Рецензия на книгу: Дэниел Уилсон «Роботы Апокалипсиса»

Дэниел Уилсон  «Роботы Апокалипсиса»

Оригинальное название: Robopocalypse * Апокалиптический триллер-хроника * Пер.: М. Головкин * Издательства: Астрель-СПб * Выход:  2011

Роботы Апокалипсиса

Сюжет: Восстание машин подавлено, всё позади, хотя погибли миллиарды людей. Но эта война не должна быть забыта, и потому Кормак Уоллес, солдат победы, прошедший кровавую бойню от начала и до самого конца, комментирует найденные записи очевидцев — встречи людей и машин, события, повлиявшие на исход великого противостояния.

***

«Роботы Апокалипсиса» — пример того, как надо писать фантастические бестселлеры. Колоссальный успех в США, положительные отзывы маститых авторов, права на экранизацию выкуплены самим Стивеном Спилбергом... И всё это, как оказалось, вовсе не означает высокого качества первоисточника.

Роман построен как набор ключевых эпизодов войны с восставшими против людей машинами. Комментарии выжившего дополняют эти истории о людях, так или иначе спасших человечество. Хронология начинается с момента, когда искусственный интеллект Архос (он, кстати, представляет собой чистый программный код, а не аппаратный комплекс, как было бы логично предположить) вырывается на свободу, и заканчивается его падением. Тридцать пять сцен, посвящённых ужасам войны и героическим людям — бойцам сопротивления.

Линкольн Чайлд сравнивает «Робокалипсис» (а именно так дословно переводится название) с Азимовым. И во многом он прав. Практически любая глава соотносится с рассказами Азимова из цикла о роботах. Робот-угроза, робот, способный чувствовать, робот-спаситель, робот, осознающий себя живым, и так далее. Дэниел Уилсон ухитрился на четырёхстах страницах не сказать ни единого нового слова. И ладно бы это касалось только идей. Так ведь и в описаниях ничего оригинального — либо заимствования из диковской «Второй модели» (и её экранизации «Крикуны»), либо «Терминатор».

Жанровая принадлежность «Робокалипсиса» также весьма неоднозначна. Фантастический триллер — да, но не научно-фантастический. С наукой в книге совсем плохо. И дело даже не в технических ляпах и нестыковках, которыми текст переполнен, начиная от идеи, что все машины (независимо от их сложности) поразил созданный Архосом вирус. Для поднятия «градуса» эмоционального сопереживания автор приписал машинам чисто человеческие чувства. Представляете благодарный вам мобильник? А вот в романе показан, скажем, робот-«почтальон», помогающий хозяину спастись от других машин. Из благодарности, а не потому, что запрограммирован. И такой подход касается роботов любой сложности, включая самого Архоса, который не способен защитить себя по чисто «человеческой» глупости, хотя в его распоряжении вся военная техника Земли. Вершиной же антинаучности стали гуманоидные военные роботы, которые обрели не просто разум, а ещё и свободу воли! Вот просто так. По сигналу извне.

Правда, Уилсон вводит в книгу второй неочевидный смысл, который мог бы всё объяснить — если его заметить. Он, безусловно, тоже антинаучен, но зато эффектен. Скрытый религиозный подтекст (Архос явился, чтобы спасти машинный «народ», и готов пожертвовать собой, повторяя путь Христа) спрятан за таким количеством пафосных диалогов, что эта линия уходит в пустоту, хотя объясняет и «чудеса» оживления, и противостояние машин и людей. Авторский замысел показать Войну через её ключевые моменты не сработал — каждый эпизод, будь он отдельным рассказом, мог бы оказать более значительное эмоциональное воздействие на читателя, чем как часть единого текста. Роман расползается на куски — исчезает эффект «что-то страшное грядёт» в первой части и «ужасы войны» во второй, не получается сопереживать героям, даже когда они на самом деле ведут себя «героически»

А теперь самое главное: очевидные недостатки и слабости книги вовсе не превращают её в нечитаемую жвачку. Наоборот, динамика такова, что 400 страниц пролетают одна за другой, потому что Уилсон смешивает стили — повествование от первого лица сменяется документами и эпизодами военной «видеохроники». Такой авторский ход не позволяет читателю устать от текста, как произошло бы, будь он однородным.

Итог: Из этой потенциально богатой истории Стивен Спилберг наверняка сумеет сделать суперзрелищную «конфетку» — к гадалке не ходи. Потому тем, кто читал и любит азимовские рассказы о роботах, нет смысла тратить время на неоригинальный роман Уилсона — лучше подождать его экранизации.

Похожие произведения

Айзек Азимов, цикл рассказов «Я, робот»

Макс Брукс «Мировая война Z»

киносерия «Терминатор»

МАСТЕР ДАВАТЬ СОВЕТЫ

Дэниел Уилсон известен не только своими романами, но и специфическими руководствами и путеводителями, такими как «Как выжить при восстании машин» или «МУ-ХА-ХА!!! Зал славы Безумных Учёных». Но настольной книгой для читателей «Мира фантастики» может стать пособие «Как создать армию роботов: Полезные советы о том, как защитить Землю от инопланетного вторжения, ниндзя и зомби».

Цитата

— Загнанный в угол... — выдавливает он из себя, задыхаясь. — Человек, загнанный в угол, — это совсем другой зверь.

— Возможно. Но вы всё равно остаётесь животными...

— Мы больше, чем просто животные, — тихо произносит человек, еле дыша... — Бойся нас.

Рот, лишённый тела, говорит голосом маленького мальчика:

— Я уничтожу миллиарды людей, чтобы подарить вам бессмертие. Я спалю вашу цивилизацию, чтобы осветить вам путь. Но знай: моему виду нужна не ваша смерть, а ваша жизнь.

Удачно

Неудачно

  • динамичность

  • яркость отдельных персонажей

  • нелогичность происходящего в целом и в частностях

  • избыточная пафосность

  • непроработанность деталей