Google+
ТОР MARVEL 25 сериалов МИРЫ. WARHAMMER 40000 Страна Оз: экранизации
Версия для печатиМиры: Миры. «Дюна» Фрэнка Герберта. Организации и сообщества
Кратко о статье: Вселенная «Дюны» пестрит названиями организаций и сообществ: Дома Великие и Малые, гильдии и картели, политические и религиозные сообщества — яблоку упасть некуда. В многообразии общественной жизни в знаменитой фантастической саге поможет разобраться наша статья.

Могучие мира сего

Основные силы дюниверса

Что значит один человек в масштабах одной планеты? А целой вселенной? Роль личности в фантастической истории, даже и сверхчеловеческой личности, куда уступает значению различных групп, фракций, кланов, сект. И поди разберись, какие у кого цели, кто из них могущественнее, у кого на руках козыри и кто в результате поднимется выше других. Вселенная “Дюны” пестрит подобными объединениями: Дома Великие и Малые, гильдии и картели, политические и религиозные сообщества — яблоку упасть некуда.

Дюна

Классическая НФ-вселенная, созданная американским писателем Фрэнком Гербертом. В далеком будущем человечества разворачивается борьба за расширяющий сознание наркотик — Пряность. Захватывающий сюжет и глубокий философский подтекст книг Герберта собрали миллионы поклонников по всему миру и нашли отражение в фильмах, компьютерных и настольных играх.

За двадцать тысячелетий вселенная “Дюны” успела пережить и эпоху феодальной раздробленности миллионов миров, и тотальное сплочение в войне с мыслящими машинами. После Батлерианского Джихада, за десять тысяч лет до событий “Дюны”, установилась довольно стойкая политическая система. Все колонии людей стали квазифеодальной Империей, во главе которой стоял Император. В основу нового порядка легла Великая Конвенция, согласно которой Империя покоилась на “трех китах”: Троне Золотого Льва, Космической Гильдии и Ландсрааде. Были созданы Дома — крупные объединения людей вроде огромных государств. Другие сообщества не имели прямого отношения к политике: КООАМ, Община сестер Бене Гессерит, фримены, Конфедерация Икса, Орден ментатов... Разумеется, никакой Император не мог запретить этим объединениям вести борьбу за власть и богатство, пусть и подковерную. Именно эта борьба и привела к событиям, описанным в “Хрониках Дюны”.

Ландсраад

11 Kb

Зал Совета Ландсраада на Кайтейне.

Ландсраад — главный законодательный и представительский орган Империи, двухпалатный парламент, в котором каждое правительство имело своего делегата. Здесь собирались исторически важные совещания и решались вопросы войны и мира.

Ландсраад состоял из Высшего Совета и региональных органов. Высший Совет избирался для каждой сессии Ландсраада и включал сотню делегатов, лучшие из которых оставались в Совете на несколько сессий. Представительства Ландсраада на различных планетах были призваны регулировать местные конфликты и разногласия, которые не требовали прямого вмешательства Высшего Совета.

На протяжении тысячелетий функции Ландсраада оставались неизменными — он выступал как противовес Правящему Дому, Гильдии и КООАМ и следил за соблюдением Великой Конвенции. В Ландсраад входили как Великие, так и Малые Дома. Голоса последних распределялись пропорционально внутри каждого сектора Империи. Великие Дома отличались тем, что в их подчинении была, как минимум, одна планета и личная армия. Самые известные из них — Дом Атрейдес, Дом Харконнен и Дом Коррино — принимали непосредственное участие в великой войне на Арракисе.

Космическая Гильдия

14 Kb

Центральный корабль Гильдии — хайлайнер.

Один из трех “китов” Империи, могущественная организация со сложной внутренней структурой. Гильдия долгое время обладала абсолютной и непоколебимой монополией на космические перевозки. Благодаря этому алчные гильдиеры взвинчивали высокие цены за перевозки людей и товаров, особенно военной техники и армии.

По сути, Гильдия далека от политики и ни разу не посягала на административную власть. Это не более чем транспортная организация, пусть и вселенского масштаба, которая обеспечивала связь в Империи и выполняла всевозможные услуги, от почтовых до туристических. Штаб-квартира Космической Гильдии находилась на планете Джанкшн. “Энциклопедия Дюны” дает следующую иерархию Космической Гильдии: во главе стоит Совет Директоров с избираемым Председателем, Совету подчиняются различные подразделения — Служба безопасности, Отделение по связям с общественностью, Операционный отдел и подразделение Тупаиле.

Если один из Домов проигрывал другому в войне, он подлежал либо уничтожению, либо изгнанию. Чтобы избежать истребления, главы Домов часто выбирали последнее. И здесь Гильдия представляла свои услуги. Она перевозила весь Дом на какую-либо сверхсекретную планету, о расположении которой знала лишь сама Гильдия. Такая планета и называлась Тупаиле.

Дом Ордос
14 Kb

Дом Ордос уходит корнями не в книги, а в компьютерные игры. Появившись однажды в “Dune II: The Building of a Dynasty”, он стал невероятно популярен в игровом сообществе дюнистов. Как признался продюсер игры, Дом Ордос был выбран как третья сторона в войне Атрейдесов и Харконненов. Первоначально хотели использовать Икс, но затем его заменили на Ордосов, которым привили техногенные черты Икса.

Таинственный Дом Ордос родом с холодной планеты Драконис IV, мира вечной зимы. Ордосы — наемники, им чужды благородство и проявление чувств. Этот Дом заботит лишь богатство и власть, на пути к которым ничто их не остановит. Ордосы предпочитают избегать открытых военных действий, их тактика — диверсии и скрытые операции.

Во главе Дома Ордос стоят экзекьютриксы — четыре существа, объединенные общим разумом. С внешним миром они контактируют через человекоподобного спикера.

37 Kb

Экзекьютриксы и спикер Ордосов.

Дом Атрейдес

16 Kb

История Дома Атрейдес уходит в далекое прошлое, во времена Батлерианского Джихада и Битвы за Коррин, в которой молодой офицер Атрейдес проявил редкую преданность будущему Императору и помог ему одержать безоговорочную победу. Фамилия династии восходит к имени древнего грека Атрея, а первый известный представитель носил имя другого героя — Агамемнон. По версии “Энциклопедии Дюны”, Агамемнон правил одним из округов Империи и был убит, защищая мыслящие машины. В книгах Брайана Герберта Агамемнон — киборг, который пытался отнять власть у компьютерного разума Омниуса.

Представители Дома Атрейдес известны благородством и несравненными лидерскими качествами. Еще отец Пола Атрейдеса, герцог Лето Атрейдес, вызывал страх и уважение у врагов и друзей. Дом Атрейдес имеет родственные связи с другими Великими Домами: дедом Пола Атрейдеса был Владимир Харконнен, а Лето I — кузен Императора Шаддама IV Коррино.

Герб Дома Атрейдес — красный ястреб, а родная планета — Каладан, водный мир с большими материками и развитым сельским хозяйством: каладанские вина и рис пунди известны во всей вселенной. После Великого Арракийского восстания главной планетой Дома стал Арракис, а Каладан перешел под чуткий контроль Леди Джессики.

16 Kb 25 Kb

Герцог Лето и Пол Атрейдесы.

Замок Каладан на одноименной планете.

Дом Харконнен

25 Kb

Извечный враг Дома Атрейдес, жестокий и беспощадный, а также богатый, Дом Харконнен обладает огромным влиянием в Ландсрааде. Ко времени Арракийского восстания Домом правил сиридар-барон Владимир Харконнен, прямой потомок Абулурда Харконнена, изгнанного за трусость после Битвы за Коррин. Тогда и началась великая вражда Домов: именно Атрейдес был причастен к изгнанию Абулурда. Харконнены вернулись к власти благодаря махинациям на рынке китовой шерсти, а позднее — Пряности планеты Арракис, которой они владели в течение восьмидесяти лет.

Младший брат Владимира Харконнена Абулурд отказался от своей фамилии и всех родовых прав. Взамен он принял титул графа и стал губернатором под-округа Раббан-Ланкивейл. Один из законных сыновей Абулурда — Фейд-Раута — был призван ко двору сиридар-барона и вернул себе фамилию Харконнен. В день Арракийского восстания Владимир и Фейд-Раута были убиты, а вместе с ними прекратил свое существование и Дом Харконнен. Так закончилась самая известная вражда Великих Домов.

Родовая планета Дома Харконнен — Гьеди Прайм. Ресурсы этого мира почти истощены, а огромную часть населения составляют рабы.

19 Kb 15 Kb

Фейд-Раута в исполнении Стинга.

Гьеди Прайм, родина Дома Харконнен.

16 Kb

Владимир Харконнен.

Дом Коррино

Правящий Дом Коррино занимал Трон Золотого Льва на протяжении десяти тысяч лет. Свою власть и титул Имперского Дома, а заодно и имя, династия получила в Битве за Коррин.

19 Kb

Дом Коррино не мог бы оставаться правящим без мощной военной поддержки. Ею стали легендарные и непобедимые сардаукары. Эти солдаты-фанатики Падишах-Императора воспитывались в настолько тяжелых условиях, что к 11-летнему возрасту из тринадцати человек умирало шестеро. Особое внимание в подготовке сардаукаров уделялось воспитанию жестокости и беспощадности, а также самоубийственного презрения к собственной жизни. В искусстве фехтования воины Императора были равны лучшим мастерам легендарной оружейной Школы Гинац, а по ловкости не уступали адептам Бене Гессерит. Сардаукар стоил десятка обычных солдат. Войску Дома Коррино могла бы противостоять лишь объединенная армия Великих Домов Ландсраада, которой не суждено было появиться из-за постоянных разногласий.

Столицей Империи, а также резиденцией Дома Коррино была планета Кайтейн. Другая планета, Салуса Секундус, откуда и происходил Имперский Дом, официально стала планетой-каторгой, а втайне там проходили подготовку сардаукары.

Ко времени Арракийского восстания вселенной правил Падишах-Император Шаддам IV, восемьдесят первый император в роду Коррино. У Шаддама было пять дочерей, но ни одного законного сына. После Восстания Муад’Диба Шаддам IV был вынужден отречься от престола и передать регентство своей дочери Ирулан, которую взял в жены Пол Атрейдес. Бывший Император отправился в изгнание на Салусу Секундус, где впоследствии и умер.

27 Kb 13 Kb

Император Шаддам IV и его дочь — принцесса Ирулан Коррино.

Замок Коррино на Салусе Секундус.

28 Kb

Столица старой Империи — планета Кайтейн.

КООАМ

32 Kb

Штаб-квартира КООАМ.

Финансы Империи находились под контролем компании КООАМ (Combine Honnete Ober Advancer Mercantiles — Картель негоциантов и перевозчиков товаров). Эта трансгалактическая корпорация подчинялась Императору и Великим Домам. Космическая Гильдия и Орден Бене Гессерит состояли в ней как партнеры, однако не имели права голоса. Каждый Великий Дом мечтал о директорском кресле в КООАМ или приличном проценте голосов в Директорате: корпорация была ключом к богатству. Великие династии могли нажить фантастическое состояние, пока их представители входили в правление компании. Директорское кресло передавалось от одного Великого Дома к другому и отражало политическое могущество Домов. КООАМ поддерживал устойчивый курс главной валюты Империи — солярия. КООАМ участвовал почти в любой торговле товарами — от лесоматериалов дл произведений искусства. Но самым дорогим товаром всегда была Пряность. Дом, который контролировал добычу Пряности на Арракисе, автоматически входил в Директорат компании. Практически все Великие Дома зависели от прибылей КООАМ, а огромную часть этих прибылей приносила Пряность.

Бене Гессерит

24 Kb

Сестры Бене Гессерит.

Школа ментально-физического тренинга, которая возникла после Батлерианского Джихада. Община Бене Гессерит состояла исключительно из женщин. Преподобные Матери Бене Гессерит умеют подавлять боль с помощью приемов прана-бинду, тайно передавать информацию, хранить память предыдущих поколений и подчинять волю другого человека. Возглавляет Общину Верховная Матерь, а остальные Сестры подчиняются ей беспрекословно.

У Бене Гессерит существует деление на “профессии”. Правдовидицы способны различать самую хитрую ложь, импринтеры могут соблазнить любого мужчину и добыть его семя для селекционной программы Бене Гессерит, селекционные куртизанки контролируют программу по созданию сверхчеловека Квисатц Хадераха. А специальный орган под названием Миссионария протектива насаждает веру гессериток в примитивных мирах.

17 Kb

Леди Джессика и ее наставница Преподобная Мать Гайя Елена Мохийам, глава Бене Гессерит во время событий «Дюны».

Фримены

18 Kb

Личная гвардия Муад’Диба — федайкины.

Жестокий и беспощадный Арракис воспитал в аборигенах Дюны закаленных воинов под стать имперским сардаукарам. В сражении на открытой местности последние проиграли фрименам с потерями семь к одному. Муад’Диб внес свою лепту в развитие бойцовских качеств пустынных жителей — создал обученный по методике прана-бинду отряд телохранителей-федайкинов.

Уровень единения внутри коммуны фрименов достигает невиданных высот. Например, они могут запросто угадать желания близких еще до их осознания. Фримены сторонятся и недолюбливают чужаков и выходцев из внешнего мира.

Многие тысячелетия фримены развивались самостоятельно и достигли невиданных высот в использовании Пряности и ее продуктов, создали специальные костюмы для выживания в пустыне, сумели приструнить самого Червя и создать полноценное общество со своей культурой. Дом Харконнен не сумел разглядеть в них потенциальных союзников, за что жестоко поплатился. А к концу правления Лето II Атрейдеса исчезли и фримены, оставив после себя лишь воспоминания да музейные экспонаты.

23 Kb

Фримены в пустыне.

Дюня в интернете

thedune.ru — “Дюна: Пряный мир”

arrakis.ru — “Dune — русский ресурс”

dune.mars-x.ru — “Пути Арракиса”

* * *

Мы не устанем повторять, что мир “Дюны” чрезвычайно велик и разнообразен. Здесь мы смогли рассказать только о самых главных силах Империи. Осталась за кадром вторая школа ментального тренинга — Орден ментатов, главные производители техники в Империи — Конфедерация Икса и Ричез, речь о которых пойдет в следующей статье. И уверяем вас, это лишь вершина айсберга, созданного бессмертным гением Фрэнка Патрика Герберта.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
02.01.2010, 11:38
Вселенная дюны – это смесь средневековья и космических технологий. Люди Великие Дома продолжают грызться за власть зачастую довольно простыми методами. Над всем этим стоит правящий Дом и законодательный орган и космическая гильдия…
Холодильник
№ 2
02.11.2012, 22:20
Писать про организации Дюны и ни словом не обмолвиться про Союз Икса и Бене Тлейлакс, но зато упомянуть кого-то там встречавшегося в компьютерных играх и к самому герберту никакого отношения не имеющего, это просто дикий позорняк автору.
Создаеться впечатление, что со вселенной Дюны автор знаком только по кино, играм и с чужих слов.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться