Google+
ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА Вселенная Бэтмена МИРЫ. WARHAMMER 40000
Версия для печатиИнтервью: Владимир Бондарь, художник
Кратко о статье: Даже если вы никогда не слышали имени харьковского художника, вы наверняка знакомы с его работами. Они смотрят на нас с обложек книг Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, Генри Лайона Олди и супруг Дяченко... Продолжая рассказывать о фантастических художниках, «Мир фантастики» беседует сегодня в Владимиром Бондарем.

“МНЕ НРАВИТСЯ РЕАЛИЗМ”

БЕСЕДА С ВЛАДИМИРОМ БОНДАРЕМ

Если человека встречают по одежке, то книгу, разумеется, по обложке. Мало что способно привлечь внимание читателя столь же безотказно, как красивая иллюстрация. На этот раз “Мир фантастики” беседует с одним из лучших иллюстраторов фэнтези в России — Владимиром Бондарем.

“Фантастика — сказки для взрослых”

29 Kb

Сейчас вы рисуете обложки для ведущих отечественных фантастов: Николая Перумова, Генри Лайона Олди, Сергея Лукьяненко... А с чего все началось?

С Сергея Лукьяненко все и началось. Четыре года назад у себя на сайте он объявил конкурс, для которого я за полгода нарисовал четыре иллюстрации. Как я теперь понимаю, они были довольно посредственные, хотя самая последняя и выделялась в лучшую сторону. По счастливому стечению обстоятельств, именно ее выбрали на обложку сборника рассказов Лукьяненко “Атомный сон”.

Так и началась моя деятельность в ипостаси художника-иллюстратора. Потом была встреча с Сергеем, несколько заказов для издательства, где он печатается. Но не слишком много. Пришлось искать другие заказы и других заказчиков. Нашел я их в лице писателей Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, они же Генри Лайон Олди. Олди познакомили меня с редактором издательства “Эксмо”, в котором меня и по сей день загружают работой на несколько месяцев вперед. А когда Анри, один из лучших иллюстраторов Ника Перумова, исчез из книжного бизнеса, я неожиданно оказался художником, больше всего устраивающим Ника. Так и начал рисовать для его книг.

25 Kb 35 Kb

Так было на конкурсе...

...А так - на обложке.

А приходилось ли вам пробовать себя в иных жанрах? И почему все-таки вы остановились именно на фантастических иллюстрациях?

Фантастику я люблю, зачитывался еще в школе. “Трудно быть богом” Стругацких перечитывал раза три, очень увлекался творчеством Брэдбери и Шекли. А когда в девяностых годах появились книги современных отечественных писателей, с удовольствием переключился на них.

Почему иллюстрирую фантастику? А что еще у нас нуждается в иллюстрациях? Детективы и женские романы? Их я не читаю. Детские энциклопедии и сказки? Такие книги я, конечно, любил читать в детстве, но сейчас мне интереснее фантастика — сказки для взрослых.

А сказки для взрослых, которые пишет Перумов, вы любили до того, как стали их иллюстрировать?

Да, я был его поклонником. Прочитал все его вышедшие к тому времени книги. Так же, как и все книги Сергея Лукьяненко. Олди, Дяченко и Валентинова я тоже в значительной части прочитал еще до того как начал заниматься иллюстрациями.

Каких еще писателей любит Владимир Бондарь читатель?

Я сейчас читаю исключительно отечественную фантастику и практически только то, над чем работаю. Вообще, читаю меньше, чем раньше, когда был просто любителем фантастики: не хватает времени и не хочется отвлекаться от образов той книги, которую иллюстрирую.

В редкое свободное время стараюсь прочитать книги тех писателей, с которыми знаком лично. Бывает, познакомишься на фестивале фантастики с интересным человеком, купишь написанную им книгу — и к приятному удивлению узнаешь, что этот человек еще и пишет хорошо.

А из жанров мне больше всего нравится фэнтези. Люблю я волшебство, эльфов, магов, орков, драконов...

16 Kb 20 Kb 16 Kb 18 Kb

Украинские фантасты Г. Л. Олди, супруги Дяченко и Андрей Валентинов — постоянные “клиенты” нашего гостя. Обложки к серии “Триумвират”.

21 Kb 19 Kb 26 Kb

Наверное, только если любишь фантастику, можно так великолепно ее иллюстрировать, как это делает Владимир. Но секрет мастерства художника, очевидно, не только в любви к жанру. Что же еще помогает нашему гостю?..

“Я стараюсь подчеркнуть реальность придуманного”

Часто ли вы рисуете с натуры, используете образцы и модели?

Да, достаточно часто. Особенно при работе над черно-белыми иллюстрациями. Мне трудно, не используя реальных прототипов, нарисовать убедительного героя в разных ракурсах и с разными выражениями лица, да так, чтобы он везде был похож сам на себя. К тому же, рисуя героя “из головы”, невольно делаешь его каким-то обобщенным, не конкретным. Всегда не хватает какой-то мелочи, которая оживит лицо и придаст ему жизненной убедительности.

Сложно не узнать в вашем Императоре актера Александра Домогарова. Также вы, насколько я знаю, использовали реального человека как прообраз для Ниакрис. Почему были выбраны именно эти люди, как происходило ваше с ними творческое взаимодействие?

Эти прототипы были выбраны самим автором. С Анастасией, прообразом Ниакрис, мы несколько раз переписывались. Она прислала мне серию фотографий, но, к сожалению, практически все были в одном ракурсе, что усложнило мою дальнейшую работу. С Александром Ник знаком лично, я — нет. Его фотографии нашел в интернете.

29 Kb 31 Kb

Герои Сергея Лукьяненко в изображении Владимира Бондаря.

Но и в остальных ваших иллюстрациях поражает фотографическая точность изображений и очень высокая степень реализма. Как вам удается органично совмещать реализм с фантастическими сюжетами?

Я воспитанник реалистической школы живописи, мне нравится реализм. Но главное — книги, которые я обычно иллюстрирую, хоть и относятся к фантастике, написаны очень реалистично. Поэтому я стараюсь подчеркнуть реальность придуманного писателем мира своими реалистическими иллюстрациями.

36 Kb 41 Kb

Каким образом вы решаете, какие из фрагментов романа иллюстрировать?

Достаточно просто. Скажем, для переиздания “Рождения мага” мне нужно нарисовать десять иллюстраций. Объем книги — пятьсот страниц. Значит, иллюстрации будут стоять через каждые страниц пятьдесят. Далее для каждой надо выбрать какой-нибудь зрелищный момент. Для себя я решил, что в книге должны быть как динамичные иллюстрации, так и статичные, как портретные, так и многофигурные. Примерно в равном количестве. А уж где именно будет какая иллюстрация — зависит от эпизода.

Что интересно, листая “Рождение мага” и выбирая эпизоды, я почти все время наталкивался на иллюстрации Лео Хао, как правило, именно к тем моментам, которые привлекли и мое внимание, зачастую с точностью до предложения. Приходилось искать другой эпизод или хотя бы изображать его по-другому.

А как именно вы придумываете внешность героев? Насколько тяжело понять характер, ухватить верный образ?

Я читаю роман, узнаю характер героя, выписываю все имеющиеся в тексте описания его внешности. Как и у любого нормального читателя, у меня складывается свое представление о том, как этот герой должен выглядеть. Потом стараюсь найти реального человека, хотя бы отдаленно похожего на сложившийся образ, делаю зарисовки и фотографии с натуры и перерабатываю их в своего героя. Если среди моих знакомых нет подходящего, например, герой не человеческой расы или у него уникальное телосложение, приходится смотреть базу фотографий “Народы мира”.

Иногда я набрасываю несколько вариантов персонажа и показываю их автору. Кстати, к Фессу было сделано в общей сложности около тридцати таких эскизов.

37 Kb 26 Kb

Промежуточные стадии работы над некромантом Фессом...

...И оконча- тельный вариант его облика.

Над чем интереснее работать: над масштабными баталиями или портретами одного-двух-трех персонажей?

14 Kb

Переиздание "Пути меча" - одна из самых любимых работ художника.

Одинаково интересно работать и над многофигурными, и над портретными иллюстрациями. Но, конечно же, многофигурную нарисовать гораздо сложнее хотя бы уже потому, что нужно продумать и проработать не одного героя, а десяток или больше.

Какую из своих работ вы считаете самой удачной?

Самую удачную сейчас уже выделить не могу. Запомнились больше те, в которые усилий вложено больше. Такие, как задние стороны для “Войн мага”, многофигурные композиции на переиздание “Алмазного меча, деревянного меча”. Пожалуй, нравится еще переиздание “Пути меча” Г. Л. Олди с моей обложкой, дизайном серии, форзацем и черно-белыми иллюстрациями.

14 Kb

Обложка "Моста над океаном" навеяна работами Майкла Уэлана.

А есть ли у вас художник-кумир? Кого из своих коллег вы могли бы отметить?

Кумир — это, пожалуй, слишком сильное слово. А вообще, никто не творит в “безвоздушном пространстве”, в отрыве от среды, от своих предшественников и современников. Каждый, как я думаю, находит в этой среде свои ориентиры. Для меня ими стали такие художники, как Анри, Майкл Уэлан и Кейт Паркинсон. Это, конечно, если не считать великих русских живописцев конца девятнадцатого века.

Первые свои иллюстрации я старался рисовать в стиле Анри, с максимальной фотографичностью, вплоть до передачи текстур материалов: камня, песка, ткани. Потом пришел к выводу, что этот трудоемкий способ не оправдан, так как печать не может передать все детали и подробности. В сравнительно небольшой книжной иллюстрации мои старания пропадают и не имеют смысла.

В подражание Майклу Уэлану я сделал одну обложку к сборнику стихов Олега Ладыженского (“половинка” Г. Л. Олди) “Мост над океаном”. Из современных отечественных художников мне также нравятся работы Олега Юдина, Лео Хао, Дениса Гордеева, кое-что из работ Виталия Аникина и Амока.

В “Мир фантастики” приходит много работ начинающих художников. Им наверняка будет интересно услышать советы от профессионала.

Основной совет: прежде чем начать работать, желательно научиться рисовать. Хорошая академическая школа никому не помешает. Старайтесь выкладываться в каждой работе по максимуму. Пусть не сразу, но это даст свои результаты.

Наверняка, многие начинающие художники уже относятся к нашему гостю как к образцу для подражания. Очень непросто сделать так, чтобы фантастика казалась реальной. Однако Владимиру это удается, как удается и самому известному из его “клиентов”, Нику Перумову. Вернемся к их плодовитому сотрудничеству.

“Самому интересно”

Владимир, как вы полагаете, что делает книги Ника Перумова столь популярными?

Видимо, не одному мне нравятся фэнтезийные миры. К тому же Ник — один из первых фантастов, кто пересмотрел примитивную концепцию борьбы добра со злом, света с тьмой. Его герой ищет, страдает, сомневается. А самые отъявленные злодеи в его книгах способны на самопожертвование.

35 Kb 29 Kb 24 Kb

Иллюстрации Владимира Бондаря к книгам Ника Перумова.

Но популярность книги зависит от множества элементов, в том числе и от оформления. Как вы думаете, насколько оно важно для успеха книги?

Сейчас мне трудно судить об этом непредвзято, поэтому я ориентируюсь на свое восприятие еще того времени, когда был только читателем. Помню, был случай, когда я не стал покупать книгу Лукьяненко только потому, что мне не понравилась обложка. Хотя я тогда уже знал и любил его книги.

Черно-белые иллюстрации тоже очень помогают восприятию текста, но только в том случае, если они сделаны качественно. Лично мне нравятся реалистические черно-белые иллюстрации, которые показывают героя или какой-то интересный момент, детали, опущенные писателем в тексте. Совершенно не нравятся абстрактные, “настроенческие” или просто некрасивые иллюстрации. Без таких иллюстраций книги только выиграют.

37 Kb 43 Kb 31 Kb

Всем читателям Перумова хорошо известно, что с выходом каждой новой книги о Фессе внешний вид некроманта менялся. С чем связаны такие метаморфозы?

55 Kb

Самая главная причина — в том, что Фесс меняется на протяжении истории: например, у него седеют волосы. Кстати, нигде в тексте этого прямо не говорится, но сам Ник считает, что волосы у некроманта должны быть короткими. Другая причина — в том, что Фесса рисовали разные художники, каждый со своим видением. Но и у меня он разный в каждом новом томе “Войны мага” — из-за того, что изначально утвержденный типаж героя потом был отвергнут автором.

А в тех иллюстрациях, которые я сейчас рисую к переизданию “Рождения мага”, появится еще один вариант Фесса. Но он уже будет окончательным, и я стану использовать его во всех моих последующих иллюстрациях.

Ну раз уж заговорили о “Войне мага”, то не могу удержаться от вопроса, читали ли вы уже роман?

40 Kb

Продолжения “Войны мага” я не читал. Знаю только, что Ник подходит к этой книге очень серьезно, хочет ответить на все вопросы, накопившиеся за время написания сериала, и при этом не превратить книгу в сжатый конспект с перечислением фактов и развязок. Вообще, я сам с нетерпением жду ее еще с прошлого года. Самому интересно, что же будет дальше.

Роджер Желязны совместно с художником Нейлом Рэндаллом создал иллюстрированный путеводитель по своему миру Амберу. Нет ли у вас с Ником в планах чего-то подобного, например, путеводителя по Упорядоченному?

Пока не планировали. Я бы с удовольствием занялся таким путеводителем, но боюсь, что подобный проект у нас запускать еще рано. Ни издатель, ни писатели мне такой возможности пока не предоставят. Так что будем рисовать обложки.

36 Kb

Можно ли ожидать от вас в будущем экспериментов со своим стилем?

Все зависит от романа, с которым мне придется работать. Если я почувствую, что для него больше подойдет не реалистическая, а стилизованная, условная иллюстрация, то постараюсь изменить свой стиль. Я уже проделал что-то подобное в иллюстрации для повести Г. Л. Олди “Шутиха”.

Ну и в заключение, чем занимаетесь сейчас, какие планы на ближайшее будущее? И, если не возражаете, несколько пожеланий журналу и его читателям.

Сейчас я, как и раньше, работаю над книгами Олди и Перумова, возможно, будет работа для книг Лукьяненко.

Вашему замечательному журналу желаю развития, новых поЧитателей и интересных статей.

Это интересно
46 Kb

Харьковчанин Владимир Бондарь — профессиональный художник. Обучаться живописи начал еще в далеком детстве: посещал разнообразные студии и кружки. Кроме этого, за его плечами — пять лет Харьковского художественного училища и еще шесть — Харьковского художественно-промышленного института. Правда, сам Владимир считает, что базовое, училищное образование, ему больше пригодилось.

Рисовать с помощью компьютера наш гость начал в 1998 году, хотя его первые опыты — векторный клип-арт и веб-дизайн. Но в 2000 году у Владимира появился графический планшет, с помощью которого он и создал свою первую полноценную компьютерную иллюстрацию. Называлась она “Динозавр с рогами” — тоже что-то из области фантастики.

Владимир женат, отец двух дочерей (на фотографии он — со старшей). Работает с ведущими отечественными издательствами, в последнее время заключил договор с немецкими книгопродавцами. Официальная интернет-страница художника открыта по адресу vladio.com.ua.

Символично, что все писатели, работы которых иллюстрирует Бондарь, входят в число самых популярных российских авторов. Наверняка, немалая заслуга в этом принадлежит и художнику. Мы благодарим Владимира за интересную беседу и желаем ему дальнейших творческих успехов и новых интересных проектов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться