Google+
Макс фон Сюдов спорт MASS EFFECT Tolkien SOviet
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Нежить
Кратко о статье: С обложки этого номера «МФ» горделиво взирает могущественный некромант. Тот, кто обладает властью над живыми мертвецами. Из нашей статьи вы узнаете все о нежити: откуда взялось слово «undead», кто такой современный Прометей, чем отличаются гули от драугров и как называются китайские зомби.

Живые мертвые

Классификация нежити

Немного погодя люди стали замечать, что Гламу не лежится в могиле.

“Сага о Греттире”, глава 34.

Кто так мерзко воет на кладбище? Почему этот худой мужчина, с ног до головы замотанный в бинты, жадно тянет руки к моей шее? И, раз уж мы завели разговор о шее то откуда на ней следы от укуса? Почему этим тварям не лежится в земле? Что они здесь забыли? И объясните мне, наконец, почему все эти мертвые чудища ведут себя так недружелюбно?

Интересный вопрос. Вы же не спрашиваете, почему из земли растут деревья или зачем вода мокрая? В нашем случае то же самое. Все мертвые фантастические существа — по определению злые. Мы их таковыми придумали. И мы их страшно боимся, потому что они отличаются от нас чем-то очень важным. Дело в том, что они — неживые. Они были там, куда живые люди просто не способны заглянуть. И именно поэтому мы хотим узнать о них как можно больше.

26 Kb

Жить или нежить?

Нежить — общий термин, объединяющий всех вымышленных существ (осязаемых и бесплотных), которые раньше жили обычной жизнью, потом, как водится, умерли — но сделали это не совсем удачно. Иначе говоря, после смерти они продолжили свое пребывание в этом мире, частично сохранив прежний облик либо полностью преобразившись в нечто совершенно иное (например, став призраком).

Легенды о живых мертвецах свойственны каждой развитой культуре нашей планеты. Среди заснеженных гор и в песках бескрайних пустынь, в сырых пещерах и уютных залах кинотеатров — везде нас настигнет страх перед умершим, но живущим вопреки законам природы. Боязнь смерти и неизвестности свойственна каждому человеку.

Особого интереса заслуживает английский вариант слова “нежить” — “undead”. В буквальном переводе это означает “немертвый”, причем приставка “un-” в английском языке имеет сильно выраженный смысловой оттенок открывания, раскрытия чего-либо, обращения вспять (uncover, unveil, undone).

10 Kb

Словом «нежить» мы обязаны ему — Брэму Стокеру.

Термин undead придумал Брэм Стокер и впервые употребил его в сверхпопулярном романе “Дракула” (1897 год).

Русское слово “нежить” говорит само за себя — что-то неживое. Внутреннее наполнение, казалось бы, синонимичных терминов “нежить” и “undead” на проверку оказывается разным. В английском варианте исподволь подчеркивается, что это существо вернулось из мертвых — то есть вроде бы как уже и не мертвое, а в некотором смысле даже живое, выкарабкавшееся с того света (вспомним про вторичный смысл приставки “un-”). Русский язык на этот счет более категоричен — слово “нежить” в буквальном смысле означает, что это существо не живое, а мертвое.

Владимир Даль (1801-1872), посвятивший более пятидесяти лет изучению русского языка, писал, что слово “нежить” происходит из северных территорий нашей страны и означает “все, что не живет человеком, что живет без души и плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора”. Если верить Далю, то в изначальном, старорусском понимании этого слова “нежить” была особым видом духов. Это не пришельцы с того мира, не мертвецы и не привидения. Согласно старинным поверьям, нежить не живет и не умирает. У нее нет своего облика, поэтому она всегда принимает какую-либо личину. В народе также бытовало поверье, что нежить — это остатки войска Сатаны, сверженного архангелом Михаилом на землю.

С некоторыми оговорками можно сказать, что пальма “потустороннего” первенства принадлежит России. Слово “нежить” появилось у нас гораздо раньше, чем аналогичный термин — за границей, и возникло оно не в развлекательной литературе, а “у истоков” — в народных поверьях. Интересную русскую поговорку приводит Даль в своем знаменитом словаре: “В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна нежить”.

Не спешите нас хоронить

“Мир фантастики” уже неоднократно рассказывал о существах, которые, образно выражаясь, слегка подзадержались на этом свете. Постоянные читатели наверняка помнят статьи о вампирах, призраках, мумиях и зомби. Однако сейчас речь идет о нежити вообще, поэтому, кроме них, мы можем вспомнить и других — менее известных, но не менее интересных монстров мирового фольклора.

Всю нежить можно условно разделить на два вида. Первый — это нежить материальная, которую можно пощупать (хотя, вероятнее всего, это она пощупает вас — да так, что мало не покажется). Зомби, мумии, вампиры, личи, скелеты, рыцари смерти и прочая загробная живность является самой многочисленной группой нежити. Второй, менее распространенный, но оттого не менее значимый вид умертвий — это разного рода призрачные существа. Бестелесные духи не так агрессивны, как их осязаемые коллеги. Они стоят гораздо ближе к “иному миру”, чем всякие зомби или вампиры, поэтому с формальной точки зрения привидения значительно “мертвее” любой другой нежити.

В силу своего архаического происхождения все эти существа ассоциируются с жанром фэнтези. Нет, они, конечно же, являются желанными гостями и в научной фантастике, и в так называемом “городском фэнтези”. Однако нежить перекочевала туда без каких-либо заметных изменений в своем облике и повадках. Научный прогресс не создал особых видов мертвяков (сюда с очень большой натяжкой можно отнести лишь “неживые” киберпанковские искусственные интеллекты), поэтому сейчас мы имеем дело с теми же существами, которые пугали людей еще в бронзовом веке.

Пожалуй, единственным писателем, создавшим оригинальную “современную нежить”, была Мэри Волстонкрафт Шелли (1797-1851). Она придумала чудовище Франкенштейна (“Современного Прометея”) — существо, сшитое из частей человеческих тел и оживленное при помощи электричества. Следует отметить, что нежить обычно не употребляет пищу — разве что вампиры пьют кровь, да зомби в кинофильмах конца 20 века любили закусить человеческими мозгами. Однако чудовище Франкенштейна в оригинале обладало неплохим аппетитом и было убежденным вегетарианцем (как и сама Шелли). Еще можно вспомнить Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937), который был менее оригинален и написал рассказ об ученом, оживлявшем мертвецов — “Герберт Уэст, реаниматор”. Позднее по мотивам этой истории было снято несколько малобюджетных ужастиков.

Иногда в западных книгах и сюжетах используются другие термины, обозначающие нежить. Например, в LARP (live action role-playing games, то есть ролевые игры на местности) “Надежда Лориен” синонимом нежити было слово “unliving” — “неживой”. В насмешку над чрезмерной общественной политкорректностью мертвяков иногда шутливо именуют “living-impaired” (неполноценно живые).

Зомби

Когда мы говорим “нежить”, то подразумеваем, в первую очередь, зомби. Здесь нет ничего удивительного, ведь они в буквальном смысле представляют собой ожившие трупы. Надо сказать, что слово “зомби” вошло в наш обиход сравнительно недавно — между 19 и 20 веками. Живые трупы бродили по сказочному пространству Европы и раньше, однако назывались они иначе — revenants, “вернувшиеся”.

30 Kb

Сувенир для настоящих вудуистов — пластиковая голова зомби. Можно купить в интернете.

Средневековые легенды (в том числе и на Руси, где ближайшим родственником европейских живых мертвецов были упыри и вурдалаки) не слишком акцентировали на них внимание — гораздо чаще там можно было встретить драконов, чертей или призраков. Но уже тогда считалось, что вернуть “вернувшегося” в могилу можно путем отрубания его головы и окропления тела святой водой. Причины, по которым трупы сбегали из своих могил, истолковывались с религиозной точки зрения — причем все теории строились не на “официальном” церковном уровне, а на основе суеверий. Церковь в силу очевидных причин избегала данной темы — ведь воскрешение связывалось, в основном, лишь с жизнью Христа. Самопроизвольное оживление крестьян плохо вписывалось в эту картину. Да и возвращение к жизни посредством волшебства (некромантия) стало популярной темой сказок и легенд гораздо позднее. Мертвые слуги колдунов — это уже не полузабытые “вернувшиеся”, а вполне современные зомби.

Происхождение слова “зомби” неизвестно. Некоторые исследователи считают, что оно образовано от конголезского “нзамби” (живой мертвец).

16 Kb

О знаменитых покойниках с острова Гаити (Карибское море, неподалеку от Кубы) стало известно сравнительно недавно — лет 200-300 назад. Вокруг этого явления скопилось столько домыслов, слухов и откровенного вранья, что пересказывать истории очевидцев просто не имеет смысла. Кто-то встретил на улице своего брата, умершего 10 лет назад, кто-то увидел на плантации рабочего, подозрительно похожего на покойного отца, — все эти случаи слишком похожи друг на друга. Их объединяет то, что предполагаемые зомби не проявляли признаков разумности, не были способны говорить, плохо ориентировались в окружающей обстановке и выполняли любую порученную работу.

Общепринятая теория происхождения гаитянских зомби выглядит следующим образом. Если бокору — злому колдуну местного культа вуду (экзотический гибрид христианства, египетских, римских и африканских верований) — требуется раб, либо если колдун хочет отомстить кому-то из своих врагов, то он прокрадывается к дому человека и высасывает его душу через дверную щель (иногда говорят про то, что бокор превращает душу человека в паука). Вскоре после этого жертва умирает. После похорон колдун разрывает могилу и вдыхает малую частицу души назад в тело. Дело сделано — свежеиспеченный зомби ставится на ноги и уводится в укромное место, а его могила тщательно закапывается, чтобы скрыть все следы случившегося. Ожившего мертвеца, не способного осознавать окружающую действительность, используют либо на самых черных работах, либо в сатанинских обрядах (для культа вуду характерно принесение в жертву дьяволу не своей души, а чужой).

Естественно, жители острова Гаити не испытывают особого энтузиазма по поводу возможности быть сначала убитым, а потом оживленным и использованным в каких-то сомнительных целях. Те, кто побогаче, прибегают к услугам доброго колдуна хунгана, защищающего душу и тело усопшего. Менее суеверные гаитянцы заливают могилы родственников бетоном, либо хоронят их на видном месте — вдоль оживленной автотрассы, или даже в своем саду, чтобы бокор не смог действовать скрытно. Трупы нередко уродуются, им зашивают рты, вкладывают в руки нож — чтобы те, ожив, могли зарезать злого колдуна.

Но это все легенды. Более реальная и отчасти признаваемая официальной наукой версия происхождения зомби звучит несколько иначе. Дело в том, что вудуистские колдуны из поколение в поколение передают друг другу рецепты ядовитых порошков, изготавливаемых из рыбы иглобрюха (активное вещество — тетротоксин) и жабы bufo marinus (буфотеин и буфотоксин). При помощи этого зелья жертва вводится в состояние глубокой комы. Жизненные процессы слабеют настолько, что даже опытный врач не отличит такого человека от обычного покойника.

67 Kb 33 Kb

Морская жаба (жаба ага) и дурман обыкновенный (datura stramonium). Добро пожаловать в ад!

32 Kb

Из-за жаркого климата умершего хоронят очень быстро — обычно в тот же день, когда он отошел в мир иной. Бокору остается только выкопать своего “клиента” и оживить его при помощи второго снадобья, в состав которого входит сладкий картофель, тростниковый сахар и так называемый “огурец зомби” — Datura stramonium. Это — сильный галлюциноген, после которого человек превращается в безвольную куклу, послушную приказам хозяина.

Правда это или нет — но именно гаитянские покойники-токсикоманы сыграли самую заметную роль в становлении образа зомби в художественной литературе и кино. Изначально это был медлительный и глупый труп — причем труп мерзкий, полусгнивший, действующий лишь в составе большой группы себе подобных (зомби очень редко ходят в одиночку). Здесь следует благодарить режиссеров Дарио Ардженто, Лючио Фульчи и Джорджа Ромеро — отцов жанра “кино про зомби”.

Современные зомби редко оживают в силу религиозных причин (неупокоенная душа, проклятье) — чаще всего поводом их избыточной активности становится какой-нибудь вирус (фильм “Рассвет мертвецов”) или нашествие инопланетян (игра “Half-Life”). Методы убийства зомби нехитры: надо либо отделить голову от тела (повредить мозг), либо уничтожить целиком — например, сжечь. Святая вода, серебро и прочие аксессуары по борьбе с нечистью также бывают эффективны, однако бензопила и канистра бензина помогают значительно лучше.

Если зомби испытывают хоть какой-то гастрономический интерес к живой человечине, то никогда не конфликтуют друг с другом из-за пищи. Они действуют сообща, но неорганизованно — идут сплошной толпой без тактических маневров. Из-за своей “врожденной” тупости зомби не устраивают засад или ловушек. Их главные козыри — массовость, огромная физическая сила и живучесть. В последних зомби-фильмах они стали гораздо более шустрыми и ловкими — оказывается, мертвецы могут бегать, как хорошие спринтеры (хотя традиция, согласно которой зомби не умеют плавать, остается неизменной и в наше время).

Применительно к нежити вообще и зомби в частности существует суеверие, согласно которому живые мертвецы не могут пересекать текущую воду — реку, канал или даже небольшой ручей.

Драугры

В скандинавской мифологии существует очень интересный вид зомби — драугр (реже — хаугр, аптргангр), то есть “неумерший”, “возвратившийся” (от индоевропейского корня “dreugh” — “обманывать” или “разрушать). После смерти викинг мог стать драугром — сохранить прежнее тело и даже личные качества, но при этом превратиться в злобное и жадное существо, живущее под землей. Скандинавы клали в могилы своих умерших немало ценностей, поэтому драугр был просто помешан на их охране.

39 Kb

Это — зомби. Но так, вероятно, выглядел и драугр.

Эти чудовища были удивительно сильны и неуязвимы для обычного оружия. Победить драугра мог только герой, причем из-за неэффективности оружия ему приходилось сражаться с монстром врукопашную. Но даже если герою удавалось свернуть врагу шею, это еще не гарантировало победы — ведь драугр мог “ожить” вторично. Самый надежный способ разделаться с ним раз и навсегда — победить в силовой борьбе, отрезать голову, сжечь тело и развеять пепел над морем (в “Саге о людях с песчаного берега” драугр смог возродиться даже из малой частицы пепла, оставшейся после кремации).

В скандинавских легендах драугр описывался как существо hel-blar (мертвенно синего цвета) или, напротив, na-folr (трупно-бледный).

Считается, что иногда драугр может покидать уютную могилку и по ночам наведываться к людям. В сагах рассказывается о том, что драугр мог ночь напролет скакать по крышам домов, сотрясая и разламывая их. Он убивал людей и скот, швыряя их что есть силы о землю. Он сводил с ума одним лишь своим ужасным видом. Когда человек умирает и становится драугром, вес и размеры его тела значительно увеличиваются. Домочадцы не могут даже приподнять его — именно поэтому такого покойника было невозможно дотащить до церкви и похоронить, как это уже было принято, например, в Исландии эпохи раннего средневековья, на святой земле.

21 Kb 17 Kb

Примечательно, что во всех историях драугры никогда не выступают обезличенно — у каждого есть имя. Для большинства других стран это нетипично — вспомните хотя бы одного “киношного” зомби, которого зовут как обычного человека.

И, наконец, драугры обладали магическими способностями. В саге Лаксдаела драугр Храпп ускользнул от одолевающего его героя Олафа, “утонув в земле”, то есть как бы “проплыв” сквозь нее (позже способность проникать под землю стала приписываться вампирам).

Некоторые исследователи считают, что монстр Грендель из англосаксонской поэмы “Беовульф” — слегка “переделанный” скандинавский драугр.

Вампиры

Вампиры — это живые мертвецы, пьющие кровь (человеческую или животную), наделенные магическими способностями и умеющие трансформироваться в различных живых существ, явления или даже предметы (например — летучая мышь, волк, туман). Конкретные способности, приписываемые вампирам, зависят от традиций фольклора, кино и литературы.

Вампиризм — древнее явление, суть которого заключается в употреблении крови себе подобных. Согласно многим примитивным верованиям, можно получить некие особые качества, выпив чужой крови (например, сила поверженного врага переходит к вам через его кровь). Потребление крови можно считать одной из форм каннибализма.

Отдельные элементы легенд о вампирах можно встретить даже в древнегреческом эпосе. Например, Одиссей, спустившись в царство мертвых, смог вызвать тень прорицателя Тересия при помощи меда, вина и крови черных баранов, залитых в яму. Последняя привлекала тени мертвецов — ведь даже один ее глоток мог частично вернуть их к жизни.

Средневековые историки Уолтер Мэп и Вильям Ньюбургский оставили нам первые записи о вампирах в Англии, датированные 12 веком. Эти существа описывались так: бессмертные, боятся серебра (однако оно не является для них смертельно опасным), пьют кровь, могут быть уничтожены путем обезглавливания или втыкания деревянного кола в сердце.

23 Kb

Среди славянских народов ходило поверье, что отрубленную голову упыря (славянская транскрипция слова “вампир”) надо поместить ему между ног (с ритуальной точки зрения это символизировало перемену мест между верхом и низом существа), иначе он непременно оживет. Превратиться в упыря можно было разными путями — начиная от неправильного проведения похорон (например, когда через гроб перепрыгнула черная кошка), заканчивая традиционным укусом и последующей трансформацией жертвы в такое же чудовище.

Изначально вампирами становились лишь крестьяне. Средневековые легенды очень редко упоминают о кровопийцах-аристократах. Исключения, причем не сказочные, а вполне реальные, все же были. Графиня Элизабет Батори (1560-1614 годы) — психопатка, лесбиянка и садистка, убившая по разным оценкам до 2000 человек, пившая их кровь и ежедневно принимавшая ванну из крови девственниц; а также прототип графа Дракулы — Влад Цепеш (1431-1476 годы), он же Влад Дракула (“сын дракона”), кровожадный румынский правитель, любивший наблюдать за казнями во время завтрака.

26 Kb

Вампир в традиционном представлении.

Мы же привыкли к более “благородному” образу вампира, сформированному “Дракулой” Брэма Стокера. Согласно общему представлению о вампирах, этих существ можно убить при помощи осинового кола, вонзенного в сердце. В некоторых культурах бытует поверье, что вместо дерева вполне подойдет раскаленный докрасна железный прут. Иногда считается, что кол в сердце лишь обездвиживает вампира — в любом случае ему необходимо отрезать голову и похоронить ее отдельно от тела на перекрестке двух дорог (формирующих собой крест), либо избавиться от тела иным образом. Для этого вампира можно подвергнуть воздействию солнечных лучей — он либо просто рассыплется в прах, либо красиво сгорит.

Вампиры также не любят резких запахов (в особенности — чеснока) и святой воды. Эти вещества либо отпугивают, либо даже травмируют их. Упомянутая боязнь серебра в наше время была творчески переосмыслена — научный прогресс позволил изничтожать кровососов при помощи огнестрельного оружия с серебряными пулями.

Упоминаются и другие, менее распространенные способы избавления от вампиров. Можно изъять их внутренние органы и сжечь их, можно заливать могилы кипятком, а также использовать очень интересное, но, к сожалению, редко приписываемое вампирам свойство — навязчивое состояние. Дело в том, что некоторые авторы наделяют вампиров разновидностью психической болезни — эти существа не могут пройти мимо большого количества мелких предметов, не пересчитав их. Поэтому вампира может надолго задержать простая кучка риса или горстка соли, рассыпанная по столу.

В христианском фольклоре вампиры боятся крестов (любых скрещенных предметов) и Библии, хотя встречаются истории, в которых вампира можно отогнать при помощи любого предмета, имеющего большое религиозное значение для защищающегося им человека (например, звездой Давида). Часто говорят о том, что вампир не может войти в дом без приглашения, даже если дверь открыта. Поэтому кровососам приходится идти на различные хитрости, чтобы заставить хозяина “официально” впустить их внутрь.

У цыган существует забавное, почти что детское поверье — если украсть левый носок вампира, заполнить его камнями или чесноком и бросить в реку, то вампир бросится за ним и утонет.

Вторая страница
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
31.08.2009, 20:16
К этой стать осталось добавить: бесконечные комбинации авторов фентози с телами мертвецов, чтобы получить новые виды (Например те же Костяные Драконы или комбинации мёртвых тел человека и животнх)
А так статья интересная, узнал много нового!)
Spy Fox
№ 2
31.08.2009, 21:13
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
те же Костяные Драконы
Наверное, это все-таки ближе к драконам))
Но статья действительная интересная. Кстати, в романе "Я-Легенда" Р. Метисона была предпринята любопытная попытка создать научное обоснование вампиров. К сожалению, в фильме 2008 года ничего этого уже не было.
lamar
№ 3
31.08.2009, 21:14
Цитата:
Сообщение от spyfox Посмотреть сообщение
Но статья действительная интересная. Кстати, в романе "Я-Легенда" Р. Метисона была предпринята любопытная попытка создать научное обоснование вампиров. К сожалению, в фильме 2008 года ничего этого уже не было.
В фильме очень много чего из книги не было.

Последний раз редактировалось lamar; 09.09.2009 в 09:52.
Spy Fox
№ 4
31.08.2009, 21:17
Цитата:
Сообщение от lamar Посмотреть сообщение
В филь очень много чего из книги не было.
Это верно. Там как всегда остались лишь название и имя главгероя.
Кстати, Метисон по-моему очень много писал о вампирах.
lamar
№ 5
31.08.2009, 21:20
Цитата:
Сообщение от spyfox Посмотреть сообщение
Кстати, Метисон по-моему очень много писал о вампирах.
Надо будет порыться.Может чего и найду.
Bad 13
№ 6
18.09.2009, 10:20
Цитата:
Наверное, это все-таки ближе к драконам))
Нет, нет Костяные Драконы, это в большинстве случаев всё же нежить!)
Потому что нельзя приписывать этот вид драконов на основе только внешнего вида к обычным драконам!
Говорить что Костяные Драконы- это особый вид обычных, это всё равно что сказать что зомби – это человек которому просто не лежалось в могиле, и он решил прогуляется по свету!))
ЗЫ:Почти на каждый вид живого существа, можно найти свою нежить в Мирах Фентози!=))

Последний раз редактировалось Bad 13; 18.09.2009 в 11:23.
Sэr Merkushev
№ 7
15.11.2011, 18:25
ЗЫ:Почти на каждый вид живого существа, можно найти свою нежить в Мирах Фентози!=))
Несколько не в тему, но... Вспомнился Смерть крыс, ПИСК )))
Max-88
№ 8
12.05.2015, 11:13
А ведь гуль - это джинн. Возможно даже джинно-нежить.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться