Google+
КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Человек-паук ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ
Версия для печатиМиры: Миры. Мифы Лавкрафта. Монстрология
Кратко о статье: Говард Ф. Лавкрафт, человек, соединивший готический ужас и научную фантастику, положил начало целой литературной традиции. Его многочисленные ученики и последователи открыли нам мир, полный несказанных ужасов и немыслимых чудищ. О последних и пойдет речь в нашем «Бестиарии».

Самый страшный ужас

Чудовища из мифов Ктулху

Страх убивает разум. Страх — это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошел страх, не останется ничего. Там, где прошел страх, останусь только я.

Фрэнк Герберт, “Дюна”

48 Kb

Не секрет, что любые, даже самые страшные монстры, противостоящие главному герою, выполняют совершенно прозаичные функции внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот общий шаблон попадает большинство вымышленных чудовищ будь то вампиры, оборотни, призраки или зомби. Эти твари родились из суммы мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом человечество придумало их для того, чтобы хоть как-то обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным, потусторонним и смертельно опасным.

Но есть и другие легенды. Другие мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем те полупрозрачные существа, которые разгуливают по коридорам старинных замков. В отличие от древних европейских легенд, эти истории не могут похвастаться солидным возрастом. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от постоянных ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.

Отец чудовищ

Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из отцов жанра “ужасов”. Он взял многое от стиля Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него — Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Кларк Смит, Август Дерлет, Алан Мур и Брайан Ламли не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про “книгу мертвых” — “Некрономикон”.

К заслугам Лавкрафта также причисляют и то, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Считается, что автор создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.

Справедливости ради следует сказать, что Лавкрафт относился к монстрам, живущим на страницах его книг, совершенно наплевательски и даже с изрядной долей юмора. Он был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.

Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.

Лавкрафт в письме Фрэнку Белнапу Лонгу. 27 февраля 1931

На самом деле систематизированные “мифы Лавкрафта”, более известные как “мифы Ктулху”, не имеют почти никакого отношения к этому писателю. Они появились позже, после смерти Лавкрафта, когда его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы “отца ужасов”, отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве “Arkham House”.

20 Kb

Шутливый коллаж: Лавкрафт на фоне таинственного обелиска около Хребтов безумия (Антарктида).

Уникальная мифологическая картина нашего мира и большинство невероятных монстров Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил “мифы Ктулху” христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту все это было чуждо — писатель называл этику Канта “шуткой” и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.

Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах... изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).

Август Дерлет, из предисловия к “Историям о мифах Ктулху”

У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа “Загадочный дом на туманном утесе”). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин “Древние” (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе “Врата серебряного ключа”.

Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.

Отец ужаса
11 Kb

Лавкрафт — страшненький, как и его книги.

Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 — 15.03.1937) родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence (букв. — “предвидение”). Отец — Винфред Скотт Лавкрафт — работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в госпиталь.

Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать “Сказки 1001 ночи”, “Рождение сказки” Булфинча, “Илиаду” и “Одиссею” Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, “снимает цветы любви”).

В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.

Несмотря на то, что произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это — самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо).

Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): “Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет”.

Древние

Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.

Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же “Холодное пламя” — божество, созданное другом Лавкрафта — Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего “звездного часа”. Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.

Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) — “Бог слонов”, “Ужас с холмов” — творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).

Другие (чудовища — прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие “Некрономикона”, “Книги Эйбона” или труда фон Юнцта “Сокровенные культы”.

Г.Ф. Лавкрафт, “Ужас в музее”

 

Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе “Дом на кривой улице” (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета “Обитающий во тьме” главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.

25 Kb 28 Kb

Ктулху глазами разных художников.

31 Kb
28 Kb 25 Kb

Ктулху (Cthulhu) — самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать “язык сломаешь”) существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: “Кхлул’Хлуу”. Как уже было сказано выше, Ктулху — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.

Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта — это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно — и ногах). Его голова напоминает осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.

И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: “Пх'нглуи мглв'нафх Цтулху Р'льех вгах'нагл фхтагн” (“В своем доме в Р'льехе мертвый Цтулху спит, ожидая своего часа”).

Г.Ф. Лавкрафт, “Зов Ктулху”

25 Kb

Некоторые считают, что Дагон должен быть похож на Глубоких и выглядеть примерно так.

Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым распространенным (и самым влиятельным) на Земле.

Главным противником Ктулху, согласно Дерлету, является его единоутробный брат Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца. Интересно, что рассказ “Возвращение Хастура” (1939) описывает физический, реальный контакт этих двух божеств.

Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца — Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубокие, о которых будет сказано ниже).

Дагон (Dagon) — еще одна “суперзвезда” мифов Ктулху. В реальности, Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. — зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги Царств.

Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе “Тень над Иннсмаутом” (1936).

Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.

“Мир фантастики” настоятельно рекомендует вам посмотреть фильм “Дагон” (2001), снятый режиссером Стюартом Гордоном (последний уже имел опыт в экранизации Лавкрафта: картина “Реаниматор” в 1985 году и “Извне” в 1986 году).

28 Kb

Гхатанотоа глазами художника Анджела Ортеги.

Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла “Обитатели озера”. Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.

Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги “Откровения Глааки”.

Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — “слуг Глааки” (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).

Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ “Пастух Гаита”), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта “Шепоты во мраке”. Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном “ктулхианском” виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.

В книге “Добрые знамения” (Н. Гейман, Т. Пратчетт) Хастур упоминается как демон в звании Герцога Ада.

Повторение слов “Хастур, Хастур, Хастур” является всего лишь развлечением и не способно причинить вам вред. Редакция “Мира фантастики” не несет ответственности за возможные последствия этих действий.

 

Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — божество, придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн).

14 Kb 61 Kb

Лавкравтовский Итхаква (слева) и индейский Виндиго (справа).

Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.

18 Kb

Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера “Салемский ужас” (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — “холод”) — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его под назад землю можно лишь с помощью заклинания “Ваш-Вирай” и эликсира Тиккун.

Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем “Уиг!”, причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев “уиггинга” в год.

Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их “коллегах” (для удобства назовем лишь оригинальные имена):

Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa, Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, Zustulzhemgni.

Вторая страница
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Лаларту Кровопийца
№ 1
17.08.2008, 10:59
Цитата:
Некоторые авторы причисляют к пантеону Старших еще двух существ — Ктханида (Kthanid) и Яд-Тхаддага (Yad-Thaddag). Какая-либо подробная информация об этих созданиях в мифах отсутствует.
Что значит - нет информации о Кхтаниде?! Чёрным по белому написано - это родственник Ктулху и выглядит почти так же!!!
Дофин
№ 2
18.08.2008, 16:51
Лаларту Кровопийца, эту информацию не назовёшь подробной :-)
Gamerzzz
№ 3
21.05.2010, 12:49
Кстати, а что за существа выступали в романе "Праздник"? Я так и не понял, они подземные, нежить, или кто? Успешно маскируются под людей, упомянуты в Некрономиконе.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться