Итоги 2009
Кратко о статье: Каким запомнится нам 2009 год? «Мир фантастики» подводит итоги ушедшего года.

Итоги 2009

Книги 2009

В отличие от 2008-го, весьма бедного на яркие книги, его 2009-й собрат оказался заметно удачливей. Революционных прорывов почти не было, но маститые авторы выдали «на-гора» ряд качественных текстов, их молодые коллеги то и дело пытались выйти за пределы коммерческого «формата», а издатели порадовали переводами знаменитых книг. Поток унылых полуфабрикатов МТА-разлива по-прежнему заполняет прилавки, но ушедший 2009-й подарил нам надежду — на то, что всё ещё может измениться. Не перевелись ещё талантливые писатели, профессиональные переводчики, компетентные редакторы, добросовестные издатели и, самое главное, разборчивые и вдумчивые читатели. И это здорово, дорогие друзья!

Лучшая зарубежная фантастика

Претенденты: Карл Шрёдер «Солнце Солнц», Бернард Беккет «Генезис 2075», Питер Уоттс «Ложная слепота»

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Слухи о смерти научной фантастики явно преувеличены. По крайней мере, фантастики западной: у нас с этим пока несколько туговато. Роман Питера Уоттса (автора для отечественного читателя, в принципе, нового — так, пара рассказов не в счёт) — книга знаковая. Этот роман, посвящённый, казалось бы, давно заезженной теме Контакта с иным разумом, стал событием в мировой фантастике, показав, что с уходом Великих Старцев «твёрдая» НФ никуда не исчезла и что фэнтези ещё ох как рано торжествовать полную победу.

Использовав все штампы «контакт»-фантастики, Уоттс блистательно вывернул их наизнанку, создав напряжённый триллер, где есть приключения не только тела, но и разума. Герои романа — не супербойцы с пудовыми кулаками и заточенным под стрельбу метким глазом. Они прежде всего пытливые учёные, заставляющие вспомнить персонажей Станислава Лема и братьев Стругацких. Уоттс не пытается льстить ни героям, ни читателям — придуманное им общество сравнительно недалёкого будущего лишено даже признаков лакировки действительности в политкорректном духе «ах, как здорово мы заживём под сенью всеобщей демократии!» Так и положено в фантастике по-настоящему научной.

(Рецензия на книгу — в № 10 за 2009).

Лучшее зарубежное фэнтези

Претенденты: Гай Гэвриел Кей «Изабель», Скотт Линч «Красное море под красными небесами», Стивен Хант «Небесный суд», Анджей Сапковский «Свет вечный», Роберт Скотт Бэккер «Падение святого города»

Анджей Сапковский «Свет вечный»

Не каждый автор решится расстаться с «хлебным» циклом и героем, принесшим ему славу и деньги. Однако весьма почитаемый у нас пан Анджей Сапковский оказался именно таким смельчаком. Всеобщий любимец ведьмак Геральт отправлен на пенсию, а на смену ему пришёл весьма противоречивый тип Рейневан, волею Судьбы попавший в самую гущу бурных событий кровавой эпохи Реформации.

«Свет вечный» завершил монументальную историко-фэнтезийную трилогию Сапковского, читать которую весьма непросто. Принесший автору популярность увлекательный стиль никуда не делся (хоть и был подпорчен несколько корявым переводом), однако пан Анджей явно не пытался гладить по головке измученного латынью читателя. И вся трилогия, и особенно её финальный аккорд выглядят довольно тяжеловесно, несмотря на бешеный вихрь сменяющих друг друга событий. Тем не менее, реальных конкурентов у Сапковского в нынешнем году не оказалось (тут надобно глубоко вздохнуть по Мартину). К тому же никто из зарубежных авторов более не способен так проникнуть в самые глубины загадочной славянской души!

(Рецензия на книгу — в № 6 за 2009).

Лучшая зарубежная мистика

Претенденты: Нил Гейман «История с кладбищем», Стивен Кинг «Дьюма-Ки», Стефани Майер «Рассвет», Джон Маркс «Страна клыков и когтей»

Нил Гейман «История с кладбищем»

Вампиру вовсе не обязательно быть томным красавчиком, чтобы привлечь читателя. Если упыря-героя зовут мистер Сайлес, к нему просто невозможно не испытывать уважения.

Впрочем, блистательный роман Нила Геймана — вовсе не о вампирах. Осыпанная по всему миру многочисленными наградами «История с кладбищем» посвящена трудному периоду взросления юного героя, выпестованного пёстрым сообществом тех, кого люди привыкли бояться. Призраки, оборотни, вампиры заменили мальчику со странным именем Никто семью и друзей. И справляются они со своим делом блестяще — благодаря «монстрам» Никто становится по-настоящему достойным человеком.

Нил Гейман по праву считается одним из лучших «рассказчиков историй» современной литературы. Его роман не просто римейк «Книги джунглей» Киплинга или мистический триллер из жизни привидений; это прежде всего мудрая притча о нашей жизни, о том, как непросто «быть человеком», даже если ты чудовище.

(Рецензия на книгу — в №12 за 2009).

Лучшая отечественная фантастика

Претенденты: Дмитрий Глуховский «Метро 2034», Андрей Лазарчук «Абориген», Олег Курылев «Убить фюрера», Игорь Пронин «Чёрная молния», Дмитрий Казаков «Русские боги»

Дмитрий Казаков «Русские боги»

Роман Дмитрия Казакова довольно проблематично причислить к «научной» фантастике — впрочем, мы этого и не пытаемся сделать. Однако, несмотря на очевидные переклички со знаменитыми «Американскими богами» Нила Геймана, книга Казакова никак не укладывается и в прокрустово фэнтезийное ложе. Тем более что «русские боги» совершенно не связаны с теологией и мистицизмом — скорее перед нами попытка осмысления тех исторических архетипов, которые по сию пору господствуют в сердцах людей, населяющих бескрайние просторы Отечества.

К чести автора, он не пошёл по простому и очень востребованному у значительной части народа пути «ура-патриотического» национального проекта в духе «Бей пиндосов! Спасай Россию!» Роман у Казакова получился горьким, с привкусом отчаяния... Но, может, так и надо? Вы ещё не устали от казённого оптимизма?

Роман можно назвать неким криптоисторическим детективом, вовсе не пытающимся подражать Дэну Брауну. Что есть Россия? Кто мы, живущие здесь? Каковы наши убеждения и заблуждения? Довольно сложные вопросы для книги, упакованной в формат «как бы» боевика!

(Рецензия на книгу — в № 12 за 2009).

Лучшее отечественное фэнтези

Претенденты: Ольга Громыко «Год крысы. Видунья», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Ольга Онойко «Дети немилости», Алексей Пехов «Пересмешник», Генри Лайон Олди «Золотарь», Марина и Сергей Дяченко «Цифровой»

Алексей Пехов «Пересмешник»

Роман «Пересмешник» — подлинно народный выбор! Когда полгода книга возглавляет книжный топ «Мира фантастики» — это уже серьёзно. Конкуренция в нынешнем году выдалась знатная — фэнтези на любой вкус. Тут вам и приключения, и романтика, и эпик, и техно... Однако подлинно выдающейся книги, пожалуй, всё же не было. Потому от выбора читателей так просто не отмахнёшься, тем более что роман Пехова этой народной любви вполне заслуживает.

Наиболее сильная сторона «Пересмешника» — яркий мир магического стимпанка, населённого многочисленными причудливыми персонажами. Пехову особенно удались детали. Именно детали, позволившие читателю, истомившемуся в приевшихся современных или псевдофеодальных фэнтезийных декорациях, с головой погрузиться необычный, красочный и неуловимо притягательный мир. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сходных миров не так уж и мало — у авторов «забугорных». Но мы же нашего автора выбираем, доморощенного.

Увы, сюжетная детективная интрига у Пехова получилась не ахти, да и идейная составляющая не потрясает воображение. Впрочем, мы и не утверждали, что, выбирая лауреатов, вымеряем их достоинства и недостатки на аптекарских весах. Ведь сердцу не прикажешь!

(Рецензия на книгу — в № 9 за 2009).

Лучшие отечественные: мистика, триллер, городское фэнтези

Претенденты: Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Основатель», Ольга Чигиринская, Екатерина Кинн, Анна Оуэн «Тёмная сторона Луны», Ольга Онойко «Хирургическое вмешательство», Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est», Генри Лайон Олди «Золотарь»

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»

Полноценной мистики наши авторы толком не пишут. Ну нет у нас собственных Стивена Кинга и Клайва Баркера! Потому выбор в этой номинации — всегда проблема. Выходят, конечно, доморощенные опусы о призраках, вампирах и прочей нежити, но уровень их в минувшем году был, мягко говоря, «не фонтан».

Ставший лауреатом «Цифровой» — не мистика или городское фэнтези в привычном многим понимании этих терминов. Компьютерная фантазия? Технологическая городская «страшилка»? «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Заменим театр на виртуальную реальность, а людей — на кишащие в ней байты и биты, получим «Цифрового» — ненаучный киберпанк, ожившую «Матрицу», философский «Трон». Технофэнтези, короче. Впрочем, конкретные форма или жанр никогда не были для Дяченко самоцелью. Книга скорее относится к социально-философской фантастике, авторы которой пытаются понять: что есть окружающий нас мир и куда он, собственно, идёт? Не подменит ли наступающая виртуальная реальность обычную жизнь? Или, может, и подменять уже нечего? Может, мы уже давно обитаем в Матрице, просто до сих пор этого не понимаем?

(Рецензия на книгу — в № 5 за 2009).

Лучшее продолжение отечественного цикла

Претенденты: Вадим Панов «Ребус Галла», Ольга Голотвина «Привычное проклятие», Ник Горькавый «Теория катастрофы», Ник Перумов «Алиедора»

Ник Перумов «Алиедора»

В последние пару лет самое пристальное внимание привлекали книги Веры Камши об Этерне. Однако заключительный том финального романа появится только в нынешнем году, под занавес которого почти наверняка (если не случится чего-то экстраординарного) угодит в «Итоги 2010». Пока же составить общее впечатление о книге выдающейся эпопеи не получается, потому мы решили не включать её даже в число номинантов. Из других претендентов самой яркой книгой, на наш взгляд, блеснул неувядающий Ник Перумов.

Герои, балансирующие на грани добра и зла (и зачастую переступающие её) в фантастике нередки. Перумову удалось добавить в пантеон таких персонажей ещё одну яркую личность. Девушка Алиедора, пройдя вереницу жестоких испытаний, превращается в «живой клинок» — непобедимый и беспощадный, Вот только на этом кровавом пути так легко утратить нечто неуловимое, что отличает нормального человека от бестрепетного злодея. Удастся ли Алиедоре сохранить свою человеческую сущность? Ответ даст только заключительный том трилогии «Семь зверей Райлега».

(Рецензия на книгу — в №8 за 2009).

Лучший отечественный авторский сборник

Претенденты: Евгений Лукин «С нами бот», Александр Зорич «У солдата есть невеста», Андрей Хуснутдинов «Данайцы», Святослав Логинов «Закат на планете Земля»

Евгений Лукин «С нами бот»

По итогам прошлого года сборник Евгения Лукина «Бытие наше дырчатое» победил не только в своей законной номинации, но и был признан «Книгой года» — довольно неожиданно. «С нами бот» ничем не хуже своего прошлогоднего собрата, однако конкуренция заметно обострилась, потому на что-то большее, нежели победа над другими авторскими собраниями, книге Лукина рассчитывать не приходится. Впрочем, конкуренты по номинации у него сильные и именитые. Но мы не могли не отметить сборник, заглавная повесть которого принесла автору аж шесть жанровых наград — от «Сигмы-Ф» до Ефремовской премии. Да и другие произведения малой формы, вошедшие в собрание, не подкачали, демонстрируя разнообразные грани таланта Евгения Лукина.

Премию за антологию мы ныне присуждать не решились. Тематических сборников было немало — однако сверкали на все лады лишь переводные антологии, на фоне которых плоды трудов отечественных редакторов-составителей явно потерялись. Нет, не родила ещё земля российская своего Гарднера Дозуа.

(Рецензия на книгу — в № 9 за 2009).

Лучшая необычная книга

Претенденты: Мария Галина «Малая Глуша», Михаил Успенский «Райская машина», Павел Крусанов «Мёртвый язык», Генри Лайон Олди «Алюмен», Дмитрий Казаков «Русские боги», Салман Рушди «Флорентийская чародейка», Виктор Пелевин «Т», Ариф Алиев «Новая Земля»

Салман Рушди «Флорентийская чародейка»

Произведений, выбивающихся за привычные фантастические рамки, в 2009-м вышло немало. Кроме наших номинантов, имеется несколько сильных переводных книг, по разным причинам оставшихся за бортом. Но победил всё же иностранец — писатель мирового класса Салман Рушди.

Пожалуй, творчество Рушди наглядно демонстрирует разницу восприятий жанра фэнтези у нас и «у них». Если подавляющее большинство отечественных читателей (и даже писателей!) свято убеждены, что фэнтези — это рыцари, драконы, эльфы, на худой конец, техномаги и ученики тайных колдовских лицеев, то на Западе границы фэнтезийного жанра гораздо более обширны. Во всяком случае, многие книги таких авторов, как Салман Рушди, Нил Гейман или Умберто Эко, запросто туда умещаются. Что, впрочем, не мешает безоговорочному господству фэнтези традиционного — да-да, с теми самыми хоббитами, колдунами и василисками.

«Флорентийская чародейка» принадлежит к лучшим творениям Рушди. При всём уважении к отечественным авторам, не отметить эту проникновенную и увлекательную историю выдающегося англо-индийского писателя мы просто не смогли.

(Рецензия на книгу — в № 1 за 2010).

Лучшая книга для детей и юношества

Претенденты: Скотт Вестерфельд «Инферно: Последние дни», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Йон Колфер «Авиатор», Стефани Майер «Рассвет»

Сергей Лукьяненко «Недотёпа»

Не сказать, чтобы книг для детей и юношества в минувшем году было мало — и наших, и зарубежных. Но ничего по-настоящему яркого, на уровне приучивших нас к достойным текстам Джоан Ролинг, Филипа Пуллмана или Джонатана Страуда — увы, увы... Книги Стефани Майер, конечно, хит — но с литературной точки зрения эта вампирская романтическая попса не блещет. Единственным по-настоящему интересным произведением, которое мы решили назвать нашим лауреатом, стал роман мэтра отечественной фантастики Сергея Лукьяненко.

История похождений юного Трикса, поначалу незадачливого сынка коварно убиенного герцога, ставшего в конце концов перспективным учеником чародея, издатели преподнесли как взрослое юмористическое фэнтези. Однако, несмотря на обилие приколов и шуточек, отбрасывающих тень в окружающую нас действительность, книга замечательно укладывается в каноны типичной сказки о становлении характера и личности юноши, понемногу превращающегося в мужчину. И пусть роман не отнесёшь к шедеврам, Сергей Лукьяненко справился со своей задачей на «отлично». Тут и развлечения, и поучения — выбирай, читатель, что по душе!

(Рецензия на книгу — в № 8 за 2009).

Лучший комикс

Претенденты: Сергей Лукьяненко, Евгений Гусев «Ночной дозор», Почтенный Стирпайк «Обитаемый остров», Алан Мур и Дэйв Гиббонс «Хранители»

Алан Мур, Дэйв Гиббонс «Хранители»

В отношении переводных книг мы установили правило — включать в список номинантов лишь тех, кто соответствуют хронологическим рамкам. Применительно к 2009 году потенциальный лауреат должен был выйти на языке оригинала не ранее года 2006-го. Но на любое правило есть своё исключение.

Если с выпуском разнообразных вариаций манги в России, похоже, всё в порядке, то евро-американский комикс пока лишь робко осваивается в наших краях. Кроме довольно-таки потрёпанных молью времени приключений супергероев Marvel и DC Comics, глазу остановиться особо не на чем. В минувшем году появилась пара отечественных проектов, тесно связанных с популярными фильмам. Но когда в России вышли «Хранители», особо отмечать дебютные потуги отечественных комиксоделов как-то даже неприлично.

Абсолютный шедевр, который обязаны прочесть все, кто мало-мальски интересуется графическими историями! Вот что такое «Хранители» — и неважно, что им уже минуло 20 лет, ведь гениальная книга Алана Мура не имеет срока давности.

(Рецензия на книгу — в № 5 за 2009).

Сюрприз года

Генри Лайон Олди «Алюмен, или Земная опера»

Состоящий из трёх томов роман признанных мастеров фантастики Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, которые не раз становились лауреатами нашего журнала, внушает почти священный трепет. Даже сложно его с чем-то сравнивать! Ну разве «Барочный цикл» Нила Стивенсона на ум приходит... Особенно мудрено определить жанровую принадлежность книги. Криптоисторическое фэнтези? Философская фантастика? Мистический детектив? Альтернативная история? Авантюрная НФ? Всё это, вместе взятое, и щепотка ещё чего-то неуловимого!

Испытываемый восторг вовсе не означает, что книга лишена недостатков, — похоже, перед нами как раз тот случай, когда излишняя монументальность сыграла с романом нехорошую шутку. Увы, такова судьба почти всех объёмных произведений: авторам практически нереально удержать на протяжении тысячи с гаком страниц одинаково выдающийся уровень.

Вот, казалось, знаем мы Олди, как облупленных. Но почти каждой новой книгой харьковский дуэт умудряется удивить самого придирчивого читателя. Талант, однако!

(Рецензии на книги — в №№ 3, 5, 10 за 2009).

КНИГА ГОДА

Претенденты: Марина и Сергей Дяченко «Цифровой», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Алексей Пехов «Пересмешник», Дмитрий Казаков «Русские боги», Генри Лайон Олди «Алюмен»

Дмитрий Казаков «Русские боги»

Бросим беглый взгляд на номинантов. Городская компьютерная страшилка о виртуальных ужасах? Забавная авантюрная фантазия? Стильный детективный стимпанк? Монументальное смешение жанров и направлений? Все книги достойные. Почему же мы остановили выбор на «Русских богах»?

Пожалуй, из-за темы книги и поднятых автором вопросов, многие из которых, что греха таить, до сих пор становятся «яблоком раздора» внутри российского общества. Мы никак не примиримся со своим противоречивым прошлым, продолжая бесконечную битву мнений, мифов и иллюзий. До сих пор не нашли успокоения призраки сталинских репрессий и гражданской войны. Ведутся баталии даже вокруг, казалось бы, бесконечно далёких времён Ивана Грозного и Петра Великого! Многие народы оставили свою историю специалистам, вспоминая о ней лишь во время красочных фестивалей да просмотра помпезных фильмов. А мы всё воюем, воюем...

Книга Дмитрия Казакова по-настоящему патриотична — но не пещерным патриотизмом. Ведь любить свою Родину — вовсе не значит ненавидеть все остальные.

Такой фантастики немного, потому мы и назвали лучшей книгой 2009 года роман «Русские боги». Может, хватит уже копаться в прошлом? Давайте лучше помечтаем о будущем!

(Рецензия на книгу — в №12 за 2009).

Итоги 2003 года

КНИГА года: НИЛ ГЕЙМАН «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Итоги 2004 года

КНИГА года: АЛЕКСЕЙ ПЕХОВ «ПОД ЗНАКОМ МАНТИКОРЫ»

Итоги 2005 года

КНИГА года: Сергей Лукьяненко «Черновик»

Итоги 2006 года

КНИГА года: НИК ПЕРУМОВ «ВОЙНА МАГА. КОНЕЦ ИГРЫ»

Итоги 2007 года

КНИГА года: Юрий Бурносов «ЧУДОВИЩ НЕТ»

Итоги 2008 года

Лучший зарубежный роман: Майкл Чабон «Союз еврейских полисменов»

Лучшая зарубежная новеллизация: Карен Тревис «Войны клонов»

Лучшая отечественная новеллизация: Сергей Лукьяненко «Конкуренты»

Лучшее продолжение отечественного цикла: Вадим Панов «Запах страха»

Лучший отечественный роман: Генри Лайон Олди «Гарпия»

Лучший отечественный авторский сборник: Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое»

Лучший отечественный тематический сборник: «Герои. Другая реальность»

Лучший комикс: Марк Миллер «Особо опасен»

Лучшая дебютная книга: Иван Наумов «Обмен заложниками»

КНИГА ГОДА: ЕВГЕНИЙ ЛУКИН «БЫТИЕ НАШЕ ДЫРЧАТОЕ»

Кино 2009

Двенадцать месяцев назад мы сетовали, что фабрики грёз США и Европы напрочь забыли о фантастике и предпочитают волшебников космическим кораблям. Быть может, где-то в глубинах вселенной живёт ясноокая богиня кино, которая услышала эти жалобы? Как бы то ни было, а фантастических лент в 2009-м мы получили достаточно, фэнтези же, напротив, сдало позиции. Ну ничего, впереди ещё долгие двенадцать месяцев. Выбирать победителей в номинациях на этот раз оказалось удивительно просто: фавориты уже давно готовятся взойти на пьедестал почёта, а фильмам попроще остаётся лишь завидовать. Итак, слоны выстроились в стройную шеренгу — самое время начинать их раздачу.

Лучшая экранизация

Претенденты: «Хранители» (по графическому роману Алана Мура), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда), «Жена путешественника во времени» (по одноимённому роману Одри Ниффенеггер), «Коралина в стране кошмаров» (по книге Нила Геймана «Коралина»)

Загадочная история Бенджамина Баттона

Что вообще такое лучшая экранизация? Скрупулёзно перенесённый в киноформат первоисточник или же совершенно новая история, лишь отчасти сохраняющая дух оригинала? Полагаем, за точный ответ на этот вопрос положена отдельная награда. Номинация уникальная, но в этом году будто специально для неё появился уникальный победитель. На первый взгляд, Эрик Рот и Дэвид Финчер достаточно вольно обошлись с рассказом Фицджеральда: там, где последний заставлял читателей смеяться, сценарист и режиссёр предлагают зрителям плакать. Но вот что любопытно: суть истории о молодеющем старике в ходе переноса на широкие экраны осталась нетронутой, просто киноделы взглянули на неё под другим углом. Такой подход нам видится образцово-показательным. Пусть творение Фрэнсиса Скотта Фицджеральда воспринимается как едкая сатира о человеческой глупости, а работа Дэвида Финчера — как душевное кино о жизни, оба произведения одинаково интересны. Ну как тут устоять?

(Рецензия на фильм — в №3 за 2009).

Лучший мультфильм

Претенденты: «Монстры против пришельцев», «Коралина в стране кошмаров», «Принцесса и лягушка», «Ледниковый период 3: Эра динозавров», «Девять», «Первый отряд», «Рыбка Поньо на утёсе», «Рождественская история», «Планета 51», «Вверх»

Коралина в стране кошмаров

Замечательный список претендентов вышел, всегда бы так: за победу борются анимационные фильмы, созданные мастерами из разных концов света. В международной команде были замечены американцы, испанцы, британцы, японцы и совсем немного — русские. Ясное дело, победитель определяется не по национальному признаку, а по количеству зрительских симпатий (когда-нибудь мы изобретем величину, в которой они будут измеряться). Вопреки ожиданиям, золото унесут не полюбившиеся герои сериала «Ледниковый период» и даже не персонажи Миядзаки, а скромная девочка Коралина. Благодаря стараниям Генри Селика её приключения на широком экране получились не менее захватывающими, чем в книжке-первоисточнике. Аплодисментов заслуживает и качество анимации (а с куклами работать ой как непросто), и атмосфера, и то, как в сюжет вписались новые персонажи. Великолепная сказка для детей и взрослых с поучительной и ненавязчивой моралью по праву заслужила первое место.

Лучший кинокомикс

Претенденты: «Хранители», «Люди Икс. Начало. Росомаха», «Шерлок Холмс», «Мститель», «Чёрная молния»

Хранители

Не знаем, как вам, но нам уже страшно думать о кинокомиксах. Жанр этот просто неприлично растолстел, стал едва ли популярнейшим в сегменте развлекательного кино. Паршивец регулярно заставляет миллионы зрители расставаться с деньгами лишь для того, чтобы увидеть, как полюбившиеся на бумажных страницах персонажи обретают живые воплощения. Однако, вот сюрприз, прошедший год оказался не особенно богат на интересные кинокомиксы. В этой номинации уже давно наметился фаворит, тягаться с которым опасно для здоровья: можно и в зубы получить, причем не единожды. У «Хранителей» есть веские причины жестоко расправляться с конкурентами. Почти десять лет проект варился в производственном аду — от такого кто хочешь озвереет. Благо, Дэвиду Хэйтеру и Заку Снайдеру хватило силы воли донести его до зрителей. Пусть скромные кассовые сборы не вводят вас в заблуждение. «Хранители» — самый стильный, самый зрелищный и самый, не побоимся этого слова, умный кинокомикс из тех, которые нам довелось увидеть за последние 365 дней.

(Рецензия на фильм — в №4 за 2009).

Лучший фильм ужасов

Претенденты: «Впусти меня», «Затащи меня в ад», «Паранормальное явление», «Нерождённый», «Пандорум», «Пункт назначения 4»

Паранормальное явление

Кто бы что ни говорил, снимать фильмы — настоящее искусство, ну а снимать фильмы ужасов — искусство в искусстве, этакий шарик Рубика с максимальным уровнем сложности. Мы уже наслушались баек про то, что зачерствевшего зрителя ничем не проймёшь, да и киностудии гораздо больше сейчас пекутся о прибыли, чем лет хотя бы 15 назад, следовательно, интересуют их попсовые жанры. Как же быть — оставить ужастики в покое, мол, пусть спокойно вымирают? Дудки! На ниве кинематографа нет-нет да и нарисуется фанат, способный довести публику в кинотеатрах до нервной икоты. Речь не о заслуженных мастерах жанра, например, о Сэме Рэйми, и даже не о продолжателях известных серий вроде «Пункта назначения». Ответственность за будущее кинохорроров ложится на плечи экспериментаторов и дебютантов. «Паранормальное явление» — тому доказательство. Сделанное с полной выкладкой талантливых людей «домашнее видео» даже матёрых фанатов кинострашилок впечатлит атмосферой. Да и вопрос создатели фильма затронули интересный. Вот вы знаете, что творится в доме, когда вы спите?

(Рецензия на фильм — в №1 за 2010).

Лучший фильм-катастрофа

Претенденты: «Знамение», «2012», «Носители»

Знамение

Предвосхищая недоумение читателей, объясняем: размах постановки не гарантирует первое место в номинации. Смакование разрушений — неотъемлемая составляющая кинокатастроф, но отнюдь не главная. Благодаря новым технологиям Роланд Эммерих всё зрелищнее разрушает мир, но всё меньше снимает кино. Думаете, он сам рисует в Photoshop цунами и торнадо? Как же, для такого есть бригады специалистов по компьютерной графике со своими локальными режиссёрами. Сцены разрушений — их заслуга. Ну а Эммерих попытался снять душещипательную драму, приплюснутую тонной почти физически ощутимого пафоса. «Знамение» — кино куда более антропоцентрическое. Да, в нём на порядок меньше «бухов» и «бахов», но местный апокалипсис — очень коварный зверь. Он не станет использовать литосферные плиты Земли как литавры для возвещения о своём приходе. Нет, он подкрадётся незаметно и сдует нас с лица планеты. В 2012 герои вполне убедительно паникуют перед концом света, но всё равно остаются картонными. Искренность, с которой персонаж Николаса Кейджа обнимает родителей, стоит всех громких криков о помощи. 2012 — фильм не про Армагеддон, а про то, как безликие нарисованные человечки падают в большие нарисованные трещины в асфальте. «Знамение» — вот настоящий фильм-катастрофа!

(Рецензия на фильм — в №5 за 2009).

Лучший фантастический фильм

Претенденты: «Район № 9», «Луна 2012», «Пандорум», «Аватар», «Звёздный путь»

Район № 9

Любое чудо рано или поздно наскучивает. В вашем доме появились феи? Попробуйте пожить с ними месяц-другой — взвоете. Над городом завис космический корабль инопланетян? Ну да, примечательное событие, есть повод нащёлкать пару сотен фотографий. Но как только романтика новизны улетучится, наступят скучные будни. С инопланетянами придётся налаживать контакт, расселять их — бедняги даже не представляют, как работает их техника. Хватит ли у вас терпения не поссориться с «гостями»? Об этом повествует дебютная полнометражная работа Нила Бломкампа: о бытовых проблемах при столкновении с неизвестным; о том, как уживаются несколько цивилизаций на одном клочке земли, и о том, как можно потерять человеческий облик в прямом и переносном смыслах. Мы рады, что ещё не перевелись энтузиасты создавать космические ужастики вроде «Пандорума» и медитативные драмы вроде «Луны 2012». Однако в «Районе № 9» обнаружилась примечательная смесь экшена и психологизма, поэтому золото в номинации достаётся именно ему. Что до «Аватара»... Кэмерон сам причислил фильм «скорее к фэнтези, нежели фантастике». Сам и виноват!

(Рецензия на фильм — в №10 за 2009).

Лучшее продолжение

Претенденты: «Трансформеры: Месть падших», «Ночь в музее 2», «Терминатор: Да придёт спаситель», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Сумерки. Сага. Новолуние», «Обитаемый остров: Схватка», «Другой мир 3: Восстание ликанов»

Трансформеры: Месть падших

Высокая оценка второму сиквелу в режиссёрской карьере Майкла Бея спровоцировала бурную реакцию читателей. Многие стали кидать булыжники в голливудского мастера разрушений — да так, что на орехи досталось и нашему журналу. Ничего, переживём. Откровенно говоря, не все в редакции разделяют восторга относительно второй части «Трансформеров», но это по секрету. Достоин ли фильм хотя бы какой-то награды? С точки зрения методики производства сиквелов — несомненно. Сухая статистика бесстрастно утверждает, что вторая часть превосходит первую по всем показателям. Здесь и размах постановки больше, и действующих лиц — вагон, и спецэффекты оглушительнее. К несчастью, сильнее заметны и всевозможные режиссёрские «закидоны» вроде любви к пошлым шуточкам. Но отбросим предрассудки: «Месть падших» — идеальное продолжение для развлекательного фильма, с максимально прокачанными характеристиками. Другое дело, что «как кино» фильм получился несостоятельным. Ну да кого это сейчас волнует?

(Рецензия на фильм — в №8 за 2009).

Самый смешной фильм

Претенденты: «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Начало времён», «Монстры против пришельцев»

Добро пожаловать в Zoмбилэнд

Помимо воспеваемого критиками духовного обогащения, кино должно ещё и развлекать — дарить всевозможные эмоции, заставлять плакать и смеяться. Так ли уж важна суть фильма, если он способен обеспечить вас поводом от души нахохотаться? «Нет!» — гаркнет молодёжь в первых рядах. «Ещё как!» — возразит искушённая публика. Если в графе «жанр» написано «комедия» — это ещё не значит, что режиссёр картины может забыть о том, как грамотно переносить сценарий на экран, как работать с актёрами и с выгодных ракурсов показывать декорации. В общем, даже самая отвязная комедия должна оставаться фильмом, а не набором шуток. В этом отношении «Добро пожаловать в Zомбилэнд» оставляет конкурентов далеко позади. Помимо достаточно злобного юмора, в ней есть интересные персонажи, логично выстроенный сюжет и, самое главное, — стиль. Вне всяких сомнений, такое зомби-муви мы ждали уже давно. Интересно, сумеет ли Рубен Фляйшер удержать планку качества в сиквеле?

(Рецензия на фильм — в №12 за 2009).

ФИЛЬМ ГОДА

Претенденты: «Аватар», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Хранители», «Район № 9»

Аватар

Признайтесь, вы не удивлены. Хотя в ушедшем году мы посмотрели достаточно интересных картин, кандидатов на роль лучшей набралось до обидного мало. Все будто спрятались в норки и затаились, почувствовав его приближение. Грозная поступь, от который покрывалась рябью кока-кола в стаканчиках и подпрыгивал попкорн в вёдрах, раздавалась в Парке мирового кинематографа уже давно. И вот свершилось — из вольера «гиганты кино особо крупных размеров» вышел тот, кто размножил смертоносных инопланетных монстров, заставил губернатора Калифорнии произнести сакраментальное I'll be back и потопил «Титаник». Очень многие сомневались, что Джеймс Кэмерон после столь значительного перерыва сумеет снять грамотное кино. Практика показала, что Кэмерон всё сделал правильно: маэстро не изменили ни чувство вкуса, ни воображение. Свершилась ли та самая революция в кино, о которой трубит «Двадцатый Век Фокс»? Возможно, некоторые зрители ожидали чего-то совсем уж волшебного, но давайте будем реалистами. Масштабное приключение, дающее на два с половиной часа непередаваемое чувство свободы, явно заслуживает титул «фильм года». Тут уж, как говорится, без вариантов.

(Рецензия на фильм — в №2 за 2010).

Итоги 2003 года

ФИЛЬМ ГОДА: «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРОЛЯ»

Итоги 2004 года

ФИЛЬМ ГОДА: «НОЧНОЙ ДОЗОР»

Итоги 2005 года

ФИЛЬМ ГОДА: «ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 3 — МЕСТЬ СИТХОВ»

Итоги 2006 года

ФИЛЬМ ГОДА: «САЙЛЕНТ ХИЛЛ»

Итоги 2007 года

ФИЛЬМ ГОДА: «ПРЕСТИЖ»

Итоги 2008 года

Лучшая экранизация: «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»

Лучший мультфильм: «Кунг-фу Панда»

Лучший кинокомикс: «Железный человек»

Лучшее продолжение: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»

Самый недооцененный фильм: «Секретные материалы: Хочу верить»

Самый очаровательный фильм: «ВАЛЛ·И»

ФИЛЬМ ГОДА: «ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ»

Видеоигры 2009

2009-й в части видеоигр стал лучшим подтверждением правила, что никогда не надо рассчитывать на то, что кажется очевидным. Из тех проектов, которые казались нам наиболее многообещающими год и месяц назад, реально «выстрелил» лишь один, да и тот, надо признать — случайно. Часть проектов не добралась до релиза, часть оказалась излишне спорной. И — как грибы из-под дождя! — вдруг выскочили игры, о которых мы либо вообще ничего не знали, либо уже и забыли, когда сверялись об их самочувствии последний раз. В целом, хотя взрыва сверхновых уровня «Аватара» в этом году в игровой индустрии не было, год получился ярким, интересным и удачным.

Лучшая фэнтези-игра

Претенденты: BattleForge, Dragon Age: Origins, Mini Ningas, Brutal Legend, «Аллоды Онлайн», Disciples 3: Renaissance

Brutal Legend

Спрячьте топоры и уберите стрелы. Мы прекрасно понимаем, что в качестве победителя этой номинации обычно представляется игра с более традиционным виртуальным миром: с драконами всех мастей, эльфами, магами и тому подобной фэнтезийной атрибутикой. Однако разве истинные фанаты жанра никогда не мечтали о разнообразии и о чём-нибудь нестандартном?

Действие игры происходит в... стародавние времена — очень стародавние. Подлинная дата неизвестна, но герой очутился в нашем мире, когда им правили демоны, а людей жестоко угнетали. Мир, оказывается, создали титаны, фанатевшие от тяжёлой музыки и рокерского стиля. Поэтому выглядит окружающая действительность соответственно: повсюду артефакты характерной архитектуры со множеством блестящих хромированных элементов, несколько аккордов на гитаре могут буквально превратить ночь в день сполохами спецэффектов, а главное — все местные жители принадлежат к какому-нибудь музыкальному направлению. В наличии имеются и фанаты хэви-метала, и готы, и рокеры. С кем-то придётся повоевать, кто-то окажется верным союзником.

Фэнтези без гоблинов и эльфов — оно просто обязано было победить в этой категории!

(Рецензия на игру — в №1 за 2010).

Лучшая фантастическая игра

Претенденты: Resident Evil 5, Sims 3, Wolfenstein, Halo: ODST, Halo Wars, Assassin’s Creed 2, Borderlands, inFamous

Halo ODST

Поговаривают, будто время научной фантастики проходит: в космос человечество уже особо рьяно не стремится, своё будущее с другими планетами не связывает да и мечтать на подобные темы становится моветоном. В результате стремительно падает популярность фильмов и игр этого многострадального жанра. Неужели через несколько лет номинация «Лучшая фантастическая игра» сгинет вовсе из-за отсутствия сколь-нибудь достойных претендентов? Возможно, но пока что у нас не только имеются номинанты, но и очень достойный победитель с массой характерных для фантастического произведения черт. Присутствуют в нём и тема космоса, и коварные инопланетяне, и десантники будущего.

Очередной части канонического сериала Halo заслуженно достаётся золотая медаль, и дело не только в её ярко выраженной фантастической составляющей. Помимо прочего, ODST — замечательная игра и достойное продолжение серии, получившее массу нововведений, которых в своё время была лишена Halo 3. В центре повествования — уже не один непобедимый герой, а целый отряд орбитальных десантников (фирменный армейский юмор прилагается). Сюжет чередует пальбу и беготню по осаждённому городу с эпизодами, призванными создать атмосферу, персонажи обмениваются колкими ремарками, инопланетяне стреляют из всех стволов люминесцирующими «плевками» — в общем, скучать не приходится.

(Рецензия на игру — в №11 за 2009).

Лучшее приключение

Претенденты: Batman: Arkham Asylum, Uncharted 2: Among Thieves, Assassin’s Creed 2

Uncharted 2: Among Thieves

Ни одно ежегодное подведение итогов не обходится у нас без новых номинаций. В этот раз среди дебютантов нашлось место для «Лучшего приключения». Не то чтобы прежде мы наблюдали дефицит игр этого жанра — скорее наоборот, но прежде они вполне уютно чувствовали себя в рамках других номинаций, а вот для Uncharted 2: Among Thieves рамки оказались слишком тесны.

В этой игре слилось воедино всё лучшее, что есть в «Индиане Джонсе», «Сокровищах нации», приключениях Лары Крофт и Принца Персии: путешествия за грань изученного мира, интригующие тайны древности, напряжённый сюжет, колоритные персонажи, шикарный юмор и умопомрачительные погони... Перечислять можно почти бесконечно. Помножив всё вышеперечисленное на адреналиновый экшен и гениальный дизайн уровней — головокружительный эпизод с поездом уже стал живой классикой и, без сомнения, послужит образцом для многочисленных подражаний — получим настоящую игру мечты. Все элементы, из которых скроен Uncharted 2, доведены до идеала и безупречно подогнаны к остальным фрагментам этой удивительной мозаики.

Полтора десятка часов, проведённые с Натаном Дрейком в поисках Шамбалы, дарят нам едва ли не самые яркие впечатления за всё время существования игровой индустрии. Пожалуй, единственный недостаток Uncharted 2 заключается в том, что свести знакомство с этой великолепной игрой смогут лишь владельцы Playstation 3, но ради таких эксклюзивов и приобретаются консоли.

(Рецензия на игру — в №1 за 2010).

Лучшее продолжение

Претенденты: Uncharted 2: Among Thieves, Assassin’s Creed 2, Resident Evil 5, Sims 3, Tekken 6, Disciples 3: Renaissance

Assassin’s Creed 2

Как бы ни ругали первую Assassin's Creed за монотонность и отсутствие разнообразия в дополнительных миссиях, нужно признать, что она породила моду на лазающих по зданиям героев и подстегнула интерес разработчиков к замкнутым виртуальным вселенным. Необходимо было только выявить допущенные недочёты и провести генеральную уборку. Сиквел однозначно побеждает в представленной номинации, так как разработчики осуществили поистине титаническую работу над ошибками. Сотрудники Ubisoft проводили опросы, устраивали мониторинги тематических форумов и учли, кажется, все недостатки, которые портили впечатление от первой части. Хотели больше миссий? Получите. Желали устраивать забеги на скорость и проверять свою ловкость? Пожалуйста!

Разумеется, не всё прошло гладко. На смену старым ошибкам благополучно пришли новые, и при всем старании авторов проекта Assassin's Creed не получилась на 100% идеальной. Тем не менее, ознакомившись со следующей главой намечающегося сериала, мы с удовольствием признаём, что это именно та Assassin's Creed, которую многие хотели получить. Остальные претенденты тоже достойны, но по сравнению с предыдущими частями их эволюция не столь очевидна.

(Рецензия на игру — в этом номере).

Неформат года

«Машинариум»

В этом непростом году кризис настиг не только нас с вами, но и маленького робота, которого бесцеремонно вышвырнули на свалку. Его мир схематично набросан карандашом, его права уже использованы против него, и вместо адвоката у нашего Робби лишь мозг игрока и неуёмное желание выжить. Якуб Дворски, знаменитый своими «очень известными в узких кругах» квестами серии «Саморост», снова показал, как делать ни на что не похожие игры. Наш протеже никак не Терминатор и даже не R2D2. Его могут походя пнуть, «развести» и даже бросить в кутузку. Он маленький. Ему страшно и тоскливо. Он нарисованный — но живой. Как у товарища Якуба такое выходит — решительно непонятно.

Фирменный ржаво-скрипучий стиль, который помнится ещё с «Саморостов», получил должное развитие. Сюрреализм происходящего изрядно прибавил в градусе, причём говорящие на тарабарщине роботы — это еще полбеды. В конце концов, можно по «мыльным пузырям», вылетающим у них изо рта, догадаться, чего надо этим железякам, чьи обшарпанные корпуса наверняка сподвигли бы Азимова на написание четвёртого закона робототехники (о личной гигиене). Но вот чтобы решить местные задачки, придётся попотеть. Запуск пустякового механизма, перевозящего руду, может вывихнуть логику нормальному белково-протеиновому индивиду. Не сдавшиеся смельчаки рискуют уйти по уши в эту щемяще-грустную историю. Эталонный неформат 2009-го — это декадентский вальс «Бостон» с экзотическим привкусом машинного масла.

(Рецензия на игру — в №1 за 2010).

Сюрприз года

Batman: Arkham Asylum

Лето 2008 года прошло под знаком «Тёмного рыцаря», побившего бесчисленное количество кассовых рекордов и покорившего всех гениальной игрой Хита Лэджера. Не прошло и месяца после премьеры лучшего кинокомикса современности, как корпорация Warner Bros., заручившись поддержкой издательства Eidos, анонсировала игру — кто бы мог подумать! — о противостоянии Бэтмена и Джокера.

Хотя экшен Batman: Arkham Asylum не имел никакого отношения к кинодилогии Кристофера Нолана, полтора года назад мало кто усомнился, что опытные дельцы из Warner Bros. просто хотят заработать несколько лишних миллионов на волне популярности Бэтмена. Тем более что разработка игры была доверена скромной британской компании Rocksteady Studios. А та взяла и вместо ожидавшегося проходняка по лицензии сотворила настоящий шедевр, в котором мощный и разнообразный игровой процесс сочетается с потрясающе переданной атмосферой вселенной Бэтмена и блестящей игрой актёров озвучки во главе с Марком Хэммилом.

Если бы осень 2009 оказалась не столь щедра на проекты категории «А», Batman: Arkham Asylum вполне мог стать главной игрой ушедшего года. И сам факт, что мы говорим подобное об игре, в которой молчаливый бугай в костюме летучей мыши бегает по психиатрической лечебнице и выбивает дурь из местных обитателей, превращает Batman: Arkham Asylum в единственного возможного победителя номинации «Сюрприз года».

(Рецензия на игру — в №11 за 2009).

ИГРА ГОДА

Претенденты: Uncharted 2: Among Thieves, Assassin’s Creed 2, Resident Evil 5, Dragon Age: Origins, inFamous, Plants vs. Zombies

Dragon Age: Origins

Сделать хорошую ролевую игру — вопрос не трёх месяцев и даже не одного года. Dragon Age: Origins делали более шести лет. Делала команда, которая подарила нам Neverwinter Nights, Baldur’s Gate, Star Wars: KOTOR. Результат ожидаемо получился ошеломительным; так и хочется ткнуть его под нос всем тем разработчикам, которые плачутся, что их игры не получили должных баллов только потому, что излишне раскатавшая губу публика ждала чего-то совсем уж из ряда вон.

В Dragon Age играют даже те, кто раньше не причислял себя к фанатам ролевых игр. Заявленная сотня часов на прохождение — не пустой звук, а реальность. Сильный сюжет, интересные персонажи, безумное количество побочных заданий, загружаемый контент, система достижений, красивые бои, отличная анимация... В общем, после недели, проведенной в обнимку с Dragon Age (из-за которой мы чуть не сорвали сдачу номера!) сомнений в том, чем особо запомнится нам 2009-й, у редакции не осталось.

Единственной игрой, которая могла бы сдвинуть монументальное творение Bioware с законной первой строчки нашего хит-парада, могла стать лишь вышибающая последние мозги малявка Plants vs. Zombies. Но в нашей версии анекдота про спор слона и маленькой мышки победил всё-таки слон. А мышку мы заботливо сберегли для другой номинации.

(Рецензия на игру — в №11 за 2009).

Итоги 2003 года:

ИГРА года: Star Wars: Knights of the Old Republic

Итоги 2004 года:

ИГРА года: Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Итоги 2005 года:

ИГРА года: Fable: The Lost Chapters

Итоги 2006 года:

ИГРА года: THE ELDER SCROLLS 4: OBLIVION

Итоги 2007 года:

ИГРА года: «ВЕДЬМАК»

Итоги 2008 года:

Лучшая отечественная игра: «King’s Bounty. Легенда о рыцаре»

Лучшее продолжение: Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Лучшая онлайновая игра: Warhammer Online: Age of Reckoning

Лучшая внежанровая игра: Spore

Сюрприз года: Dead Space

Неформат года: «Тургор»

ИГРА года: FALLOUT 3

Герои и события 2009

Самый весёлый проект

Претенденты: Plants vs. Zombies (видеоигра), Mini Ninjas (видеоигра), Dvar — Fayah! (музыкальный альбом), «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (фильм), «Монстры против пришельцев» (мультфильм), Basquash! (аниме)

Plants vs. Zombies

«Растения против зомби». Звучит абсурднее, чем «протоны против улиток». А уж как это играется!.. Чтобы защитить свой сад и не дать мертвякам пробраться в дом, мы сажаем горох и подсолнухи; но подлые твари надевают на голову вёдра и пытаются пролететь на воздушных шариках. Шарики мы лопаем кактусами, а на пути у здоровяков ставим заслон из картошки. Холодная война длится часами. Когда домашние заглядывают через наше плечо, их недоумённому взору открывается фантасмагорический хаос, кукурузные баллистические ракеты и зомби-шахтёры. И это всего лишь составляющие сути игры, которая, как в шуршащую фольгу, обёрнута в звонкое и хрусткое слово «стёб».

Реплики сумасшедшего соседа Дейва. Записки на крыльце («Приходи в гости, я испекла торт. Дверь в дом не закрывай. Твоя мама. Не зомби!»). Игра картошками в боулинг. Зомби на бобслее. Ничего удивительного, что через нескольких часов вы будете во сне пугать вторую половинку таинственным шёпотом «My braaaaaaaaains». И загадочно, но очень счастливо улыбаться.

(Рецензия на игру — в № 7 за 2009).

Самый стильный проект

Претенденты: Brutal Legend (видеоигра), «Хранители» (фильм и комикс), «Аватар» (фильм), «Девять» (мультфильм), «Аллоды Онлайн» (игра)

Хранители

Каким вы обычно представляете супергероя? Вероятно, он уверен в себе, поскольку обладает уникальными способностями, исполнен оптимизма (даже если по лицу не скажешь) и готов пожертвовать личной жизнью и свободным временем ради спасения мира. В общем, этакий солдатик без формы, но с квадратным подбородком и взором горящим. Почему-то никто не помнит того факта, что все супергерои в прошлом — закомплексованные студентики, обычные школьники, скучные офисные клерки...

Никто, кроме Алана Мура. Персонажи «Хранителей» совсем не похожи на известных нам супергероев. Они настоящие. Они спасают мир не потому, что страдают клиническим альтруизмом в тяжёлой параноидальной стадии. И мир у них не тот, который хотелось бы назвать словом «богоспасаемый». Жестокий, грязный, мрачный, обильно забрызганный нечистотами и кровью, с мелочными продажными людишками.

Фильм, комикс и даже (хотя и в меньшей степени) игра — «Хранители» в среде прочих фантастических проектов смотрятся, как породистый скакун в одной упряжке с владимирскими тяжеловозами. Если бы нам оставили всего одно определение, которым нужно дать характеристику «Хранителям», мы сказали бы — это стильно. Да-да. Именно стильно.

(Рецензия на фильм — в № 4 за 2009).

Оружие года

Претенденты: электрогитара (видеоигра Brutal Legend), психоружьё (аниме «Космические приключения Кобры»), доктор Манхэттен (фильм и комикс «Хранители»), розовый танк (фильм «Обитаемый остров»), дезинтегратор (фильм «Район № 9»)

Электрогитара

Помимо стандартного разделения оружия на огнестрельное и холодное, существует масса способов классифицировать средства умерщвления. В том числе с эстетической точки зрения: есть оружие эффектное и неэффектное. К последнему относятся всевозможные автоматы-пистолеты-пулемёты, коих мы повидали изрядно. Не нужно отправляться в какую-либо фантастическую вселенную, чтобы испытать их в действии, — достаточно найти ближайший тир.

С эффектным оружием совсем другая история. Дизайнеры киноиндустрии и игровой индустрии, писатели и художники-комиксисты из кожи вон лезут, только чтобы придумать своим ненаглядным героям оружие поинтереснее. В этом году среди разномастных номинантов мы выбираем самого музыкального. Гитара Клементина, которую с любовью настраивал Эдди Риггз, протагонист игры Brutal Legend, после путешествия во времени научилась не только бренчать струнами. С её помощью Эдди может бить врагов электричеством, поджаривать их на мини-вулканах, а также оглушать звуковыми ударными волнами. Вот она, истинная сила настоящего искусства!

(Рецензия на игру — в № 1 за 2010).

Транспортное средство года

Претенденты: Ковчег (фильм «2012»), ГАЗ-21 (фильм «Чёрная молния»), Робокостюм (фильм «Аватар»), «Арчи» (фильм «Хранители»), летающий дом (мультфильм «Вверх»), «Энтерпрайз» (фильм «Звёздный путь»), звездолёт моллюсков (фильм «Район № 9»), банши с Пандоры (фильм «Аватар»), робот-баскетболист (Basquash!)

ГАЗ-21

Почти пятьдесят лет назад советские инженеры в тайной лаборатории изобрели нанокатализатор на основе материала неземного происхождения. Устройство позволяло вырабатывать колоссальный заряд энергии, но создатели, будучи глубоко в душе романтиками, не стали конструировать какое-нибудь супероружие, а всего лишь наделили способностью летать обычный автомобиль ГАЗ-21, известный в народе как «Волга». Вследствие излишнего романтизма ученых эксперимент был признан неудавшимся, а летающая машина осталась ржаветь в ожидании лучших времен.

Лучшие времена настали в наши дни. Модифицированный автомобиль ГАЗ-21 оказался в руках студента Димы Майкова, который сумел найти ему должное применение, ведь летающая «Волга» — это не только стильная ретро-машина. С ней можно забыть о пробках на дорогах и проблемах с парковочными местами. Отныне «Черная молния» рассекает в небе над Москвой и наводит ужас на преступников. Раньше ГАЗ-21 был просто самым красивым творением отечественного автопрома. Теперь это еще и самое узнаваемое фантастическое транспортное средство в российской фантастике, оставляющее далеко позади  розовые танки и имеющее все шансы по популярности сравниться со знаменитым «Де Лореаном».

(Рецензия на фильм — в этом номере).

Монстр года

Претенденты: Смертельный грипп (фильм «Носители»), Дженнифер Чек (фильм «Тело Дженнифер»), T-800 («Терминатор: Да придёт спаситель»), Бородатая Женщина (фильм «История одного вампира»), танатор (фильм «Аватар»)

Смертельный грипп

Монстром года в «реальном мире» стал вирус под кодовым названием A/H1N1: люди избегали общественного транспорта и крупных мероприятий, катались по городу в марлевых повязках на лице и тщательно следили за медицинскими хрониками. В таких условиях снятый Алексом и Дэвидом Пасторами фильм «Носители» ударил точно в цель: сюжеты о птичьих-свиных-и-прочих гриппах как раз оказались в центре всеобщего внимания.

Как и мы с вами, герои картины закрывали нос и рот респираторами, старались избегать контактов с посторонними людьми и поменьше бывать в людных местах. Разве что количество жертв нашего, настоящего гриппа, по сравнению с пандемией в фильме — просто курам, со всех их гриппом, на смех. Ну это и понятно — в основе фильма лежит страшилка «Ночной прибой» Стивена Кинга, а в основе нашей с вами реальности... не будем затевать теологических споров, но уж наверное не книжка.

Фильм, надо признать, оказался слабым. Но монстр, в нём описанный, в этом году действительно напугал очень и очень многих.

(Рецензия на фильм — в № 1 за 2010).

Герой года

Претенденты: Росомаха (фильм «Люди Икс. Начало. Росомаха»), Натан Дрейк (Uncharted 2), Бэтмен (Batman: Arkham Asylum), Маленький Робот («Машинариум»), Роршарх («Хранители»), капитан Кирк (фильм «Звёздный путь»), Бенджамин Баттон (фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Незеб (игра «Аллоды онлайн»), Джейк Салли (фильм «Аватар»)

Росомаха

Джеймс Ховлетт, он же Логан, он же Росомаха, никогда не мог пожаловаться на недостаток внимания со стороны сценаристов, режиссёров и поклонников комиксов. На протяжении тридцати с лишним лет он играет ключевую роль во всех проектах, связанных с Людьми Икс. Но даже по высоким меркам Росомахи 2009 год следует признать особенным.

Конечно, главным событием года для самого знаменитого из Людей Икс стал выход на киноэкраны персонального фильма с великолепным Хью Джекманом в главной роли, но этим дело не ограничилось. Одновременно с фильмом «Люди Икс. Начало. Росомаха» вышла одноимённая игра, оказавшаяся почти безупречным адреналиновым слэшером. Дебютировал на американских и российских телеэкранах мультсериал Wolverine and the X-Men, в котором Росомаха заменил пропавшего Чарльза Ксавье на посту лидера Людей Икс. В мире Ultimate Marvel Логан героически погиб, сражаясь с Магнето. В рамках классической вселенной Marvel наш герой побывал вместе с командой Икс Форс в далёком будущем и стал участником Войны Мессии. В то же самое время Марк Миллар поставил финальную точку в грандиозной мини-серии Old Man Logan о мире, в котором правят злодеи, а престарелый и отошедший от дел Росомаха — единственный живой супергерой.

Столь уверенное наступление Логана на всех фронтах фактически не оставляет его конкурентам шансов, а нам — выбора, кого же признать главным героем минувшего года.

(Рецензия на фильм — в № 6 за 2009).

Злодей года

Претенденты: Джокер (видеоигра Batman: Arkham Asylum), Озимандиас (фильм «Хранители»), Азазель (видеоигра Tekken 6), Довикулос (видеоигра Brutal Legend), полковник Куоритч (фильм «Аватар»), Пэйтон (фильм «Пандорум»), Саблезуб (фильм «Люди Икс. Начало. Росомаха»), Падший (фильм «Трансформеры 2: Месть падших»), Лазарович (игра Uncharted 2: Among Theves), Роланд Эммерих (за уничтожение целого мира в «2012») Беатриче (аниме Umineko no Naku Koro ni), Барон фон Вольф (аниме «Первый отряд»), Галактозар (мультфильм «Монстры против пришельцев»)

Озимандиас

Богатый наследник, пожертвовавший всё своё наследство на благотворительность. Интеллектуал, философ и идейный борец с преступностью. Не обладая никакими суперспособностями, кроме выдающегося интеллекта, Адриан Вейдт своими руками сделал из себя героя; однако вскоре понял, что, отлавливая преступников в масках, не изменишь мир к лучшему. Нужно спасать человечество от самого себя. Озимандиас решил сделать это, оглянувшись на знаменитый принцип Макиавелли: оправдывая благородной целью любые, даже самые жестокие средства.

От прочих суперзлодеев Озимандиас отличается ещё и тем, что сумел воплотить свой план в жизнь. Когда бывшие товарищи по цеху врываются на антарктическую базу, полные решимости сорвать его коварные замыслы, он сражает их наповал фразой «я сделал это тридцать пять минут назад». Пройдя по щедро залитой кровью тропе из благих намерений, Озимандиас не построил земной Рай. Но цели своей — добился: сумел предотвратить ядерный Апокалипсис.

Озимандиас — один из самых неординарных отрицательных персонажей в истории комиксов. Жаль, что в фильме ему было уделено значительно меньше времени, чем в первоисточнике.

(Рецензия на фильм — в № 4 за 2009).

Героиня года

Претенденты: Морриган (видеоигра «Dragon Age: Начало»), Нейрити (фильм «Аватар»), Лори Юпитер (фильм «Хранители»), Коралина (мультфильм «Коралина в стране кошмаров»), Белочка (мультфильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»), Хлои (видеоигра Uncharted 2: Among Thieves), Соня (фильм «Другой мир 3: Восстание ликанов»), Поньо (аниме «Рыбка Поньо на утёсе»), Белла (цикл Стефани Майер «Сумерки»), Никки Гринвич (романы Ника Горькавого «Астровитянка» и «Теория катастрофы»), Гигантика (мультфильм «Монстры против пришельцев»), Ханаан (аниме Canaan)

Рыбка Поньо

Долго и мучительно изучая списки претенденток на титул «самой-самой», редакция «МФ» пришла к неутешительному выводу: очевидно интересных героинь в этом году не было. Во всяком случае, среди людей.

Зато они были среди... рыб! Золотая рыбка, носящая имя гордой валькирии, вполне заслуживает места в нашем почётном списке. Правда, имя она поменяла — как и облик, и превратилась в очаровательную рыжую девчушку Поньо. И мгновенно стала всеобщей любимицей. Очарованы оказались не только любители японской анимации: в кинотеатр на просмотр мультфильма люди приходили целыми семьями, и все выходили с сеанса с улыбкой.

Малышка Поньо унаследовала лучшие черты сильных миядзаковских героинь вроде Ситы и Софи. Она отстояла у чересчур нервного папаши-волшебника право выглядеть и жить так, как ей хочется, и с тем, с кем хочется. Поньо дарила людям чудеса, порой почти незаметные, но всегда добрые и нужные. Ей хватило мужества отказаться от своей могущественной магии и даже рискнуть жизнью, — как русалочка Андерсена, она хотела просто остаться с любимым человеком. В отличие от русалочки, у неё все получилось. Ура!

(Рецензия на аниме — в № 10 за 2009).

Музыкальный альбом года

Претенденты: Dope Stars Inc. — 21st Century Slave; Dvar — Fayah!; Fever Ray — Fever Ray; Ozric Tentacles — The Yum-Yum Tree; Mastodon — Crack the Skye; The Prodigy — Invaders Must Die; VNV Nation — Of Faith, Power And Glory

The Prodigy — Invaders Must Die

Танцполы содрогнулись — на сцену вернулись безумные гении The Prodigy, причём в золотом составе: Лайэм Хоулетт записал Invaders Must Die вместе с вокалистами Кейтом Флинтом с Максимом Реалити. Альбом вобрал в себя всё лучшее, что было в музыке группы за всю её историю. Тщательно собранная «бомба» взорвалась: троица превратилась в свирепых и теперь уже независимых «захватчиков», которым покорились все престижные чарты. Молодые коллективы померкли в их тени.

Даже в далёкой России Invaders Must Die стал одним из самых продаваемых альбомов года. Танцевальный хит Omen звучал отовсюду: утром в машине, в кафе за обедом, из музыкальных ларьков и в эфирах бесконечных интернет-радио. Казалось, что вся планета сошла с ума! The Prodigy пережили несколько музыкальных эпох, в следующем году проекту исполнится 20 лет, но их работы продолжают оставаться актуальными, модными, востребованными и неповторимыми.

Несмотря на то, что в плане композиторской мысли альбомы VNV Nation, Mastodon, Fever Ray опережают Invaders Must Die, ни одна из этих групп не смогла пробиться в массы, достучаться до каждого, выйти далеко за пределы своей аудитории. А The Prodigy захватили весь мир!

(Рецензия на диск — в № 5 за 2009).

Настольная игра года

Претенденты: «Эра Конана», «Ярость Дракулы», «Ужас Аркхэма»

«Ярость Дракулы»

Дракула ускользнул из Праги прямо сквозь пальцы: в Нюрнберге его поджидал ван Хеллсинг, вернуться по своим следам в Вену ему мешал неведомый вампирский закон, а дорога в Берлин была заказана благодаря хранящим город святым облаткам. Граф, перехитрив всех, рванул, минуя Нюрнберг, прямо в Страсбург, а оттуда дороги расходятся на восемь сторон — ищи-свищи его теперь. Тем более что Солнце уже клонилось к закату, а сражаться с графом ночью — занятие не из приятных...

«Ярость Дракулы» — большая, сложная, захватывающая игра, каждая партия в которую становится настоящей интригой. Охотники гонят графа, вычисляют, куда он мог пойти, отрезают ему пути и окружают, а тот петляет, расставляет ловушки, а встретившись с охотником один на один, бьётся насмерть. Полем битвы становится почти вся Европа: от Лиссабона до Констанцы и от Эдинбурга до Кадиса. От множества карточек, жетонов, значков и меток рябит в глазах и пухнет голова, а игрок, управляющий графом, ехидно улыбается, тайно перемещая своего кровососущего героя из одного города в другой. Так и хочется ухватить его за шиворот: говори, злодей, где ты! Ты же должен быть в Бухаресте, тебе больше негде... Как это в Манчестере?!

Самая необычная, самая запутанная и вместе с тем логичная, самая увлекательная из вышедших у нас в этом году игр по праву берёт титул настольной игры года.

(Рецензия на игру — в № 11 за 2009).

Аниме года

Претенденты: Rideback, Basquash!, Umineko no Naku Koro ni, Tokyo Magnitude 8.0, «Первый отряд», Summer Wars

Summer Wars

Этот фильм — вторая самостоятельная (каторжный труд над бесконечными «Дигимонами» и One Piece не в счёт) полнометражка Мамору Хосоды, режиссёра «Девочки, покорившей время». Это светлый, щедрый, по-доброму сумасшедший фильм о взбунтовавшемся искусственном разуме, которому захотелось повеселиться с блестящими игрушками: машинами, спутниками, ядерными реакторами. Фильм о людях, собравшихся на праздник, а вместо этого вынужденных играть с машиной, делая небывалые ставки. Фильм о нескольких ослепительных летних днях.

Любой компьютерщик объяснит вам, что в «Летних войнах» показан полный бред: пароли не взламываются при помощи карандаша и листа бумаги, работа хакера ничем не похожа на Tekken, а падающий сквозь облака спутник физически невозможно сбить с курса. Не слушайте. Неважно, насколько точно соблюдаются законы физики в ярком цветном сне, который приснился вам где-то между «Лабиринтом отражений» Сергея Лукьяненко и «Паприкой» Сатоси Кона. В виртуальном мире бушует метель разноцветных картинок, значков и буковок, а с другой стороны экрана живые люди смеются, бранятся, плачут, целуются, справляют дни рожденья и поминки так же, как это сотни лет назад делали их не слыхавшие ни о каких компьютерах предки.

(Рецензия на аниме — в этом номере).

Провал года

Претенденты: фильм «Запрещённая реальность», фильм «Книга мастеров», фильм «Обитаемый остров»

Запрещённая реальность

Фанаты Василия Головачёва, надо думать, не ждали столь крупной подставы от любимого автора. После перевода «Запрещённой реальности» в киноформат от книги не осталось ничего хорошего, кроме имен главных героев. Смысловая нагрузка романа превратилась в утренник в детском саду имени «СМЕРША-2». Актёры творчески сыграли только что выструганных буратин, в чём им сильно помогли сценаристы, обеспечившие фильм абсолютно невменяемыми диалогами.

Почему не получилось сделать из исходного текста нормальный боевик, для нас так и осталось загадкой. Почему почти весь и без того небогатый бюджет угрохали на невнятные смешные спецэффекты — мы не поняли. Почему Василий Головачёв разрешил подобное измывательство над своим романом — уже, видимо, никогда не узнаем.

Даже на фоне невнятной «Книги мастеров» и ставшего уже притчей во языцех розового танка сами-знаете-откуда фильм «Запрещённая реальность» выглядит ужасно. И вот не надо нам тут вздыхать о том, что в России до сих пор не умеют снимать фантастическое кино. «На игре» и «Чёрная молния» в этом году доказали: умеем! Но, видимо, не всегда хотим?

(Рецензия на фильм — в № 12 за 2009).

Событие года

Претенденты: запуск адронного коллайдера, небывалый успех вампирбургеров, революция в кинематографе (фильм «Аватар»), начало и конец съёмок пилотного эпизода сериала «Игра престолов»

Революция в кинематографе

Признаться, мы боялись, что не доживём до этого радостного момента. Ещё несколько месяцев назад все любители кино жаловались на отсутствие сколь-либо достоверной информации о новом фильме Джеймса Кэмерона, но тут, откуда ни возьмись, на публику обрушился каскад видеокомментариев создателей картины, фильмов о фильме и прочих трейлеров. Ну а затем подоспел сам «Аватар» — потенциальный хит, которому одни предрекали оглушительный успех, а другие — не менее оглушительный провал.

Итак, кино отсмотрено, оценки выставлены, языки вывалены (от восхищения) и закатаны обратно. Так произошла ли всё-таки революция? Наверное, воспитанный на цифровых технологиях современный зритель ожидал, что по мановению волшебной хлопушки Кэмерона-великого из экрана начнут вылетать инопланетные бабочки, а инопланетные комары вовсе покусают зрителей. До такого киноволшебникам ещё далеко, но все свои обещания знаменитый режиссёр выполнил. «Аватар» — именно тот фильм, который превратил 3D-эффекты из модной игрушки в полноценный художественный приём наравне с музыкальным сопровождением и цветокоррекцией изображения. «Аватар» имеет все шансы стать своего рода учебником, особенно для тех, кто хочет снимать фантастические фильмы с проработанным антуражем: картина может похвастаться беспрецедентным уровнем проработки виртуального мира.

Революция свершилась. Одно неясно: где же толпа продолжателей, последователей и подражателей? Ау?

(Рецензия на фильм — в этом номере).

Итоги 2005 года

Событие года: Окончание эпопеи «Звёздных войн»

Итоги 2006 года

Событие года: Появление нового поколения игровых устройств

Итоги 2007 года

Событие года: Финал «Поттерианы»

Итоги 2008 года

Событие года: Финал «Поттерианы»

Итоги 2009 года

Лучший музыкальный альбом: Mechanical Poet — Eidoline: the Arrakeen Code

Самый весёлый проект: «Вольт»

Самый страшный проект: Макс Брукс «Мировая война Z»

Самый стильный проект: Patapon

Оружие года: Фростморн

Транспортное средство года: Мак-5

Монстр года: Хищный мусор

Злодей года: Джокер

Герой года: Хэнкок

Героиня года: Харухи Судзумия

Событие года

Успех книжной серии S.T.A.L.K.E.R.