Google+
Киношедевры: Кинг-Конг Ergo Proxy СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Человек-паук
Версия для печатиИнтервью: Алекс Орлов, писатель
Кратко о статье: Имя Алекса Орлова наверняка знакомо всякому, кто хоть немного интересуется фантастикой. Его книги постоянно присутствуют на прилавках магазинов и на книжных развалах. Орлов входит в десятку популярнейших писателей-фантастов, только за последние четыре года у него вышло два десятка романов, не считая переизданий.

“Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК”

РАЗГОВОР С АЛЕКСОМ ОРЛОВЫМ

Имя Алекса Орлова наверняка знакомо всякому, кто хоть немного интересуется фантастикой. Его книги постоянно присутствуют на прилавках магазинов и на книжных развалах. Орлов входит в десятку популярнейших писателей-фантастов, только за последние четыре года у него вышло два десятка романов, не считая переизданий.

“Не ставлю цель предсказывать будущее”

Знатоки утверждают, что вам удалось в ваших романах создать свой мир. Что вы можете сказать по этому поводу?

Вообще-то, я специально не задавался такой целью — показать читателю какой-то такой необычный мир, как, например, Фрэнк Герберт в “Дюне”, или даже Александр Бушков в “Рыцаре из ниоткуда”. Хотя об авторах фантастики иногда высокопарно говорят, что под их пером рождаются миры, я достаточно скромный человек, чтобы не претендовать на подобную роль. Но если у меня получилось — очень приятно. Что еще можно сказать?

В отличие от большинства космических опер, в ваших книгах главный персонаж, как правило, самый обычный человек, изначально вовсе не стремящийся к подвигам, но волей обстоятельств вовлеченный в поток событий. И при этом — побеждающий там, где пасуют разнообразные “крутые парни”. Откуда такой выбор героя?

Эта тема — обычный человек в сложных обстоятельствах — очень близка мне, как в писательстве, так и в жизни. Человечество ведь и состоит из таких вот средних людей. Именно они, в конечном итоге, и определяют жизнь общества, именно их руками делаются “великие дела”... По большому счету, большие дела делает именно маленький человек. И очень интересно показать, как вот этот рядовой обыватель, выдернутый из своей уютной норки, начинает, побарахтавшись, преодолевать себя, как из обывателя получается боец. Кроме того, читателю интересен герой, в котором он может узнать себя — обычного человека, пусть и в необычных обстоятельствах.

Вы в своем творчестве исходите из того, что даже в очень далеком будущем человек и общество изменятся весьма мало, несмотря на все технические достижения. Это осознанная авторская позиция или просто вам так удобнее писать?

Начнем с того, что я вообще не ставлю перед собой такую цель — предсказывать будущее. Наоборот, было бы очень печально, если бы многое из описанного мной воплотилось в реальность. А что касается того, что человек мало изменился, то встречный вопрос — а сильно ли изменился человек по большому счету, скажем, за прошедшие тысячу лет? Мне кажется, не очень сильно. Взять, например, страны Востока — Китай, Корея, Индия: на фоне ультрасовременных компьютеров и небоскребов все те же традиции, что и были когда-то. Почему же должно что-то фундаментально измениться через тысячу лет? Говорят: глобализация, научно-техническая революция, информационная революция — но сколько подобных революций было за историю рода людского? А проходило всего-то лет сто, и оказывалось, что человек так и остался прежним. Впрочем, это моя личная позиция, и я не собираюсь навязывать ее или проповедовать.

Во многих ваших романах герои носят иностранные имена, а антураж мало отличается от того, что демонстрирует англо-американская фантастика. Почему?

Мои первые книги действительно были, так сказать, фантазиями на тему штатовских НФ-боевиков. Даже легенду придумали — дескать, американский писатель, потомок русских эмигрантов Алекс Орлофф решил напечататься на родине предков... Это было в середине 90-х, когда отечественная фантастика еще только начинала подниматься после засилья иностранных книг. А с течением времени вдруг оказалось, что описываемая мной Вселенная развивалась, обрастала деталями, если угодно, начинала жить самостоятельной жизнью, так что становилось все интереснее в ней работать. Опять же: раз читателю это тоже интересно, то зачем обманывать его ожидания?

Но вот пару лет назад вышла моя книга “Тютюнин против ЦРУ” а потом — “Тютюнин против инопланетян”. Герои этих романов — наши соотечественники и современники.

В последнее время наравне с вашими НФ-книгами издаются фэнтези-романы о Каспаре Фрае. Следует ли это понимать так, что вы начали постепенно отходить от космической оперы?

Совсем нет. Если быть кратким, я захотел написать фэнтези — и написал. Самому было интересно — что такое “фэнтези от Алекса Орлова”? Писатель, на мой взгляд, должен развиваться, двигаться куда-то, искать что-то новое. Шевелиться, что называется.
Конечно, некоторые мои почитатели возмущались: как так, сам Алекс Орлов — и какое-то там фэнтези. А мне понравилось.

Разумеется, всякий писатель имеет право на эксперимент. И вдвойне приятно, если при этом его книги остаются такими же занимательными. Алекс Орлов может позволить себе писать и фэнтези, и фантастику при его-то плодовитости! О собственно творчестве и зашел у нас разговор дальше.

“Зачем нам второй Орлов?!”

Вы пишете ни много, ни мало четыре толстых книги в год. Как это вам удается? Не трудно ли выдерживать подобную нагрузку на протяжении нескольких лет?

Я уже догадываюсь, что следующим вопросом будет что-то вроде “сами ли вы пишете книги, и сколько “литературных негров” на вас работает”. Пишу я сам — уж поверьте мне на слово. Вообще, мне трудно представить, как можно писать с чьей-то помощью. Творчество — процесс по природе индивидуальный. Я, например, никогда бы не смог работать с соавторами.
Я пишу в год четыре романа объемом страниц по четыреста — и это предел, который физически можно написать в течение года. Четыре, может быть, пять... Вот и прикидывайте, кто у нас пишет сам, а на кого пашут “негры”.

Одно время в интернете появлялись сообщения от авторов, утверждавших, что Алекс Орлов — это они...

Да, некоторые люди до сих пор удивляются, познакомившись со мной: они были искренне убеждены, что Алекс Орлов — это виртуальная личность, за которой скрывается, как еще иногда говорят, “авторский коллектив”.
На самом деле, лишь однажды под моим именем издали чужую книгу — роман Дмитрия Воронина “Операция “Одиночество”. Я тогда урегулировал этот вопрос очень просто: прислал в издательство еще три готовых романа, после чего редакторы дружно заявили: “Зачем нам второй Орлов, когда мы и одного издавать не успеваем?!”. Так что существует только один Алекс Орлов, единственный и неповторимый.

Одни называют вас “королем российской космооперы”. Другие упрекают в примитивизме и заданности действия, в ходульных сюжетных линиях, “картонных героях”, “казарменном юморе”; в том, что ваши книги изготовлены по одной схеме...

Можно было бы в ответ на подобные заявления встать в гордую позу: “Не нравится — не читай”, и на этом закончить разговор. Или сослаться на рейтинги продаж. Но я все же попробую объяснить ситуацию.
Во-первых, всякий пишущий рано или поздно должен определиться: хочет ли он писать для читателей, либо для критиков и тусовки. Если ему хочется что-то сказать широкому читателю, или же просто славы, известности, и, извините, гонораров, — он должен думать, садясь за компьютер, о том, чего хочет читатель, а не только о том, что нравится лично ему. Если же твоя цель — исключительно “творческое самовыражение” — будь готов к тому, что твою книгу в лучшем случае напечатают один раз тиражом пять тысяч, продадут от силы половину, ты поставишь ее на полку, критики и друзья тебя похвалят... Дадут премию какую-нибудь... В конце концов, не надо забывать: не читатель существует для писателя, а совсем наоборот.

Что еще сказать на эту тему? В фантастике, как и в любом другом жанре, существуют разные направления. Приведу аналогию: есть серьезные исторические романы, а есть историко-приключенческие — исторические боевики, иначе говоря. Есть романы криптоисторические, в которых автор претендует на раскрытие тайн прошлого. А есть любовно-исторические, с однообразными сюжетами про баронесс и графинь, попадающих в гаремы к султанам. У каждого направления свои каноны и признаки, и многое из того, за что меня упрекают, — это не “недостатки”, а базовые элементы, присущие направлению, в котором я работаю. Как, например, описывать нравы в казарме без того самого казарменного юмора?

А слышать, что все мои книги собраны по одной итой же схеме, просто обидно. Вот, например, что общего между “Двойником императора” и “Базой 24”? Разве что и там, и там — космические бои, подбитые звездолеты... Но тогда можно сказать, что процентов 70 всей фантастики тоже сделано по одной схеме.

Как ваши близкие относится к вашему литературному труду?

Тут как раз все прекрасно — у меня в семье полное взаимопонимание. И с женой, и дочкой.

Тут мне на ум пришел вопрос несколько провокационный — а находите ли вы взаимопонимание с самим собой? Всегда нравится ли писателю Алексу Орлову то, что он пишет? Нет ли желания переписать какие-то книги заново?

Не всегда и не все, но, в общем и целом — да, нравится. В этом смысле я счастливый человек: работа приносит мне не только материальные блага, но и полное моральное удовлетворение. А что касается второй части вопроса — как ни странно, желания переписать что-то никогда не ощущал. Может быть, если бы я создавал какие-то уже написанные книги в настоящее время, то написал бы их по-другому. Но переделывать уже созданное когда-то — нет, это не для меня.

И в завершение — традиционный вопрос о ваших планах на будущее.

О планах на будущее... Я человек не суеверный, но предпочту о них не говорить, чтобы не сглазить. Могу лишь сказать, что главную книгу я еще не написал, хотя примерно представляю, какой она должна быть...

А это значит, что, несмотря на десятки написанных романов и громадные тиражи, самое важное у нашего гостя еще впереди. Пожелаем ему и впредь радовать читателей не меньше чем четырьмя романами в год ну и не забыть за всем этим про свою самую главную книгу.

Досье: Алекс Орлов

Алекс Орлов родился в 1964 году. Отслужив в армии, поступил в МВТУ имени Баумана, а закончив его, проработал некоторое время в закрытом НИИ, связанном с оборонной промышленностью. Фантастику писать начал еще студентом, именно написанный во время учебы роман “Мессия” лег в основу первой изданной книги Орлова — “Тени войны” (1998). За ней последовало продолжение, потом еще и еще — на сегодняшний день из-под пера автора вышло около 30 романов, написанных преимущественно в жанрах боевой фантастики и фэнтези. Книги Орлова выпускают издательства “Армада” — “Альфа-книга” и “Эксмо”.

Интернет-страница писателя расположена по адресу alexorlov.ru.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться