Рецензия на книгу: Владимир Березин «Путевые знаки»

Владимир Березин  «Путевые знаки»

Ироничная постапокалиптика * Вид книги: Роман * Издательства: АСТ, Астрель-СПб * Выход:  2010 * Серия: Вселенная Метро 2033

Метродиссея

Похожие произведения

  • Умберто Эко «Баудолино»
  • Гомер «Одиссея»

«Вселенная Метро 2033», межавторский проект Дмитрия Глуховского, отличается от остальных серий, с которыми её часто сравнивают (S.T.A.L.K.E.R., «Этногенез», «Гиблое место»), тем, что уж слишком необычных исполнителей призвали под свои знамёна организаторы проекта. И Владимир Березин, и Шимун Врочек не относятся к числу тех, кто согласится просто «таскать рояль», они обязательно попробуют ещё и сыграть на нём.

Уже заглавием Березин намекает, что его роман — о путешествии, и действительно, его основа — вечный сюжет о странствии. А путевыми знаками, обозначившими дорогу техника Саши от Москвы до Петербурга и обратно, становятся книги. «Путевые знаки» наполнены огромным количеством скрытых цитат, намёков и аллюзий на произведения других писателей. Помимо этого, как и в цикле своих рассказов о Малыше и Карлсоне, Березин проявляет себя умелым стилистом, запросто копируя характерные черты чужих авторских манер. В результате чтение превращается в увлекательную игру по отгадыванию первоисточников, в которых Оруэлл соседствует с «Одиссеей», Шолохов с Толкином, а Джек Лондон — с непотопляемым Семецким. Ну а поскольку сюжет развивается на фоне сурового постапокалиптического мира Дмитрия Глуховского, то периодически цитирование даёт определённый комедийный эффект. К примеру, попробуйте представить одноглазого людоеда, промышляющего путниками на большой дороге, который произносит что-нибудь вроде «оттого я и проникся к вам благорасположением, прикипел всей душой», или историю борьбы Юрия Даниловича и Михаила Ярославовича за великокняжеский престол, изложенную на фене.

Единственное, за что можно попенять автору — недостаточна проработка петербургских глав.

Итог: рафинированный интеллектуальный стёб, стильная и необычная книга, в которой автор сознательно отходит от оригинального канона «Метро». Вот только страшно представить, что же произойдет с потребителями 70-тысячного тиража, ожидавших очередной серии увлекательных приключений в «подземке»?

Цитата

Теперь торопиться было незачем. Всё было кончено, как в старых толстых романах про народную войну, где один русский человек убивает другого. В дымной мгле над путями вставало солнце. Лучи его бежали по серебряным бортам ракетного поезда, в котором я остался уже совершенно точно один.