Google+
МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы SPELLJAMMER ТОР MARVEL
Версия для печатиЖанры: Жанры. Историческое фэнтези
Кратко о статье: Наш постоянный автор Борис Невский продолжает раскрывать читателям секреты основных фантастических жанров. На этот раз вас ждет рассказ о фэнтези с элементами истории. Причем элементы эти могут быть самые разные: от добавления в реальное средневековье щепотки магии до совершенно непохожих на нашу Землю миров...

КЛИО В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

“ИСТОРИЧЕСКОЕ” ФЭНТЕЗИ

История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину.

Александр Дюма-отец

Историческое фэнтези... Разве возможно совместить историю с магией? Тем не менее, за последние годы историческое фэнтези стало одним из наиболее популярных фантастических жанров. Итак, покровительница истории муза Клио отправляется погостить в страну Фантазию. Составим же благородной даме компанию...

Исторический калейдоскоп

47 Kb

Историческое фэнтези — не отдельное направление, а авторский прием, привязка сказочно-магической фантастики к реальному прошлому или его героям. У каждого писателя — свой подход к использованию этого приема, но несколько общих методов здесь выделить можно.

Один из популярных методов — сюжет книги разворачивается в мире, “позаимствованном” из реальной истории — разумеется, с некоторыми изменениями. Например, в трилогии Роберты Мак-Эвой “Трио для лютни” действие происходит в Европе эпохи Возрождения, преимущественно в Италии. В этом мире, похожем на наш, существует магия, ее адептами являются люди творческие, такие, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Почти по той же схеме построен цикл Сары Дуглас “Суровое испытание”. Европа 14 века: эпидемия чумы, церковный кризис, разгул инквизиции... Английский дворянин Томас Невилл выполняет секретное поручение Ватикана. Приключения главного героя разворачиваются на фоне исторических событий — например, крестьянского восстания Уота Тайлера.

23 Kb 27 Kb 31 Kb

Европа Сары Дуглас почти реальна.

Большое значение авторы таких произведений придают псевдореалистическому фону, почти неотличимому от нашего прошлого. Вымышленное итальянское княжество Монтефолья (“Кольца духов” Лоис Макмастер Буджолд) или задворки феодально раздробленной Европы (“Рыжий Джейми” Гордона Диксона) — антураж вполне исторический. Но раз в этих мирах прочно прописывается магия, перед нами не просто авантюры в стиле Дюма, а волшебные сказки, основанные на истории.

Бывает, что авторы настолько далеко заходят в создании собственного мира, что от подлинного исторического периода остается лишь вывеска. “Молот и крест” Гарри Гаррисона и Джона Холма, “Эпоха безумия” Грегори Киза или “Рыцарь-дракон” Гордона Диксона — исторические элементы налицо, но лишь поначалу. С каждой новой страницей история становится все менее значимой частью повествования, уступая натиску буйной фантазии авторов.

37 Kb 36 Kb 28 Kb 38 Kb

Главное — начать с азов, потом пиши, что хочешь.

Иногда в качестве антуража фэнтезийных сюжетов писатели используют лишь отдельные исторические события. Например, Эстер Фриснер в романе “Вчера мы видели русалок” рассказывает о великом плавании 1492 года. Корабли Колумба из-за козней джинна оказались вместо Америки в волшебном Новом Свете, где правит легендарный Пресвитер Иоанн и обитают магические существа: драконы, грифоны, феи, русалки. В другом романе Фриснер богиня Венера накануне покушения на Цезаря убеждает Брута отказаться от зловещего замысла (“Дитя Орла”).

32 Kb 36 Kb 37 Kb

Что истина, что выдумка — знает только автор.

В подобных книгах можно заметить влияние криптоистории — особого направления исторической фантастики, в основе которой — рассказ о мистической изнанке реальных событий. Вы знаете, что отцы-основатели США Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон в войне против британцев использовали магию? Не верите — прочтите роман “Две короны для Америки” Кэтрин Куртц. А кто на самом деле спас Европу от турецкого нашествия, когда несметное войско османов стояло под стенами Вены? Нет, не польский король Ян Собесский, как написано в учебниках, а вышибала венского трактира Брайан Даффи (“Черным по черному” Тима Пауэрса). А кто помог Роберту Брюсу завоевать свободу для Шотландии? Оказывается, уцелевшие рыцари-тамплиеры использовали для этого магический камень Судьбы (цикл “Храмовники” Куртц и Деборы Харрис). Октябрьская же революция и прочие великие потрясения, выпавшие на долю нашей родины — плод действия дьявольских сил (“Око силы” Андрея Валентинова).

Еще один творческий подход — произведения, в центре которых стоит реальная историческая личность, впутанная в невероятные магические события. Вот английский король, воитель и бродяга Ричард Львиное Сердце. Постоянно ищет приключения на свою голову — то Гроб Господень у сарацин отвоюет, то в тюрьме сидит. Выиграл кучу битв, но ни одной войны. И вот на помощь Ричарду приходит любящая мамаша. Пока король со своими крестоносцами бесцельно топчет землю Палестины, Элеонора Аквитанская ради победы в войне заключает договор с Дьяволом. Ставка — бессмертная душа Ричарда (цикл “Дьявольская сделка” Джудит Тарр).

Этой же писательнице принадлежат книги о роковой любви Александра Македонского и египетской жрицы (“Властелин двух земель”) и о магических испытаниях царицы Клеопатры (“Трон Изиды”). Дэвид Геммел в македонской дилогии повествует о непростых отношениях Александра Великого и его верного полководца Пармениона. Им и друг с другом разобраться надо, и орды Хаоса приструнить!

Граф Сен-Жермен — личность крайне таинственная, до сих пор неизвестно, кем он был на самом деле. Хитрюга Челси Куинн Ярбро сделала человека-загадку героем длиннющего сериала, превратив его в бессмертного вампира. Как удобно, ведь можно переносить действие в самые разные эпохи! И приключений море, на любой вкус...

Солидный пласт фэнтези основан на классической мифологии — античной, скандинавской, кельтской. Конечно, фрагменты истории в таких книгах незначительны. Но львиная часть мифологии имеет под собой некую реальную основу. Поэтому “Туманы Авалона” Мэрион Зиммер Брэдли, “Война богов” Пола Андерсона, “Диомед, сын Тидея” Андрея Валентинова, “Белый ворон” Дианы Паксон и другие подобные произведения традиционно причисляются к историческому фэнтези.

Наконец, есть книги, в которых фантастические элементы играют весьма незначительную роль. Это приключенческие, любовные, детективные, психологические исторические романы с элементами фэнтези или мистики. Например, известная английская писательница Мэри Стюарт, сочиняя цикл о Мерлине, позволила себе довольно сильно отойти от стереотипов классической артурианы. Ее трилогия — превосходные исторические романы, насыщенные драматизмом и психологией. Фантастика у Стюарт малозаметна, необычные способности Мерлина даже магией назвать сложно.

42 Kb 31 Kb

Почти реальность...

Или роман Криса Хамфриса “Французский палач” — отличная авантюра в духе Александра Дюма и Рафаэля Сабатини. Герои носятся по Европе 16 века, переживая опасные приключения. Много внимания автор уделяет бытовым подробностям позднего средневековья. Но главный движитель интриги — отрубленная кисть королевы Анны Болейн, ключ к магическому могуществу. Это позволяет отнести роман к историческому фэнтези.

Элементы фэнтези незначительны и в книге Пола Андерсона “Мать королей”. Перед нами добротное описание Норвегии 10 века, в центре сюжета — судьба Гуннхильды, жены короля Эйрика Сильного. Героиня владеет саамской магией, которая оказывает ей кое-какую помощь в жизни. Однако упор в книге делается на описание политических и любовных интриг.

А автор детективов Джон Диксон Карр переносит героя романа “Дьявол в бархате” профессора истории Фентона из века двадцатого в Лондон времен Карла Второго. Писатель увлеченно, сочными мазками рисует портрет английской столицы конца 17 века, заваливая читателя познавательным материалом и прилагая запутанную детективную интригу. А чтобы объяснить перенос героя во времени, да еще с соблюдением нужных условий, приплетается невероятное пари с самим Дьяволом! Вот вам и фэнтези...

Отблески истории

Но особой популярностью у писателей-фантастов пользуется фэнтези псевдоисторическое. Ведь привязывая сказочный сюжет к вполне конкретной исторической эпохе, автору приходится соблюдать определенные правила. Если действие, скажем, происходит в Италии 15 века, нельзя, чтобы персонажи щеголяли в костюмах, которые войдут в моду два столетия спустя, или дрались более современным оружием. Не соблюдая исторической достоверности, рискуешь показаться глупцом или невеждой. А если глубоких знаний нет или просто лень тратить время на копание в энциклопедиях? Гораздо проще взять реальное событие и на его основе создать полностью иной мир — там можно установить любые правила! Поэтому большинство писателей охотно используют историю лишь в качестве того самого гвоздя, который поминал Дюма-отец. В псевдоисторическом фэнтези можно выделить два основных подхода.

В первом случае более-менее точной основой выдуманного мира становится все же конкретное событие или исторический период реального мира. Очень показательны здесь “Хроники Арции” Веры Камши, точнее, романы “Кровь заката”, “Довод королей” и “Башня ярости”. Писательница взяла мрачный период английской истории, так называемую Войну Роз, и создала на его основе фантастический мир — практически точную копию нашей реальности. Основные события романов Камши почти повторяют реальную историю, у всех мало-мальски заметных персонажей есть реальные прототипы. Шарль Тагэре — герцог Ричард Йорк-старший; Рауль ре Фло — “делатель королей” граф Уорик; Александр Тагэре — Ричард Глостер и так далее. Как утверждает сама Камша, ей с детства хотелось “переиграть” историю горбатого короля, которого с гениальной руки Шекспира заклеймили коварным чудовищем. Вот так и родился благородный рыцарь без страха и упрека Александр Тагэре. Ему, в отличие от исторического прототипа, волею автора суждено не погибнуть под ударами неприятелей, а одержать славную победу. Что Камша благополучно и продемонстрирует в заключительном романе саги “Дикий ветер”. Вот такая загогулина получается...

29 Kb 32 Kb 32 Kb

Берем историю, добавляем щепотку магии...

44 Kb 23 Kb

Той же тропой идет и Кейт Эллиот — использует в цикле “Корона звезд” события европейской истории, описанные в “Деяниях саксов”, хронике средневекового монаха Видукинда. А сюжет объемного любовно-авантюрного фэнтези Полы Волски “Наваждение” — чуть ли не точная копия мрачных страниц Великой Французской революции, разгула кровавого якобинского террора.

Бывает, что авторы псевдоисторического фэнтези, создавая свои миры, наизнанку выворачивают события нашего прошлого. Лишь приложив некоторые усилия, можно вычленить эпизоды Второй Мировой войны, которые Анджей Сапковский вплел в сюжетные выкрутасы цикла о Ведьмаке. Или разобраться в хитросплетениях эпопеи “Война Света и Тьмы” Дженни Вуртц, взявшей за основу противоречивый период якобитских мятежей.

22 Kb 37 Kb 33 Kb

Хотите найти Историю? Возьмите лупу...

Часто авторы псевдоисторической фэнтези берут те или иные эпизоды исторического пути какого-либо региона или страны. Например, специалист по Византии Гарри Тертлдав, создавая монументальные “Видесские хроники”, щедро эксплуатирует богатейшую летопись великой империи. Если вам скучно читать первоисточники об интригах всяких Комнинов, Ангелов и прочих Палеологов, — возьмите романы Тертлдава. При некоторых скидках на жанр (фэнтези, как-никак!), книги американского писателя очень добросовестно пересказывают события бурной византийской истории.

Чазз Бренчли скопировал фэнтезийный мир Аутремара с христианских королевств Палестины, которые возникли после крестовых походов. Бренчли взял из истории только фон, реальные события его не интересуют. Что ж, не каждому ведь суждено побывать в Сирии, где до сих пор сохранилась твердыня крестоносцев Крак-де-Шевалье. Зато можно прочитать роман Бренчли “Башня королевской дочери”, где автор подробно описывает величественную крепость Рок-де-Рэнсом, скрупулезно срисованную со знаменитой средневековой цитадели.

26 Kb 28 Kb 38 Kb

Все внимание — к деталям.

Особо стоит отметить псевдоисторические фантазии Гая Гэвриела Кея, который создает тщательно выписанные миры на основе реально существовавших культур (“Сарантийская мозаика”, “Тигана”, “Львы Аль-Рассана”, “Песнь Арбонны”).

При написании псевдоисторического фэнтези могут пригодиться и эпизоды из жизни конкретных личностей. Например, Кейт Якоби скопировала центрального персонажа “Легенд Элиты” графа Дугласа с национального героя Шотландии Роберта Брюса.

29 Kb 27 Kb 27 Kb

Миры Гая Кея богаты и разнообразны.

25 Kb 28 Kb 31 Kb

Второй характерный подход к псевдоисторическому фэнтези — создание авторского мира путем соединения нескольких событий или периодов из истории разных эпох, стран и народов. Чуть ли не самый подробный и скрупулезно выписанный псевдоисторический мир сотворила признанный мастер фэнтези Кэтрин Куртц в многотомном цикле “Хроники Дерини”. Внешне мир Куртц сильно напоминает Европу раннего средневековья, но это лишь видимость. Ибо найти исторические аналоги Одиннадцати Королевствам невозможно. При создании фантастического мира писательница использовала всю историю западноевропейского средневековья. В итоге получилась масштабная эпопея, драматические события которой разворачиваются на протяжении многих столетий.

Джордж Мартин в грандиозной саге “Песнь льда и пламени” не просто опирался все на ту же Войну Роз, как это сделала Камша. События английской феодальной войны — лишь “спусковой крючок” сериала. В бурных событиях “Песни...” можно усмотреть эпизоды из истории Франции, Италии и даже Японии.

40 Kb 36 Kb 29 Kb
26 Kb

Англия, Франция, Япония... У Мартина многим нашлось местечко.

Тот же путь использовала и Вера Камша при создании цикла “Отблески Этерны”. На первый взгляд, перед нами вариация на тему религиозных конфликтов во Франции, хорошо известных по “гугенотской” трилогии Дюма. Но приглядевшись, можно различить моменты из истории якобитских войн, завоевания Англии норманнами, событий исторического прошлого России.

* * *

Историческое фэнтези многообразно и многолико — невозможно хотя бы вкратце упомянуть всех писателей, которые забрасывали сети фантазии в угодья Клио. Диана Габалдон и Елена Хаецкая, Генри Лайон Олди и Орсон Скотт Кард, Сюзанна Кларк и Морган Ллевеллинг, Андре Нортон и Роберт Холдсток, Мерседес Лэки и Наталья Ипатова... Их не счесть, и появляются все новые смельчаки, готовые смешать причудливую магию и пыль веков в изысканный фантастический коктейль.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться