Рецензия на книгу: Ольга Славникова «2017»

Ольга Славникова  «2017»

Литературная фантастика * Вид книги: Роман * Издательства: Вагриус * Выход:  2006

Песня северных гор

«Писатель — это прежде всего стиль». На мой взгляд, утверждение спорное, но по отношению к Ольге Славниковой оно справедливо на все сто процентов. По витиеватости и изысканности стиля роман «2017» уже поставили в один ряд произведениями Владимира Набокова. Сильное сравнение, но что-то в этом, пожалуй, есть. Такое ощущение, будто Ольга Славникова сознательно избегает простых однозначных фраз. Никаких вам «Иван Иванович сел на стул» — каждый абзац, каждое предложение передает целый комплекс осязательных, обонятельных, звуковых ощущений.

Чтобы так писать, нужен совершенно особый взгляд на литературу и особое отношение к жизни. Эту манеру можно принимать или не принимать, но одно безусловно: работа автором проделана колоссальная. Все остальное — тяжелое детство прирожденного камнереза Ивана Крылова, его роман с загадочной женщиной по имени Татьяна, горные духи, то и дело во плоти являющиеся героям романа, беспорядки, вспыхивающие с приближением сакраментальной даты 2017 на улицах Свердловска/Екатеринбурга (не названного прямо, но угадываемого «на раз») — все это, по большому счету, второстепенно.

Книга, впрочем, вовсе не лишена внутренней динамики, нужно только как следует вчитаться. Если бы не уникальный авторский стиль, сюжет этого романа вполне мог бы лечь в основу средних размеров фантастического триллера, с погонями и перестрелками, жестокими чудесами и опасными диковинами. Есть тут и детективная интрига (тайна клада, неправдоподобно богатой рубиновой жилы, найденной хитниками, старателями-нелегалами), и мистическая составляющая, и социальная, только выбирай.

Автор не бродит по лабиринту сюжетной литературы вслепую, он прекрасно осознает, что делает. До того, как перебраться со своих «Рифейских гор» в Москву, Ольга Славникова несколько лет проработала главным редактором екатеринбургской газеты «Книжный клуб». В ту пору ею было опубликовано немало рецензий на фантастические книги, так что с «жанровой» прозой автор «2017» знаком не понаслышке. Это выгодно отличает писательницу от многих представителей «мэйнстрима», решивших вдруг сочинить «что-нибудь эдакое, фантастическое». Ольга Славникова использует приемы из арсенала философской и социальной НФ продумано и аккуратно. Коллегам есть чему поучиться у букеровской финалистки, причем не только коллегам из фэндома. Кстати, автор этих строк познакомился со Славниковой на фестивале фантастики «Аэлита», где писательница, к тому времени активно публиковавшаяся в «толстых» литературных журналах (и работавшая в одном из них, екатеринбургском «Урале») чувствовала себя вполне комфортно...

Итог: безусловно, читать прозу Ольги Славниковой — нелегкий труд, требующий полной самоотдачи. Но, по-моему, затраченные усилия окупаются сторицей: самобытность и яркость этой книги стоят много большего.

Цитата

Бывает, что горный дух по внешности мало отличим от человека. Каменная Девка, она же Хозяйка Горы, вовсе не похожа на красивую артистку в синих накладных ресницах и в зеленом кокошнике, что представляет Хозяйку в утренних спектаклях драмтеатра. Каменная Девка может явиться хитнику в виде самом обыкновенном: показаться, например, немолодой интеллигентной дачницей, испачканной ягодами и раздавленными комарами, с ведром огурцов; или буфетчицей на маленькой станции, с накрахмаленной башней обесцвеченных волос и тоскующими глазами в припухлых мешочках; или девчонкой лет пятнадцати, у которой в горловину свободной майки залетает ветерок, когда она, пригнувшись, жмет на педали бряцающего велосипеда. Каменная Девка вовсе не старается держаться поближе к лесной и горной глухомани, она не зверек. Она совершенно свободно появляется и в городе с четырьмя миллионами жителей, стоящем и не чующем под собой ни могучих, как подземные капустные поля, наростов малахита, ни толстого золота в рубчатом кварце.

Писательница о своем романе

«У книги, тем более у толстого романа, должен быть опорно-двигательный аппарат — сюжет и загадка. В литературе трэша это есть. Золушка, работающая секретарем в какой-то заштатной купи-продайке, вдруг встречает принца — вот схема женского детектива, и это будут читать. Романы Устиновой, например, все одинаковые, но все читаются и выходят большими тиражами. Механизм прост, но безотказен. Если говорить вообще — романный герой должен двигаться из точки А в точку Б и проходить некие этапы, этапы судьбы. Герой, вперившийся в одну точку и погруженный в себя — разве что Прусту под силу. Такие «стоячие» романы — тоже проза, и в первую очередь проза. Я уже написала «трудные» книги: «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Один в зеркале». Теперь мне интересно работать над сюжетными, даже остросюжетными вещами. Таков роман «2017». Хочу вернуть прозе территорию, захваченную трэшем, помня, что это исконная территория Мелвила и Шекспира. На Рождество я начала новую вещь. Попробую поставить детективную фабулу на службу литературе. Без всяких скидок на «низкий» жанр».

polit.ru

Присутствуют Отсутствуют

горные духи

пламенные революционеры

неземная любовь

злобные пришельцы

могущественные маги

путешественники во времени