Google+
BADASS Звёздный путь Супергерои как миф Тёмная сторона города
Версия для печатирецензии: «Первое правило волшебника»

Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника»

Оригинальное название: Wizard’s First Rule * Героическое фэнтези, «темное» фэнтези * Вид книги: Роман * Пер.: Г. Мурадян, В. Кравченко, С. Луговский * Издательства: АСТ * Выход:  2005 * Серия: Библиотека фантастики

Злая сказка нового века

Джордж Мартин когда-то сказал, что ему не интересны черно-белые миры, и поэтому свой он рисует оттенками черного... Если руководствоваться «цветовой» оценкой истории, то один из известнейших современных авторов фэнтези Терри Гудкайнд при создании своего мира использует если и не исключительно черный, то преимущественно мрачную цветовую гамму. И дело не столько в самом мире — он-то как раз довольно стереотипен — сколько в той атмосфере, что создает писатель. Противоборство героев, весьма далеких от идеала, с практически неодолимой силой уже отдает безысходностью. А когда кульминация романа приходится на стостраничные пытки, через которые приходится пройти Искателю истины Ричарду Сайферу, начинает казаться, будто менее оптимистичного фэнтези читать не приходилось...

Создавая свой цикл, Гудкайнд, очевидно, отчасти опирался на сказки: похоже, оттуда «растут ноги» и у похода к ведьме за ответом на вопрос, и у говорящего волка, и у местной весьма утилитарной магии... Так что о реализме говорить не приходится, скорее — о натурализме на грани бессмысленной жестокости. Но именно эта мрачная атмосфера романа, помноженная на неспешное, вдумчивое повествование, и стала главным козырем «Первого правила волшебника», позволившим Гудкайнду буквально ворваться в элиту современных авторов фэнтези. Его герои — люди циничные и руководствующиеся в основном весьма спорным утверждением, что цель оправдывает средства. Если к Искателю истины Ричарду особых претензий предъявить не получится, то его возлюбленная у другого автора вполне могла бы сойти за отрицательного персонажа.

Но даже при этом Гудкайнду удается показать, в чем, на его взгляд, состоит настоящее зло, причем сделать это очень убедительно. Пусть многое в героях для нас неприемлемо, сомнений в том, что борются они за правое дело, не возникает. Да и местный «властелин зла» Даркен Рал куда живее, умнее и правдоподобнее большинства своих коллег, начиная с Саурона. Еще один плюс — писатель старается сам не судить своих персонажей, перед нами предстают лишь суждения других действующих лиц.

Произведение Гудкайнда относится к тем редким романам, которые если нравятся, то вопреки всем своим недостаткам, но в то же время, несмотря на уйму неоспоримых достоинств, легко могут вызвать бурю негатива. Отрицательные или положительные, эмоции в вас «Первое правило волшебника» пробудит, можете не сомневаться. И если вам по душе неторопливое развитие сюжета, с последовательным посещением героями всех точек на карте по пути к спасению мира, то шансы, что книга вам понравится, весьма велики. Тем более что Гудкайнд быстро отходит от стандартной схемы фэнтезийного приключения и наверняка сможет пару раз удивить даже искушенных читателей. Впрочем, сюжет в книге вторичен: стиль и содержание романа заметно превалируют над формой.

Часто Гудкайнду ставят в вину то, что такой же подход он распространил на всю свою серию. И надо признать, что в масштабе многотомного цикла излишняя сосредоточенность на внутреннем мире персонажей может привести только к скуке читателя. Но в рамках одной книги все это выглядит органичным и естественным. Недаром даже те, кто в целом относится к творчеству Гудкайнда негативно, признают, что первый роман серии стал в свое время ярчайшим событием в фэнтези, пусть не перевернувшим жанр, но заслуживающим внимания любого его почитателя.

Итог: дебютный роман Гудкайнда можно смело назвать одним из самых сильных фэнтези конца прошлого века, вот только увлекаться продолжениями автору не стоило. «Первое правило...» — глубокая книга, в которой есть над чем задуматься.

Цитата
  • Многотомный цикл «Меч истины» (этим летом выходит уже 10 книга) — единственный вклад Терри Гудкайнда в фантастику.
  • «Правилом волшебника» в оригинале называется только первая книга цикла; все прочие правила — второе, третье и так далее — инициатива наших издателей. В русском переводе книги носят двойное название, например, «Восьмое правило волшебника, или Голая империя».
  • Обзор вселенной «Меча истины» опубликован в «МФ» №14 (октябрь 2004).
Цитата

Первое Правило Волшебника гласит: люди глупы. Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить.

Присутствуют Отсутствуют

оригинальное волшебство

магические артефакты

жестокие пытки на сотню страниц

мучения главных героев

эльфы, гномы, орки

экшен в больших количествах

крупные сражения

гибель главных героев

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 7/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 7/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 7/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Pegas1981
№ 1
10.11.2017, 20:49
мне понравилось!
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться