100 главных видеоигр в истории. Во что поиграть?

Виртуальные шедевры

100 лучших фантастических игр

 «Мир фантастики» продолжает начатый цикл статей о лучших, самых видных и самых значительных представителях различных жанров. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию список из 100 игр. Составляя его, мы старались учесть весь диапазон мнений. К сожалению, некоторые очень достойные проекты в него не попали, но по-другому быть и не могло: хороших игр куда больше 100. Но те, что вошли  минимальный культурный багаж любого уважающего себя любителя виртуальной фантастики.

Ролевые игры

The Elder Scrolls (1994—2006)

В этой серии игр всё большое и всего много. Мир? Самый большой, какой только бывает в ролевых играх. Персонажей? Больше всех (750 тысяч в Daggerfall, например). Классов? Устанете скролить список. И так далее, и так далее. Воистину, эта серия игр — самая эпическая из всех существующих. Кстати, древние свитки (те самые elder scrolls) появляются только в четвертой части игры; правда, читать их до сих пор невозможно.

Might & Magic (1986—2002)

Джон Ван Канегем. Запомните это имя, ведь без него не было бы мира Might & Magic. А значит, мы не узнали бы, как выглядит самая известная серия партийных ролевых игр от первого лица. Нелинейный сюжет, интересная система прокачки, сотни и тысячи запутанных подземелий. Сюжетно игры связаны с HoMM. Но «Герои» живут и здравствуют, а Might & Magic умер, изжив себя уже в седьмой части (всего их девять). Мир праху его.

Deus Ex (2000—2003)

Божественная игра-из-машины, киберпанк-дилогия с бесподобно проработанной вселенной, динамичными перестрелками и отличным сюжетом. 2052 год, теории заговора, вирусы и нанотехнологии; Deus Ex — смесь шутера и ролевой игры, с ощутимым привкусом «секретных материалов». Главная игра 2000 года по версии многих уважаемых источников (Metacritic, IGN и другие). Ждем третью часть в 2009-м.

Gothic (2001—2006)

Игры этой серии принято ругать и... любить. Ругать — за неудобное управление, странную систему магии и невменяемое количество ошибок. Любить — за продуманный, живой, искренний мир без швов и подзагрузок, за ощущение сопричастности, которое появляется через пять минут игры. «Готика» — младшая сестренка TES; холодная, надменная и сложная ролевая игра, которая даже и не скрывает, что ей не хочется нравиться всем подряд.

Megami Tensei (1987—2007)

Одна из популярнейших серий ролевых игр в Японии, насчитывает десяток частей и множество ответвлений. Концепции Megami Tensei — мрачные как на подбор и тесно связаны с демонологией, телеологией и сценариями апокалипсиса. Благодаря талантливо (по большей части) написанным сценариям и творчеству художника Кадзумо Канеко, серия заметно отличается от других представительниц жанра.

The Legend of Zelda (1986—2007)

Эпическая со всех сторон серия игр с элементами экшена, квеста и даже гонок; великолепные персонажи и отлично вырисованный фэнтезийный мир — в комплекте. Главного героя, кстати, зовут Линк, а принцесса появляется в серии весьма периодически (в основном для того, чтоб было кого спасать). Пятая игра серии, Ocarina of Time, получила наивысшие оценки среди всех видеоигр в истории — 97,7% от Gamerankings и 99% — от Metacritic.

Arcanum: of Steamworks and Magick Obscura (2001)

Одна из лучших ролевых игр в стимпанковском антураже. Здесь технологии соседствуют с фэнтези, по миру разбросаны чертежи устройств, а маги вполне успешно запускают огненные шары. Правда, маги начинают промахиваться при виде ружья, а оно, в свою очередь, начинает мазать там, где творится волшебство. В игре много недоработок и откровенных промашек (явный дисбаланс в пользу магии), но качественный сюжет и интересный игровой мир спасают ситуацию.

Bloodnet (1993)

Манхэттен, 2094. Каменные джунгли киберпанка, правят которыми... вампиры. Вас укусили. Времени до превращения в упыря — в обрез. Bloodnet — одна из самых ранних и наиболее удачных смесей ролевой игры и аркады, здесь придется не только собирать команду и много и кроваво драться, но и искать и применять предметы.

Mass Effect (2007)

Высокобюджетный гибрид шутера и ролевой игры, призванный свершить революцию на поприще общения с неиграбельными персонажами. Революции не вышло, зато мы получили эпическое приключение команды космического корабля «Нормандия» и путешествия между звездами, сопровождающие перипетии на удивление талантливо написанного сюжета. Лучшая научно-фантастическая игра 2007 года по версии «МФ».

Fable: The Lost Chapters (2005)

Сказка от волшебника Питера Мулине, полная великолепного юмора. Впервые в истории ролевых игр — высочайший уровень персонализации главного героя. Тот, кто выбирал путь зла, обзаводился рогами, дымом от копыт, мухами вокруг головы и красными глазами; добро светилось нимбом и щеголяло бабочками. Татуировки, ожирение, клички, шрамы, седина в старости (при повышении уровня) — прилагаются. Лучшая игра 2005 года по версии «МФ».

Игроизации

Star Wars: Knights of the Old Republic (2003—2005)

За 400 лет до того, как все началось... Стоп, вы не играли? Тогда не будем спойлерить. Перед вами — ролевая игра на твердую «десятку» по вселенной «Звездных войн» и ее более-менее посредственное продолжение. Игровая система d20; бои с тактической паузой; световые мечи; забавные мини-игры и отлично реализованная вселенная; диалоги, достойные фильмов... Если вы не играли, мы искренне удивляемся, зачем вы все еще тут!

Neverwinter Nights (2002—2008)

Самая красивая игроизация Forgotten Realms принадлежит именно этой ролевой серии. Диалоги, правда, оказались не на высоте, да и инвентарь выглядел не особенно эпатажно, но в целом игра смотрелась куда интереснее классического Baldur`s Gate. В нынешнем году ждем выхода очередного аддона второй части.

Vampire the Masquerade (2000—2004)

Redemption (2000) и Bloodlines (2004) — две независимые (сделанные разными разработчиками) адаптации знаменитой ролевой игры. Они — для тех, кто всю жизнь мечтал вкусить жизни вампира. Интриги, динамический сюжет, изобилие персонажей — и все это в самой проработанной вампирской вселенной. Особенно хороша Bloodlines, главная игра 2004 года по версии «МФ».

Planescape: Torment (1999)

Культовая игра в одном из самых необычных миров D&D. При очень скромных продажах она стала одной из лучших компьютерных ролевок, которая доказала, что диалоги — не просто ненужный прощелкиваемый треп ради получения задания, но и самая существенная часть игрового процесса. Загадочный Безымянный, кошмарный череп Морте; презрение ко всем ролевым шаблонам и пренебрежение традиционной боевкой; если вы играли в P:T, то не забудете этого никогда.

Star Wars: TIE Fighter (1994)

Культовый симулятор культового истребителя, любимый игровой фетиш всех фанатов «Звездных войн», давший возможность ощутить на собственной шкуре, как выглядит полет на корабле без защитных полей. Сюжет и диалоги на уровне Wing Commander, известнейшая вселенная — что еще нужно для счастья? Разве что графику разрешения лучшего, чем 320*200. Согласны? Пожалуйте в расширенную версию 1996 года: там 640*480.

Dune II (1992)

Предок серии Command & Conquer, образец для всех последующих стратегий в реальном времени. Игра по мотивам фильма «Дюна» (1984). Переоценить вклад этой игры в жанр невозможно: это она познакомила нас с «туманом войны», показала, как должна выглядеть миникарта, и заложила экономическую модель всех стратегий (сбор ресурсов, строительство базы, дерево технологий).

Mech Warrior (1989—2002)

Отличный симулятор управления огромным боевым роботом, в основу которого легла известная оригинальная вселенная BattleTech, разработанная FASA. Когда многие игры этого жанра уходили в сторону аркадных боевиков, Mech Warrior оставался крепким симулятором, знавшим такие понятия, как вес, перегрев оружия, ограниченность количества зарядов, командная тактика и т.п.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (2004)

Творение разработчиков из Starbreeze называют одним из лучших игровых воплощений фильмов. Новые приключения уголовника Джона Риддика хвастались интерактивностью и демонстрировали последние достижения в области визуальных решений. Однако помимо технологий вроде normal mapping и soft shadows игра отличается способностью с головой окунуть любого в мир будущего, где умение выживать куда важнее меткости.

Star Wars: Jedi Knight (1997—2003)

Прародительницей этой культовой серии экшенов во вселенной «Звездных войн» была Dark Forces (1995). Главный герой всей серии (кроме Jedi Academy) — Кайл Катарн, главная интрига — выбор стороны Силы. Почти все сюжеты связаны с предательством. Вы управляете джедаем, деретесь на световых мечах и вовсю используете Силу. Что еще нужно для счастья?

American McGee’s Alice (2000)

А что это за девочка и где она живет? Почему у нее в руках нож, а в медицинской карте — психиатрический диагноз? Радикальное переосмысление сказки Кэрролла за авторством знаменитого дизайнера Американа Макги, самый ненормальный шутер всех времен. Чеширский кот выглядит так, как будто едва вырвался из микроволновки, а Страна чудес превратилась в адский карнавал. Следуйте за белым кроликом!

Eye of the Beholder (1990—1993)

Возьмите партийный режим Might & Magic с традиционным видом из глаз, добавьте горячих боев в стиле, страшно сказать, Doom, круто замесите все на стилистике Dungeons & Dragons. Эта игра стала лучшей из тех, где четверка героев моталась по длиннющему подземелью и колошматила монстров, набирая уровни и собирая шмот. Собственно, в то время они так и назывались — «бехолдрики».

Стратегии

Command & Conquer (1995—2008)

Неумирающая серия стратегий о противостоянии хороших (группировка GDI) и плохих парней (группировка NOD и небезызвестный Кейн). В последних частях роли добра и зла уже не так ортодоксальны, но классические для серии кинематографические ролики с живыми актерами — на месте. Основной конфликт начинается с дележки тибериума в первой игре серии, затем по плану глобальные конфликты, инопланетяне... По игровому процессу все игры C&C — сильно продвинутые Dune II.

Command & Conquer: Red Alert (1996—2008)

В 1946 году Альберт Эйнштейн отправляется в прошлое и убивает Гитлера, чтобы предотвратить Вторую мировую. Никем не сдерживаемый Сталин тут же пытается железной пятой скоропостижно победившего коммунизма задавить Европу. Эта серия стратегий в реальном времени — одна из лучших игровых «альтернативок». И, наверное, одна из самых развесистых, самых стебных клюкв игропрома.

Dungeon Keeper (1997—1999)

Две игры этой серии — отменно нестандартные стратегии. Мало того, что придется вырубать свое королевство тьмы и хаоса в глубинах подземелий, так нужно еще и постоянно отвешивать оплеухи лентяям-бесам и бросать в комнату пыток особенно нерасторопных толстых демонов. Только накопишь золотишка — начинает ломиться орда «добрых героев». В общем, это единственная игра, в которой до нас так явно и с таким юмором доносят мысль, что быть злодеем — очень тяжко.

Black & White (2001—2006)

Имитатор бога с элементами стратегии и тамагочи. Вам молятся, приносят дары и просят совершить чудо. Если нет желания потакать фанатам, можно примерить личину дьявола и править жестко. На досуге разрешается порезвиться с домашним любимцем размером с небоскреб. Хотя в процессе разработки от игры отвалилось очень много обещанных вкусностей, остатка хватило на крепкий шедевр.

Master of Orion (1993—2003)

Пошаговый гигант стратегической мысли, где можно в полной мере ощутить бремя Звездного Властелина. Налоги, армия, колонизация планет, культура и инфраструктура — если переборщить, то может лопнуть голова. Увы, третья часть пошла именно по этой кривой дорожке и похоронила серию.

Homeworld (1999—2003)

В поисках родного мира огромный корабль-матка прорывается сквозь недружелюбный сектор космоса. Кидать всех без разбора в гущу свалки не стоит: войска передаются из миссии в миссию, и подкреплений до конца игры не будет. Остается только абордаж и использование трофеев. Добавим крепкий сторилайн и честное 3D — вот и готова великолепная серия стратегий «про космос».

X-Com/UFO (1994—2007)

Сейчас эта серия фактически мертва. А ведь было время, когда разработчики братья Галлоп считались национальными героями! Это они рассказали, что при вторжении летающих тарелок надо не хлопать ушами, а срочно ставить базы, налаживать производство и высылать перехватчиков. Формулу X-Com пытались повторить много раз, но со времен Terror from the Deep (1995), по большому счету, никому это так и не удалось.

Galactic Civilizations (1994—2007)

«Цивилизация» в космосе. Шпионаж, дипломатия, ускоренная начальная колонизация и последующее обустройство и оборона захваченного. От основного конкурента — Master of Orion — отличается куда более детальным микроменеджментом. Ну и еще тем фактом, что сериал до сих пор жив.

Симуляторы

Elite (1984—1995)

Эта игра открыла нам жанр космосимов. Она показала, как должны выглядеть бои, как ведется торговля, как улучшается корабль, как игрок получает звания. «Элита», ко всему прочему, для знакомства с сюжетом предлагала игроку прочитать прилагаемую к ней новеллу. Это — вершина программирования на ассемблере, одна из первых игр в трехмерной графике и главный двигатель интереса к космосимам как к жанру.

X2: The Threat (2003)

Одна из самых удачных PC-вариаций на тему «Элиты». Торгово-боевой космосим с сюжетом, персонажами, пиратами, злыми инопланетянами и всеми прочими прелестями данного жанра. 70 видов кораблей и сотня с гаком космических секторов — это масштаб, с которым нельзя не считаться. Геймплей нетороплив, но внимание к деталям и количество игровых возможностей поражают воображение.

Космические рейнджеры (2004—2007)

Огромная галактика живет своей жизнью. В ней путешествует маленький кораблик одинокого, но гордого рейнджера. Он может быть торговцем или пиратом, работать на военных или случайных авантюристов. Он может решать текстовые квесты и спасать Галактику от очередного вторжения пришельцев или роботов. Он свободен, как никто из нас — и это главное достоинство такой, казалось бы, простой игры русского происхождения.

Colony Wars (1997—2000)

Одна из ярчайших консольных «леталок» небезызвестной студии Psygnosis. Дело отнюдь не том, что виртуальный космос в ней раскрашивали импульсы энергетических пушек. Эпический сюжет, превратившийся к третьей части в серьезную НФ-драму, молниеносные бои в вакууме, нелинейный сценарий и множество видеозаставок поражающего воображения качества — вот визитные карточки игры.

WipeOut (1995—2008)

Серия футуристических гонок, посетившая, похоже, все платформы. Здесь есть болиды, для которых 800 км/ч — не предел, здесь можно с глубоким удовлетворением плюнуть на так любимую многими симуляторами «реальную физику» и просто получать удовольствие от езды. Моделей того, на чем можно кататься, в серии — беспредельное количество. А также — тонны оружия, сотни трасс и литры адреналина.

Aquanox (2001—2003)

Человечество ушло под воду. Зачем, почему — неважно; важно, что перед нами — почти единственный адекватный «подводный симулятор». Это — Elite сквозь призму воды. Игра, которая показала, что пара километров ниже уровня моря — не повод для расстройства. Когда-то она вгоняла в кому даже самые производительные системы. Сейчас над графикой игры можно посмеяться. Точнее, можно было бы — если б у нас была альтернатива.

Шутеры с видом от первого лица

Half-Life (1998—2007)

Когда казалось, что мир шутеров обречен на вечное копирование Doom, явился ученый с монтировкой (все права защищены копирайтами) и интеллигентской бородкой. Впервые в жанре — скриптовые сцены, вменяемый AI и отсутствие деления на уровни. Гордон Фримен, человек в защитном костюме, Че Гевара Сопротивления инопланетному вторжению — остановишься ли ты когда-нибудь? Пожалуй, это известно только пижону с кейсом.

Duke Nukem 3D (1996)

Возмутитель спокойствия, пришедший по наши души, когда компания 3D Realms решила отомстить создателям серии Doom. Стены теперь умеют взрываться, монстры увеличиваются и уменьшаются, а справление естественных потребностей... восстанавливает здоровье. Дюк — это сполох эмоций в винтовочном холоде жанра шутеров. И мы все еще надеемся, что он когда-нибудь станет Forever.

Unreal (1998—2007)

Эта серия игр — лучшие шутеры для игры в компании. История конфликта с чужаками смотрится гораздо интереснее, когда парочка их сидит за соседними компьютерами. Пока ты весело гоняешь одного по кругу залпами из ракетницы, другой пролетает мимо на скейте и снимает тебя метким выстрелом. Одна из первых по-настоящему командных игр.

Halo (2001—2007)

Легендарная серия, установившая в свое время массу рекордов. Первая часть распродалась огромным тиражом и способствовала популяризации консоли Xbox, долгое время оставаясь ее основной достопримечательностью. Сага о суперсолдате по имени Джон ввела моду на переключение между видами от первого и третьего лица, управление транспортными средствами и использование самовосстанавливающейся линейки здоровья.

Return to Castle Wolfenstein (2001)

Оккультная дивизия СС, раскопки древнего замка, суперсолдаты и прототипы невиданного супероружия — полный сборник мифов о Третьем рейхе под обложкой одной игры. Римейк одного из самых первых шутеров в истории (Wolfenstein 3D, 1991) вышел весьма атмосферной игрой, в которой можно было и поохотиться на нежить, и пострелять нацистов.

Quake (1996—2006)

Quake нельзя забывать. Детище Джона Кармака впервые показало нам, как должен выглядеть полностью трехмерный шутер, в котором нет места спрайтам. Понятия «киберспорт» и «машинима» также родились вместе с Quake. К четвертой части культовая серия несколько сдала позиции, но в ней все еще есть пришельцы-строгги!

F.E.A.R. (2002—2007)

Страшилка из игры про «маленькую мертвую девочку» вышла не ахти, а вот боевик получился отменный. Спецназ противника давит и числом, и умением. Самые умные боты, самые напряженные перестрелки, самое зрелищное slo-mo, подернутое кровавым маревом, что появляется лишь в глазах истинного берсеркера. Хотите новый F.E.A.R.? Ждите Project Origin.

Aliens vs. Predator (1999—2002)

Самый лучший кроссовер игровой индустрии. Спешите видеть: шутер с тремя стилями игры, совершенно не похожими друг на друга! Кроме всего прочего, в этой игре фактически был задан стандарт работы с динамическим освещением и показано, что враги должны не только ходить по полу, но шустро скакать по стенам. Не в скриптовых сценках, а всегда.

Thief (1998—2004)

Вор Гаррет — прямой конкурент Солида Снейка в делимом ими жанре стелс-шутеров. Сдает он, пожалуй, только в качестве графики: здесь игре стоит поставить жирный минус. Все остальное идет в плюс, особенно — любопытный воровской арсенал, позволяющий всегда выигрывать игру в прятки со стражей, владельцами особняков и особо ретивыми обывателями.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (2007)

Самый удачный «советский постапокалипсис», боевик про Зону, вольный пересказ «Пикника на обочине». Совковые пейзажи а-ля «погибающий колхоз», радиация и аномалии, ученые и сталкеры, «Долг» и «Свобода», Монолит Желаний и НИИ «Агропром». Семь концовок и самый узнаваемый украинский бренд, под которым, как пирожки, пекутся книги-новеллизации.

Экшен-приключения

Tomb Raider (1996—2007)

Великолепная Лара Крофт — не только девушка с полигонами в самых правильных местах, но и самый великий популяризатор жанра «трехмерная бродилка». Охотница за сокровищами номер один во всем мире, самый узнаваемый бренд, одна из самых продаваемых серий видеоигр. Ну и какой еще игре вы простили бы совершенно одинаковые лазания по катакомбам в поисках артефактов, если не этой?

Metroid (1986—2008)

Метроиды — существа, искусственно созданные инопланетной расой Chozo для борьбы с болезнью Parasite X. Но болезнь побеждена, и вот уже метроиды сами превратились в угрозу! Эта игра в футуристическом антураже подарила игроку небывалую раньше свободу передвижений и стала первой в жанре, где использовался скроллинг влево и вправо.

Castlevania (1986—2008)

Вся серия игр Castlevania делится на два периода: до выхода шедевра Symphony of the Night (1997) и после. До — типичные платформеры; после — великолепные action-RPG. Сюжетообразующая идея серии — противостояние семьи Бельмонтов и вампира Дракулы. Закрученный сюжет, атмосфера готики и ужаса, великолепная музыка, элегантные персонажи, отлично вписанные элементы японских ролевых игр — Konami неспроста так гордится этой серией.

Another World (1991)

Творение Эрика Чахи стало в свое время настоящим прорывом в области породнения игр с фильмами. Невиданный уровень кинематографичности, делающий Another World похожей на полнометражный научно-фантастический боевик, влюблял в игру прямо со вступительной заставки.

Gears of War (2006)

Казалось бы, с чего вдруг игроков мира так всполошил этот шутер с видом от третьего лица, рынок ведь перенасыщен представителями жанра? Очарование его заключается в отточенности знакомых наработок, доведенной до совершенства игровой механике и мрачной атмосфере постапокалиптического мира. Плюс — это один из первых высокобюджетных проектов для консоли нового поколения Xbox 360.

Devil May Cry (2001—2008)

Удивительно, но этот проект, созданный из выбракованной версии Resident Evil 4, сумел ощутимо встряхнуть жанр экшенов, подарить игрокам острого на язык героя и превратился в серию, готовую в ближайшие несколько лет пополниться пятой частью. К сожалению, последние акробатические этюды демоноборца Данте не могут сравниться по качеству с первой частью.

MDK (1997)

Доказательство наличия у сотрудников Shiny Entertainment нестандартного мышления. Эта стрелялка фактически не нуждалась в графической карте (версия для PC), хвасталась фирменным юмором и представляла умопомрачительную команду главных героев. Вдумайтесь: где еще можно расстреливать инопланетян в роли уборщика лаборатории, выряженного в кибер-костюм?

Jak & Daxter (2001—2004)

Эволюционировав из красивого платформера, серия вобрала в себя такое количество элементов игровой механики, что превратилась в подобие Grand Theft Auto. Мультяшная стилистика и по-анимешному большеглазые персонажи ничуть не умаляли ее серьезности. Породившая два ответвления игра увлекала достаточно мрачным сюжетом, гигантским игровым миром и определенной нелинейностью прохождения.

Okami (2006)

Чем хороша Okami? Спросите у тех, кто вырисовывал на небосводе луну. Визуальный стиль написанных акварелью картин, завязанный на японской мифологии сюжет и возможность использовать божественную кисточку для решения головоломок и преодоления препятствий — все это погружало эстетов в экстаз. Если о такой игре и писать, то лишь стихами.

Shadow of the Colossus (2005)

Для того чтобы описать главные достоинства творения Фумито Уэды, достаточно загадочно помычать. Эмоции сложно передать словами, а воздействие духовного продолжения канонической Ico происходит именно на эмоциональном уровне. 16 исполинов, которым безымянному герою нужно пустить кровь, феноменальная атмосфера и мастерское использование визуальных и звуковых элементов для ее создания — игра западает в душу надолго.

Файтинги

Mortal Combat (1992—2008)

Один из главных двигателей жанра файтингов, а по совместительству — одна из самых знаменитых видеоигр всех времен и народов. Midway придумали вселенную «Смертельной битвы», создав оригинальных, не похожих друг на друга персонажей, а также уникальную по динамике систему битв, что превратило MK в символ как всей игровой индустрии, так и канувших в Лету приставок Sega.

Tekken (1994—2007)

Tekken переводится как «железный кулак». Перед нами — серия великолепных файтингов с неплохим (для подобных игр) сюжетом и уникальной системой управления. Боевые стили в этом файтинге переданы настолько хорошо, что о нем уважительно отзываются даже профессиональные бойцы. Успешная и захватывающая игра с кучей фантастических персонажей.

Soul Сalibur (1998—2008)

Популярнейший файтинговый проект, начинавшийся как очередная трехмерная драка ради сюжета на полстраницы и превратившийся в великолепную анимационную феерию. В последней части нас ждут очень желанные гости, в том числе — магистр Йода (PS3-версия) и Дарт Ведер (Xbox360-версия). Черт бы побрал войну консолей!

Street Fighter (1987—2008)

Патриарх жанра. Первый файтинг, в котором появилась концепция «комбо» — серии смертоносных приемов, проводимых при определенной последовательности нажатий клавиш. Игра породила мощный культ: по ней снимали фильмы, рисовали комиксы, делали карточные и даже ролевые игры. Апофеоз эры всеобщей моды на кунг-фу и карате. Лучшей игрой в серии считается вторая часть, в 2008 году должна выйти четвертая.

MMORPG

Eve Online (2003—2008)

Красивая, увлекательная и сложная космическая MMORPG с масштабами, которые могут испугать даже самого терпеливого игрока. Только здесь — борьба корпораций, активная социальная политика, самые зловещие интриги, самые огромные корабли, миллионы кредитов... А еще — система «кто пришел раньше, того и тапки». Увы и ах — если вы только что начали играть, вам никогда не сравниться с теми, кто давно уже умеет строить «Титаны».

Lineage (2001—2008)

Лидер по количеству пользователей, который легко переплевывает даже великолепную World of Warcraft. Популярность «Линейки» сравнима разве что с кавайностью Ragnarok. По количеству человеко-часов, которые требуется вложить в тупой фарм, — абсолютный лидер среди всех многопользовательских игр. Но зато какой красивый!

Everquest 2 (2004—2008)

Мир Норрата переживает не лучшие времена: количество конкурентов зашкаливает, а предлагать что-то новое уже сложно. Но и без того Everquest — одна из самых известных многопользовательских игр с интересной историей, кучей великолепных находок вроде ковров-самолетов, «квестов наследия» и оригинальной системы крафта, и весьма достойной графикой.

Ultima Online (1997—2008)

Бабушка онлайнового жанра, место которой — в музее редкостей и ценностей; однако же игра, вопреки скептикам, весьма бодро дышит на ладан! Уже девять выпущенных дополнений, в 2008 обещаны новые. Кстати, «Ультима» — первая игра, где можно было купить собственный дом. Сейчас скриншоты из нее выглядят глупо и наивно, но десять лет назад они смотрелись куда как привлекательно.

Lord of the Rings Online: The Shadows of Angmar (2007)

Виртуальное Средиземье не нуждается в представлениях. Эта игра могла быть страшной как смертный грех, несбалансированной, лишенной гейм-мастеров — и в нее все равно играли бы. К счастью, все далеко не так. И пусть игровой процесс здесь куда более похож на стандарты жанра, нежели хотели этого разработчики, зато только тут можно выращивать табак и хвастаться уникальными кольцами дыма. Скоро ждем и российскую локализацию.

Приключения

The Neverhood (1996)

«Пластилиновая ворона» игрового мира, одиссея глиняного человечка в глиняной стране. Русским игрокам игра известна под названием «Не верь в худо». На создание этого квеста ушло три тонны пластилина. Подражатели — есть, достойных соперников — нет. Шедевр, единственный и неповторимый.

Broken Sword (1996—2006)

Один из лучших представителей жанра приключенческих игр. Каждую серию (всего их четыре) нам предлагается расследовать одну из древних тайн (тамплиеры, ацтеки и пр.). Действие обставлено по высшему разряду: мельчайшая проработка характеров персонажей, детективный сюжет, профессиональная музыка и озвучка. Любители посидеть над головоломками также не уйдут обиженными.

Fahrenheit (2005)

Успешная попытка взбаламутить застоявшийся жанр приключенческих игр. Во главу угла здесь поставлена кинематографичность. Проект Дэвида Кейджа напоминает интерактивный фильм с пусть и ограниченной, но свободой действий. От выбора игрока зависит не только концовка, но и многие ключевые моменты сюжета. Смелый эксперимент с проработанным сценарием, откровенными сценами и массой неожиданных решений.

Gabriel Knight (1993—1999)

Серия игр про знаменитого «Охотника за Тенью», великолепное приключение с налетом мистики. Сюжет разделен на дни или главы и напоминает экскурс в историю (с поправкой на богатую фантазию сценаристки). Вуду, оборотни, вампиры... Все три игры серии великолепны, а четвертую почему-то так и не делают.

Tsukihime (2000)

У нас текстовые квесты почти забыты. В Японии же популярны ренай — игры-книги с простенькой графикой и разветвленным, закрученным в петли повествованием. И эталон жанра — Tsukihime («Лунная принцесса»), запутанный клубок лжи и страха, который не останавливаясь перечитываешь вновь и вновь, силясь понять: что же там было на самом-то деле...

The Dig (1995)

Трое землян на далекой планете вынуждены стать археологами, чтобы найти в руинах чужой цивилизации дорогу домой. Сюжет принадлежал Стивену Спилбергу, однако делать фильм он так и не собрался и отдал его LucasArts. Все к лучшему: красивых фильмов в жанре «жесткой» sci-fi много, а вот квестов, подобных The Dig, — единицы.

Loom (1990)

Запустив эту игру, будто открываешь старую книгу с ятями: в первый момент она режет глаз. Но вглядевшись в странный мир, сотканный на станке, потрогав уникальный интерфейс, требующий от игрока музыкального слуха, понимаешь: она не только не устарела, а и сегодня была бы смелым экспериментом.

Zork (1978—1997)

Все квесты — родом из Великой Подземной Империи. Такие игры были и до «Зорка», но только он сумел забрать игрока на ту сторону экрана. И если ты был там, то и через много лет, запуская самую новую игру, будешь чувствовать, что вновь «стоишь в открытом поле к западу от белого домика с заколоченной дверью...»

Syberia (2002—2004)

Серия стимпанк-квестов, разработанная небезызвестным художником и писателем Бенуа Сокалем, вывела весь жанр приключений на совершенно новый уровень. Добрая и немного наивная история о поисках лохматых мамонтов на чудо-поезде. Пленяет искренностью, оригинальными головоломками, интересными персонажами и невероятными по красоте пейзажами.

Myst (1993—2007)

Маленький остров. Сгоревшая библиотека мастера, творившего книги-миры. Скитания по безлюдным вселенным в поисках уцелевших страниц. Первая игра серии заложила основы графического квеста, а сериал в целом стал культовым. Сиквелы, римейки, спин-оффы, комиксы, романы и даже (неудачная, правда) онлайновая игра — ну и кто после этого осмелится назвать Myst хламом?*


* - Игра слов: в Германии название квеста ассоциируется со словом «mist», что в переводе значит «навоз, ерунда или хлам».


Триумфальные возвращения

Prince of Persia: The Sands of Time (2003)

Когда разработчики Ubisoft замахнулись на римейк самого «Принца Персии», циники покрутили у висков пальцами, а старые поклонники начали дружно грызть ногти. Однако получившийся экшен оказался выше всяких похвал. В игровой механике были самым активным образом задействованы акробатические навыки Принца и умение останавливать время. Позже эта комбинация вошла у разработчиков в моду.

King’s Bounty: Легенда о рыцаре (2008)

Прародительница «Героев меча и магии», King’s Bounty (1990 год!) стряхнула пыль и явилась забирать корону игры 2008 года. На данный момент у нее нет серьезных претендентов — в прошлом номере «МФ» оценил ее в 10 баллов. Главное, что стоит знать о современной King’s Bounty — это не стратегия. Это — приключение. И сходства с сами-знаете-какой серией тут минимум. В самом деле, когда это в «Героях» нам дозволяли жениться, заводить детей, не возиться со строительством, убегать от монстров на карте и вызывать духов на поле боя?

Dreamfall: The Longest Journey (2006)

Продолжение блистательного квеста The Longest Journey (1999) оказалось не только технической доработкой первоисточника. Игровой процесс сдвинулся в область экшена, не лишившись, впрочем, традиционных головоломок. Нетронутой осталась и главная особенность предшественницы: подход к написанию сценария. Человек-мотор Рагнар Торнквист создал замечательное продолжение ироничной приключенческой фантазии.

Sam & Max (2006—2008)

Сэм и Макс впервые показались публике в квесте Sam & Max Hit the Road (1993). Созданные талантливым художником Стивом Парселом доморощенные детективы расследовали самые запущенные дела. Классический «лукасартовский» квест, обыгрывающий тему «хорошего и плохого полицейского», вернулся к нам в позапрошлом году в виде трехмерного мини-сериала. Некорректные вопросы, дозированное насилие, циничная сатира на все на свете. Планета может спать спокойно!

BioShock (2007)

Идейное продолжение System Shock нырнуло из глубин космоса на дно океана. Однако соленая вода не вымыла из дизайнеров творческие идеи. Возможность стрелять по всему, что шевелится, в BioShock соседствует с перспективой уничтожить врагов сверхъестественными возможностями. Целостность игрового мира и необходимость выживать в нем обеспечили игре высочайшие оценки критиков.

Эталоны жанров

Diablo (1996—2001)

Эталон hack&slash

Эта игра — эталон не только жанра «зачистка подземелий». Это — учебник, по которому стоило бы учиться всем разработчикам. Как сделать самое удобное управление? Как подобрать антураж и музыку — так, чтобы захватывало дух? Как построить баланс классов, не перегружая игрока деталями и в то же время не заставив скучать? Как, в конце концов, вылизать игру так, чтобы в ней не было ни единой ошибки, ни единой лишней строки в коде? Когда на эти вопросы найдется ответ — тогда же умрет и культ Diablo. Правда, в это уже никто не верит.

Final Fantasy (1987—2008)

Эталон японской ролевой игры

В список платформ, на которые портировали эту серию игр, не входят только утюги и холодильники. Всего вышло 12 главных игр (Final Fantasy XIII сейчас в разработке), плюс более трех десятков проектов с мирами и персонажами из основной серии. Перед нами — уникальнейшая, известнейшая игровая вселенная и один из лучших японских ролевых игросериалов. Ему вовсе не мешает (скорее, даже помогает) тот факт, что каждая игра — это собственный мир и сюжет, а не развитие предыдущей части. Зато какое удовольствие искать в них пересечения!

Baldur’s Gate (1998—2001)

Эталон партийной ролевой игры

Самая известная ролевая игра в мире Forgotten Realms, настоящий культ для всех поклонников Dungeons & Dragons. Главный герой — ничего не подозревающий о своем родстве сын злого бога Баала — приключается в огромном мире до тех пор, пока не почувствует в себе сил задать злому родителю хорошую трепку. Baldur’s Gate задала стандарты партийных ролевок и доказала, что компьютерная игра может быть таким же захватывающим приключением, как и «настолка» с живыми игроками и мастером. Бу!

Fallout (1997—2008)

Эталон изометрической ролевой игры

Две ролевые игры этой серии перевернули мир. Постапокалипсис получил лучшее игровое воплощение, которое до сих пор никому не удалось переплюнуть. Система S.P.E.C.I.A.L. стала одним из лучших ролевых механизмов. Мы увидели финальный ролик, который составлялся из различных концовок всех сюжетных линий, и осознали, что значит выражение «все в твоих руках». У этой серии есть собственная библия, великолепный ваулт-бой и несравненный сюжет. У нее нет пока только одного — третьей части. Но мы надеемся, ждем и верим.

Space Quest (1991—1995)

Эталон квеста

Конец 80-х — начало 90-х вошли в историю компьютерных игр как золотой век квеста. Время, когда творили титаны жанра — такие, как почившая ныне Sierra. Один из символов эпохи — Space Quest, история космического полотера Роджера Вилко. Похождения бравого недотепы — победителя клонированных страховых агентов, звездных игровых пиратов и жутких мутантов-блевоидов — и сегодня остаются эталоном жанра. Конечно, графика со временем может устареть. Но хороший юмор в духе Дугласа Адамса — никогда.

Doom

Эталон шутера от первого лица

Doom для жанра шутеров — все равно что Николай Пегасов для «МФ». Первая игра Джона Кармака, название которой он позаимствовал из фильма «Цвет денег», объяснила, как должны выглядеть шутеры от первого лица. Термин deathmatch — порождение Doom. Первая консольная игра, получившая рейтинг M (17+), — это Doom. Есть ли жизнь на Марсе? Мы не знаем, но орды демонов и портал в ад — точно есть. Не верите? Срочно в Doom!

Wing Commander (1990—1998)

Эталон симулятора

Wing Commander — самая знаменитая серия космосимов: интересные миссии, боевые награды и звания, большой выбор истребителей, трехмерная графика. Но все эти достоинства — ничто перед великолепным сюжетом, повествующим о противостоянии людей и расы гуманоидных кошек килрати. Кроме того, сюжетная линия здесь всецело зависит от ваших боевых успехов.

World of Warcraft (2004—2008)

Эталон многопользовательской онлайновой ролевой игры

Этой MMORPG предрекают смерть и забвение вот уже три года. Графика? Полноте, она скорее гротескная, нежели красивая. Квесты? О да, их много и они разные — но на высших уровнях они никому особо не нужны. Мир? Велик, известен (см. Warcraft неподалеку), но свободно изучается за пару месяцев неспешной игры. Так почему же, черт возьми, за три года она не только не умерла, но набрала 10 миллионов подписчиков?! Загадка, над которой бьются лучшие умы планеты. А игроки — просто получают удовольствие от мира, который способен влюбить в себя с первого же взгляда.

Heroes of Might and Magic (1995—2007)

Эталон пошаговой стратегии

Неувядающая серия игр — лучших пошаговых стратегий в мире. Целый пласт жизни большинства геймеров, чьи золотые годы игроманьячества пришлись на вторую половину 90-х. Сбор ресурсов, строительство замка, пошаговые бои и исследование карты, квесты и неплохой сюжет — все элементы доведены до совершенства. Настоящие фанаты обожают вторую часть, молодежь ратует за третью, отщепенцы любят четвертую, но почти все довольны пятой. Вывод? Ждем шестую.

Metal Gear Solid (1998—2008)

Эталон стелс-экшена

Легендарная серия и легендарный главгерой Солид Снейк разменяли в этом году третий десяток лет. Metal Gear — первая игра в жанре stealth-action, где охранники научились действовать сообща. Кроме этого, серия известна длиннейшими роликами, обращением персонажа напрямую к игроку (с требованием переподключить игровой контроллер) и огромным количеством «призраков» — запрятанных портретов разработчиков. Ждем, чем удивит нас четвертая часть — к моменту выхода журнала она уже должна появиться в продаже.

The Witcher (2007)

Эталон игроизации

Новички-поляки из CD Projekt RED в 2007 году подарили нам великолепную игроизацию «Ведьмака» Сапковского — настолько качественную, умную, интересную и красивую, что «МФ» тут же вручил ей титул игры года и кучу сопутствующих призов. Два меча — стальной и серебряный, уникальная система навыков, великолепные квесты, отлично проработанный мир, следующий всем особенностям книжного канона, — вот лишь немногие из шикарных особенностей этой ролевой игры.

Starcraft (1998)

Эталон киберспортивной дисциплины

Зерги, терраны и протоссы сходятся насмерть во имя нетленной студии Blizzard. Три принципиально разные расы, тщательно вылизанный баланс, Рейнор и Керриган, муталиски и пропилоны... Икона киберспорта! В России официально игру никто не издавал, но вы ведь все равно в нее играли, правда? Не бойтесь, мы никому не расскажем. Давайте лучше вместе ждать выхода второй части, которую, хвала всевышнему, можно будет приобрести вполне легально.

Warcraft (1994—2003)

Эталон стратегии в реальном времени

Поприветствуем зеленую рамочку, которая в первом «Ремесле войны» охватывала до четырех юнитов. Вспомним заново историю Азерота, в который через Темный портал ввалилась орда орков. И отдадим дань уважения самому известному игровому франчайзу, который включает не только игры, но и книги, мангу, фигурки... а в перспективе — фильм. Вырубка леса и постройка баз, защита и нападение, принц Артас и изменник Иллидан; три стратегических игры, три аддона. Битва за «Ледяной трон» будет длиться вечно. До выхода четвертой части. Пока еще, правда, даже не анонсированной.

Silent Hill (1999—2008)

Эталон survival horror

Выбирая самую страшную серию игр всех времен и народов, мы долго колебались между Resident Evil и Silent Hill. Победила история «Тихого Холма», провалившегося со всеми жителями в бездну одной исковерканной души. Здесь вас пугают не зомби, с воплями прыгающие из-за угла, и не жуткие монстры (хотя Пирамидоголовый определенно удался). В этом городе вас встретит страшнейший из кошмаров — то, что живет в глубинах вашего сознания. Чтобы адекватно оценить Silent Hill, пожалуйста, не играйте в него на компьютере.

Мал, да удал!

Sonic the Hedgehog (1991)

Спешите видеть — сверхзвуковой еж! В 1991 году в одиночку продавал 16-битную консоль от Sega, навсегда став символом компании.

Super Mario (1985)

Усатый водопроводчик Марио — самый узнаваемый герой в мире! 40 миллионов копий проданных игр подтвердят.

Katamari Damacy (2004)

Японский клейкий шар «катамари» катается по земле, собирая на себя все, что встретит: скамейки и урны, дома и собак, школьников и деревья...

Golden Axe (1989)

Одна из лучших приставочных аркад. Кроме аутентичного мира игра ценилась за динамичные схватки, шикарную магию и совместное прохождение на две персоны.

Earthworm Jim (1994)

Супергерой-червяк! В этой аркаде все прекрасно: мультяшная анимация, оригинальные уровни, приятный юмор, заводная музыка.

Pac-Man (1979)

Культовый пожиратель точек, похожий на пиццу без одного куска. Придуман, конечно, в Японии.

Space Invaders (1978)

Предвестник современных шутеров, адаптация тира: одинокий стрелок против наседающей толпы пришельцев.