Google+
МИРЫ. МЕТРО 2033 MASS EFFECT КАЙДЗЮ Одинаковые мифы разных народов
Версия для печатирецензии: Парфюмер: История одного убийцы

Парфюмер: История одного убийцы

Оригинальное название: Perfume: The Story of a Murderer

Жанр: Триллер

Производство: Constantin Film

Режиссер: Том Тыквер

В ролях: Рэйчел Херд-Вуд, Алан Рикман, Бен Уишоу, Дастин Хоффман

Премьера: 14 сентября 2006

Прокатчик: West

Источник: Одноименный роман Патрика Зюскинда

Возрастной рейтинг: R

Карлик Нос

Рэйчел Хард-Вуд, Бен Уишоу, Дастин Хоффман.

В анонсе «Парфюмера» (сентябрьский номер «Мира фантастики») был сделан прогноз о том, что фильм должен оказаться настоящим шедевром. Насколько эти ожидания оправдались? Судите сами.

Роман Зюскинда крайне неудобен для переноса на экран. Он состоит из экспрессионистских штрихов-описаний, беден диалогами и отличается незамысловатым сюжетом. Его главная «изюминка» — волшебные переливы текста, больше похожего на заклинания, с помощью которых читатель не просто додумывает мелкие детали повествования, но и чувствует их. Разве может кинематограф адекватно передать «морской бриз, терпкий, как подсоленный миндаль» или запах людей, воспринимаемый Гринуем, — «потливо-жирный, сырно-кисловатый»?

Дастин Хоффман решил сделать своего персонажа скорее комичным, чем просто глуповатым, как в книге.

Том Тыквер доказал — может. Более того, сделать это несложно. «Настройка» зрителей на обонятельное восприятие производится лишь в первые десять минут экранного времени. Нам демонстрируются «сочные» крупные планы предметов, ассоциирующихся с самыми сильными запахами (рыба, молотые специи, черви в гнилой крысе и т.п.). Эти клипы сопровождаются мягкой музыкой и вкрадчивым голосом за кадром. Оглянуться не успеете — и вы уже загипнотизированы. Далее можно показывать совершенно абстрактные вещи — например, золотистую каплю эфирного масла. Ваш мозг сам подберет для нее запах.

«Парфюмер» — типичный образец того, что американцы называют «eye-candy». Кинематограф Старого Света нельзя назвать тусклым и безликим, но на этот раз у немецкого режиссера вышло настоящее визуальное пиршество. Цветовое решение «Парфюмера» следует букве и духу романа, основываясь на контрастах красоты и уродства, яркого и блеклого: бескрайние поля лиловых цветов, сизые туманы Парижа, горы бутонов свежесорванных роз и грязный пол под ними...

А здесь у меня варятся духи «Первач». Но тебе это еще рано, ведь по книге ты должен был прийти ко мне еще ребенком.

На фоне всего этого великолепия четко видны недостатки картины. Их, к счастью, немного, но они есть. В своей книге Зюскинд уделял одинаковое внимание как прекрасному, так и отвратительному. Тыквер же сконцентрировался в основном на гадостях, пытаясь «подстегнуть» эмоции зрителей. Актерский состав великолепен. Но все же в оригинале Гринуй был искалеченным уродом, а за нарисованными лишаями и вялой игрой Бена Уишоу все равно просвечивает гламурная фотомодель.

Фильм получился динамичным, с удивительно ровным ритмом повествования, в то время как хронометраж его первоисточника скачкообразен. Чтобы картина не была прерывистой, сценаристу пришлось пойти на изъятия из оригинального сюжета. К примеру, если верить книге, количество ингредиентов в «супер-духах» Гринуя было не 13, а 25 (подобное сокращение позволило сэкономить экранное время, быстро «прокрутив» убийства). Срок пребывания Гринуя в пещере был сокращен с 7 лет до нескольких недель, а масштаб внезапного успеха Бальдини существенно уменьшен (в романе он построил новую фабрику, стал королевским поставщиком и величайшим парфюмером Европы).

Тыквер также не смог удержаться от легкой творческой отсебятины. Режиссер зациклился на телесном аспекте, при этом все сцены обнаружения трупов выглядят одинаково (девушки с фигурами «90-60-90» красиво уложены на землю и выглядят так, будто ждут щелчка фотокамеры). В финальной оргии четко присутствуют гомосексуальные нотки, хотя Зюскинд здесь был более «традиционен». По обе стороны преступлений Тыквер расставляет девушек с красными волосами (торговка сливами, Лаура), и всячески дает понять, что это неспроста, ведь в финале все переживания Гринуя сводятся не к сложной смеси разочарования и скуки, а к обычной фрустрации.

Французская революция еще не свершилась, а дочка аристократа уже спокойно танцует среди черни.

Снялась в фильме, а заодно и помылась.

Разрешите мне вашу собачку? — Зачем? — Сделаю из нее духи.

Повышенная чувствительность к запахам называется «гиперосмия».

«Парфюмер» и пятый эпизод «Звездных Войн». Теоретически, из Люка тоже можно было получить запах.

Итог: один из наиболее грамотных способов провести два с половиной часа своей жизни так, чтобы потом не было мучительно больно. Фильм недостаточно глубок и тяжеловесен для «Оскара», но бесспорно красив и «ароматен». Он должен понравиться всем — и тем, кто не читал книгу, и тем, кто хорошо знаком с ней.

Это интересно
  • В 18 веке население Парижа составляло лишь полмиллиона человек. Однако в некоторых сценах фильма на его улицах не протолкнуться.
  • Согласно приговору, суставы Гринуя должны быть разбиты железным прутом. Вместо этого палач выносит на эшафот нечто вроде бейсбольной биты.
  • Стэнли Кубрик называл эту книгу «неэкранизируемой».
  • Патрик Зюскинд живет в Мюнхене и избегает светской жизни. По слухам, за право на экранизацию «Парфюмера» он получил 10 миллионов евро (общий бюджет картины — 50 миллионов).
  • Точной шкалы обоняния нет, поэтому никто не может точно сказать, во сколько раз собака чувствительнее человека. Однако известно, что эти животные могут находить след двухнедельной давности и отыскивать наркотики в емкостях с горючим.
  • Сняв «Беги, Лолу, беги», Том Тыквер стал встречаться с главной актрисой этого фильма Франкой Потенте. Несколько лет назад они разошлись, и девушка сблизилась с Элайджей Вудом.
Цитаты
  • Торговка цветами: «Где мадам Арнульфи?» (Гринуй принюхивается, чует, что хозяйка занята в постели с подмастерьем): «Еще спит».
  • «Он ангел! Он ангел!» (толпа на казни Гринуя).
  • Пелисье: «Ты полагаешь, что я разрешу тебе хозяйничать в своей мастерской? Прикасаться к эссенциям, которые стоят целое состояние?» Гринуй: «Да».
ЗРЕЛИЩНОСТЬ:    ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 9/10
СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА:    СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 8/10
РЕЖИССУРА:    РЕЖИССУРА: 7/10
АКТЕРСКАЯ ИГРА:    АКТЕРСКАЯ ИГРА: 6/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Franka
№ 1
03.03.2008, 10:57
Нда, с оценкой явно что-то не то.
А рецензия приятная. Акцентирует внимание на стильном видеоряде и не выпячивает "среднесть" актерской игры.
Bad 13
№ 2
16.02.2010, 05:51
Не «Парфюмер», весьма интересный фильм… Один из тех, который лучше один раз увидеть чем пересказывать сто раз…
Но с оценкой в рецензии, что не то надо бы поставить 10/10…
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться