Рецензия на книгу: «Вербариум»

  «Вербариум»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Снежный Ком М * Выход: декабрь 2013

Вербариум

Сюжет: Вначале было слово — именно это утверждение служит краеугольным камнем антологии «Вербариум». Здесь демона изгоняют не святой водой, а правильно подобранной фразой, здесь продают душу за пять листов романного текста, здесь строение мира определяется длиной существительного, а знание истинного имени оказывается самым грозным оружием.

***

«Вербариум» — книга для разборчивого читателя, которому хотелось бы не просто погружаться в интересный сеттинг, а наслаждаться процессом сотворчества с писателем, подхватывать его игру со словом. Лингвистика здесь становится одновременно и формой, и содержанием — как если бы художник нарисовал красками спектр, а музыкант сыграл на пианино пьесу «Фортепиано». С одной стороны, есть опасность получить «масло масляное», с другой — очень любопытно сунуть нос на изнанку творчества. Мол, а что это вы здесь делаете с буквами, фразами и текстом, как рождается слово и правда ли, что им можно убивать, к примеру?

Но читательские ожидания оправдываются не до конца. Многие рассказы, в которых упор сделан прежде всего на лингвистику, интересны только в экспериментальном плане и не вызывают желания их перечитывать. Содержание приносится в жертву форме. Сложно наслаждаться упражнением по словообразованию, научной статьёй или махровым постмодерном. Рассказ «Имена не выбирают» Ники Батхен расстраивает другим: в его основу легла исхоженная вдоль и поперёк идея, при том что сюжет весьма драматичен, героям хочется сопереживать, а в детали — вчитываться.

С другой стороны, примерно четверть сборника составляют действительно сильные рассказы с оригинальной идеей и интересным исполнением (например, «Призыв» Елены Клещенко с новым взглядом на противостояние физиков и лириков или «Большой брат» Аси Михеевой, где телепатическая система языковых понятий и мыслеобразов помогает в лечении детей-аутистов). Однако кажется, что такие рассказы переросли идею сборника. Если прочитать их вне антологии, очень сложно угадать без подсказки, какая тема в них обыгрывается. Видимо, объекты эксперимента — слова — уж очень ловко прячутся среди себе подобных.

Итог: Антология с оригинальной идеей, но «вещь в себе», рассказывающая словами о словах — с переменным успехом.

Похожие произведения

Марина и Сергей Дьяченко Vita Nostra

Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Удачно

Неудачно

  • интересная тема

  • тщательная работа со словом

  • обилие экспериментальных рассказов

  • излишняя «элитарность»