Фантастические премии за рубежом
Кратко о статье: В фантастике существует множество способов оценки качества. Гриф “СУПЕРБЕСТСЕЛЛЕР!” на обложке наверняка соберет поклонников многотиражного убойного чтива. Золотое тиснение заинтересует любителей рассыпающейся в труху классики. Неформатное издание с аляповатым дизайном и аннотацией “для избранных” не останется без внимания ценителей “постмодерна” и “мейнстрима”... Но часто ли у вас, сопоставляющих содержимое книжки и ее обертку, возникало чувство, будто вас обманули?     Чтобы не попасть под гипноз мастеров PR и полиграфии, обращайте внимание на проверенный сертификат качества — премии. А о том, какие акцизные марки на разные сорта фантастики сейчас в ходу, мы вам и расскажем.     

ЗВЕЗДНЫЙ ИКОНОСТАС

Международные фантастические премии

...Железяк нам, что ли, жалко?

А. Шмалько, “Фэндом, фэны, фэнье”

В фантастике существует множество способов оценки качества. Гриф “СУПЕРБЕСТСЕЛЛЕР!” на обложке наверняка соберет поклонников многотиражного убойного чтива. Золотое тиснение заинтересует любителей рассыпающейся в труху классики. Неформатное издание с аляповатым дизайном и аннотацией “для избранных” не останется без внимания ценителей “постмодерна” и “мейнстрима”... Но часто ли у вас, сопоставляющих содержимое книжки и ее обертку, возникало чувство, будто вас обманули?

Чтобы не попасть под гипноз мастеров PR и полиграфии, обращайте внимание на проверенный сертификат качества — премии. А о том, какие акцизные марки на разные сорта фантастики сейчас в ходу, мы вам и расскажем.

Золотой дубль

На сегодняшний момент самыми авторитетными международными премиями считаются “Хьюго” и “Небьюла”. Первая является читательской и определяется наибольшим количеством голосов, отданных тому или иному произведению аккредитованными участниками ежегодной конференции “Уорлдкон”. Вторая, “Небьюла”, присуждается “профессионалами для профессионалов” — Ассоциацией писателей-фантастов Америки — и носит характер академической награды. Зачастую, что вполне закономерно, мнения профессиональных читателей и профессионального жюри расходятся: каждая сторона оценивает то, что считает первостепенным и основообразующим. Читатели — драйв, идеи, сюжет. Писатели — форму, стиль, новое, привнесенное в жанр слово. Но бывают и редкие пересечения, когда интересы читателей и писателей сходятся. Этакий “Золотой дубль”, получение обеих премий.

Хьюго (Hugo)

6 Kb

Компактный космодром, составленный из премий “Хьюго” разных лет.

Своим названием литературная премия Всемирного общества фантастики обязана Хьюго Гернсбеку — “отцу-основателю журнальной фантастики” и первому редактору “Amazing Stories”, на страницах которого было выращено целое поколение классиков НФ: Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Эдгар “Док” Смит. Учрежденная в 1953 году, “Хьюго” приняла почетную эстафету, начатую Международной премией по фантастике (International Fantasy Award). Несмотря на то, что премия имеет международный статус, номинируются на нее и, соответственно, побеждают произведения, написанные или изданные на английском языке. От “американской монополии” несколько спасает то обстоятельство, что каждые пять лет конференция проводится за пределами США, и тогда вероятность того, что статуэтка уйдет к британскому или австралийскому автору, возрастает.

Статуэтка “Хьюго” имеет вид взлетающей ракеты. Форма подставки из года в год меняется: то стилизованное под канадский кленовый лист пламя, то выполненные из крошки драгоценных камней клубы дыма от бьющего из дюз пламени — и напрямую зависит от прихоти скульптора, “идеи-фикс” конвента или места его проведения.

8 Kb

Присуждается премия по двенадцати категориям, четыре из которых — сугубо литературные: роман, большая повесть, короткая повесть, рассказ. В разное время в этих номинациях звучали разные имена, но есть у премии и свои фавориты, собравшие целые космодромы “Хьюг”. Это патриот Джо Холдеман, плодовитый романист Майк Резник, прикарманивший великолепную шестерку Конни Уиллис, Лоис МакМастер Буджолд, Майкл Суэнвик, Роберт Сойер, Джон Варли и еще несколько резво переводимых на русский язык фантастов.

В других номинациях — нехудожественная публикация, профессиональный редактор, профессиональный художник, драматическая постановка, полупрофессиональный журнал (сэмизин), любительский журнал (фэнзин), писатель-любитель, художник-любитель — побеждают достойнейшие или наиболее любимые фэнской тусовкой. Так, например, в числе победителей частенько звучит имя Гарднера Дозуа, как лучшего современного редактора (что, несомненно, правда), а для Майкла Уэлана была создана специальная премия “Суперхьюго: лучший художник последних 50 лет” (что тоже правда и тоже справедливо).

Во время церемонии награждения “Хьюго” вручаются и другие награды: приз имени Джона Кэмпбелла — самому многообещающему дебютанту, а иногда премия “Гэндальф” — за особые заслуги в области фэнтези. Правда, если многообещающие авторы, в числе которых были когда-то Лонгиер и Кард, находятся каждый год, то заслуги в области фэнтези прекратились с 1980 — по крайней мере, с тех пор эта премия не вручалась. Два раза (1996 и 2001) присуждалась премия “Ретро Хьюго”. Это своеобразная попытка переосмыслить объективность премии “Хьюго” с точки зрения истории и “довручить” заслуженную награду тем, чьи произведения номинировались несколько лет назад и по какой-то причине искомого не получили.

Небьюла (Nebula)

14 Kb

С каждым годом статуэтка “Небьюлы” все больше похожа на пирожок, в который повара стремятся уместить все содержимое холодильника.

Идею награды предложил Ллойд Биггл-младший, и в 1965 году организация писателей-фантастов США (SWFA, Science Fiction and Fantasy Writers of America) претворила ее в жизнь. С тех пор “Небьюла” вручается на ежегодном банкете, проводимом преимущественно в апрельские или майские деньки. В голосовании участвуют только члены SFWA, а список номинаций составляется из произведений, предложенных не меньше чем 10 членами организации. В отличие от “Хьюго”, которая датируется годом вручения премии, нумерация “Небьюлы” совпадает с годом выхода произведения. Например, роман Нила Геймана “Американские боги” получил “Небьюлу-2002” и “Хьюго-2003”.

Дизайн премии разработали Джуди Блиш и Кейт Вилхелм: прямоугольный блок прозрачного пластика, внутрь которого заключены кварцевый кристалл и серебристая фигурка в форме спиралевидной туманности. Иногда там “плавает” что-то еще — например, часы в премии “Великий мастер” Андрэ Нортон. Начинка опять-таки зависит от многих факторов, но неотъемлемый ее элемент — дань названию — спиралевидная туманность.

Премия вручается в четырех литературных номинациях: роман, большая повесть, короткая повесть и рассказ. Среди регулярных соискателей — те же, что и в “Хьюго”, плюс Грег Бир, Гарднер Дозуа, Ким Стенли Робинсон.

Кроме этого, SWFA учреждены три специальные премии, которые по мере необходимости вручаются вместе с “Небьюлой”. Это премия Рэя Бредбери за лучший киносценарий, пока присуждавшаяся всего дважды. Премия “Заслуженный автор в отставке” (Author Emeritus) для тех, кто уже переживал в прошлом пик своей славы: Уилсон Такер, Джудит Меррил, Дэнил Киз, Роберт Шекли и Кэтрин Маклин. И специальная премия “Великий мастер” (Grand Master) за особые прижизненные заслуги перед Ее Величеством Фантастикой. Звание Великого мастера в разные годы получали такие знаковые фигуры, как Фриц Лейбер, Андрэ Нортон, Артур Кларк, Айзек Азимов, Альфред Бестер, Рэй Брэдбери, Лестер дель Рей, Фредерик Пол, Дэймон Найт, Альфред Ван Вогт, Джек Вэнс, Пол Андерсон, Хол Клемент (Гарри Стабз), Брайан Олдис, Филип Фармер, Урсула Ле Гуин.

17 Kb 14 Kb

Награда “Великий мастер” Андрэ Нортон.

Хьюгонебьюлисты

Приведенный ниже список можно считать “программным чтением на год” для настоящих любителей фантастики. Почти все произведения, получившие “Золотой дубль”, переведены на русский язык и вышли в издательствах АСТ (“Золотая библиотека фантастики”) и “Эксмо”.

1965 — Фрэнк Герберт, “Дюна” (Dune)

1969 — Урсула К. Ле Гуин, “Левая рука тьмы” (The Left Hand of Darkness)

1970 — Ларри Нивен, “Мир-кольцо” (Ringworld)

1972 — Айзек Азимов, “Сами боги” (The Gods Themselves)

1973 — Артур Кларк, “Свидание с Рамой” (Rendezvous with Rama)

1974 — Урсула К. Ле Гуин, “Обездоленные” (The Dispossessed)

1975 — Джо Холдеман, “Вечная война” (The Forever War)

1977 — Фредерик Пол, “Врата” (Gateway)

1978 — Вонда Макинтайр, “Змей сновидений” (Dreamsnake)

1979 — Артур Кларк, “Фонтаны рая” (The Fountains of Paradise)

1983 — Дэвид Брин, “Звездный прилив” (Startide Rising)

1984 — Уильям Гибсон, “Нейромант” (Neuromancer)

1985 — Орсон Скотт Кард, “Игра Эндера” (Ender's Game)

1986 — Орсон Скотт Кард, “Голос тех, кого нет” (Speaker for the Dead)

1997 — Джо Холдеман, “Вечный мир” (Forever Peace)

2001 — Нил Гейман, “Американские боги” (American Gods)

Мемориальные премии

За прошедшее столетие фантастика приобрела столько взаимоисключающих и диаметрально противоположных черт, что мерить ее “Хьюгами” и “Небьюлами” — просто необъективно. Это то же самое, что сравнивать романы “нововолниста” Филипа Дика, руководствующегося принципом Брайана Олдиса “экология, сексуальная революция, психоделика”, и сатирические рассказы Л. Спрэг де Кампа, доказавшего, что юмор и фантастика — области не столь друг от друга отдаленные.

24 Kb

Мемориальная премия Джона Кэмпбелла.

По этой причине различными писательскими организациями и обществами изучения творческого наследия были учреждены премии в отдельных жанрах и тематических сферах научной фантастики. Премии эти называются мемориальными и гордо носят имя классика, наиболее в сих жанрах и сферах преуспевшего.

Премия Джона Кэмпбелла (John W. Campbell Memorial Award)

Вряд ли найдется в среде любителей фантастики человек, который никогда не слышал о “кэмпбелловской революции” и ее настойчивом разжигателе. Усердию и принципиальности первого редактора “Астаундинг” (впоследствии “Аналога”) Джона Кэмпбелла, который приложил титанические усилия к отбору и культивированию изысканной, стильной, концептуальной фантастики, обязаны все без исключения авторы “золотой эры” и эр последующих. В 1972, спустя год после смерти Кэмпбелла, писатели Гарри Гаррисон и Брайан Олдис предложили проект мемориальной премии, которая вручалась бы за лучший роман в жанре научной фантастики, изданный в предшествующем году, как “поощрение автора ради написания еще лучших работ”. В отличие от составляющих “Золотого дубля”, премия Кэмпбелла определяется комитетом, достаточно маленьким для основательного обсуждения всех выдвинутых романов.

14 Kb

Статуэтка награды, выполненная в форме кольца Мебиуса, в свою очередь символизирует бесконечность Вселенной и примат идеи над другими материями.

Премия Теодора Старджона (Theodore Sturgeon Award)

Несправедливо полагать, что роман — главенствующая в фантастике форма. “Пришельцы с небес”, “Божье око”, “Далекие горизонты” — вот немногие антологии, которые позволяют вкусить прелесть рассказа или повести. А ведь до конца пятидесятых, пока американское издательство “Ace Books” не занялось изданием фантастических романов, именно рассказ был главенствующей формой.

В эту так называемую “золотую эру” (тридцатые-пятидесятые) писал один из величайших рассказчиков Теодор Старджон. В 1987 году в честь его была создана мемориальная премия за лучший фантастический рассказ, вручаемая на одной церемонии с премией Кэмпбелла и существенно ее дополняющая.

Премия Филипа Дика (PKD: Philip K. Dick Award)

Книжки в мягкой обложке — символ легкого, курортного и сезонно популярного чтива. Как правило, они быстро рассыхаются, желтеют и редко попадают на домашние книжные полки коллекционеров. Тем не менее один из самых любимых отечественным читателем и самых экранизируемых зарубежными кинематографистами авторов — Филип К. Дик — до самой своей смерти издавался преимущественно книгами в мягкой обложке. В память об авторе в 1983 году Томас Диш создал мемориальную премию “PKD”, которую вручают за Норвесконе за лучший роман, изданный в предшествующем году в мягкой обложке. Избирательный комитет состоит из пяти академиков или профессиональных писателей, имена которых не оглашаются до официального награждения и которые обязаны назначить последователя, если решат из комитета удалиться.

“Переоткрытие”, имени Кордвайнера Смита (Rediscovery, Cordwainer Smith Award)

В посмертный сборник Кордвайнера Смита “Переоткрытие человека” вошли лучшие рассказы писателя-фантаста, создавшего богатый деталями, изощренный, роскошный и невероятный мир с многотысячелетней историей. В сравнении с его работами большинство “космических опер” кажутся блеклыми и плоскими, не заслуживающими внимания.

Общество исследования жизни и творчества Кордвайнера Смита в 2001 году учредило и вручило первую премию “Переоткрытие” (в народе — “Кордвайнер”) за “следование духу произведений Смита”. Пока у награды всего трое обладателей: Олаф Стэплдон (2001), Р. А. Лаферти (2002) и Эдгар Пэнгборн (2003), и в доме каждого из них преломляет свет заслуженный хрустальный многогранник.

14 Kb

Забавная скульптурка одного из лучших людей ненаучной фантастики — Говарда Лавкрафта, вручаемая в качестве трофея на World Fantasy Convention.

Премия Джеймса Типтри-младшего (James Tiptree Jr. Award)

Псевдоним доктора психологии Элис Брэдли Шелдон стал именем премии за “научно-фантастическое или фэнтезийное произведение, которое исследует и расширяет роли женщины для мужчины и мужчины для женщины”. Так сложилось, что во времена Гернсбека и Кэмпбелла научной фантастикой занимались мужчины (за редким исключением — Ли Брэкет и Андрэ Нортон — хотя имя последней тоже долгое время принимали за мужское). Элис Брэдли стала в прямом смысле “фантастической женщиной”, произведения которой, концентрированные, эксцентричные и полные экспериментальных ходов, нередко причисляются киберпанками к своим “предтечам”. Получившая три “Небьюлы” и две “Хьюго”, Элис Бредли впоследствии сама стала символом, наверное, самой трогательной награды в области фантастики — премии Джеймса Типтри-младшего.

Награда вручается с 1992 года за роман, повесть или рассказ — тут уж решает жюри из пяти человек. Помимо чека на символическую сумму $1000 лауреат получает оригинальную художественную работу — скульптуру, рисунок или просто букет цветов, дополняющий или подчеркивающий основную идею произведения.

Жанровые премии

Фэнтези, ужасы и альтернативная история обошлись одной премией каждая, вручаемыми, правда, со всеми должными торжественностями и почестями.

Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Award)

Учрежденная в 1975 году Всемирным обществом фэнтези, премия ежегодно вручается на Всемирной конференции фэнтези за произведения угадайте какого жанра. Эта награда отличается от прочих тем, что в каждой номинации побеждает не один или два, а целых четыре лауреата, половину которых назначает жюри, а половину — зарегистрированные участники конвента.

24 Kb

Замок с привидениями — дань готическому роману XIX века. Что еще пожелает видеть у себя на полке мастер ужасов, за исключением головы злейшего критикана?

Лауреаты получают изготовленную Гэхеном Уилсоном статуэтку в виде бюста Говарда Филипса Лавкрафта. Иногда премию так и называют — “Говард”, имея в виду, само собой, не творца саги о Конане, а старого доброго живописателя Ктулху и Герберта Уэста.

Премия вручается в шести основных категориях: роман, повесть, рассказ, антология, сборник, художник. Кроме того, назначаются три дополнительные награды: “За вклад” (live achievement), приз профессиональному редактору и редактору-любителю.

Брэм Стокер (Bram Stokers Award)

В 1897 увидел свет знаменитый “Дракула”, переживший несметное полчище продолжений, иносказаний, экранизаций — и самого автора. Теперь имя Брэма Стокера, пожалуй, известно многим только из названия канонической киноверсии Френсиса Форда Кополлы — или благодаря премии, с 1988 года вручаемой Ассоциацией писателей ужасов на ежегодном банкете.

В уставе написано, что отмечаются премией не лучшие произведения года, “а особо выдающиеся”. Видимо, обусловлено это тем, что большинство авторов “ужастиков” топчутся на месте, заставляя героев своих книг бездумно изводить серебряную дробь на здоровых упырей и святую воду на упырей поменьше. Потому Ассоциация, по примеру “Небьюлы”, оценивает не количество серебра, а его пробу. Это в теории. На практике же критерии оценки “Стокера” мало чем отличаются от других премий. Почти всегда награда присуждается в таких номинациях: роман, дебютный роман, крупная форма, малая форма, коллекция, антология, нехудожественная публикация, иллюстрированный пересказ, киносценарий, детская книга, поэтический сборник, альтернативная форма.

Есть несколько дополнительных премий. С 1987 года вручается премия за вклад в развитие жанра ужасов. С 1997 — “Особая издательская награда” и премия “Молот” за добровольную посильную помощь Ассоциации. С 2001 — памятная Президентская премия Ричарда Леймона. С 2004 будет определяться “Библиотекарь года”, ибо, по мнению учредителей “Стокера”, кто как не эти загадочные люди, с головы до ног припорошенные книжной пылью, присоветуют, что бы такого пострашнее почитать...

Статуэтка награды, разработанная Стивеном Кирком, изображает готический замок, в проеме ворот которого помещена табличка с памятной надписью.

10 Kb

Подставка для книги-лауреата в виде “великолепной дилогии”: первую часть написал Кларк, вторую могли написать вы.

Параллельно с “Премией за вклад” вручается “Великий Мастер Ужасов” (Horror Grand Master). Его лауреатами были Роберт Блох (1991), Стивен Кинг (1992), Энн Райс (1994), Клайв Баркер (1995), Дин Кунц (1996), Брайан Люмлей (1998), Рэй Брэдбери (2001).

“Объезд” (Sidewise)

Свое экстравагантное название премия за лучшее произведение в жанре альтернативной истории унаследовала от опубликованного в 1934 году рассказа Мюррея Лейнстера “Объезд во времени” (Sidewise in Time, переводился также как “Время побоку”). Именно Мюррея Лейнстера, изобретателя метода фронтальной проекции в фильмах, способа маскировки кильватерного следа перископов подводных лодок и проблемы “первого контакта”, критики считают основоположником жанра альтернативной истории.

Премия “Объезд” вручается с 1996 года на конференции “Уорлдкон” (вместе с “Хьюго”) в двух категориях: крупная и малая форма. Иногда присуждается специальная премия “За вклад”. В числе лауреатов частят известные и переводящиеся время от времени у нас “альтернативные историки” Гарри Тертлдав и Стивен Бакстер.

Зал Славы и славные галерейки

Мир фантастических премий разнообразен и многолик. Нерассмотренными остались премия “Чесли” за лучшие художественные и оформительские работы, все национальные премии (например, британская премия Артура Кларка за лучший роман), особо изощренные премии (“Лямбда” за лесбийскую и гейскую фантастику), непрозаические премии (“Мифопоэтика” за лучшее поэтическое произведение в жанре фантастики) и многие другие, поменьше и поскромнее. Однако мы постараемся время от времени возвращаться к ним и знакомить наших читателей с много раз испробованными и вот-вот свежеиспеченными лауреатами.

Напоследок — учрежденная в 1996 году премия “Зал славы фантастики и фэнтези”. Каждый год на его стены вписываются четыре новых имени: два процветающих автора — и два автора, которых с нами уж нет...

Зал славы всемирной фантастики и фэнтези

1996 — Джек Уильямсон, Альфред Ван Вогт, Хьюго Гернсбек, Джон Кэмпбелл.

1997 — Андрэ Нортон, Артур Кларк, Герберт Уэллс, Айзек Азимов.

1998 — Фредерик Пол, Холл Клемент, К. Л. Мур, Роберт Хайнлайн.

1999 — Роберт Сильверберг, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, А. Мэррит.

2000 — Пол Андерсон, Гордон Диксон, Теодор Старджон, Эрик Фрэнк Рассел.

2001 — Урсула Ле Гуин, Джек Вэнс, Альфред Бестер, Фриц Лейбер.

2002 — Майкл Муркок, Сэмуэл Дилени, Дональд Воллхайм, Джеймс Блиш.

2003 — Уилсон Такер, Кейт Вилхелм, Эдгар Райс Берроуз, Дэймон Найт.

2004 — Брайан Олдис, Гарри Гаррисон, Мэри Шелли, Эдгар “Док” Смит.