Google+
Вселенная The Elder Scrolls От «Ганбастера» к «Дайбастеру» Метательные машины Мир Хранителей
Версия для печатиРассказы: Головачев, Василий. «Кто следующий?»
Кратко о статье: Уж кто-то, а московские милиционеры явно не должны страдать от столичных пробок. Включил мигалку — и дорога свободна. Но это в теории. А в новом рассказе Василия Головачева все наоборот: дорожная ситуация становится большой головной болью высокопоставленного милиционера. И не только его...

Кто следующий?

Понимаев включил мигалку и сирену, только когда сообразил, что опаздывает. Но даже эти преимущества работника госавтоинспекции не особенно помогли ему доехать до работы вовремя. Потоки машин забили не только основные магистрали, но и улочки и переулки старой Москвы, поэтому ехать приходилось чуть ли не по встречной полосе. А этого Понимаев не любил, хотя и служил офицером ГИБДД.

Валерию Николаевичу Понимаеву исполнилось тридцать шесть лет. Он родился в Смоленске, закончил местный институт авиастроения, потом школу милиции, переехал в Москву и был взят на службу в столичную ГИБДД — разработчиком компьютерных систем поиска угнанных автомобилей. В настоящее время он был уже экспертом Центра поиска и получил недавно звание подполковника. Что, впрочем, не оправдывало опозданий на работу. Опаздывал же он часто, так как жил в районе Хорошевского шоссе, а ехать надо было на другой конец города, к стадиону “Авангард”, где располагался Центр, да еще к девяти часам утра, когда поток машин превращался в сплошные пробки. Не спасала и служебная “Волга” с мигалкой.

35 Kb

"Наезд, товарищ полковник. Черный "бумер" сбил человека и скрылся с места происшествия".

Получив очередной нагоняй от начальства за получасовое опоздание, обозленный Понимаев сел в своем кабинете за компьютер. Но обида требовала выхода (до сих пор ему выговаривали, как мальчишке!), и он позвонил своему другу и бывшему однокурснику Олегу Кобринскому, ныне также обитающему в Москве, но в другой епархии: Олег работал главным специалистом по компьютерным сетям Московского института информатики.

— Привет, Кобра, уже на работе?

— Давно, — отозвался Олег флегматично.

— А я опять опоздал. Сплошные пробки на дорогах.

— А ты езди, как я, на метро. — Спасибо за совет.

— Пожалуйста. Не понимаю, чем ты недоволен. Ты же гаишник, имеешь право ехать на красный свет.

— Во-первых, я не гаишник, во-вторых, таких умников, которые норовят ехать на красный свет, развелось, как в том анекдоте, — миллионы.

— И вы не можете с ними справиться?

— Не с ними — с пробками. Количество автотранспорта в Москве растет на полмиллиона машин в год! А пропускная способность улиц остается той же, не помогают ни новые развязки, ни транспортные кольца.

— И чего ты хочешь от меня?

— Да ничего, — вздохнул Понимаев, — пожаловаться-то некому, вот я и плачу тебе в жилетку. Вечером ты что делаешь?

— Как всегда, сижу у ящика.

— Может, сходим в кафе, пивка попьем?

— Машка не одобрит... А с другой стороны — почему бы и не сходить? Позвони мне после шести, договоримся, — голос Олега вдруг изменился. — Слушай, Понимаша, а давай я вам помогу.

— Как? — не понял Валерий Николевич.

— Проанализирую потоки машин, все пробки, вычислю векторы движения, основные узлы напряженности, пути объезда и так далее. Или у вас уже проводился такой анализ?

— Нечто подобное было, — Понимаев поскреб макушку, — но для сугубо утилитарных целей. Мы искали способы нейтрализации пробок.

— Результат есть?

— Ты же видишь — в Москве сплошные пробки, особенно по утрам и к концу рабочего дня. Про пятницу вообще молчу. Такое впечатление, будто кто-то специально дезорганизует все движение. А ведь мы внедряем системы наблюдения за улицами, ставим телекамеры, пытаемся управлять потоками с помощью адаптивных светофоров и компьютеров...

— Пришли мне ваши наработки.

— Зачем?

— Не с нуля же начинать! Мне будет гораздо легче составить карту прогнозов, имея статистику и динамические показатели по городу, да и схема не помешала бы.

Понимаев оглянулся, будто страхуясь от подслушивания.

— Вообще-то, это секретные данные... но я пришлю. Только никому не говори.

— Само собой.

На этом разговор и закончился.

Понимаев погонял компьютер, отыскивая в недрах служебных баз данных необходимые файлы, отправил Олегу обещанное и вернулся к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей. Однако вечером его машина снова попала в пробку, и он добирался до своего дома почти два с половиной часа. В кафе с Олегом пойти не пришлось, Понимаев напрочь забыл об утреннем разговоре с другом и предложении посидеть, побаловаться пивком.

 

* * *

Следующий день — четверг — прошел без особых напрягов и волнений. А вот в пятницу Валерий Николаевич снова опоздал на работу, хотя выехал заранее, в семь утра, — и уже в кабинете вспомнил о предложении Олега. Расстроенный, позвонил другу безо всякой надежды на помощь, но в ответ услышал нечто странное. Необычно оживленный Кобринский заявил:

— Ты не представляешь, что я откопал! Движение машин по Москве образует некий странный аттрактор! Я такого еще не видел!

— Причем тут аттрактор? Это же чисто математическое понятие...

— Скорее, физическое, и вообще, это термин из теории игр и управления...

— Короче!

— Короче, получается, что в часы пик движение приобретает почти осмысленный логический порядок! Хотя эта логика нелинейна, и не подчиняется нашим вероятностным распределениям типа гауссовых, и...

— Еще короче!

— Давай лучше встретимся у меня дома, и я тебе все покажу на пальцах. То бишь на мониторе. Я же говорю, впечатление создается такое, будто движение машин регулирует некий процесс, на который накладываются волновые колебания плотности...

— Олег, мне пора к начальству на доклад, но я тебе еще позвоню, договоримся на вечер.

— Хорошо, жду, а я пока покумекаю тут с дополнительными информационными связями, вообще картина получается сногсшибательная. Как ты вовремя мне эту задачку подсунул, я тут закис совсем.

Понимаев положил трубку, посидел, улыбаясь, вполне сочувствуя горячности приятеля, и засобирался на совещание, которое на этот раз проводил в главном Управлении ГИБДД сам министр внутренних дел.

Министр был во гневе. Он только что получил сдержанный нагоняй от президента “за бардак на улицах столицы” и теперь разгружал эмоции на подчиненных. В основном выговаривал он начальнику столичной автоинспекции, но досталось и аналитикам Центра, и руководителям ГИБДД округов, плохо обеспечивающим порядок на транспортных артериях столицы, а также строителям, слишком медленно выполняющим план по реконструкции улиц и объездных путей.

Естественно, директор Центра, также схлопотавший долю критики, устроил разнос и своим подчиненным, в том числе Понимаеву, отвечавшему за конкретное направление поиска угнанных автомашин и разработку систем защиты от угона. Он было заикнулся о системном анализе ситуации, который якобы готовило его подразделение, но директор пропустил его замечание мимо ушей, посоветовав заниматься своим делом.

В шесть часов вечера Валерий Николаевич, потный и злой, позвонил Олегу и договорился с ним о встрече, но не дома у Кобринского, который ютился с женой, тещей и двумя детьми в двухкомнатной квартирке, а у метро Беговая, неподалеку от которого жил сам. Олег снова начал было рассказывать о своем открытии, однако Понимаев прервал его, пообещав внимательно выслушать дома, с банкой пива в руке. Жил он один, с женой развелся год назад.

Домой Понимаев поехал в скверном настроении, размышляя над словами министра и убеждаясь, что, по большому счету, тот прав. Порядка на дорогах Москвы было мало, несмотря на все усилия автоинспекции и дорожных служб создать оптимальные условия для проезда. Мало того, пробки на дорогах, как заметил Понимаев, возникали циклами, пульсируя, как бы и в самом деле подчиняясь некоему алгоритму. Но кто этот алгоритм создает и каким образом управляет движением транспорта, понять было невозможно. Лишь одно приходило на ум: “командовала парадом” не чья-то злонамеренная воля. Потому что невозможно было представить, чтобы кому-то были выгодны забитые машинами дороги.

Странный аттрактор, вспомнил Понимаев термин Олега и передернул плечами. От этих слов веяло мистикой и “киберпространственной войной”. В мистику Валерий Николаевич на верил, а “киберпространственная война” была для него лишь термином из фантастического романа.

Разумеется, к назначенному часу — девять вечера — он опоздал. Выскочил из машины, вертя головой в поисках Олега, и взгляд его наткнулся на толпу у тротуара и стоявшие там же машины скорой помощи и милиции.

Екнуло сердце.

Чувствуя неладное, Понимаев метнулся туда, показал удостоверение остановившему его инспектору.

— Что здесь произошло?

— Наезд, товарищ полковник, — козырнул сержант. — Черный “бумер” сбил человека и скрылся с места происшествия. Вот опрашиваем свидетелей.

— Пострадавший?

— Умер, к сожаленью. Черепно-мозговая травма, переломы ребер, рук...

Не слушая парня, Понимаев протиснулся к скорой помощи и под белой простыней на тележке увидел окровавленное тело. Это был Олег Кобринский.

— Олег!

— Мужчина! — попытался остановить его врач.

— Это мой друг, — проговорил Валерий Николевич глухо.

— Ему уже не поможешь, не мешайте.

— Я хотел бы...

— Здесь я командую! Отойдите! Закончим — сообщим окончательные выводы.

Понимаев отошел, не сводя глаз с бледного, разбитого, окровавленного лица компьютерщика, взял за локоть сержанта.

— Вы его обыскали?

— На всякий случай, — смутился инспектор. — В карманах ничего, только проездной и диск в коробке. А на нем был такой наушник, вроде рации, и еще в пяти шагах нашли мобилбук.

— Он всегда держал связь с интернетом... где диск?

— В машине.

— Дайте... и все остальное тоже. Я передам его родственникам.

— Не имею права...

— Я работаю в той же конторе, и убитый — мой друг. Понадоблюсь, позвоните по телефону, — Понимаев продиктовал номер.

 

Сержант принес вещи Кобринского, сложенные в прозрачный пакет.

Понаблюдав за действиями инспекции и работников скорой помощи, дождавшись их отъезда, Понимаев сел в “Волгу”, буркнул водителю:

— Домой, Саша.

46 Kb

Москвой владел автотранспорт, десять миллионов машин, связанных в единую систему, которая училась мыслить...

— Да, вот так... Живешь, живешь, — сочувственно проговорил пожилой водитель, — и вдруг — бац! — и ты уже труп! Я бы этих лихачей мочил бы без суда и следствия!

Понимаев не ответил. Ему вдруг пришла мысль, что смерть Олега не случайна. Он сделал какое-то открытие в области организации автодвижения, и за это его убрали. Кто? На этот вопрос у Валерия Николаевича ответа не было.

От Беговой до улицы Розанова ехали нервно. Дважды “Волгу” подрезали крутые тачки, а уже при подъезде к дому впереди идущий джип “Вольво” вдруг резко затормозил, и если бы не реакция и мастерство водителя, сумевшего резко вывернуть руль и избежать столкновения, “Волга” неминуемо врезалась бы в джип, а следовавший за ним пикап обязательно сделал бы “коробочку”, въехав в корму “Волги”.

Наверное, так и было рассчитано, поскольку оба автомобиля разом остановились, из них выскочили какие-то парни и бросились к машине Понимаева, но “Волга”, попрыгав немного по бордюрам и плитам тротуара, уже свернула в арку дома, оставив обе машины позади. Вспомнил же о мелькнувшем в уме подозрении Понимаев только гораздо позже.

Он отпустил водителя, поднялся на пятый этаж, перебирая в памяти события минувшего дня. Не раздеваясь, подсел к компьютеру и запустил диск.

На дисплее появилась карта Москвы, расчерченная по районам разным цветом. Обозначились улицы, также раскрашенные разным цветом.

— Видишь? — зазвучал из динамиков голос Олега. — Я нанес на карту основные потоки машин в час пик. Красные линии — это въезд в Москву, зеленые — выезд. Потом я засунул твои данные в комп, и вот что получилось.

Карта Москвы исчезла, вместо нее появилась мигающая огнями схема, повторяющая большинство главных магистралей столицы.

— Смотри, что будет дальше.

Схема, ожила, окрасилась в разные цвета преимущественно красного диапазона.

— Это въезд. В семь часов утра светофоры работают еще вразнобой. А в восемь...

Понимаев затаил дыхание.

Схема запульсировала, как единый организм!

— Видишь? — хихикнул Олег. — Чем тебе не странный аттрактор? Система светофоров как бы работает в режиме “всех впущать, никого не выпущать”! А по вечерам наоборот, хотя и с одной существенной оговоркой: “всех выпущать”, но — медленно! Понимаешь?

— Нет... — прошептал Валерий Николаевич, словно разговаривал с живым Олегом.

Кобринский снова хихикнул, что говорило о его возбуждении и удовольствии.

— Если аттрактор характеризует конечное состояние любой динамической системы, то московский “странный аттрактор” описывает самую настоящую логическую систему. Понимаешь?

— Н-нет...

— В часы пик в Москве образуется псевдоразумная автосистема, осознающая себя как “динамический мозг”. О чем такая система может “думать”?

— О чем?!

— Конечно же, о том, чтобы продлить существование! Понимаешь? Вот и возникают управляемые через компьютерную связь и светофоры пробки. Особенно по пятницам, когда народ кидается на дачи, стремясь выехать за пределы города. А когда пробки рассасываются, пропадает и “разумность” системы.

— Не может быть! — Перед глазами Понимаева встали гигантские автомобильные хвосты на выезде из Москвы. — Фантастика...

— Такие вот пироги, — закончил Олег.

Схема в дисплее изменила цвет на коричневый и снова запульсировала, подчиняясь вполне определенному ритму. И вдруг буквально посмотрела на подполковника, как живое существо!

Понимаев отшатнулся от экрана.

— Это ее конечное состояние, — донесся как сквозь вату голос Кобринского. — Шесть часов вечера, пятница, практически вся Москва стоит. Но мы еще поговорим, Валера, я тут кое-что дополнительно посчитаю.

Голос Олега пропал.

Дрожащей рукой Понимаев выключил компьютер, налил воды, выпил залпом.

“А ведь за это открытие его и убили!” — пришла в голову пугающая мысль.

“Кто?” — возразил скептик в душе Валерия Николаевича.

Если Олег прав, возникающая “псевдоразумная система” должна заботиться об утечках информации, чтобы люди не догадались об истинном положении дел.

Чушь!

Не чушь! Олег убит! А ты — следующий!

Почему это?

Потому что узнал недозволенное. И вообще получается, что мы становимся лишними.

Чушь! Машины без людей не ездят!

А если этот “автомозг” найдет способ обходиться без водителей?

Понимаев с силой потер лоб, не зная, что делать дальше, звонить начальству или подождать. Но его опередили. Зазвонил телефон.

Он вздрогнул, нервно схватил трубку.

— Слушаю вас...

— Ты — следующий! — заговорил в трубке странный, вибрирующий, гулкий голос. — Если не будешь молчать.

— Кто говорит?! — выкрикнул Понимаев. — Что вы имеете в виду?

— Посмотри в окно...

Понимаев сглотнул горький ком в горле, подошел к окну, сжимая в потной руке трубку, и увидел забитую машинами улицу.

Была пятница, время перевалило за десять часов вечера, но пробка не рассасывалась. Москвой владел автотранспорт, десять миллионов машин, связанных в единую систему, которая училась мыслить...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Gligarr
№ 1
17.07.2009, 15:34
Рассказ очень так себе. Во-первых: скучный до невозможности.
Во-вторых: бредова сама идея о живых пробках. И в третьих - забывается после прочтения.
Как видите, скучно, неинтересно и вообще фигня полная. От Головачева можно было ждать чего то посерьезнее и без натянутого морализаторства.
beliyadm
№ 2
06.01.2010, 14:49
Мне понравилось, разумная система из отдельных неразумных составляющих - весьма популярная и реалистичная вещь. Колонии муравьев, разумное братство бактерий, Солярис, идея вселенского разума - все это много раз было в фантастике.
Переложения на разумную транспортную сеть не припомню, потому за оригинальность 9 из 10
Анзор
№ 3
24.05.2011, 10:41
Рассказ мне тоже очень понравился. Очень сильно напоминает поведение людей: Один человек не предсказуем но вместе люди составляют единое статическое целое!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться