Рецензия на книгу: Генри Лайон Олди «Внук Персея. Книга 1. Мой дедушка — Истребитель»

Генри Лайон Олди  «Внук Персея. Книга 1. Мой дедушка — Истребитель»

Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: август 2011

Внук Персея. Книга 1. Мой дедушка — Истребитель

Сюжет

В Тиринфе умирает легендарный герой Персей, сын земной женщины Данаи и громовержца Зевса. Двенадцатилетний внук героя Амфитрион вспоминает основные эпизоды биографии деда, пытаясь понять характер предка и ответить на ряд непростых вопросов, связанных с обстоятельствами жизни Персея, в которой было немало тайн и загадок.

***

Кажется, лишь недавно Олди закончили научно-фантастический «женский» роман-эпопею о мире Ойкумены. И вот перед нами новое произведение — на сей раз чисто «мужское». Иначе и быть не могло, потому как действие его происходит в античной Древней Греции, давно знакомой и обжитой писательским тандемом из Харькова. А античность — это исключительно «мужской» мир, где в центре культуры стоял свободный, социально активный человек. Такой, как главный герой «Внука Персея» и окружающие его люди.

Итак, несмотря на уверения Олди, что гигантский цикл «Люди, боги и я» завершён, мы получили очередную книгу, дополняющую этот внушительный проект. Дилогия «Внук Персея» логически завершает ряд «античных» романов Олди. Или начинает — ведь её события предшествуют событиям книг «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта». Время действия — легендарный критомикенский период, когда лишь зарождалось то, что будет впоследствии зваться гордым и вызывающим восхищение словом «Эллада».

В обыденном восприятии Древняя Греция — это величественные храмы со стройными колоннами, прекрасные мраморные статуи, Олимпийские игры, поэмы Гомера, чёрнофигурная и краснофигурная керамика... Олди же пишут о временах, когда ничего из этого ещё не было. Но разве можно обмануть чаяния читательской аудитории, настроенной на очередную сказку, чарующий миф о героях Эллады? Естественно, фантасты не могли себе этого позволить. Поэтому мы и получили от них то, чего желали, пусть это местами и не совсем соответствует исторической истине. Ну, не было во времена строительства циклопических стен Микен храмов, украшенных рельефами, мраморных статуй, исполненных эротизма, и драматических представлений. Авторам это хорошо известно. Не раз и не два оговариваются они в сносках, что допускают анахронизм. И ладно, главное, чтобы картинка красивой получилась. А она и впрямь красива и правдоподобна, поскольку перед нами не исторический роман, а историко-мифологический, имеющий свои жанровые законы.

Уже эпиграфы из Плутарха Херонейского дают ключ к пониманию основного конфликта дилогии. Речь об истинной вере и суевериях, а точнее, о явлении нового божества. В центре первой книги — противостояние сводных братьев Персея и Диониса. Один выбрал стезю героя, второй захотел любой ценой стать богом, потеснив олимпийскую дюжину. И ради этой цели вся Эллада, вернее, её женская половина ввергнута в пучину безумия. Факт, кстати, вполне реальный, подтверждённый историками. Знаменитый Орфей лечил массовые истерии, овладевшие тогда прекрасным полом Греции, с помощью игры на волшебной кифаре. Персей действует более радикально, не психотерапевтическими, а хирургическими методами, повергая в шок не только подданных, но и близких. Юный Амфитрион старается найти оправдание дедовой жестокости, но долго не может этого сделать.

Сын Зевса и Данаи напоминает героев советской литературы 30-40-х годов прошлого века. Этакий «комиссар в пыльном шлеме», безжалостный и к окружающим, и к самому себе. «Гидра капитализма» — дионисийский культ — должна быть уничтожена. Зачем, почему? Это понятно только самому Персею. Так лучше будет, успокаивает он соратников. И верно, стало лучше. Но кому? Мы практически не понимаем, отчего скончался Персей. Он ведь ещё так крепок и силён, если не духом, то телом. Герой сходит со сцены, почувствовав себя лишним. Он сделал всё, что мог. Настаёт время иных героев, иных конфликтов, иных раскладов.

Его оппонент менее понятен, как и положено «нормальному» богу. У Диониса есть что-то общее с героем «Чёрного Баламута» Кришной. Тот тоже по трупам врагов, приверженцев, друзей и родственников шёл к обретению божественной сущности. В то же время сын Семелы похож и на иудеохристианского обольстителя-сатану. Не случайно оргии и вакханалии станут впоследствии прообразом христианских представлений о шабашах ведьм. Его поступки не поддаются логическому объяснению. Он парадоксален.

Вся эта запутанная история передаётся через восприятие ребёнка, Амфитриона, в будущем — отца великого героя Геракла. Олди в очередной раз показали себя знатоками и мастерами воссоздания детской и подростковой психологии. А ещё им удалось показать процесс раннего духовного взросления, возмужания персонажа. Любопытно всё же, чем удивят читателя авторы, повествуя о зрелом периоде жизни Амфитриона.

Итог: Как всегда у Олди, чарующая, трагическая и возвышенная история о любви и ненависти, славе и гордыне, вере и безверии, в которой полно сюрпризов и разгадок тайн истории.

Похожие произведения

Андрей Валентинов «Диомед, сын Тидея»

Анна Гурова «Мельница желаний»

АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВ О РОМАНЕ

«Классические, с детских лет надоевшие «белые мраморы» Древней Греции стали такими по вине малограмотных исследователей. Истинная Эллада была цветной — яркой, резкой, не похожей на скучную благопристойную «классику». Книги Г. Л. Олди позволяют увидеть настоящую родину европейской цивилизации. Роман о Персее Горгоноубийце — ещё одна кипящая красками фреска по серой штукатурке Истории».

Цитата

Женщина танцевала. Горным обвалом рокотали тимпаны; пронзительно, как жертвы под ножом, визжали дудки — и босые пятки сами выбивали дробь из прокалённой солнцем земли. Аспидное пламя волос — по ветру. Кармин хитона, упавшего с плеч, — по ветру. Пояс чудом держится, застёжки отлетели, нагая грудь бесстыже скачет в такт пляске.

Присутствуют

Отсутствуют

  • боги
  • герои
  • вакханки
  • гномы
  • космические корабли
  • мутанты