Боги реки Конец Света начнется незаметно. Просто однажды девушка с оленьими глазами захочет узнать, куда делись ее настоящие родители, и отправится в путь, уповая на богов, которые не оставят ее. Поначалу никто не поймет, что в мир вступает Кали-разрушительница информационного века — та, которой предстоит погрузить в хаос и безумие Землю 2047 года. Тем более что спалить этот мир ко всем чертям не составляет особого труда: чиркни спичкой, — и он вспыхнет, как порох...  | Действие романа Йена Макдональда разворачивается преимущественно на берегах Ганга, реки, где зародилась одна из самых древних и самых необычных цивилизаций нашей планеты. К середине двадцать первого века страна, известная нам как Индия, успела распасться на множество независимых штатов. Население этих государств, и без того весьма неоднородное, с каждым годом дробится на все новые касты и сословия. Среди них появляются ньюты (представители «третьего пола») и генетически измененные «брахманы», однако главная местная достопримечательность — сарисины, ИскИны, жестко контролируемые во всем остальном мире, но на берегах Ганга развивающиеся почти безнадзорно. Говорят, здесь обитают даже сарисины третьего поколения, значительно обогнавшие человека по уровню интеллекта. Индия у Йена Макдональда вообще становится землей обетованной для ученых, работающих на переднем крае науки. Крупнейшая местная компания, например, нашла способ выкачивать энергию напрямую из параллельной Вселенной. Но в то же время небывалое социальное расслоение, экологический кризис (засуха) и ужасная демографическая обстановка (мужчин в несколько раз больше, чем женщин) создают благоприятную атмосферу для религиозного фанатизма и экстремизма. А также для войны, предательства, преступления и измены. В общем, адская смесь: бабахнет — костей не соберешь. И ведь бабахает, еще как бабахает! «Река богов» — сложный по композиции роман, где множество якобы независимых сюжетных линий сплетается в единую ткань повествования. Вор из трущоб и личный секретарь премьер-министра, «сыщик Кришны», преследующий нелицензированных сарисинов, и эстрадный комик, унаследовавший огромный капитал, молодая журналистка и величайший мыслитель своего времени, — что может быть между ними общего? Не больше, чем между бессчетными богами индуистского пантеона или героями «мыльной оперы», заменившей религию гражданам Независимого Бхарата. В почти семисотстраничном томе Йен Макдональд проводит множество неожиданных параллелей, убедительно доказывая, что традиционное мировоззрение и революционные технологии связаны гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. Книга порадует читателей, падких на восточную экзотику: что ни страница, то какие-нибудь «адиваси», «гарбхагриха», «дхарамшала», в крайнем случае — храм Падманабхасвами в Тируванантапураме. Роман завершается небольшим глоссарием на полторы сотни слов, который позволяет полнее вникнуть в суть происходящего. И все же автор в очередной раз подтверждает справедливость киплинговских строк: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Индия — страна, где европеец никогда не почувствует себя дома, какие бы тепличные условия для него ни были созданы. Это страшный, непонятный, отталкивающий мир. Йена Макдональда, как и его американского коллегу Дэна Симмонса (роман «Песнь Кали»), Индия ужасает — но одновременно и притягивает. Копошащиеся в грязи калеки, нищета, голод и изощренная жестокость сочетаются здесь с древней мудростью и сверхчеловеческим стоицизмом. И союз этот приносит самые причудливые плоды. Именно в Индии, среди неприкасаемых и осыпанных бриллиантами раджей, среди безумных ученых и святых отшельников вызревает будущее целой Вселенной — ну, и нашей цивилизации заодно. Штрих, не слишком характерный для переводной НФ: как правило, Будущее на страницах таких произведений куется где-нибудь в стенах НАСА, в Силиконовой долине или, на худой конец, в Академии Наук Великобритании и английском Королевском Обществе. Итог: в цитате из Village Voice, приведенной на обложке романа, «Реку богов» сравнивают с «Махабхаратой». На мой взгляд, книга Макдональда напоминает скорее «Князя Света» Роджера Желязны. Только все здесь наоборот: не новейшие технологии используются, чтобы воплотить индуистский миф, — а древний миф подсказывает, как поступить с величайшими достижениями человеческого разума. Но поклонники Желязны, думаю, разочарованы не будут: Йен Макдональд развил тему вполне достойно. Это интересно | - Первая книга Йена Макдональда вышла в России в 2003 году. В сборник повестей «Ночь всех мертвецов», помимо заглавного произведения, вошли также «Камень, ножницы, бумага» и «История Тенделео».
- Живущий в Белфасте писатель небезразличен к этническим и религиозным проблемам своей родины. Его фэнтези-роман «Король Утра, Королева Дня» (Philip K. Dick Award-1992) посвящен исторической эволюции ирландского национального духа.
- Йен Макдональд — лауреат множества литературных наград: Премии им. Теодора Старджона, Премии им. Филипа Дика, премии журнала Locus, а также нескольких British SF Award, одну из которых ему как раз и принес роман «Река богов».
| Цитата | Каким бы либеральным ни был представитель западного мира, наступает момент, когда Индия неизбежно его шокирует. Для Томаса Лалла шоком стал дремлющий в глубинах индийского менталитета субстрат ярости и ненависти, который рано или поздно просыпается. И тогда индиец приходит в дом соседа, с которым мирно жил на протяжении десятилетий, проламывает ему голову топором, сжигает его жену и детей, а затем, когда все закончено, как ни в чем не бывало возвращается к прежней спокойной жизни. Даже когда находишься среди паломников и владельцев прачечных, среди уличных лавочников, кормящихся за счет торговли среди туристов, ты должен помнить, что страшная, все сметающая на пути индийская толпа может возникнуть внезапно, в любой момент. | Присутствуют | Отсутствуют | искусственный интеллект параллельные вселенные генетические изменения | магия воскрешение мертвых межзвездные перелеты | |