Сериал. Гаррет, частный детектив
Кратко о статье: Глен Кук — один из самых плодовитых современных фантастов: из-под его пера вышло более сорока книг. Но, пожалуй, наиболее известен 11-томный фэнтези-цикл о частном детективе Гаррете. Вы еще не знакомы с ним? «Мир фантастики» предлагает вам сыграть «Сладкозвучный серебряный блюз» и почувствовать «Жар сумрачной стали»...

Приключения гаррета

Фэнтези-детективы Глена Кука

Вокруг гибли люди, меня пытались убить, а я лежал и думал, не может ли пострадать моя репутация независимого эксперта.

Гаррет (Глен Кук, «Холодные медные слезы»)

Среди читателей немало поклонников фэнтези. Еще больше их у детективов. Странно, если бы никто из авторов не попытался соединить эти жанры в одном произведении. Рэндалл Гаррет, Саймон Грин, Мартин Скотт, Дэниэл Худ, Джеффри Барлоу вот лишь некоторые из тех, кто потрудился на поприще детективного фэнтези. Но звание ведущего мастера нового жанра по праву принадлежит Глену Куку с его сериалом «Приключения Гаррета», который также нередко называют «Металлическим циклом».

В истинном золоте блеска нет

Представьте себе, что ваш город внезапно оказался в самом что ни на есть классическом фэнтезийном мире, со всеми внешними атрибутами, присущими жанру, но при этом сохранил «внутреннее содержимое» — характеры, проблемы, общество. Наверняка в вашем воображении возникнет что-то похожее на Танфер — столицу королевства Карента, где и проживает главный герой цикла. По улицам здесь ходят (а иногда летают) представители разнообразнейших рас. Немного погуляв по городу, можно встретить эльфов и гномов, троллей и гоблинов, пикси и гигантов, кентавров и крысолюдей. И это лишь некоторые из обитающих в городе рас, не говоря о многочисленных полукровках с самыми невероятными сочетаниями расовых признаков. И все же Карента — это государство людей. К человеческой расе принадлежит и сам герой.

Я — Гаррет. Мне за тридцать, рост — шесть футов два дюйма, вес — двести фунтов, рыжий, бывший моряк, словом, парень хоть куда. За определенную цену я разыщу пропажу или отобью лишний интерес к вашей персоне у любознательных типов. Я не гений. И результатов добиваюсь исключительно благодаря своему упрямству. Я слишком упрям, чтобы сдаться. Мой любимый вид спорта — охота за юбками, любимое блюдо — пиво. Упорным трудом я заработал собственный дом на Макунадо-стрит, на полпути между Холмом и портовым районом Танфера.

«Холодные медные слезы»

К этому можно добавить, что Гаррет стремится выглядеть прожженным циником, и изредка даже преуспевает в этом. А еще он не любит вино, считая его испорченным соком, и лошадей, которых подозревает в демоническом происхождении и заговоре, направленном против самого себя.

Большая часть книг цикла выстроена по единому шаблону. К Гаррету приходит клиент с проблемой, сыщик начинает расследование и постепенно распутывает клубок тайн, нередко довольно опасных. В основном, события происходят в самом Танфере и его окрестностях, хотя иногда они могут захватить обширную территорию («Сладкозвучный серебряный блюз») или, наоборот, сосредоточиться в одном доме («Седая оловянная печаль»).

Повествование ведется от лица главного героя, что помогает сжиться с его образом и почувствовать себя в Танфере — мире, который очень похож на наш и в то же время сильно от него отличается. Динамичность сюжета и краткий, но емкий язык автора еще добавляют плюсов. Ближе всего книги о Гаррете стоят, пожалуй, к классическим «крутым» детективам Эрла Гарднера, Раймонда Чандлера и Рекса Стаута.

«Когда вам не хватает пространства ошеломить противника быстротой своих ног, старайтесь запудрить ему мозги».

Пародия или плагиат?

Первые же книги сериала навевают мысли о явном сходстве главных героев — Гаррета и Покойника — с персонажами детективов Рекса Стаута — Арчи Гудвином и Ниро Вульфом. Что это: подражание или пародия? Пожалуй, скорее второе, хотя время от времени и слышатся возмущенные голоса, называющие Кука плагиатором. Но так ли это на самом деле?

На первый взгляд, Покойник очень похож на Ниро Вульфа — да и на второй тоже. Как и Вульф, логхир не покидает своего дома, недолюбливает женщин, легко разгадывает сколь угодно сложные загадки, а Гаррет словно служит ему глазами и руками. Но ведь заставить Покойника трудиться у Гаррета получается не всегда, а случается, что логхир вообще спит на протяжении всей книги. Поэтому скорее можно говорить о том, что Кук, бесспорно, представлял себе образ Ниро Вульфа при описании Покойника, но не копировал его, а пародировал.

Есть в цикле и другое заимствование — стильные названия романов, обязательно упоминающие тот или иной металл. Кук наверняка вдохновлялся романами Джона Макдональда, носившими аналогичные «цветные» названия.

Книги о Гаррете — это не только хорошее фэнтези, но и находка для любителей детективных логических загадок независимо от фантастического или реалистического обрамления. Но давайте посмотрим, чем именно интересны романы Кука.

Галерея масок

Несмотря на все свои достоинства, Гаррет вряд ли добился такого успеха, работай он в одиночку. К счастью, его всегда есть кому поддержать. Пусть наш герой и общается в основном с представителями «темной стороны» города (а может, и благодаря этому), друзей у него хватает. Правда, сам Гаррет предпочитает друзьями их не называть. Но как бы то ни было, персонажи книг — одна из главных удач Кука, и было бы непозволительным промахом не рассмотреть поближе хотя бы некоторых.

«...Не всякому дано оценить мое потрясающее чувство юмора».

Начнем с главного партнера Гаррета и одновременно его квартиранта — Покойника. Это не просто прозвище — он действительно мертв, но его душа и разум продолжают пребывать в теле, которое почти не подвергается разложению. А все потому, что Покойник не человек, а логхир. Раса очень редкая — живого логхира никто вообще не видел, да и мертвых во всем сериале встречается только два. Внешне логхир напоминает человека, но раза в два больше размерами, а вместо носа у него хобот длиной сантиметров тридцать. Покойник обладает могучим телепатическим даром, а также способен производить сложнейшие логические рассуждения, так что его помощь в расследованиях просто неоценима. Вот только очень уж логхир ленив. Ну да может, это и к лучшему — иначе все книги заканчивались бы слишком быстро.

Но частному детективу время от времени приходится и драться, и даже убивать. И тогда Гаррет обращается за помощью к Морли Дотсу. Морли Дотс — дарко, наполовину человек, наполовину темный эльф. Профессиональный наемный убийца, чрезвычайно азартный игрок, большой бабник и убежденный вегетарианец. Рассуждения и советы Морли о пользе вегетарианского питания и здорового образа жизни — это что-то особенное. Дьявольски обаятельный персонаж, едва ли не лучший герой цикла, Морли, пожалуй, еще и самый близкий друг Гаррета, хотя ни тот, ни другой стараются об этом не говорить. Да, Морли несколько раз «подставлял» сыщика — но однажды он отказался от уже заключенного контракта, едва узнав, что ему предстоит убить Гаррета... Такое дорогого стоит, особенно в этом обществе.

«Зачем работать, если нет необходимости?».

Есть у Гаррета и другие друзья и помощники. Могучий Плоскомордый Тарп, пивовар Вейдер, хозяин конюшен Плеймет... Особо стоит отметить Дина, также одного из наиболее удачных героев, к тому же явно положительного. Это старичок лет семидесяти, слуга Гаррета, «повар, домоправитель, штатный привратник и мажордом (в последнее никто, кроме него самого, бедняги, не верит)». Некогда Дин рассчитывал женить хозяина на одной из своих многочисленных племянниц. Впоследствии он вынужденно отказался от этой мысли, но зато стал совершенно незаменимым человеком в доме Гаррета, а заодно и во всем сериале: не будь здесь Дина, книги потеряли бы немалую долю очарования.

Отдельную сюжетную линию составляют отношения Гаррета с женщинами. Влюбчивый и, несмотря ни на что, романтичный сыщик чрезвычайно привлекателен для противоположного пола и, разумеется, отвечает его представительницам взаимностью. Взбалмошная Тинни и веселая Майя, строящая из себя крутую дамочку Торнада и убийственно прекрасная Белинда, не говоря уж о тех, с кем судьба сводит Гаррета лишь на миг — разбираться с ними едва ли не сложнее, чем распутывать самые трудные дела, но Гаррет, конечно же, сумеет выкрутиться.

Но, к сожалению, в Танфере живут не только друзья и партнеры Гаррета. Есть здесь и те, с кем он предпочел бы никогда не встречаться, пусть даже они вроде бы и не питают враждебных намерений. В первую очередь это, конечно, Чодо Контагью, король танферского преступного мира, и его ближайшие помощники — Краск и Садлер. Однажды Гаррет оказал большую услугу Чодо, хотя сам того не хотел, и тот стал считать себя должником сыщика. Конечно, неплохо, когда сильные мира сего относятся к тебе благосклонно, но слишком уж страшные это люди, чтоб можно было на эту благосклонность рассчитывать вечно. Так сложилось и на этот раз... Еще одна организация, с представителями которой Гаррет не любит иметь дело — городская Стража и, в частности, ее руководители — Уэстмен Туп (он же Блок) и Релвей.

С героями, увы, связан и один из главных минусов сериала, по крайней мере, с точки зрения фэнтези. Персонажи книг совершенно не меняются и не развиваются по ходу сюжета; какие-то черты их характеров могут уточняться со временем, но не более того. С другой стороны, неизменность характеров и манер главных героев — характерная черта классических детективных сериалов, от Артура Конан Дойла до Рекса Стаута. И все-таки, со временем можно даже слегка устать от созерцания застывших масок на героях.

«Утро — это прекрасно. Единственный его недостаток — оно всегда приходит не вовремя».

Глен Кук

Глен Кук родился в Нью-Йорке в 1944 году. Писать начал очень рано, еще в школе. Первым опубликованным произведением стал рассказ Silverheels (1970). Два года спустя вышел первый роман автора — «Наследники Вавилона». А в 1979 появился роман «Тьма всех ночей», ставший первой частью семитомного фэнтези-цикла «Империя Ужаса».

В 1982 Кук обращается от фэнтези к космоопере: выходит роман «Теневая линия», впоследствии выросший в трилогию «Ловцы звезд». Но поистине большая удача ждала автора в 1984, когда в продаже появилась книга «Черный Отряд», рассказывающая об отряде наемников в мире, где практически нет места добру и свету. «Черный Отряд» стал классикой «темного фэнтези» и положил начало десятитомному циклу, завершенному лишь 16 лет спустя. Именно «Черный Отряд» — основной конкурент «Приключений Гаррета» в споре за звание лучшего цикла Кука.

В середине восьмидесятых Кук увлекся и технофэнтези, результатом чего стала трилогия «Темная война». Ну а затем появилась и первая книга о Гаррете. В 2005, завершив свои главные сериалы, Кук взялся за следующий. «Тирания ночи» — первый роман нового цикла.

Несмотря на многолетнюю работу на ниве фэнтези и фантастике — более сорока романов — Глен Кук не удостоен ни единой сколько-нибудь значительной награды. Впрочем, созданные им произведения давно и прочно вошли в золотой фонд мировой нереалистической литературы.

Окно в мир

«...Желать надо с умом, поскольку желания могут осуществиться».

Шерлок Холмс не знал, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Не потому, что был невеждой, — просто для его работы это знание было ненужным. Сходную картину мы видим и здесь. Мир, в котором живет Гаррет, получился живым и интересным, но раскрывается он лишь настолько, насколько это нужно для очередного расследования. Например, если Гаррету предстоит иметь дело с церковью, мы узнаем немало интересного о религиях Танфера; если расследование приводит его к аристократам, становится известно кое-что о государственном устройстве и внутренней политике Каренты.

Лучше всего описана столица — Танфер, где и разворачивается большая часть действия. Самый заметный район городе — Холм, где живут правители королевства — аристократы и волшебники. Волшебство черпает силу от стихий — Воздуха, Огня, Земли и Воды. Кроме того, магам необходимо топливо — серебро. Этот металл — главная причина затяжной войны за «серебряную» провинцию Кантард, которую ведет Карента.

«Я был рожден под злою звездой. А может быть, даже под злою галактикой».

Гаррет не слишком любит работать с обитателями Холма, но ему приходится это делать, и куда чаще, чем хотелось бы. Возможно, они и элита карентийского общества, но в их золотых сердцах почти наверняка найдутся червоточинки, превращающие вроде бы прекрасных людей в моральных уродов. Именно с Холмом связаны самые сложные и по-человечески неприятные расследования Гаррета.

Спустившись вниз, мы попадаем в кварталы, где живут не столь высокородные и могущественные граждане, но зато порядочных людей здесь заметно больше. Рядом с Холмом селятся люди, которые разбогатели собственным трудом — тот же Вейдер или глава семейной обувной компании Уиллард Тейт.

Поблизости расположен еще один элитный район — улица Тысячи Храмов, где сосредоточены святилища всех официально признанных культов. Хотя можно сказать иначе — культ, владеющий храмом на этой улице, автоматически получает статус официального. Гаррету дважды приходилось вести дела, непосредственно связанные с этим районом. И если первое из них («Холодные медные слезы») было сравнительно обычным, то во второй раз («Жалкие свинцовые божки») к нему за помощью обратились сами боги.

По мере удаления от центра дома и улицы становятся все более бедными, пока не переходят в трущобы. Самые низшие слои общества обитают в кварталах, именуемых Дном — у тамошних жителей нередко нет даже какой-нибудь простейшей подстилки для сна. По долгу сыщика Гаррету приходится побывать везде, но удовольствия это ему, конечно, не доставляет.

Представители иных рас рассеиваются среди человеческого населения, либо, если их достаточно много, образуют свои анклавы: Город гоблинов, Карлик-форт, эльфийская обитель. Если Гаррету приходится в ходе расследования побывать в каком-либо из подобных анклавов, чаще всего это сопряжено с немалыми трудностями или может привести к проблемам впоследствии.

Вокруг города расположены фермы и поместья богачей, куда время от времени наносит визит сыщик. Что же касается территорий, далеких от Танфера, то там Гаррету предстоит побывать лишь однажды, в самой первой книге цикла. Описание «большого мира» получилось не слишком удачным и довольно скупым. Возможно, это понял и сам Кук и впоследствии сосредоточился только на Танфере.

Инфляция

К сожалению, у Кука не получилось удержать весь сериал на изначально высоком уровне. Последние книги, начиная с седьмой-восьмой, уже не столь увлекательны. Появляются самоповторы, лишние эпизоды, рыхлость и затянутость действия, надуманность происходящего — словом, знакомиться с «Металлическим циклом» с его конца не стоит. Что поделать — когда металла, сколь угодно драгоценного, становится слишком много, стоимость его падает.

И тем не менее, любителям отличного фэнтези (а также поклонникам детективов) ни в коем случае не стоит проходить мимо первых книг. Если по какой-либо причине вы еще не знакомы с Гарретом и его друзьями — скорее исправляйте это упущение, не пожалеете.

Приключения Гаррета

1. Сладкозвучный серебряный блюз (Sweet Silver Blues, 1987)

2. Золотые сердца с червоточинкой (Bitter Gold Hearts, 1988)

3. Холодные медные слезы (Cold Copper Tears, 1988)

4. Седая оловянная печаль (Old Tin Sorrows, 1989)

5. Зловещие латунные тени (Dread Brass Shadows, 1990)

6. Ночи кровавого железа (Red Iron Nights, 1991)

7. Смертельная ртутная ложь (Deadly Quicksilver Lies, 1994)

8. Жалкие свинцовые божки (Petty Pewter Gods, 1995)

9. Жар сумрачной стали (Faded Steel Heat, 1999)

10. Злобные чугунные небеса (Angry Lead Skies, 2002)

11. Шепчущие никелевые идолы (Whispering Nickel Idols, 2005)

В России цикл неоднократно выходил как минимум в пяти различных сериях издательства «АСТ». В двух последних изданиях (серии «Библиотека фантастики» и «Библиотека мировой фантастики») почему-то был нарушен хронологический порядок книг сериала: будьте внимательны!

* * *

В конце прошлого года на западе вышла предположительно последняя книга сериала — «Шепчущие никелевые идолы». В России она пока не издана, но отзывы зарубежных читателей внушают оптимизм. Если Кук сумел сделать последнюю книгу о Черном Отряде ничуть не уступающей блистательным первым, почему бы ему не повторить подвиг и в цикле о Гаррете?