Рецензия на книгу: Вадим Панов «Кардонийская рулетка»

Вадим Панов  «Кардонийская рулетка»

Стимпанк-фантазия * Вид книги: Роман * Издательства: Эксмо * Выход: август 2012 * Серия: Герметикон * Цикл: Герметикон * Номер в цикле: 3

Кардонийская рулетка

Сюжет: На планете Кардония две братских страны, Ушер и Приота, вот-вот вцепятся друг другу в глотки. Тем временем лингинский адиген Помпилио, великий путешественник, оказавшись прикованным к инвалидному креслу, чахнет в родовом замке. Чтобы излечить родича от хандры, а заодно ради интересов Линги, царственный братец Помпилио посылает того на Кардонию с миссией предотвратить войну и противостоять козням Компании. Владеющие ей галаниты финансируют Приоту, а это явно неспроста...

***

Тем, кто читал предыдущие части «Герметикона» (а это не тот цикл, который можно начинать с любого тома), наверняка бросится в глаза сходство «Кардонийской рулетки» со стартовым романом серии, «Последним адмиралом Заграты». Не совсем понятно, умышленно ли добивался Вадим Панов эффекта «дежавю» или так случайно получилось, но совпадения разительные.

Перед нами одна из планет Герметикона, на которой вот-вот грянут «интересные времена». Ну, это когда людям надоедает растить детей, сажать деревья, строить дома и просто жить, а тянет на «подвиги». Устроить революцию, развязать войнушку, всё в таком духе. На Заграте был первый вариант, на Кардонии — второй. Автор неспешно расставляет фигуры на сюжетной доске. Вот Кардония с Конфедерацией двух государств, населённых родственными народами. Отношения между ними — примерно как между русскими и украинцами. Вроде дружим, но фиги в карманах крутим, периодически их друг другу показывая. Ушер — маленький, высокотехнологичный, достигший особенных успехов в производстве машин для убийства. Приота — большая, аграрная, переполненная древними амбициями и жгучей завистью. Короче, почва для конфликта имеется — грех не воспользоваться. Естественно, расползающаяся по Герметикону Компания не может упустить такой случай, мечтая наложить на Кардонию свои загребущие лапы. А союз Кааты с Лингой пытается этому помешать. В общем, все при деле. Интриги, заговоры, локальные стычки, терроризм... И вот в этот гадюшник попадает блистательный Помпилио, который хоть и стал калекой, но не растерял ни заносчивости, ни решительности, ни остроты ума. Помпилио должен сыграть роль пожарного, потушив разгорающееся пламя войны. Но вот удастся ли ему?

Как видим, в обоих романах схема повторяется почти буквально. Разве что Помпилио уже не такой живчик — сидит в инвалидном кресле, бедолага. Впрочем, и ранее ногами шевелили в основном ребята на подхвате, благо что в окружении высокородного дара колоритных личностей немало.

Правда, «Последний адмирал Заграты» был более «историчен» — Панову постоянно приходилось делать пространные отступления, дабы подробнее рассказать читателям об устройстве Герметикона. «Рулетка» в этом плане подинамичнее — авторское резонёрство присутствует, но не принимает вид академических лекций. Во остальном же «Кардонийская рулетка» вполне себе «пановский» роман: постепенное нагнетание событий и бурный их всплеск под занавес, когда сюжет несётся галопом.

Однако есть у книги и свои оригинальные особенности. Во-первых, довольно элегантная детективная интрига. Не вдаваясь в явный спойлер, скажем лишь, что в самом финале сюжет полностью переворачивается с ног на голову, из-за чего все предыдущие события романа приобретают совершенно иную окраску.

Панов не из тех авторов, что подыгрывают своим героям. Испытания, которые выпадают на долю Помпилио в третьем томе, заставят многих читателей переживать. Победы тесно сплетены с поражениями, цена то и дело оказывается слишком высокой, а потери, кажется, невозможно восполнить. Такой финал заставляет усомниться, что «Герметикон» завершится на трёх томах, как ранее утверждалось. Хвостов осталось много — должен же Помпилио окончательно расквитаться с врагами?

В общем, с сюжетными коллизиями у романа всё в порядке. Герои тоже не подкачали — к старым ярким персонажам добавилось несколько новых, не менее интересных.

Итог: Нет, это не может быть финалом цикла о Герметиконе! А вот как отдельная часть серии книга получилась вполне достойная. Здесь есть по-настоящему головоломная интрига «с обманкой», яркие герои, живые чувства и заставляющие задуматься авторские рассуждения. А ещё — достоверный, продуманный стим-мир, живущий по своим технологическим законам.

Похожие произведения

Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена»

аниме-сериал «Изгнанник» (2003)

СПЛОШНЫЕ «ПАНКИ»

Фанаты любят придумывать новые термины. С учётом таких придумок «Герметикон» отчасти можно отнести к сэйлпанку, где упор делается на паровое воздухоплавание. Имеются здесь элементы и спэйспанка — всё то же самое, но уже в космосе.

Цитата

Хочешь оказаться на вершине — родись на ней.

Не существует в сословном обществе более прямого пути к успеху, и в этом его главная беда. Глупые, плохо учившиеся, неопытные, но знатные карьеристы без стеснения лезут на первые роли, даже не расталкивая, а попросту отодвигая в сторону тех, чья родословная оказалась недостаточно хороша. Глупые, но знатные берут всё, оставляя прочим объедки, и эта вопиющая несправедливость не могла не порождать злобу и ненависть. Не могла не порождать желания всё изменить.

Удачно

Неудачно

  • продуманная стим-технология

  • увлекательная интрига

  • яркие герои

  • некоторая вторичность