Google+
Реальность Жюля Верна Журналисты экранизации булгакова Супергерои как миф
Версия для печатиЖанры: Жанры. Боевая фантастика и фэнтези
Кратко о статье: Что получается, когда фантасты начинают писать о войне? Какие приемы и методы они используют? Чем военная фантастика отличается от фантастического боевика? И самое главное — кто из писателей отличился в этом жанре? Весь спектр военной фантастики и фэнтези — в очередном «жанровом» обзоре.

КРОВЬ НА БРОНЕ И СТАЛЬ В КРОВИ

ВОЕННАЯ ФАНТАСТИКА И ФЭНТЕЗИ

Для истинной драмы необходим конфликт, и война — очень хорошее место для поиска конфликтов.

С. С. Форестер, автор саги о Горацио Хорнблоуэре

Война! Люди воевали всегда. Почти любое выяснение отношений кончалось кровопролитием. Сначала в ход шли камни и палки, затем пытливая мысль подарила человечеству оружие массового уничтожения. Скоро война протянет свою костлявую лапу и в космос...

Долгий путь прошла и литература о войне. От сказаний о подвигах лучших бойцов племени до многотомного анализа мировых войн. Но нас интересует военная НФ и фэнтези, которая посвящена теме войны и построена по куда более сложной схеме, чем простая космическая опера или героика.

Война или бойня?

37 Kb

Сначала — договоримся о терминах. В России широко распространено понятие “боевая фантастика”, на Западе же существует термин “military sci-fi & fantasy” (“военная НФ и фэнтези”). Разница может показаться невеликой, но она есть, и весьма существенная. Ведь в центре внимания боевой фантастики — сама битва, кровавое “мочилово”, тогда как военная показывает различные грани масштабного действа, именуемого войной. И описание схваток боевых драконов или звездных эскадр — лишь деталь повествования, важная, но не единственная. Есть еще политика и дипломатия, стратегия и тактика, мораль и этика — важные слагаемые войны.

Большая часть военной фантастики — все же чистая развлекаловка, та самая “боевка”. Однако есть произведения, авторы которых затрагивают серьезные проблемы, стремятся на вымышленных примерах проанализировать причины и следствия реальных исторических событий. Или спроектировать тактику войн будущего, показать поведение человека в экстремальной ситуации, донести до читателя свои идеи, например, антивоенные.

Геометрия войны

Одна из самых распространенных сюжетных схем — военная эпопея. Это не просто рассказ о том, как хорошие парни намылили шею плохим. Военно-фантастическая эпопея — целый комплекс историй, сплетенных в общий клубок.

Некоторые авторы замахиваются на подробное описание масштабных событий с большим количеством героев. Типичный пример — цикл “Мировая война” Гарри Тертлдава. В разгар Второй Мировой войны на Землю нападают инопланетные ящеры. Чтобы осилить захватчиков, человечеству следует наплевать на разногласия и всем миром навалиться на супостата. А это нелегко: СССР, США, нацистская Германия, имперская Япония в одной упряжке? Для Тертлдава война с инопланетянами — всего лишь повод сложить немыслимый альянс. В его книгах находится место военно-политической стратегии, сражениям, которые показаны глазами командиров и рядовых, морально-психологическим проблемам. Похожий прием автор использует и в цикле “Тьма”, где история Второй Мировой изложена в фэнтезийном антураже. События и герои получили новые имена, а место техники заняла магия.

45 Kb 36 Kb

Какие милые кошечки! Особенно сквозь лазерный прицел.

Авторы могут по-разному выстраивать эпопеи, концентрируя особое внимание на отдельных деталях повествования. Такой деталью может оказаться, например, судьба конкретного человека (“Война против Чторра” Дэвида Герролда) или группы героев (“Малазан” Стивена Эриксона). Интересен подход сборников “Войны людей и кзин”, в создании которых, кроме автора идеи Ларри Нивена, приняли участие еще с десяток фантастов — Пол Андерсон, Дин Инг, Джерри Пурнелл, С. М. Стирлинг, Грегори Бенфорд... Затяжной конфликт между человечеством и кошкообразными инопланетянами показан здесь глазами разнообразных персонажей, а каждый рассказ написан в своей манере.

Другие авторы с особой тщательностью показывают тактику больших и малых сражений. Здесь стоит отметить романы бывшего десантника Джона Ринго о Посслинских войнах. Цикл Ринго вообще можно назвать образцом военной НФ. Автор блестяще совмещает все элементы военной эпопеи с напряженным авантюрным сюжетом, приправляя свои опусы махровым американским патриотизмом.

39 Kb 29 Kb 27 Kb

Тактичнее, господа, тактичнее...

Тактика битвы показана в циклах “Легион Фалкенберга” Джерри Пурнелла, “Фехтовальщик” К. Дж. Паркера, “Дорсай” Гордона Диксона, “Последний легион” Криса Банча. Впрочем, сводить эти произведения к демонстрации остроумных военных приемов неверно. Ведь каждый из авторов старается донести до читателя некие идеи, пусть и не всегда успешно.

Мы солдаты-молодцы

Война — катализатор истории, но не сама история. Пусть о стратегии и тактике детально рассказывают исторические труды, а вот художественная литература, и фантастика в том числе, чаще сосредоточена на людях. Ведь война, как правило, интересует нас не описанием изощренного смертоубийства или хитроумного оружия. Главное на войне — люди, их поведение, реакция, чувства.

Все выше, и выше, и выше

В середине прошлого века британский писатель Сесил Скотт Форестер подарил миру цикл о приключениях Горацио Хорнблоуэра, английского моряка эпохи наполеоновских войн. За два десятка лет Хорнблоуэр, подобно своему прототипу — Нельсону — делает блестящую карьеру от гардемарина до адмирала и пэра Англии. Схема Форестера стала базовой для авторов военных приключений и фантастики. В ее рамках герой очередного цикла на глазах читателей проходит тернистый путь от рядового до высокопоставленного командира.

37 Kb 31 Kb 23 Kb

Воинственные женщины ныне в цене.

32 Kb 30 Kb

Фактический клон цикла Форрестера — декалогия Дэвида Вебера об офицере Виктории Харрингтон. Заимствования из саги о Хорнблоуэре и реальной биографии Нельсона видны здесь невооруженным глазом. Обязательные ингредиенты каждого романа Вебера — напряженные психологические ситуации, клубок политических интриг и достоверно выписанные сцены битв. Забавно, что при моделировании космических сражений Вебер использует военную тактику парусного флота времен Нельсона.

Еще более показателен цикл Рика Шелли “Наемный корпус”. Достаточно взглянуть на названия романов: “Кадет”, “Лейтенант”, “Капитан”, “Майор”, “Подполковник”, “Полковник”! Главный герой Лон Нолан записывается в Наемный корпус, этакий Иностранный легион. В многочисленных колониальных войнах на далеких планетах Нолан делает блестящую карьеру. Если бы Рик Шелли не умер в 2001 году, его герой наверняка дослужился бы до генерала.

30 Kb 23 Kb 27 Kb

Лон Нолан - настоящий полковник!

27 Kb 30 Kb

А вот для знаменитого “Барраяра” Лоис М. Буджолд схема Форестера стала лишь частью сюжетного скелета. К военным приключениям с обязательным восхождением героя по служебной лестнице добавлены элементы детектива и мелодрамы. Особое внимание Буджолд обращает на морально-психологические переживания своих героев.

32 Kb 32 Kb 28 Kb

Офицеры и джентльмены.

Дэвид Файнток пошел в сериале о Николасе Сифорте на сомнительный шаг — перенес в далекое будущее нравы английского военного флота 18 века. Любопытно, что Сифорт выпутывается из передряг благодаря не столько сообразительности, сколько слепому соблюдению Устава и субординации. Пусть весь мир летит в тартарары, Николас Сифорт умрет (или, что вернее, уморит подчиненных), но Устав выполнит! И если под командованием Виктории Харрингон или Майлза Форкосигана служить мечтал бы каждый, то попасть к Сифорту — нет, лучше удавиться...

Я сверху вижу все!

Военная фантастика о деятельности высокопоставленных командиров, полководцев и вождей всегда пользуется вниманием. Ведь как приятно представить себя великим коротышкой в сером сюртуке, небрежно бросающим фразу на века: “Гвардию в огонь!”.

Показательный пример — цикл Дэвида Дрейка и С. М. Стирлинга “Генерал”. Это история молодого офицера Рэя Уайтхолла с планеты Белльвью. Герой с помощью древнего компьютера пытается объединить планету. Пройдя за пять лет беспрерывных боев путь от мушкетов до броненосцев, Уайтхолл достигает цели. При создании главного персонажа авторы явно использовали биографию Наполеона.

36 Kb 35 Kb 38 Kb

Генералами не рождаются...

Фигура уже фэнтезийного Наполеона — в центре внимания Криса Банча (трилогия “Король-провидец”). А вот Гарри Тертлдав, создавая императора Криспа Видесского, объединил биографии сразу нескольких римских и византийских властителей, пришедших к трону из полного ничтожества. Эрик Флинт и Дэвид Дрейк не стали использовать прототип, сделав героем цикла военной фантастики реального византийского полководца Велисария. В нашей истории он умер в ссылке, а соавторы заставили Велисария спасать мир от экспансии злобных индийцев, вооруженных передовой технологией из будущего.

Братья по оружию

Полководец — фигура, конечно, важная, но какая война без “пушечного мяса”? Заметная доля военной фантастики написана от лица рядовых солдат и младшего офицерского состава.

Некоторые авторы делают главным героем сразу воинскую часть, спаянную боевыми традициями и долгом. 2 января 1865 года транспортный корабль “Оганкин” с 35-м Мэнским полком армии Соединенных Штатов на борту вышел из порта навстречу Вечности и бесследно исчез. Но Уильям Форстчейн в сериале “Затерянный полк” дал доблестным северянам вторую жизнь. Янки из Мэна попадают в другую галактику — и смело бросают вызов инопланетным уродам.

26 Kb 36 Kb 38 Kb

Спецназу нет преград: сегодня и всегда!

В цикле “Звездный кулак” ветеран Вьетнама Дэвид Шерман показывает нелегкие будни крутых парней из Корпуса морской пехоты 25 века. Где смертельная опасность: дикари, пришельцы или пираты, — там и отважные морпехи. Не вылезает из огня и наемный бронетанковый полк “Молотобойцы” Дэвида Дрейка. За ним дружными рядами маршируют “Отряд специального назначения” и “13-й космический” Рика Шелли. Всегда готовы к сражению сорвиголовы из “Последнего легиона” Криса Банча и “Легиона проклятых” Уильяма Дитца. “Звездный десант” Роберта Хайнлайна задаст жару любому врагу. Ну, а легендарный “Черный отряд” Глена Кука вообще невозможно уничтожить.

42 Kb 46 Kb 27 Kb 23 Kb

Добро должно быть с кулаками. И претяжелыми.

Другой пласт сочинений о работягах войны — истории одиночек. Например, “Базил Хвостолом” Кристофера Раули и “Повелитель драконов” Криса Банча, где война показана глазами “экипажа машины боевой” — драконов. Герой Раули — драконий “танкист”, его многотонная зверюга топчет землю и врагов. А персонаж Банча — летчик, его удел — война в небесах. Очень подробно показан солдатский быт в фэнтези-цикле Элизабет Мун о наемнице Паксенаррион. Правда, Пакс делает лихую карьеру, и простая солдатка быстро отправляется по дорожке Хорнблоуэра.

Только б не было войны...

Хотя большинство авторов “военки” откровенно любуются своими героями, некоторые фантасты критично относятся к войне вообще и к лихим воякам в частности. Часто дело ограничивается легким зубоскальством (“Шуттовская рота” Роберта Асприна). Иногда армия изображается как стадо тупорылых баранов в духе классических казарменных анекдотов (“Стальная крыса идет в армию” Гарри Гаррисона). Бывает, авторы отбрасывают юмор и вторгаются на территорию злой сатиры (“Билл, герой Галактики” Гаррисона). А в “Бесконечной войне” Джо Холдемана сатира уступает место горькому сарказму. Война — бессмысленное занятие, когда кучка подонков решает свои темные делишки за счет обычных людей, используя как дымовую завесу долг, честь и патриотизм.

32 Kb 30 Kb 21 Kb

Сапоги надо надевать на свежую голову.

Впрочем, антивоенной может быть и серьезная фантастика. Пусть “Игра Эндера” Орсона Скотта Карда, на первый взгляд, лишь рассказ о проблемах лидерства, конечная идея в том, что война как способ решать проблемы не выдерживает никакой критики. Даже странно, что книга входит в список литературы, обязательной для прочтения офицерами Корпуса морской пехоты США...

Война по-русски

Военная фантастика — давно освоенный и любимый на просторах нашей страны жанр. В первых рядах выступают миллионные тиражи Василия Головачева и Романа Злотникова, сразу за ними шагают книги Алекса Орлова, Вячеслава Шалыгина, Александра Бушкова, а дальше до самого горизонта пестрят обложки серий “Звездный лабиринт”, “Русская фантастика” и “Фантастический боевик”. Поэтому мы остановимся лишь на самых ярких книгах последних лет.

В дилогии Ника Перумова “Империя превыше всего” можно найти и карьерное восхождение по-форестеровски, и войну глазами простого солдата, и антимилитаристский пафос. Но эти книги явно выходят за рамки военной фантастики — куда больше автора интересуют пути развития человеческого общества. Много “социалки” и в “Конкистадоре” Дмитрия Володихина, который, тем не менее, носит подзаголовок “тактический роман”. Но поскольку главный герой книги Виктор Сомов — не простой солдат, а настоящий флотоводец, читателя ждут и космические маневры, и хитрые дипломатические ходы, и безжалостная наземная мясорубка. Близится к завершению “патриотическая космоопера” Александра Зорича “Завтра война” — “Без пощады”. Судя по уже написанным двум книгам трилогии, карьерный рост вчерашнего кадета Александра Пушкина значит для соавторов куда меньше, нежели военные будни далекого будущего и обыденный героизм простых солдат.

31 Kb 29 Kb 34 Kb

* * *

Вот мы и побывали на фантастической войне. Разные книги, разные авторы. Для одних война — лишь веселая прогулка, бездумное приключение. Такие писатели либо слишком ленивы, чтобы изучать историю, либо попросту легкомысленны. Поэтому их книги в жанре военной НФ и фэнтези насквозь фальшивы, пестрят ошибками и глупостями. Но есть и те, кто не по-детски пытается вникнуть в суть войны, внимательно изучить разные аспекты реальной истории, или же использует личный военный (даже боевой!) опыт. Что ж, каждому свое. Выбор же — за читателем...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться