Рецензия на книгу: Генри Лайон Олди «Внук Персея. Книга 2. Сын хромого Алкея»

Генри Лайон Олди  «Внук Персея. Книга 2. Сын хромого Алкея»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: март 2012

Внук Персея. Книга вторая. Сын хромого Алкея

Сюжет: После смерти Персея его сыновья кто явно, кто тайно лелеют мечты единолично завладеть отцовским наследием. Плетутся коварные интриги, разобраться в которых, наверное, не смогли бы даже боги. В эту липкую паутину угодил и сын хромого Алкея, Амфитрион. Судьба предлагает ему два выхода из сложившейся ситуации. Каким путём отправится герой?

***

Удивительно, как талантливые люди, вдохновляясь несколькими страничками текста, умудряются делать из них толстенные тома. Вот, например, индиец Бхактиведанта Свами Прабхупада на основании небольшого отрывка из «Махабхараты» создал пухлый том «Бхагаватгита как она есть». А Генри Лайон Олди из того же куска так и вообще трилогию «Чёрный Баламут» отгрохал (или, вернее, отгрохали). Дочитав вторую книгу «Внука Персея», ловишь себя на мысли, что сюжет-то не нов и взят из знакомой с детства мифологии Древней Греции. Всё это мы знаем и помним с ранних лет. Но ведь от этого интерес к роману не теряется. Парадокс. Так о чём же поведали нам Олди?

Второй том вышел более камерным, нежели его предшественник. Здесь глобальный конфликт, затрагивающий судьбы страны и народа, сужен до внутрисемейных разборок. Почти нет экскурсов в мифологию и генеалогию. Основные фигуры расставлены ещё в начале партии, характеристики они получили. Сейчас пришла пора атак и контратак. Правда, появляются и дополнительные игроки, не менее интересные и колоритные. Чего стоит только парочка Атрей и Фиест. Или Тевмесская лисица — Олди до того правдоподобно и психологически убедительно вылепили образ этого оборотня, что он по праву займёт достойное место в их фантастическом бестиарии. Но это всё детали.

Основное внимание авторы уделяют проблемам разобщённости и выбора. Неладно что-то в семействе Персея Горгоноубийцы. С его кончиной, кажется, порвались узы, прочно связывавшие сыновей и внуков великого героя. Не стало общей цели, ради которой трудились Персеиды. Пришли праздность, относительный покой, а вместе с ними и сомнения, зависть, ложь. Олди закладывают под свой мир мину замедленного действия, которая взорвётся позже. И даже не в романе «Герой должен быть один», события которого отстоят от «Внука Персея» не на много лет, а в «Одиссее, сыне Лаэрта». Измельчание, оскудение, а затем и почти поголовное истребление тех, в ком текла хоть капля божественной крови.

Понятно, что при таком раскладе, когда брат идёт на брата, выбор делать очень сложно. Тем более если в конце каждого из двух предложенных тебе путей находится тупик. Но Амфитриону не привыкать бороться с трудностями. Рано возмужавший, он становится достоин славы великого деда. Жизненные невзгоды не сгибают героя, а только придают твёрдости его духу. При всём том жизнь Амфитриона довольно обыденна. В ней мало чудесного (если не считать эпизода с лисой-оборотнем). Скитания, лишения, беды и редкие радости. Но читать об этом не менее любопытно, чем о битвах с чудищами. Становятся понятными и характеры Ификла и Алкида, персонажей последующих книг «древнегреческой серии», и то, что, в принципе, большинство великих героев Эллады были обычными людьми со своими «пунктиками», победами и поражениями. Так проникновенно написать о Древней Греции и её обитателях получается далеко не у каждого автора. Олди, думается, это удалось.

Стоит отметить удачно выбранную манеру повествования, которая позволяет наиболее адекватно отразить изображаемый мир. Язык романа сочен и стилистически изощрён. Иногда, правда, соавторы явно перебарщивают, впадая в этакий «куртуазный маньеризм», помещая на одной странице два, а то и три подряд развёрнутых сравнения-описания с древнегреческой подкладкой.

Итог: В целом дилогия получила достойное завершение и, несомненно, удалась. Хотя закрадывается сомнение в том, что это последняя часть античного цикла Олди. Ведь в мифологии Древней Греции осталось ещё столько не использованных соавторами страниц!

Похожие произведения

Елизавета Дворецкая «Огненный волк»

Андрей Валентинов «Диомед, сын Тидея»

МИФЫ ЭЛЛАДЫ

До выхода двухтомного «Внука Персея» в Ахейский цикл Генри Лайона Олди входило два романа — «Герой должен быть один» (1996) и «Одиссей, сын Лаэрта» (2001). Дополняют «древнегреческую» серию романы Микенского цикла Андрея Валентинова — «Серый коршун» (1997) и «Диомед, сын Тидея» (2000).

Цитата

Лиса подобралась. Когти задних лап больно впились в бёдра. Амфитрион ясно понял, что сейчас произойдёт. Следующим прыжком лиса достанет Алкмену. Зарычав яростней бассариды, он сгрёб тварь в охапку. Хвост-факел жёг лодыжки, но сын Алкея упёрся ступнями в брюхо чудовища — и, ревя, как разъярённый бугай, отшвырнул лису к деревьям.

Удачно

Неудачно

  • прекрасно переданный дух древности

  • яркие и запоминающиеся герои

  • точные и образные описания

  • анахронизмы

  • местами — избыточная вычурность стиля