Рецензия на книгу: Сергей Антонов «Непогребённые»

Сергей Антонов  «Непогребённые»

Постапокалиптическая НФ * Издательства: АСТ, Астрель-СПб * Выход:  2012

Непогребённые

Сюжет: Анатолий Томский, боевик-анархист со станции имени Че Гевары, побывав в руках сумасшедшего садиста-экспериментатора Корбута, получил психическое расстройство. Теперь внутри него уживаются две личности — тёмная и светлая. Излечиться, возможно, удастся в загадочном Академлаге, на поиски которого и отправляется Анатолий в сопровождении нескольких верных друзей

***

Несмотря на то, что «Непогребённые» — это третья часть авторского цикла, вышедшего в рамках серии «Вселенная Метро 2033», книга читается как вполне самостоятельное произведение. Переклички с предыдущими частями минимальны. Читателю, не знакомому с биографией героя, сообщается достаточно сведений, чтобы стали понятными сюжетные перипетии и конфликт романа. Достичь подобного результата может только опытный автор.

То, что перед нами отнюдь не новичок, ощущается на всех уровнях текста — и в композиции, и в особенностях построения образов, и в авторской манере повествования. Заметна общая культура писателя, чего, увы, не хватает сейчас многим современным молодым фантастам. Роман буквально пронизан перекличками с произведениями мировой литературы, прежде всего с повестью Р. Л. Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде. В книге рефреном звучат мудрые мысли из Библии. Отчётливо чувствуется и авторская позиция, выраженная в неприятии большевизма и однополярного с ним фашизма как преступных, человеко-ненавистнических идеологий.

Правда, «Непогребённые» явно уступают первым двум книгам по динамике сюжета и по атмосферности. Автор больше сосредоточен на внутренних переживаниях героя: тот занимается самокопанием, пытается осмыслить происходящие в себе перемены. Слегка размывает жанровые рамки «постапокалиптического экшена» и ярко выраженная научно-фантастическая линия, связанная со историей сталинского Академлага.

Итог: Добротное завершение трилогии об Анатолии Томском — при этом избыточно политизированное и философичное. Вряд ли фанаты постапокалиптического экшена о мрачном подземном мире это оценят.

Похожие произведения

Андрей Ерпылёв «Выход силой»

отчасти — Дэн Симмонс «Флэшбэк»

Удачно

Неудачно

  • литературные аллюзии

  • проработанные персонажи

  • ярко выраженная политизация

  • недостаток экшена