Рецензия на книгу: Шимун Врочек «Питер»

Шимун Врочек  «Питер»

Постапокалиптический боевик, триллер * Вид книги: Роман * Издательства: АСТ, Астрель-СПб * Выход:  2010 * Серия: Вселенная Метро 2033

Оптимистическая трагедия

Жил да был добрый молодец Иван Меркулов, матёрый диггер со станции Василеостровской, что в Питерском метрополитене. Станция так себе — средней паршивости, небогатая, на границе с тоннелями, кишащими всяческой нечистью. Государственный строй — относительно просвещённый феодализм с выборным сеньором-комендантом. Иван был мужчина на станции не из последних, командир разведчиков. И жизнь у Меркулова складывалась вполне себе пристойно, даже жениться он собирался на красавице Танюшке, что заведовала главным источником местной пищи — фермой морских свинок. Лепота... Но не судьба была Ивану мирно наслаждаться семейным сытым счастьем. Ибо ждала его дорога дальняя да кровавая, и война за правое дело, и потеря друзей-сотоварищей, и страшные открытия...

Роман Шимуна Врочека — очередной (третий по счёту) вклад в межавторскую вселенную «Метро 2033», придуманную Дмитрием Глуховским. Причём книга отличается от своих предшественников. И не только тем, что действие перенесено из подземных коммуникаций Первопрестольной в полузатопленные тоннели Северной Пальмиры (есть мнение, что о топонимике питерском метро автор рассказывает со знанием дела, без явных ляпов). Врочек попытался нарисовать широкую панораму жизни после ядерной войны, не зацикливаясь лишь на приключениях главного героя. Надо признать, попытка создать разветвлённый и неоднозначный подземный мир оказалась довольно удачной.

Есть ещё простор для фантазии!

На сегодня в России, кроме Москвы и Петербурга, полноценное метро имеется в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. Ещё в полутора десятке городов метро строится либо планируется. А ещё есть с десяток метрополитенов в городах ближнего зарубежья... Чем отличаются монстры подземных коммуникаций Тбилиси от их «сотоварищей» из-под Киева? А уж по миру этих подземок — пруд пруди. В общем, авторам серии есть, где разгуляться. Даёшь каждому метрополитену по отдельному роману?

Поначалу роман выглядит «робинзонадой», точнее, историей в духе сериала «Остаться в живых». Довольно подробно показан быт питерских «детей подземелья» — их трудовые будни, немудрёные развлечения, взаимоотношения. Затем начинается триллер, детектив, боевик. На Василеостровскую проникают неизвестные, похищают жизненно необходимый для функционирования станции дизель-генератор, оставляют зловещие знаки. Назревает война между станциями-государствами. И после многочисленных испытаний у героя постепенно рождается понимание, что не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Кража генератора, война — лишь звенья стальной цепи под звучным титулом «Империя».

Чувствуется, что Врочеку неинтересно следовать след в след по уже надёжно протоптанной тропе своих предшественников, рассказывая о похождениях удалых метросталкеров в пропитанных опасностью тоннелях. В воздухе повеяло постапокалиптической эпопеей... Впрочем, метрополитеновской Битвы за Кольцо читателю увидать не суждено, хотя путь диггера Ивана с квестом хоббита Фродо в чём-то и пересекаются. А учитывая, что метро превратилось для его обитателей в целую вселенную, междоусобные войны приобретают здесь глобальный масштаб.

Конечно, нечто подобное читать уже приходилось — на ум приходит некогда культовый роман француза Робера Мерля «Мальвиль». Помнится, там также жалкие кучки уцелевших после ядерной войны людей играли в войны и королевства, показывая, что даже такая ужасная катастрофа не делает человека умнее. Можно вспомнить и фильмы наподобие второго «Безумного Макса» и «Водного мира». Концептуальной разницы с миром «Метро» здесь нет. Люди всегда остаются людьми — любовь и ненависть, разум и тупость, верность и предательство идут рука об руку.

По стилистике книга навевает ностальгию, напоминая военную прозу советских времен — что-то в духе «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Впечатляюще выглядят небольшие эпизоды на поверхности, в апокалиптических картинках обезлюдевшего Петербурга, по улицам которого бродят жуткие монстры.

Книга не свободна от недостатков. Во-первых, немного банальны общие идеи романа. Во-вторых, очевидна вторичность текста применительно к классическим постапокалиптическим произведениям. Хотя этого достаточно сложно избежать. Наконец, несколько смазанным выглядит финал, возможно, излишне «кинематографичным», в духе мозаичного боевика Гая Ричи.

Итог: пожалуй, проект «Метро» можно считать состоявшимся. Главное его преимущество в сравнении с аналогичными межавторскими сериями в том, что не похожие друг на друга авторы пытаются привнести в мир Дмитрия Глуховского что-то своё, не ограничиваясь перепевами порядком однообразных приключений в духе «убей монстра». Роман Шимуна Врочека — красноречивое тому подтверждение.

Похожие произведения

  • отчасти — Колин Уилсон, цикл «Мир Пауков»
  • Робер Мерль «Мальвиль»

Цитата

  • Выждав несколько минут, он включил фонарь. Это было как возвращение домой. Человек может обходиться без многого: без еды, без воды, но без света он просто ложится и ждёт смерти, словно темнота высасывает из него последние силы.

  • Первое правило: в метро нет ничего постоянного. За самое ничтожное время всё могло измениться. Второе правило: любые изменения — опасны.

  • От широких вымерших улиц Петербурга бросает в дрожь, Кронштадт населён призраками военных моряков. От Царского Села с его огромными парками и дворцом вообще остались одни воспоминания.

Присутствуют

Отсутствуют

  • безлюдный Петербург
  • Блокадники
  • мох-телепат
  • инопланетяне
  • чернокнижники
  • всепобеждающий Вася Пупкин