Google+
На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике От «Ганбастера» к «Дайбастеру» Мир Хранителей МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР»
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Зомби: Восставшие мертвецы
Кратко о статье: Упыри, нежить, восставшие из могил... Возвращение умерших с того света — мотив, пронизывающий всю человеческую культуру, вне зависимости от места и времени. С тем, как представляли себе «мертвяков» наши (и не только наши) предки и что сделала из этого образа современная массовая культура, знакомит вас Михаил Попов.

Здравствуйте, я ваш прадедушка!

Ожившие мертвецы и зомби

В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

Н.В. Гоголь, “Литературный стиль”

32 Kb

Полуразложившаяся плоть, бессмысленный взгляд, медленные движения, глухой стон, зловонный запах... Так вот ты какой, мой милый прадедушка! На фотографиях в семейном альбоме все было гораздо симпатичнее. Откуда ты вообще взялся? Чего тебе от меня надо? И почему ты так жадно тянешь ко мне руки, завывая: “Мозги! Мозги!”?

32 Kb

Зомби, или, упрощенно говоря, ожившие мертвецы, входят в классический набор самых известных в мире волшебных существ (их соседи по рейтингу — призраки, вампиры и оборотни). Рассказы о покойниках, вставших из своих могил, едва ли не старше мифа о Вселенском потопе. Люди всегда боялись смерти, не понимали ее и инстинктивно старались восполнить свои пробелы “потустороннего знания” различными историями — вымышленными и не очень.

...а он встал и пошел

Сразу же следует оговориться, что термин “зомби”, который мы будем употреблять здесь по отношению ко всем ожившим мертвецам, появился сравнительно недавно — примерно 200-300 лет тому назад. Зомби — визитная карточка острова Гаити. Рабы местных колдунов, загадочные сомнамбулы, люди со стертой памятью или, как до сих пор утверждают гаитянцы, — настоящие покойники, вышедшие из могил, — о них мы поговорим чуть позже. Сначала давайте посмотрим, что в этом плане может предложить нам Старый Свет.

Происхождение слова “зомби” точно не установлено. Некоторые лингвисты полагают, что оно образовано от конголезского “нзамби ” (живой мертвец).

Европейские легенды о “зомби” создали весьма специфический образ, мало чем похожий на тех заторможенных покойников, которых мы привыкли видеть в голливудских фильмах. Средневековый мертвец, сбежавший из своей могилы, представлял собой довольно сумбурное существо. Его описания отличались противоречивостью, в его повадках и облике не было единообразия, ему приписывались совершенно разные свойства — от болезнетворных до вампирических. На Руси эти персонажи назывались по разному, чаще всего — “упыри” и “вурдалаки”; в западной культурной традиции они известны, как revenants — “вернувшиеся”. Более поздний синоним — undead (ближайший русский аналог — “нежить”) был введен в оборот Брэмом Стокером в романе “Дракула” (1897).

Никто бы ни за что не поверил, что бездыханные тела способны подниматься из могил и ходить сами по себе, оживленные силами неизвестного свойства, чтобы запугивать и вредить людям, если бы в наше время подобные случаи не были так часты.

Вильям Ньюбургский (1190 г.), “Historia rerum Anglicarum”, книга 5, глава 24

Аббат из Бертона в 1090 году описывал историю двух беглых крестьян, внезапно умерших от неизвестной болезни. Спустя несколько часов после своих похорон, ближе к вечеру (аббат особо отмечает то, что солнце еще светило), покойники появились в деревне, неся на плечах свои гробы. Всю ночь они бродили по округе, оглашая ее криками: “Быстрее! Быстрее! Шагай быстрее! Давай!”.

41 Kb

Зомби из компьютерной игры «Disciples II».

Несколько дней спустя жителей деревни настигла какая-то необычная болезнь. Рассудив, что во всем виноваты ожившие крестьяне, люди провели эксгумацию, отрезали им головы и вырезали сердца. Эпидемия, естественно, прекратилась.

Похожую историю рассказал английский историк 12 века Уолтер Мэп. В Херефорде якобы жил один злой человек, который после своей смерти откопался из могилы и принялся ходить по улицам, выкрикивая имена людей. Те, кого он называл, через три дня умирали. Жителям это, мягко говоря, надоело, и они обратились за помощью к епископу Гилберту Фолиоту, который поделился с ними простым и эффективным рецептом: выкопать тело из могилы, отрубить голову лопатой, побрызгать на нее святой водой и прикрутить на место.

Следует сказать, что хаотичность описаний фантастических существ характерна для всего европейского средневековья — каждый путешественник и летописец фантазировал в меру своих способностей. Существовали ли реальные случаи оживания мертвецов? Скорее да, чем нет, ведь, например, не так давно было установлено, что вампиризм и ликантропия — реальные генетические болезни, которые вполне могли лечь в основу мифов о кровососах и оборотнях.

Можно предположить, что начальной точкой отсчета всех легенд о “вернувшихся” послужили случаи летаргии, когда человек впадал в оцепенение, очень похожее на смерть, и родственники хоронили его -неглубоко, что давало очнувшемуся “покойнику” возможность выбраться наружу и вернуться домой, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа. Как обычно поступали с такими “злыми вурдалаками” их родственники, уже было сказано выше.

46 Kb 36 Kb

А вот этот симпатяга — зомби пришел к нам из игры «Doom 3».

Зомби швыряются бочками («Half-Life 2»).

Во второй половине 19 века христианские миссионеры “открыли” для мира гаитянский культ вуду (vodun, vodou, vodoun, voodoo, sevi loa) — экзотический гибрид католицизма, египетских, греческих, римских религий, а также простейших африканских верований (преимущественно из Бенина). Слово “зомби” впервые прозвучало в Европе. Чуть позже, в 1895 году братьями Люмьер (Франция) был изобретен кинематограф. Так были заложены основы для создания хрестоматийного кинообраза “ожившего мертвеца”, перекочевавшего впоследствии в книги и компьютеры.

39 Kb

Рабочий стол вудуиста.

Слово “вуду” происходит от “воду”, что на языке народа фон (Дагомея, нынешние Бенин и Нигерия) означает “дух, божество”.

Зомби повсюду
8 Kb

Народный писатель Кыргызстана и мэтр мировой литературы Чингиз Айтматов.

  • В романе Чингиза Торекуловича Айтматова “И дольше века длится день” описывалась процедура превращения человека в зомби — манкурта. На обритую голову жертвы надевался шири — кусок освежеванной верблюжьей шкуры. Высыхая, шкура стягивала голову, и несчастный испытывал нечеловеческие муки, усиливаемые тем, что растущие волосы не находили выхода и устремлялись под кожу. Пытка длилась несколько суток. Большинство замученных погибали, а тот, кто оставался в живых, превращался в раба-манкурта, совершенно потерявшего память, не знающего своего рода, имени, как собака, преданного своим хозяевам.
  • В тибетских монастырях бон (разновидность добуддийской религии) практикуется ритуал “рланга”, помогающий душе покинуть этот мир. При большом стечении народа тело умершего выносится во двор. Напротив него в позе лотоса садится священник. Царит полнейшая тишина. Через несколько минут труп поднимается (глаза по-прежнему закрыты) и обходит двор три раза по кругу, после чего снова ложится на землю, готовый к погребению.
  • В некоторых областях Африки существует поверье в существо по имени “токолош”. Оно создается колдуном из тела мертвого человека, у которого удаляются язык и глаза. В череп вставляется раскаленный стальной прут, высушивающий его изнутри. После этого в рот покойника засыпается волшебный порошок — и он встает, чтобы служить хозяину (наподобие европейского фамильяра). Ценой за создание токолоша является смерть одного из родственников колдуна в течение года.
  • Библия изобилует примерами воскрешения мертвецов — чаще всего полноценного, с возвращением всех жизненных функций. Однако в некоторых стихах описания возвращения мертвецов весьма похожи на пробуждение от летаргического сна: “И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (4 Царств, 13:21).

Мозги! Мозги!

За то, что европейские легенды о “вернувшихся” и слухи о заколдованных гаитянских покойниках срослись в единое целое, нам следует благодарить прежде всего итальянских кинорежиссеров (например, Дарио Ардженто и Лючио Фульчи). Создание нового жанра “zombie movie” (кино про зомби) — их заслуга.

24 Kb 21 Kb

Фильм Л. Фульчи и макет зомби из него. Черви из пустых глазницах уже вышли из моды.

Отдельную нишу в нем занял американец Джордж Ромеро — человек, сделавший киношных зомби такими, какими мы их знаем сейчас. Его трилогия — “Ночь живых мертвецов” (1968), “Рассвет мертвецов” (1978) и “День мертвецов” (1985) — по праву считается классикой зомби-кинематографа.

Если автора фильмов ужасов мучают кошмары, он должен переносить их на экран.

Лючио Фульчи

  Итак — какие они, зомби 20-21 века?

36 Kb

Прежде всего следует сказать, что зомби примерно так же популярны у любителей фантастики, как вампиры, привидения или оборотни. Однако у живых мертвецов никогда не было своего мощного “локомотива” — типа Дракулы для вампиров, который двигал бы жанр “зомби-фильмов” и “зомби-литературы” (если таковую вообще можно выделить из общей массы мистической фантастики) вперед, не давая ему увянуть. Здесь можно вспомнить разве что Франкенштейна, однако он не является зомби в прямом смысле этого слова.

Как следствие, зомби почти никогда не бывают центральными сюжетными фигурами. Они выступают безликими солдатами армии тьмы: пушечное мясо, тупое стадо, единственная цель которого — перебить всех второстепенных героев и красиво умереть от рук главных персонажей. В большинстве случаев зомби никогда не действуют индивидуально (это справедливо для любых источников — книги, фильмы, игры) — их всегда толпа.

Особую тему составляют теории, объясняющие причину “оживления” зомби (хотя с формальной точки зрения они являются мертвыми, но способными двигаться). Потустороннее (мистическое) вмешательство было исключено из списка причин необычной активности трупов почти с самого начала развития жанра zombie-movie.

Этому имелись вполне разумные причины — современного зрителя не испугаешь кознями дьявола и грехами, не дающими человеку упокоиться с миром. В наше время гораздо разумнее эксплуатировать научные методы оживления мертвецов — засекреченные эксперименты с химическим или биологическим оружием, воздействие радиации, или, еще лучше — нашествие инопланетян. Относительно последнего можно вспомнить компьютерную игру “Half-Life 1-2”, где люди превращались в зомби из-за инопланетных “головокрабов” (headcrabs), паразитировавших на голове.

Самая последняя “мода” в плане оживления мертвецов — это вирусы.

В фильмах “Обитель зла 1-2” (2002, 2004), снятых по мотивам известной серии компьютерных игр “Resident Evil”, люди мутировали в зомби под воздействием загадочного Т-вируса.

Фильм “28 дней спустя” (2002) предлагает несколько другую версию появления зомби — модифицированный вирус бешенства.

Неизбежным следствием подобной техногенности стало то, что нынешние зомби — не просто трупы, кое-как выкарабкавшиеся из могил. В зомби может превратиться даже живой человек — например, после укуса мертвеца или даже после контакта с его зараженной кровью (“28 дней спустя”).

75 Kb

Карта «вызов зомби» из коллекционной карточной игры «Magic the Gathering».

Классическая особенность зомби состоит в том, что они крайне медленно двигаются. Здесь возможны варианты — например, скорость пешего хода у них может быть раза в два-три меньше обычной, однако остальная моторика (в особенности — хватательные движения рук) остается на прежнем уровне. Эта странность опять же легко объяснима необходимостью напугать зрителя или читателя, создав у него длящееся, постоянно увеличивающееся нервное напряжение.

Современные художественные приемы, позволяющие заставить нас заикаться, дрыгать ногами и звать маму, существенно отличаются от классических. Сейчас все проще — откуда-то из темноты с резким звуком выскакивает нечто, откусывает кому-нибудь голову и убегает прочь. К тому же медлительность зомби превратилась в такой махровый штамп, что нынешние режиссеры (в меньшей степени — писатели) пошли на вполне ожидаемый шаг — почти все ожившие покойники теперь ведут себя так, будто при жизни выступали в олимпийской сборной по бегу на длинные дистанции.

Что касается умственных способностей, то здесь все предсказуемо: мертвец — он и в Африке мертвец. Зомби в 99% случаев не способны на мышление и разумную речь. Их действия основаны на простейших инстинктах (еда, убийство), которые используют незначительные остатки памяти. Это позволяет зомби целенаправленно совершать самые простые — например, открывать двери.

Зомби не узнают своих родственников и могут издавать лишь нечленораздельные гортанные звуки. Исключения встречались в период рассвета зомби-кинематографа, когда голодные зомби кричали: “Brains! Brains!” (“Мозги! Мозги!”) и тянулись руками к главным героям с очевидным намерением позавтракать.

Кстати, о намерениях. Учитывая то, что зомби по определению являются отрицательными персонажами, наивно было бы предполагать, что их тяга к людям объясняется недостатком в общении. Самая распространенная здесь тема — гастрономическая. Так, в случае с криками “Мозги! Мозги!” мертвецы стремятся перекусить, собственно, живыми мозгами.

Очень часто агрессивность покойников не объясняется вообще ничем (зритель, знакомый с общекультурным мифом про ожившую нечисть, охотно принимает это, как данность), либо в основу их поведения закладывается некая псевдомедицинская причина — как в случае с вышеупомянутым вирусом бешенства.

Изредка зомби могут помогать человеку — это касается, прежде всего, тех случаев, когда люди только-только начинают трансформироваться в них, и кричат своим друзьям нечто типа: “Уходите отсюда! Я не могу себя контролировать!” или “Убейте меня!”.

21 Kb

Это — фантазия художника. Правильные зомби не используют оружия.

Классический облик зомби очень убедителен, ведь в прежние времена авторы стремились показывать их до неприличия обезображенными — в лучшем случае полусгнившими, а в худшем — лишенными некоторых частей тела (можно подумать, что родственники их так и хоронили — без половины черепа, с оторванной рукой). Следует признать, что в последнее время зомби “похорошели” — теперь, когда ими становятся не только погребенные, но даже живые люди, кинематографистам требуется минимум грима — надо лишь подчеркнуть бледность кожи да синеву вокруг глаз. Кровь на зубах и личинки мух в глазных впадинах постепенно уходят в прошлое.

Зомби никогда не нападают на себе подобных. Они не ссорятся из-за пищи и действуют сообща, но неорганизованно. Из-за своей “врожденной” тупости зомби не могут устраивать засад или ловушек. Их главный козырь — массовость, сила и живучесть.

Вообще, сила и живучесть является общим признаком всех зомби, описываемых в фантастических произведениях. Причем в старых фильмах это доходило до гротеска — стремясь полакомиться мозгом, мертвецы легко прокусывали череп своим жертвам.

В любом случае, полноценная рукопашная драка с зомби — удел лишь супергероев. Мертвецы никогда не используют оружия и дерутся голыми руками, регулярно пуская в ход зубы. Ранее персонажи могли воспользоваться малоподвижностью мертвецов и ловко сносить им головы бейсбольными битами. Однако теперь, когда зомби стали более шустрыми, единственный разумный выход при встрече с ними — бежать прочь.

23 Kb 27 Kb

Зомби вылезают из могил ночью. Чтобы вам было страшнее.

Зомби одинаково хорошо себя чувствуют как днем, так и ночью. Наибольшая вероятность встречи с ними приходится на ночное время суток, хотя это всего лишь дань традиции классического “ужастика”. От зомби легко спрятаться — их слух и зрение не выходят за рамки обычного. Зато убийство ожившего мертвеца — задача не из тривиальных.

Христианские аксессуары по борьбе с нечистью (распятие, святая вода), равно как осиновые колья и пули из благородных металлов — все это совершенно бесполезно против зомби образца 21 века. Следует помнить о том, что в подавляющем большинстве случаев они становятся таковыми не по воле высших сил, а из-за простого человеческого разгильдяйства (например, утечка вируса).

Характерная особенность зомби заключается в том, что их можно отправить на тот свет, лишь повредив мозг (это перекликается с очень схожими представлениями об оборотнях). Зомби без всяких проблем переносят потерю конечности, и даже не одной.

  Зомби можно нашинковать свинцом, полить кислотой, проткнуть насквозь, раздавить машиной — и все равно мертвецы будут полны энтузиазма отправить вас к праотцам. Кроме простреливания (отсечения) головы, можно попытаться уничтожить все тело целиком — для этого неплохо подходит огонь. Раньше было очень модно пугать зрителей тем, что отрубленные конечности зомби живут самостоятельной жизнью (рука может ползти за жертвой, пытаясь ее придушить). Сегодня это уже почти не практикуется — разве что в “черных комедиях” и пародиях на жанр классических ужасов.

Зомби не нуждаются в кислороде для дыхания. Вы нигде не найдете зомби-пловца. Даже сейчас, когда эти существа стали более подвижными, самым разумным способом преодоления водных препятствий остается движение по дну. Кроме того, существуют некоторые рудиментарные суеверия, которые говорят о том, что мертвец не может пересечь текущую воду (иногда то же самое можно услышать и про других представителей “нежити”).

11 Kb 15 Kb

Без ног — как без рук!

Чем гнилее, тем убедительнее.

Чтобы показать зомби как можно более отвратительными, режиссеры старых фильмов делали их плоть мягкой. В то время это выглядело очень мощно — гнилое тело восставшего из могилы мертвеца при ударе буквально разваливалось, заливая стены противными бурыми брызгами. В наши дни такая патология смотрелась бы слегка пошловато. Современные зомби — крепкие ребята, которые будут очень долго досаждать главным героям, до тех пор, пока не сгниют (если они действительно мертвые) или не умрут от голода (как в фильме “28 дней спустя”, где зомби были фактически живыми, но зараженными вирусом людьми).

В компьютерной стратегии “Warcraft III” некроманты могли поднять мертвецов только в виде скелетов, вооруженных почему-то совершенно одинаково (независимо от того, какое снаряжение было у погибшего). Только у рыцаря смерти была способность “animate dead”, при помощи которой он на некоторое время оживлял погибших почти в таком же виде, какими они были до смерти. В зомби как таковых периодически превращались лишь нейтральные местные жители, зараженные некоей магической болезнью.

   Завершая тему образа зомби в современной культуре, нельзя не отметить одно забавное обстоятельство — ожившие мертвецы всегда действуют в теплом климате. Зомби никогда не зажигают в северных широтах или хотя бы зимой, по колено в снегу. Это, конечно, не так обязательно для фэнтези — мертвец, поднятый некромантом, вполне может исполнять волю своего господина в какой-нибудь ледяной стране. Но если речь идет о более-менее наукообразных мертвецах, то холод — не их стихия, ведь, по сути, они представляют собой куски мяса комнатной температуры.

Это интересно
  • Согласно легендам, ядро армии Туссен-Лувертюра, первого правителя Гаити, составляли зомби.
  • Юноши племен из африканской Ганы проходят через обряд посвящения в мужчины, во время которого они принимают некое вещество, погружающее их в кому на пять дней.
  • Рыба фугу — изысканный японский деликатес — содержит тот самый тетротоксин, который используется для превращения людей в зомби. Каждый год умирает примерно 30 человек, отравившихся фугу. Обычно ее едят в виде сасими — филе режут на ломтики и едят сырым, окуная в соус. Полупрозрачное мясо буквально тает во рту. Сасими из фугу на четверых стоит примерно 750 долларов. Наибольшей концентрации тетротоксин достигает в печени фугу. Приготовить ее непросто — весь секрет состоит в том, чтобы не удалять яд полностью, а снизить его содержание до безопасного уровня. Человек, съевший фугу, входит в состояние наркотического опьянения. Японцы говорят: “Тот, кто ест фугу, глупы. Но те, кто не ест фугу, тоже глупы”. Единственный рынок в Японии, специализирующийся на продаже фугу, — рыбный рынок Хаэдомари в Симоносэки.
  • У популярного японского писателя Харуки Мураками есть рассказ “Зомби”.
  • Считается, что у трупов некоторое время растут ногти и волосы. На самом деле это — лишь видимый эффект. Длина ногтей зрительно увеличивается из-за усыхания подушечек пальцев. По аналогичным причинам — из-за высыхания и стягивания кожи — на лице появляется щетина.
  • Существует гипотеза, по которой в мозжечке умершего могут продолжать существовать (до 4 суток после смерти) так называемые клетки Пуркинье, более устойчивые к недостатку кислорода.
  • Саркофаг в точном переводе означает “пожиратель мяса”. Так назывался известняк особой породы, который уничтожал тела мертвецов. По словам ученого древности Плиния, саркофаг добывали вблизи Ассоса в Троаде и употребляли для гробов в тех случаях, когда трупы не сжигались. Известняк имел свойство в течение 40 дней уничтожать без остатка погребенное в нем тело усопшего, даже кости.
26 Kb 47 Kb

Легендарная фугу в натуральном и приготовленном виде.

Вторая страница
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
31.08.2009, 17:19
Интересная статья, хотя зомби на мой взгляд самые скучные персонажи мира фентзи!
Причина, почти всегда представленные в фентози зомби, непроходимо тупы !=)))
Spy Fox
№ 2
31.08.2009, 17:42
Зомби вне всяких сомнений играют огромную роль в современной культуре. И статья про них вышла отличная.
Кер Лаэда
№ 3
02.08.2011, 12:39
Bad 13, а чего ты хотел от ходячих мертвецов, что они будут пить чай на светском рауте, и обсуждать падение цен на нефть?
komrad13
№ 4
02.08.2011, 13:10
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Интересная статья, хотя зомби на мой взгляд самые скучные персонажи мира фентзи!
Причина, почти всегда представленные в фентози зомби, непроходимо тупы !=)))
В (хороших) фильмах про зомби- главное не зомби, а ситуации которые вокруг них строятся и поведение живых людей в этих ситуациях.
Пафнутий
№ 5
09.08.2011, 21:30
Цитата:
Интересная статья, хотя зомби на мой взгляд самые скучные персонажи мира фентзи!
Причина, почти всегда представленные в фентози зомби, непроходимо тупы !=)))
Не соглашусь с Вами) В фильме "Земля мертвых" зомби меняются и становятся умнее.
кроме того, в "рассвете мертвецов" на примере отдельных индивидуумов можно проследить, что зомби не тупы)
Но в Ваших словах есть большая часть правды. чаще всего зомби - просто кусок мертвого "живого" мяса.
antmag
№ 6
05.03.2015, 20:46
Придумывая новых зомби можно перейти к другим монстрам: например к вампирам, оборотням или к другим.
Разнообразие иногда вносят зомби животных.
Новых зомби обычно создают в вижеоиграх, ведь там разнообразные противники необходимы.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться