес представляют метаморфозы, которые случаются с мобилопсихами. Кинг показывает, как безумцы меняются: приступы немотивированной агрессии постепенно сходят на нет, мобилоиды сбиваются в стаи, обретают способности к телепатии и левитации, у них появляется нечто вроде коллективного сознания... И все это происходит в соответствии с некой теорией, которую выдвигает один из героев романа.

Но если объяснение поведению мобилоидов мы получим, то вот о причинах Импульса так никогда и не узнаем. Виновники катастрофы — то ли террористы, то ли безумные изобретатели... точно никто ответить не может, да это и не важно. В центре внимания автора и читателей другое: основная интрига романа в том, что же происходит с безумцами и каким образом выживут Клай и его спутники, отправившиеся в самое сердце владений одной из стай мобилоидов.

Даже судьба жены Клая и его сына... ну, как-то не особенно нас тревожит. И финал — открытый, что не редкость для романов Кинга — ничего в этом смысле не меняет. Мне, скажем, намного интереснее было бы узнать, что случилось с друзьями Клая, встретился ли он с ними...

Итог: «Мобильник» мог быть намного более интересным романом. Однако в какой-то момент Кинг решил воспользоваться уже наработанными приемами, и в итоге получилась просто качественно написанная книга. Не больше, но и не меньше.

Это интересно

Русский перевод «Мобильника» выполнен уже традиционным кинговским переводчиком Виктором Вебером. Причем, как это было заведено несколько лет назад, текст по частям выкладывался в Сети, обсуждался кинголюбами — и это чувствуется: перевод выверен, снабжен комментариями, вообще оставляет весьма приятное впечатление.

Цитата

Директор кивнул, словно ничего другого и не ожидал, продолжил:

— Хотя ни фрейдисты, ни юнгианцы однозначно этого не сказали, судя по их работам, можно предполагать, что у нас [в сознании — «МФ».] есть некая основа, некая базовая волна или, если говорить на языке, более привычном Джордану, некая единственная строчка в записанной программе, которую стереть невозможно.

— Пи-ди, — кивнул Джордан. — Первичная директива.

— Да, — согласился директор. — Если дойти до самого дна, то наш вид вовсе не Человек разумный. Наша основа — безумие. И Дарвин, друзья мои, из вежливости не сказал следующее: мы стали властителями Земли не потому, что были самыми умными, и даже не потому, что были самыми злобными. Нет, причина в том, что в джунглях мы были самыми безумными, самыми кровожадными сукиными детьми. И эту нашу сущность Импульс обнажил пятью днями раньше.

Присутствуют

кишки наружу, кровь по стенке

наигранный мелодраматизм

взрывы, автокатастрофы и прочие спецэффекты

Отсутствуют

искрометный юмор

однозначный финал

Темная башня

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться