Рецензия на книгу: Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

Эдмонд Гамильтон  «Звёздные короли»

Оригинальное название: Star Kings * Космическая опера * Вид книги: Роман в сборнике * Пер.: З. Бобырь * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2008 * Серия: Шедевры фантастики

Пособие для благородных сердец

Обычный молодой человек идёт на войну. Простого клерка сажают за штурвал бомбардировщика и долго учат убивать. Потом отправляют в самое пекло. А потом... Всё заканчивается. Мы победили, мистер Гордон! Армия Соединённых Штатов более в вас не нуждается, спасибо! Можете отправляться домой. Здорово, правда? Руки-ноги целы, голова на месте — и тебя ждут стол в конторе, маленькая квартирка, толпы людей вокруг. Но почему так тяжело на сердце? Почему в пекле сражения жизнь казалось настолько насыщенной, а мирные будни выглядят такими тягостными? И когда выпадает случай совершить невероятно рискованный шаг, почему решение даётся столь легко?..

Роман Эдмонда Гамильтона на первый взгляд (впрочем, на второй тоже) — чисто развлекательное чтиво. Однако в этой книге, увидевшей свет почти сразу после войны, отчетливо прослеживается перекличка с серьёзной прозой о «потерянном поколении». Об этом писали многие — о ребятах, чьи тела вернулись на родину, но души остались там: на Сомме, в Арденнах, под Данангом... Герой Гамильтона — как раз такой вот парень, чувствующий себя лишним среди радостей обычной жизни.

И вот он оказался в очень далёком будущем. Постепенно становится понятно, для чего писателю пришло в голову сделать Джона Гордона ветераном войны. Разве обычный мирный клерк мог бы побороть величайшего тирана в истории? Пустить в ход Разрушитель, сворачивающий в трубочку само пространство? Завоевать сердце прекрасной повелительницы Фомальгаута? Да ни в жисть!

Впрочем, Гамильтон — не Хэмингуэй. Потому Джон Гордон, увы, выглядит плосковато. И его душевные терзания очень быстро оказываются погребены под лавиной несущегося вскачь сюжета. Вот Гордон занимает место принца Зарт Арна, младшего сына могущественного галактического императора. Его предают, похищают, пытают, искушают. Он бежит, сражается, интригует. И, наконец, одерживает величайшую победу! А затем... Затем следует долгожданная награда — возвращение в своё привычное тело, к своей обыденной жизни клерка. Всё сначала?

Однако, кроме внешней увлекательности (и это через много лет после первого прочтения!), бросились в глаза две вещи, которые ранее не замечались. Вот эти самые начальные горькие страницы, с беглыми размышлениями автора над судьбой «потерянных мальчиков», навсегда ушибленных войной. И ещё — явное, подчёркнутое, какое-то детское благородство героя. Особенно выделяющееся среди нынешнего торжества цинизма и себялюбия.

Джон Гордон получает Шанс, который встречается раз на миллион: он может обрести власть, богатство, славу, наконец, величайшую любовь! Всё то, чего он лишён в обыденной жизни. И ради этого надо лишь слегка сподличать, забыв о настоящем Зарт Арне, оставшемся в теле Гордона там, в далёком прошлом. Но разве Гордон не заслужил все эти блага? Разве не выстрадал? А ведь Зарт Арн, окажись тот на месте землянина, наверняка бы сплоховал — это отчётливо видно из предшествующих событий. К чести Гордона, искушение лишь мимолётно возникает в его сознании. Это даже как-то слишком сказочно. Или инстинктивное благородство ныне — синоним глупости? Как-то неловко становится — за себя, за свои мыслишки. Эх, да что говорить!

Впрочем, основной нравственный конфликт знаменитой космооперы — вовсе не изобретение Гамильтона. В начале 20 века солидной популярностью пользовались авантюрные книги британца Энтони Хоупа, особенно роман «Узник Зенды». Гамильтон просто не мог его не читать! Это как нынешние «Дозоры» Лукьяненко — не читал, так слышал. Герой «Узника», английский дворянин, оказывается двойником монарха одной европейской страны. Волей случая он занимает место никчёмного короля и блестяще разрешает все кризисы, заодно влюбившись без памяти в невесту царственного двойника. А потом — уходит, абсолютно ничего не получив за свои подвиги и благородство. Хотя был у него шанс «не успеть» спасти королишку и навсегда занять его место. Но разве джентльмен способен так поступить?

Пропасть между временами Хоупа-Гамильтона (хотя их разделяет добрых полвека!) и нашим мироощущением отчётливо можно проследить по фэнтезийному римейку «Узника Зенды» — роману Саймона Грина «Кровь и честь». Современный британец Грин с юности чувствовал внутренний протест против излишне «благородного» героя Хоупа. Потому актёр Джордан, ставший магическим двойником принца Виктора, ведёт себя совершенно иначе, нежели тот же Джон Гордон. А именно: убивает «оригинал» и преспокойно занимает его место. Почти любой нынешний «засланец» поступил бы так же — дай только шанс! Всё-таки во времена Гамильтона были иные люди, совсем иначе чувствующие мир вокруг. Сейчас уже таких не делают...

Итог: «Звёздные короли» — памятник давно ушедшей эпохи. В те времена жили свои подлецы и герои. Но, читая эту книгу, даже за лихим авантюрным сюжетом отчётливо видно неотвратимое течение времени, которое меняет всё. А книга, в любом случае, очень достойная — пускай и наивная, и переполненная штампами, и написанная простоватым языком. Зато какое пособие для благородных сердец!

Это интересно
  • Цикл «Звёздные короли» побудил Ивана Ефремова написать «советский ответ» — роман «Туманность Андромеды».
  • В романе «Возвращение на звёзды» Гамильтон вновь перенёс Джона Гордона в будущее. Кроме того, в рассказе Stark and the Star Kings, написанном Гамильтоном совместно со своей женой Ли Брэкетт, герой Эрик Старк оказывается в мире «звёздных королей».
Цитата

Ему быть помощником заведующего, ему, императорскому принцу, сидевшему на пиршестве со звёздными королями в Трооне? Ему, ведшему флоты королевства в последней великой битве у Денеба? Ему, победившему Облако и потрясшему сам Космос?

Присутствуют

звёздные войны

галактические аристократы

благородный герой

Отсутствуют

реалистичность

юмор

секс