Рецензия на книгу: Макс Фрай, С. Красиков «Книга врак»

Макс Фрай, С. Красиков  «Книга врак»

Вид книги: Антология * Издательства: Амфора * Выход:  2003

Не по понятиям

13 Kb

На Западе существует давняя традиция — на обложку антологии там принято выносить в первую очередь имя составителя, и только потом, может быть, имена участников проекта. Открываешь, например, книгу, на которой написано крупными буками “Роберт Асприн”, а внутри из сочинений Асприна — только предисловие да комментарии к чужим текстам. Именно по этому пути пошло издательство “Амфора”, выпустившее целую серию сборников, увенчанных именем Макса Фрая. В “Книге врак” к создателю мира Ехо присоединился Сергей Красиков, хозяин сайта “Пуговички”, на котором опубликована большая часть произведений, включенных в сборник. Пожалуй, только это и объединяет весьма разнородные тексты, составившие этот том. Кокетливый подзаголовок “антология альтернативной фантастики”, вместо того чтобы разъяснить ситуацию, только запутывает все еще сильнее. В чем именно заключается “альтернативность” этих произведений, по отношению к чему она проявляется? На сей счет у меня есть только одна версия. Дело в том, что отечественный фэндом, как любое узкопрофессиональное сообщество, — система замкнутая и не слишком доброжелательная к новичкам. То есть писателя по-настоящему талантливого здесь рано или поздно заметят, но авторам, одаренным не столь щедро, предстоит пройти тернистый путь: поездить по конвентам, познакомиться с жизнью фэндома, стать своим в этой тусовке — тогда и статьи о его творчестве появятся, и премии посыплются... Тиражи, кстати, тут роли не играют, известно немало случаев, когда книги, выходящие сотнями тысяч экземпляров, не удостаивались ни одной рецензии в профессиональной прессе — разве что издатели проплатят. Ничего фатального в такой ситуации нет, по этому принципу живут все подобные сообщества. Однако у амбициозного молодого литератора, желающего немедленного признания классиком и светочем русской словесности, есть другая возможность: скандал. Скандальная известность, конечно, попахивает неаппетитно, но на что не пойдешь ради славы! В свое время именно по этому пути двинулись двое из авторов “Книги врак”: Алексей Шведов (рассказы “Одиннадцать вольт для Феникс”, “Юля-камикадзе” и др.) и Мерси Шелли (“Палец Христофора”, “Алгоритм”, “Хайкай”). Причем если тексты Шведова — типичная любительщина, посредственная “сетература”, то Мерси Шелли писатель вполне профессиональный, способный (особенно в малых формах), и его тяга к скандалу вызывает, мягко говоря, недоумение.

Если бы “Книга врак” состояла исключительно из произведений подобных литераторов, не признанных профессиональным сообществом, словосочетание “альтернативная фантастика” в подзаголовке не вызывало бы никаких вопросов. Но в том-то и дело, что многие авторы сборника целиком и полностью придерживаются принятых в фэндоме правил игры, и фэндом отвечает им взаимностью. Несколько книг, отмеченных литпремиями, вышло у Леонида Каганова (создателя блестящих рассказов “До рассвета” и “Хомка”), в серии “Фантастический боевик” дебютировал книгой “Астрал” Роман Афанасьев (рассказ “Воин Добра”), активно печатаются в специализированных журналах Илья Новак, Юрий Нестеров, Максим Олин и другие. Компания собралась пестрая, но неплохая — каждый второй рассказ заслуживает того, чтобы его прочитали. Процент, на мой взгляд, достаточно высокий. Жаль только, что составителям так и не удалось внятно сформулировать, по какому критерию отбирались эти вещи...