Рецензия на книгу: Элеонора Раткевич «Ближе смерти и дальше счастья»

Элеонора Раткевич  «Ближе смерти и дальше счастья»

Фэнтези * Вид книги: Сборник * Издательства: АСТ, Люкс * Выход:  2005 * Серия: Заклятые миры

“Радость моя, сердце мое...”

24 Kb

В новой книге Элеоноры Раткевич сразу два подвоха. Один — для давних ее поклонников, собравших на полках все выходившие ранее книги любимого автора: им придется покупать фактически полкниги по цене целой. Две повести из предложенных нам в сборнике четырех издавались в дебютной книге писательницы (сборник “Наемник мертвых богов”, 1996). Другой — для читателя, пока с творчеством этого автора незнакомого: заглянув в содержание, он наверняка уверится, что покупает роман в трех частях, а скромное “сборник” в выходных данных заметит не всякий. Однако для тех (а их немало), кто начал знакомиться с творчеством Элеоноры Раткевич с “Деревянного меча” и с тех пор не пропустил ни одной ее книги, этот сборник станет настоящим подарком.

Итак, четыре повести и шесть коротких рассказов...

“Ближе смерти и дальше счастья” — дебютная повесть писательницы, публиковавшаяся в 1991 году в газете. Уже вполне узнаваемая тщательность построения фэнтези-миров, от религии и мифологии до архитектурных деталей — но пока еще в НФ-обертке. Поместив сознание земного наблюдателя в разум авантюриста далекой, типично фэнтезийной планеты, можно получить очень даже интересный сплав жанров! И будут в нем Лабиринт Смерти и ритуальные танцы в храме богини соседствовать с геодезической съемкой и пробами почв на кислотность, а техногенные фобии — с темными средневековыми страхами. И будем мы сочувствовать трудностям контакта не просто двух очень разных культур — а двух личностей, двух сознаний в одном теле. И будут подняты те вечные темы, которыми отличается все творчество Элеоноры Раткевич: трусость и верность, предательство и любовь, жизнь и смерть...

А вот “Превыше чести” — повесть свеженькая, написанная специально для этого сборника. Типичное — на первый взгляд — “европейское” фэнтези. Эльфы и орки (вовсе даже не шаблонные!) в королевском оркестре. Шпили и купола, цветное стекло стрельчатых окон, городская стена, нашпигованная оберегами от ходячих мертвецов — Шайл. От какой малости, оказывается, зависит жизнь этого города: от чьей-то совести и чести, от нескольких мгновений, от испачканного в чужой крови края плаща...

Жестокое будущее постапокалипсиса в “Слушай, флейтист!”, напоминающее “ниндзюшные” “Парадоксы младшего патриарха” и “Меч без рукояти”. “Палач Мерхины”, герои которого действуют в мире “Наемника мертвых богов”. Какая нам разница, как именно умерла цивилизация: кончился ли бензин и привычное оружие — или перестала действовать светлая магия? Гораздо важнее пройти вместе с героями их путь. Сделать выбор и ощутить в полной мере ответственность за него. Посмотреть в глаза Злу — и не опустить взгляд. И не так уж важно, в европейском или “восточном” колорите написаны книги Элеоноры Раткевич — автора, который не стесняется из раза в раз, снова и снова напоминать нам о том, что раньше называлось “вечными ценностями”, а теперь окрещено “банальностью”. О Верности. Чести. Дружбе. Любви. О том самом Добре, которое, побеждая Зло, не занимает его место, а остается Добром...