События. V Московский аниме-фестиваль
Кратко о статье: Последний аниме-фестиваль прошел с 3 по 6 ноября в Центральном доме предпринимателя. Репортаж о фестивале и рассказ о его главных хитах — аниме «Призрак в доспехах: Невинность» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» читайте на наших страницах.

V значит пятый!
V МОСКОВСКИЙ АНИМЕ-ФЕСТИВАЛЬ

С 3 по 6 ноября в Центральном доме предпринимателя прошел очередной, уже пятый по счету Московский фестиваль японской анимации. Снова анимешники всей столицы собрались, чтобы пообщаться, покрасоваться в костюмах любимых героев (косплей), поучаствовать в турнирах по танцам на специальных приставках и главное посмотреть новинки российского и мирового проката.

Кроме показов аниме на большом экране, фестиваль порадовал гостей богатой и, что приятно, бесплатной культурной программой. В клубе-кафе на первом этаже кинотеатра выступали новые звезды российской аниме-сцены, группы Sunaku, 3уХеJlь, Glam и Unreal. В фойе второго этажа бродили косплееры, на экранах демонстрировались новые ролики от ассоциации аниме-клипмейкеров России AKROSS. Неотъемлемой частью фестиваля стал открытый чемпионат по танцам. Правда, на этот раз вместо танцевального автомата пришлось ограничиться приставкой и парой «ковриков» к ней.

Особое внимание было уделено вселенной онлайновой ролевой игры Ragnarok. В кафе постоянно показывали одноименное аниме, и косплея по этой игре было очень много.

У входа гостей фестиваля встречали очаровательные косплеерши.

Гвоздем программы прошлогоднего фестиваля был умопомрачительно красивый фильм «Последняя Фантазия VII: Дети Пришествия». Нынешний сериал тоже смог похвастаться хитом международного масштаба — им стал «Призрак в доспехах: Невинность» знаменитого японского фантаста, художника и режиссера Мамору Осии.

Вторым по новизне, известности и популярности аниме фестиваля стали OVA «Хеллсинга», выхода которых фанаты так долго ждали. Стоит отметить и «Караса» — безумно стильную, яркую и динамичную OVA о супергероях, сражающихся со злобными духами-машинами. Примечательно, что оба этих сериала еще не вышли до конца даже в Японии. И это первый прецедент, когда российская компания закупает и показывает не проверенные временем завершенные картины, а только выходящие перспективные новинки.

Final Fantasy вечно популярна.

К тому же формату OVA принадлежат показанные на фестивале элегантный хоррор «Ночные воины: Охотники на вампиров», стильное городское фэнтези «ROD: Прочти или умри» и самурайский боевик «Воскрешение ниндзя: Месть Дзюбея».

Фантастические жанры были представлены в программе фестиваля наиболее полно. Извечным киберпанковским проблемам взаимоотношений людей и киборгов были посвящены сериалы «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» и «Хищные куклы». Не остались без внимания и старые добрые боевые роботы. Фильмы «Один: Космический корабль «Звездный свет», «Полиция будущего: Монстр» и сериал «Макросс Плюс» — проверенная временем классика жанра. К чистой НФ относится фильм режиссера Есиказу Ясухико «Война на Венере».

Нашлось в программе место и скандальным артхаусным фильмам «для взрослых». Были показаны психоделический экшен студии Production I.G «Dead leaves: Звездная тюряга» и корейская фантастическая комедия «Ачи и Сипак убойный дуэт». На их фоне абсолютно невинно смотрелась комедия о нелегкой жизни японских поп-звезд «Gravitation: Парни со сцены» — первый в российском прокате сенен-ай, аниме об однополой любви.

Приятно видеть, как с каждым годом растет российская аниме-индустрия. ЦДП не был готов к такому наплыву посетителей. Зал кинотеатра на 178 мест был забит до предела, за билетами выстроилась километровая очередь. Теперь поклонники аниме готовы платить за свое увлечение, и распространители могут побаловать их такими нашумевшими новинками, как «Хеллсинг» и «Призрак в доспехах: Невинность». Конечно, до японских и американских Anime Expo Московскому фестивалю еще далеко, но он растет и развивается, и обещает со временем стать ничуть не хуже. Нам остается только гадать, какие шедевры мы увидим на следующем, шестом Московском аниме-фестивале. А пока будем ждать выхода показанных в этом ноябре фильмов на DVD. Многие из них достойны самого пристального внимания.

Героини онлайновой RPG Ragnarok.

Некоторые зрители были колоритнее косплееров.

«Карас» — бесподобно красивый фильм-комикс. Жаль, пока не оконченный.

Возвращение легенды
«Призрак в доспехах: невинность»

Зеленые иероглифы на черном фоне, виртуальная реальность, опутавшая весь мир, конфликт между роботами и людьми... Приемы и темы, знакомые всем нам по культовой кинотрилогии «Матрица». Но мало кто знает, что при создании визуального ряда картины братья Вачовски вдохновлялись фильмом Мамору Осии «Призрак в доспехах», классическим анимационным киберпанком 1995 года.

Первый «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) долгие годы был и остается символом современной японской анимации — наравне с «Манускриптом ниндзя» и фильмами Хаяо Миядзаки. Снятый при поддержке ряда американских и японских компаний, он стал прорывом в качестве анимации и компьютерной графики. В Японии «Призрак в доспехах» особой популярности не снискал, но за пределами родной страны стал настоящим откровением. Старый рецепт из легкой эротики, драк и перестрелок в проработанном фантастическом антураже отлично продался. А главная героиня, девушка-киборг Мотоко Кусанаги, стала одной из самых интересных героинь японской анимации.

Человек в окружении Кукол.

Через девять лет Мамору Осии снял продолжение своего самого популярного фильма. Действие картины разворачивается в 2032 году, через три года после событий первой ленты. Мотоко объединилась с искусственным интеллектом и ушла в одиночку покорять просторы глобальной сети, оставив двоих подчиненных, Бато и Тогусу, разбираться со сложнейшими кибер-преступлениями.

На этот раз девятый отдел Службы общественной безопасности расследует дело о корпорации «Локус Сорус», чьи девушки-роботы стали убивать своих хозяев и накладывать руки на себя. Одна из машин перед смертью успела прошептать «спасите». Значит ли это, что роботов есть душа? Откуда она могла взяться и кому выгодно выпускать подобные игрушки? В этом и предстоит разобраться Тогусе и Бато.

Бассет — лучший друг Бато.

Но детективная линия — далеко не главная и не единственная в сюжете. Вопрос о сущности «призрака», о том, что отличает человека от бездушной куклы, вновь занимает героев. Не зря ведь дело поручили именно детективам девятого отдела, полным противоположностям — несколько наивному и старомодному человеку Тогусе и бывалому вояке киборгу Бато. У Тогусы семья, дочка растет, а Бато никак не может забыть Мотоко и коротает вечера в компании верного бассета.

Визуально фильм бесподобен. Bandai Visual, Production I.G и студия Ghibli вложили в графику максимум сил и средств. Рисованные и трехмерные объекты сочетаются очень грамотно и удачно. Голограммы, взгляд из глаз киборга, вид сети изнутри, футуристические пейзажи Гонконга — все это нарисовано предельно реалистично, ярко и стильно. Режиссер Осии любит общие планы и пространные рассуждения, но его неторопливый стиль ничуть не раздражает — напротив, хочется рассматривать фантастические картины снова и снова, как художественный альбом.

«Невинность» — потрясающе многомерный фильм. В нем масса цитат и отсылок, глубокий философский, религиозный и социальный подтекст. Это фильм-ребус, все загадки которого не разгадаешь и за десяток просмотров. Можно и не гнаться за воображением Осии, а наблюдать за событиями на экране со стороны и делать собственные выводы. Исключительность «Невинности» доказывают номинации на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, победа на девятом фестивале анимации в Кобэ. Смотреть всем в обязательном порядке.

Карнавал в заброшенном городе.

Цифровая Мотоко охраняет жизнь Бато.

Торжественный обед голографической знати.

Армия «Локус Сорус».

Тихая семейная жизнь Тогусы.

Фильм

«Невинность» также начинается со сборки робота.

GHOST IN THE SHELL : INNOCENCE

Формат: Полнометражный фильм (2004)

Жанр: Научная фантастика, киберпанк

Производство: Студия Production I.G

Издатель в России: MC Entertainment

Режиссер: Мамору Осии (Jin-Roh, Patlabor)

Другие создатели: Сценарист — Мамору Осии, дизайнер персонажей — Хироюки Окуира (Memories, Metropolis), меха-дизайнер — Ацуки Такеути (Appleseed, Armitage III, Sakura Wars), спецэффекты — Хисаси Эзура (Blood: The Last Vampire, Otogi Zoshi), композитор — Кендзи Каваи (Fate/Stay Night, Patlabor, Ranma Ѕ)

Официальный сайт: innocence-movie.jp

В предыдущей серии

Действие первого фильма разворачивается в 2029 году. Полицейская-киборг Мотоко Кусанаги из девятого отдела Службы общественной безопасности преследует Кукловода — хакера, способного взломать чужой разум. По ходу расследования Мотоко и ее компаньоны Бато и Тогуса не раз задаются вопросом о том, что отличает людей от киборгов. Что такое душа, «призрак», который делает машину живым существом? Особенно остро этот вопрос встает, когда Мотоко узнает, что Кукловод — искусственный разум, осознавший себя и постоянно развивающийся. И что это он искал Мотоко, чтобы соединиться с ее «призраком». Вместе они становятся новым разумом, живущим в сети, способным использовать любое тело и любое обличье. Попрощавшись с Бато, новая Мотоко исчезает, и девятый отдел продолжает свою работу без нее.

Майор Кусанаги — хакер, киборг и просто красивая девушка.

Киборг-полицейский
«Призрак в доспехах: Синдром одиночки»

— Бато-сан принес мне натуральное машинное масло! Настоящее!

— Почему он одну тебя так балует, рогатая?

Из диалога самоходных танков

Вселенная «Призрака в доспехах» парадокс японской анимационной индустрии. Дорогие полнометражные фильмы для зарубежной аудитории начали снимать еще в восьмидесятых годах, но сделать по такому фильму сериал, да не один такого еще не было. Японцы предпочитают смотреть легкие приключенческие сериалы вроде One Piece и Naruto, мрачные же вещи, такие, как Ergo Proxy и Innocent Venus, чаще всего длятся не больше одного сезона, раскупаются на DVD и исчезают из вида. «Призрак в доспехах» же продолжает успешно выходить в самых разных форматах.

Один американский аналитик сравнил «Призрака в доспехах» с «Евангелионом». Два фантастических аниме о роботах, довольно серьезных, ориентированных на прожженных фанатов и пользующихся популярностью вот уже целое десятилетие. Логично, но есть между ними существенное различие. «Ева» — меха, жанр, обреченный на успех в Японии. Ее герои младше, а возрастной ценз ниже (Teen против жесткого Mature «Призрака»). Что же делает популярным взрослый киберпанковский телесериал? Оригинальный мир, харизматичные герои? Или какой-то особый «дух», созданный стараниями Мамору Осии и Масамунэ Широ? Можно попробовать разобраться в этом на примере первого сезона сериала «Комплекс одиночки», предыстории событий двух легендарных фильмов.

Будущее.jp

Покатай меня, большая Тачикома!

В недалеком будущем развитие кибернетики, генетики и нанотехнологий избавило человечество от многих проблем. Людям удалось победить ряд болезней и существенно продлить свою жизнь за счет кибер-имплантантов и искусственно выращенных органов. Многие целиком превратились в киборгов — от машин их отличало лишь наличие собственного мозга. Тела стало возможно менять, как перчатки. Непродолжительное копирование — и ты смотришь на мир уже совсем другими глазами. Голограммы, нейроинтерфейсы, всемирная компьютерная сеть и роботы стали повседневностью.

Но не все в этом будущем оказалось радужно. Новая форма существования людей и всеобщее подключение к Сети породили новую форму преступлений — взлом «призрака» (ghost hack). Жертва взлома уподоблялась радиоуправляемой кукле. Она могла говорить за злоумышленника, убивать, красть информацию, а затем в буквальном смысле проснуться другим человеком. С чужим лицом, телом и чужими воспоминаниями. Сервера крупных компаний обросли многоуровневой защитой, но и это не спасало их от умелых хакеров.

Боссы якудзы освоили новый бизнес. Похищения молодых людей с целью продажи их органов на черном рынке стали обычным делом. Коррупция и тайные сговоры корпораций тоже внесли свой вклад в криминальную картину мира будущего.

Старый лис Арамаки всегда задумчив.

Сериал

Мотоко — девушка с большим талантом.

GHOST IN THE SHELL: STAND ALONE COMPLEX

Формат: 26-серийный телесериал (2002)

Жанр: Научная фантастика, киберпанк

Производство: Студия Production I.G

Издатель в России: MC Entertainment

Режиссер : Кендзи Камияма (Blood: The Last Vampire, Jin-Roh)

Другие создатели : Дизайнер персонажей — Хадзиме Симомура (Blood+, Le Chevalier D’Eon), меха-дизайнер — Кендзи Тераока (.hack//SIGN, Guyver, Noir), арт-директор — Юсуке Такеда (Blood: The Last Vampire, Neon Genesis Evangelion, Sakura Wars), трехмерная графика — Макото Эндо (Blood+, Kai Doh Maru, Le Chevalier D’Eon), композитор — Йоко Канно (Cowboy Bebop, Vision of Escaflowne, Sousei no Aquarion)

Официальный сайт: ghostintheshell.tv

Охотники на хакеров

Не все задания выполняются успешно.

Для расследования дерзких взломов и убийств, связанных с роботами, в рамках министерства внутренних дел Японии был создан девятый отдел Службы общественной безопасности. В него вошло семеро лучших спецов — «команда мечты», способная решить любую задачу.

Дайске Арамаки — убеленный сединами глава отдела. Богатый жизненный опыт и связи во многих важных министерствах позволяют ему добыть любую необходимую информацию. Но главная его заслуга — создание атмосферы абсолютного доверия внутри отдела. Он готов защищать своих людей, чего бы это ему ни стоило, и они это понимают.

Больше всего в сериале раскрылся характер Мотоко Кусанаги — непогрешимого тактического командира отдела. Из-за болезни в раннем детстве ее мозг был пересажен в тело киборга. За долгие годы она научилась мастерски владеть своим искусственным телом, но воспоминания о первых неудачах, стресс первых лет жизни не дают ей покоя. Однако эмоции она держит при себе, на людях являя образец силы и мужества.

Бато и его любимый танк.

Не меньше внимания получили и ее вечные компаньоны. Бато — еще один киборг отдела, друг и напарник Мотоко, сильнейший боец отряда, способный в одиночку раскидать небольшой клан якудзы. Часто компанию ему составляет Тогуса — наименее роботизированный член отряда. Тогуса — детектив, и его нестандартное человеческое мышление нередко дает немалые результаты. Остальной состав девятого отдела — снайпер Сайто, информатор Пазу, подрывник Бома и хакер Исикава — помогает им по мере своих сил.

Мотоко с подругой. Кадр, очень близкий к манге.

Отдельно стоит отметить шестиногих друзей героев — самоходные танки «Тачиком». Машины с различным оружием, термокамуфляжем и прочими полезными устройствами незаменимы на боевых заданиях. Но это оружие — живое. Тачикомы наделены самосовершенствующимся искусственным интеллектом и, несмотря на постоянную синхронизацию друг с другом, обладают собственным характером. Они умеют разговаривать и поведением очень похожи на непоседливых любопытных детей. Выходки этих машин — самые смешные эпизоды сериала.

Вместе эта команда противостоит якудзе, наркоторговцам, похитителям людей и Смеющемуся человеку, гениальному хакеру, который похитил главу корпорации «Серано Геномикс» и угрожал его убить. Но угрозу хакер так и не выполнил, а вскоре и вовсе исчез. Кем он был и существовал ли на самом деле, Мотоко и компания пытаются узнать на протяжении всего сериала.

Воплощения Призрака
  • Манга Ghost in the Shell (1991)
  • Манга Ghost in the Shell 2: Man/Machine Interface (2005)
  • Манга Ghost in the Shell 1.5: Human Error Processor (2006)
  • Роман After the Long Goodbye (2005)
  • Романы Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (3 тома)
  • Фильм Ghost in the Shell (1995)
  • Фильм Ghost in the Shell: Innocence (2004)
  • Сериал Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2002)
  • Сериал Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG (2004)
  • Фильм Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — The Laughing Man (2005)
  • Фильм Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG — Individual Eleven (2006)
  • Фильм Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society (2006)
  • Игра Ghost in the Shell (PlayStation, 1997)
  • Игра Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (PlayStation 2, PlayStation Portable, 2005)

Мотоко в игре для PlayStation 2.

Удачное подключение

Смеющийся человек скрывает свое лицо.

Поручив режиссуру фильма Кендзи Камияме, боссы Production I. G не ошиблись: он сумел снять сериал, близкий по духу не только фильмам, но и манге, самостоятельный и очень динамичный. Работа сценаристов оказалась чуть хуже. История подается в рваном темпе, с бойким экшеном в начальных эпизодах и занудными беседами о политике в конце. Но надо отдать им должное: сюжет логичен, закончен и лишен провисших линий.

Графика в «Комплексе одиночки» очень качественная. Конечно, до уровня второго фильма ей далеко, но для телесериала вполне прилично. Трехмерная заставка, компьютерное сглаживание и спецэффекты выполнены стильно и аккуратно. Музыка Йоко Канно отлично сочетается с картинкой, а красивейшая открывающая песня в исполнении певицы Ориги частично исполнена на русском языке. Чем не повод для гордости?

«Комплекс одиночки» — телевизионное воплощение киберпанковской вселенной Мамору Осии и Масамунэ Широ. Для фанатов — долгожданная встреча с любимыми героями. Для новичков — отличная возможность познакомиться с известным фантастическим миром. А знакомиться определенно стоит. Не зря ведь «Призрак в доспехах» популярен уже целый десяток лет.

Смеющийся человек скрывает свое лицо.

Бато отлично ладит с любыми роботами.

Эпизоды
  • 01 — Public Peace; SECTION 9
  • 02 — Proof of Recklessness; TESTATION
  • 03 — A Small Rebellion; ANDROID AND I
  • 04 — The Visual Device Laughs; INTERCEPTOR
  • 05 — The Inviting Bird Will Chant; DECOY
  • 06 — The Copycat Dances; MEME
  • 07 — Idolatry; IDOLATOR
  • 08 — The Fortunate Ones; MISSING HEARTS
  • 09 — The Man That Lurks in the Darkness of the Net; CHAT! CHAT! CHAT!
  • 10 — A Perfect Day for a Jungle Cruise; JUNGLE CRUISE
  • 11 — Inside the Forest of the Sub-Images; PORTRAITZ
  • 12 — Tachikoma Runaway; ESCAPE FROM
  • 13 — Unequal Terrorist; NOT EQUAL
  • 14 — Automated Capitalism; YES
  • 15 — Time of the Machines; MACHINES DESIRANTES
  • 16 — Chinks in the Armor of the Heart; Ag20
  • 17 — The True Reason For the Unfinished Love Affair; ANGELS’ SHARE
  • 18 — Assassinations Duet; LOST HERITAGE
  • 19 — Being Held in the Camouflage Net; CAPTIVATED
  • 20 — The Medicine Which is Turned Off; RE-VIEW
  • 21 — Locus of Desertion; ERASER
  • 22 — Bribery Case; SCANDAL
  • 23 — Equinotical Week of Good and Evil; EQUINOX
  • 24 — Orphan Castle Setting Sun; ANNIHILATION
  • 25 — Smoke Projectile Rain; BARRAGE
  • 26 — Public Peace Section 9, Again; STAND ALONE COMPLEX

Тачиком. Уменьшенная модель.