Рецензия на книгу: «Русский фантастический боевик 2007»

  «Русский фантастический боевик 2007»

Фантастика, фэнтези * Вид книги: Сборник * Издательства: Эксмо * Выход:  2007 * Серия: Русский фантастический боевик

В бронь и в бой!

Казалось бы, фантастический боевик — жанр простой. Бери перо или садись за клавиатуру — и вперед, строчи про бравых космодесантников, тысячами уничтожающих зеленых человечков и прочих оккупантов. Наверняка, как раз такими рассказами и была бы наполнена антология, не значься ее составителем Василий Мельник. Редактор давно зарекомендовал себя удачными сборниками, а на конвенте «Роскон 2007» и вовсе получил награду как лучший составитель. Другое дело, что как раз редактура-то в «РФБ» и подкачала (см. цитаты). А поначалу — так и вовсе казалось, что антология имеет все шансы бросить тень на удачно складывающуюся карьеру составителя Мельника.

Рассказы Сергея Палия, Василия Орехова и Бориса Руденко иначе как провальными не назовешь. И если последние два всего лишь откровенно скучны, серы, безыдейны и не новы, то первый вобрал в себя все возможные огрехи: детские языковые ляпы, плоские персонажи, избитый сюжет, полное отсутствие идей и стремления к новизне. Странно работает и Василий Головачев: сначала создает любопытную базу для новеллы, насыщая ее перспективными деталями, а потом в кульминационный момент попросту обрезает рассказ. Более того, для «РФБ» писатель сочинил две истории об одном и том же персонаже, с однотипными сюжетами, поднимающие один и тот же вопрос. В чем смысл такого клонирования?

Рассказы большинства писателей выделяются за счет необычных главных героев. Так, Роман Афанасьев на эту роль взял махрового алкоголика, талантливый Олег Макушкин — революционера с раздвоением личности, а Дмитрий Янковский (пожалуй, его текст оказался в антологии лучшим) — родовитого пилота боевого звездолета, который никак не может научиться принимать решения.

Юрий Нестеренко, что с ним не впервые, создал рассказ, концовка которого ясна с самого начала, что для боевика недопустимо. Дурную шутку сыграла репутация автора: Нестеренко приучил читателя к тому, что все ружья на стенах у него стреляют, и если есть возможность усложнить сюжет, то так и произойдет. А ведь будь на месте писателя менее мастеровитый автор, все было бы не столь прозрачно. К слову, героем Нестеренко, опять же, стал далеко не самый положительный персонаж.

Любопытный эксперимент поставил Андрей Уланов: его герои никоим образом не влияют на сюжет. Попытка удалась: рассказ хорош и держит до конца.

Итог: любопытный сборник, многие рассказы которого могли бы украсить антологии с большим упором на идейность.

Цитата

Он явно был мертв и не шевелился.

Краем зрения уловил движение

(Из рассказов Василия Головачева).

Мне было тупо.

Внутри бликующего стекла шлема широкие ноздри жадно глотают кислород.

(Из рассказа Сергея Палия).