Рецензия на книгу: Клиффорд Саймак «Волшебный квартет»

Клиффорд Саймак  «Волшебный квартет»

Авантюрное фэнтези * Пер.: И. Гурова, К. Королев, А. Иорданский * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2008 * Серия: Шедевры фантастики

Всё, что вам нужно...

Клиффорд Саймак вошёл в историю американской и мировой фантастики как автор блестящих романов, относящихся к «мягкой», гуманистической НФ. Однако уже на позднем этапе творчества он решил попробовать силы в непривычном для себя жанре героико-приключенческого фэнтези. Конечно, ещё в 1968-м вышел один из лучших его романов «Заповедник гоблинов» (рецензия — в «МФ» № 1 (29), январь 2006), где кишмя кишели всевозможные волшебные существа. Однако при ближайшем рассмотрении магические персонажи оказывались то инопланетянами, то продуктами генной инженерии — так что к «чистому» фэнтези этот отличный роман можно отнести только с большой натяжкой.

Иное дело три книги, написанные значительно позже, которые можно счесть даже своеобразной трилогией — столько в них общих чёрточек. На первый взгляд, действие происходит в разных мирах, однако если посмотреть внимательнее, становится ясно — сюжетных и смысловых пересечений слишком много для простой случайности. Возможно, перед нами три грани одного и того же магического зеркала нашего мира (параллельные альтернативы?). Сознательно ли действовал писатель? Конечно, Саймак, сочиняя свои волшебные сказки, мог превратить их в лабиринт для любителей литературных игрищ. Хотя всё может быть гораздо проще — маститый писатель попросту пытался придумать идеальное для себя фэнтезийное приключение, трижды повторяя один сюжет. Выражаясь современным языком, делая римейки. Ответ на некий вызов? Кто знает...

Все романы выстроены по единой схеме классического фэнтезийного квеста. Есть герои, которые произвольным образом формируются в партию «приключенцев». У каждого из них могут быть собственные устремления и мотивы, однако надо всей командой довлеет некая Миссия, Поиск.

Студент Марк Корнуолл находит манускрипт с рассказом о Пустынном Крае и его легендарных обитателях. Мучимый желанием узнать Истину, Марк отправляется в путешествие, в котором его сопровождают девушка Мэри, гном Плакси, болотник Джиб, гоблин Оливер и лесовик Хэл («Паломничество в волшебство»).

Сквайр Данкен Стэндиш пытается переправить в Оксенфордский университет рукопись, где содержатся возможные доказательства подлинного существования Христа. В путешествии к нему присоединяются разные люди (и нелюди!), а противостоит героям Орда тварей-разрушителей («Братство талисмана»).

Лорд Чарлз Харкорт отправляется в Брошенные Земли, где гнездится Нечисть, с целью добыть призму Лизандры, в которой заключена душа святого. Надо ли говорить, что его сопровождает целая толпа? И девушка, обязательно красивая девушка! («В логове нечисти»).

Пересечений не счесть. Феодально-магический мир — в «Паломничестве», похоже, постапокалиптический, в остальных романах — Англия 20 века, застывшая в летаргическом средневековье. Молодые герои — студент, сквайр и лорд, у каждого непременная «дама сердца». Спутники героя — симпатичные сказочные существа. Непременная нечисть, обитающая в пустынных, брошенных и выжженных землях. Поиск, в котором многое оказывается не тем, за что его принимают. И почти одинаковый финал, заставляющий вспомнить слова замечательной песни «Битлз»: All You Need Is Love («Всё, что вам нужно — только любовь»).

Фэнтезийные квесты Саймака не поражают сюжетной изощренностью или невероятно увлекательным действием. Да и с идейной стороны они довольно просты. Главное — атмосфера, в создании которой Саймак был большой мастак. Особенно уютно выглядит «Паломничество в волшебство», в котором видятся отблески классики — то «Хоббита», то «Ветра в ивах».

«Братство талисмана» — более жёсткая, временами мрачная книга. Однако Саймак умел создавать потрясающую атмосферу оптимистической грусти, смеха сквозь слезы. Жестокость мира для него не самоцель, и когда герои гибнут, это вызывает своеобразный всплеск душевного очищения, на грани катарсиса. «Братство талисмана» — не лучший роман Саймака, но его мастерски выписанный грустный оптимизм пронизывает читателя насквозь.

«В логове нечисти» — предпоследняя книга Саймака, уделившего здесь значительное внимание сотворению мира, в котором до очередного воплощения «средневекового» 20 века дожила Римская Империя. Отлично передана атмосфера увядания — но, возможно, за ним последует не гибель цивилизации, а её возрождение? Впрочем, герои просто живут и любят: наверное, этого достаточно.

Итог: эти подчёркнуто неторопливые книги могут показаться занудными, особенно поклонникам стремительного действия. Но атмосферные квесты Саймака так и тянет перечитать время от времени, устроившись в уютном кресле у камина и уплетая за обе щёки что-нибудь вкусненькое. Таких книг на самом деле немного — потому и запоминаются они надолго. Может быть, навсегда...

Звезда «Золотого века»

Клиффорд Саймак — один из ярчайших авторов «Золотого века» американской фантастики. Его первый роман «Космические инженеры» вышел в 1939 году, последний — «Магистраль Вечности», в 1986-м. На счету Саймака знаменитые НФ-романы «Город» (1952), «Кольцо вокруг Солнца» (1953), «Что может быть проще времени?» (1961), «Почти как люди» (1962), «Пересадочная станция» (1963), «Вся плоть — трава» (1965). В 1976 году Саймак получил титул Грандмастера фантастики.

Цитата

— Ты и так принцесса, — проговорил он, — безо всякого платья с золотым шитьем. Я сильнее всего люблю тебя такой, в этом старом платьишке, от которого до сих пор пахнет Зверем Хаоса, пускай оно все драное и в жирных пятнах. Поклянись, что никогда не станешь мыть им пол.

Мэри обвила его руками за шею. Он прижал девушку к себе.

— Всё образуется, Марк, — прошептала она. — С платьем или без платья, всё образуется.

«Паломничество в волшебство»

 Присутствуют   Отсутствуют 

любовь

мягкий юмор

трогательные моменты

масштабные битвы

общий сюжет

крутые герои