Google+
БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР МИРЫ. WARHAMMER FANTASY Луис Ройо — классик фантастической живописи
Версия для печатиВидеодром: Памяти Харольда Рэмиса
Кратко о статье: 24 февраля ушёл из жизни Харольд Рэмис. Давайте вспомним этого замечательного сценариста, актёра и режиссёра, который подарил нам очаровательные фантастические комедии — «Охотников за привидениями», «День сурка» и другие.

До свидания, доктор Спенглер!

ПАМЯТИ ХАРОЛЬДА РЭМИСА

Честно говоря, я не силён в технической части кинопроизводства. Кино — это совместный процесс, в него вовлечены все. Эти люди — операторы, гримёры, декораторы — профессионалы в своём деле, и я стараюсь не мешать им, а только разрешаю вопросы, если они возникают.

Харольд Рэмис

Когда мы слышим имя Харольда Рэмиса, вспоминаются либо «Охотники за привидениями» — пожалуй, самый весёлый фильм о паранормальном, либо смешная мистическая притча «День сурка». Этот человек внёс колоссальный вклад в искусство американской комедии, тогда ещё трогательной, душевной, умудрявшейся обходиться без скабрёзностей и пошлых гэгов. Он служил вдохновением для многих, кто не только смотрел комедии, но и снимал их или хотел стать комедийным актёром.

Считается, что режиссёр должен контролировать каждый чих на съёмочной площадке. Однако Рэмис, снявший и спродюсировавший более десятка фильмов и написавший сценарии ещё более чем для двух десятков, легко позволял себе этого не делать.

Учитывая, что четыре картины Рэмиса вошли в сотню лучших фильмов по версии Американского института кинематографии, подобная тактика себя более чем оправдала.

УРОКИ ЮМОРА

Его путь в кино был извилистым. Харольд Рэмис родился в Чикаго, в небогатой, но любящей и дружной еврейской семье. Вкус к хорошему юмору ему с детства прививал отец, который любил покритиковать комиков из телевизионных шоу: этот, мол, слишком примитивный, этот — чересчур сентиментальный, а вот у этого шутки хорошие, умные. С двенадцати лет Рэмис-младший подрабатывал в отцовском магазинчике, а в свободное время обожал смотреть кино.

В мультфильме «Тяжёлый металл» Рэмис озвучил зелёного инопланетянина Зика

В шестнадцать лет Харольд стал редактором школьного ежегодника, затем подрабатывал в рекламном отделе «Чикаго Трибьюн» и всерьёз намеревался стать копирайтером, когда неожиданно обнаружил у себя весьма неплохие вокальные данные. Он пел с фольклорным коллективом, в школьном и городском хоре и даже выступал вместе с Чикагским симфоническим оркестром. Когда Рэмис стал студентом Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе, он всё ещё не мог определиться, что же ему больше по душе — писанина или шоу-бизнес? К счастью, вскоре нашлось применение обоим его талантам: вместе со своим приятелем Майклом Шамбергом (который впоследствии стал кинопродюсером) Рэмис стал сочинять и исполнять пародии. «Среди моих друзей Харольд был самым просвещённым, — говорил о нём Шамберг. — Я всегда считал его забавным, но меня привлекали его ум, честность и невероятная душевность».

В юности Харольд дал клятву, что никогда не выберет работу, для которой надо переодеваться. К счастью, слово пришлось нарушить

После окончания учёбы Рэмис какое-то время «дрейфовал», занимаясь то тем, то этим. Целых семь месяцев он проработал в психиатрической больнице в Сан-Франциско, из чего, по его словам, извлёк весьма интересный жизненный опыт, который через много лет пригодился в работе над кино. Потом Харольд женился и вернулся с супругой в Чикаго, где работал внештатным сотрудником Chicago Daily News, а затем — автором юмористической страницы в чикагском Playboy. Благодаря знакомствам своего бывшего редактора Харольд попал на прослушивание комедийного скетч-шоу Second City («Второй город»). В нём начинали свою карьеру многие знаменитости, в том числе Джон Белуши, Майк Майерс и Мартин Шорт. Именно здесь Харольд повстречал Билла Мюррея и Айвена Райтмена, с которыми позже оказалась тесно связана его карьера.

Даже в таком талантливом окружении Харольд чем-то выделялся. Не то чтобы он был громче прочих, экстравагантнее или остроумнее... хотя был, конечно, но в своём интеллигентном духе. Харольд выделялся тем, что он был неформальным лидером, человеком, к которому можно было обратиться, чтобы решить творческие проблемы и сгладить мириады неизбежных маленьких конфликтов.

Айвен Райтмен

График работы у Рэмиса в те дни был изнуряющий: сорок часов в неделю на Playboy и шесть ночей в неделю — на Second City. Возможно, Харольда такой ритм жизни и устраивал, а вот его жену — нет. Поэтому он решил бросить всё и не возвращаться в шоу как актёр. Его заменил Джон Белуши, который поспособствовал тому, что Рэмиса пригласили в Нью-Йорк писать сценарий для нового проекта. К тому же Харольд стал одним из главных сценаристов Second City. А новые знакомые-комики всё время звали его принять участие в популярном шоу Saturday Night Live, и желательно в качестве сценариста. Рэмис же упорно отбивался от такой чести, ибо хорошо понимал, какой это на самом деле адский труд — делать эти ваши весёленькие развлекательные шоу.

Как говорят Рэмис и Эйкройд, слизь, источаемая призраками, это метафора негативной энергии, которую выделяют злые люди

Они поначалу просили меня присоединиться к ним, Джон (Белуши) даже настаивал на этом. Но в то время я уже был главным автором Second City и решил, что это было бы не очень хорошо. К тому же я знал, как они работали на Saturday Night Live: постоянно под давлением, на износ, и всё из-за высокой конкуренции. Они могли делать материал для шоу ночи напролёт. Словом, это было совсем не то, чем бы мне хотелось заняться.

Харольд Рэмис

УКРОЩЕНИЕ ПРИЗРАКОВ

В семидесятые Рэмис дебютировал в качестве киноактёра, снял свой первый фильм как режиссёр — комедию «Гольф-клуб» (Caddyshack, в некоторых переводах — «Мальчик для гольфа»), но получил известность прежде всего как сценарист. Он написал сценарии для двух комедий, которые поставил его коллега по Second City Райтмен: «Фрикадельки» и «Добровольцы поневоле». Сейчас названия этих фильмов знакомы разве что знатокам кино. Прорывом в карьере Рэмиса стали неподражаемые «Охотники за привидениями». В них Рэмис стал и сценаристом, и исполнителем одной из главных ролей — невозмутимого, но слегка рассеянного умника Игона Спенглера. Хотя поначалу сниматься он вовсе не планировал.

Рэмис не только снялся в обеих частях «Охотников за привидениями», но и озвучил Игона Спенглера в одноимённой игре

Первоначальный сценарий для «Охотников» написал Дэн Эйкройд (в фильме он сыграл Рэя Стэнтса) — звезда комедийных шоу и большой поклонник всего таинственного и паранормального. Историю о бравых ребятах, спасающих человечество от потусторонних чудовищ, Эйкройд долго и упорно пытался пристроить в Голливуде, но его довольно слабый сценарий никого не воодушевлял. До тех пор, пока в один прекрасный день про него не узнал Айван Райтман, которого идея зацепила. Правда, Райтман тоже считал, что в текущем виде сценарий никуда не годится. Чтобы привести его в порядок, он обратился за помощью к своему старому знакомому, Рэмису. Тот приступил к работе над сценарием, а Райтман в это время начал подыскивать исполнителей главных ролей. Процесс шёл туго: изначально Эйкрод создавал роли под себя и Джона Белуши, но ещё до начала съёмок тот умер от передозировки наркотиков. Два других актёра, которые должны были сниматься в фильме — Эдди Мёрфи и Джон Кэнди, — отказались от участия в проекте, и им требовалось срочно найти замену. На роль Питера Венкмана пробовались Майкл Китон и Чеви Чейз, но в итоге в неё идеально вписался Билл Мюррей. А вот Игона Спенглера всё никак не могли подобрать, хотя среди претендентов были и Кристофер Уокен, и Кристофер Ллойд. Никому из актёров не удавалось перевоплотиться в того самого Игона, которого представляли себе режиссёр и автор сценария. В итоге Рэмис, который буквально сроднился с персонажем, когда писал сценарий, вызвался сыграть его сам.

Но если бы кастинг и сценарий были единственными проблемами проекта! Сложность заключалась ещё и в том, что на работу над фильмом кинобоссы, скрипя зубами, дали всего год и 25 миллионов долларов. Плюс ко всему вдруг выяснилось, что некому делать спецэффекты. На тот момент все студии были заняты: снимались одновременно «Дюна», «Возвращение джедая», «Индиана Джонс» и «Звёздный путь: Гнев Хана». Когда решение проблемы было наконец найдено, обнаружилось, что к имеющемуся бюджету надо бы накинуть ещё миллионов пять. Скрежет зубовный стал ещё нестерпимее: денег дали, но с требованием, чтобы фильм вышел в прокат как можно скорее. Что и произошло в июне 1984 года, всего через несколько месяцев после окончания съёмок.

В «Дне сурка» сам режиссёр снялся в роли второго плана — он сыграл врача, который обследовал застрявшего во временной петле метеоролога. Кроме того, одним из авторов забавной песенки «Метеоролог» (Weatherman), прозвучавшей в фильме, тоже был Рэмис

С тех пор поучительную историю о том, что бывает, если лишить учёных финансирования на их специфические исследования, посмотрел, наверное, каждый. «Охотники за привидениями» стали самым кассовым фильмом в карьере Рэмиса, заработав в общей сложности почти 300 миллионов долларов в мировом прокате, при том что бюджет фильма был в 10 раз меньше.

Для сравнения, «Охотники за привидениями 2» с несколько большим бюджетом — в 37 миллионов — собрали в полтора раза меньше. Харольд и его коллеги первоначально не хотели делать этот сиквел — для них история была закончена на первом фильме, и снимать второй стоило разве что ради денег и воссоединения друзей. Успех удалось повторить лишь отчасти — чувствовалось, что фантазия и чувство юмора уже отказывают и Рэмису, и Эйкройду. Чего стоит хотя бы главный злодей: в первом фильме им был уморительный зефирный человечек (вернее, человечище!), а во втором — угрюмый упырь, да и тот нарисованный.

САМЫЙ ДУХОВНЫЙ ФИЛЬМ

Но подлинным magnum opus Рэмиса стали не «Охотники», а поставленный им в 1993 году по собственному сценарию «День сурка». После премьеры режиссёра буквально начали преследовать приверженцы религиозных культов всех мастей и просто психопаты, увидевшие в истории застрявшего в одном дне метеоролога Фила Коннорса некое божественное откровение (хотя вероятнее всего — свою собственную жизнь).

К тому времени, как началась работа над этим фильмом, в жизни самого режиссёра успело произойти много интересного: он развёлся с женой, отказался от вредных привычек, снова женился и начал проникаться философией буддизма. В 1991 году Рэмис вместе с коллегой Дэнни Рубином закончил работу над сценарием, который впоследствии ещё не раз менялся. Так, в первоначальной версии повествование было нелинейным и начиналось сразу на середине, а главное — давалось объяснение, как Фил попал во временную петлю (его прокляла ревнивая подружка). К тому же по первоначальной задумке герой провёл в Дне Сурка десять тысяч лет, а в итоговой версии говорится всего о десятилетии (впрочем, сам Рэмис полагает, что Фил ошибся и на самом деле действие продолжалось в три-четыре раза дольше).

День сурка был неприметным местным праздником до того, как Рэмис и Мюррей прославили его на весь мир и озолотили туриндустрию города Панксатони. По иронии, сам фильм снимался в Вудстоке

На главную роль Рэмис пригласил своего товарища по «Охотникам» Билла Мюррея, отвергнув Джона Траволту и Тома Хэнкса. О чём, вероятно, впоследствии не раз пожалел: отношения у них были сложные, актёр всё время капризничал и вообще вёл себя непредсказуемо, так что на съёмочной площадке его называли за глаза не иначе как «Мюрраган» («Murricane»). Рэмис терпел. Даже несмотря на то, что после съёмок фильма они с Мюрреем перестали общаться и не разговаривали одиннадцать лет, режиссёр всегда очень тепло о нём отзывался. Причём, как ни странно, поссорились они из-за того, что именно Харольд хотел сделать «День сурка» более комедийным, а Билл — впихнуть в него побольше философии.

Удалось и то, и другое. Фильм получился довольно смешным, очень душевным и при этом давал зрителям пищу для размышлений. Спустя много лет «День сурка» буквально по косточкам разложили психоаналитики, написав по нему массу многостраничных монографий о нарциссических защитах и характерологических дилеммах. Нетрудно понять, почему у них возникли такие идеи — в первой половине фильма неподражаемый Мюррей сыграл ещё того циника и эгоиста. Высоколобые и духовно богатые критики «День сурка» тоже оценили, тогда как тех же «Охотников» некоторые из них холодно величали «местами комедией». Сам Рэмис получил за картину больше премий, чем за всю предыдущую жизнь: награду Британской киноакадемии за лучший оригинальный сценарий и две премии «Сатурн» — как лучший режиссёр и опять же за лучший сценарий.

КОМЕДИЯ С МОЗГАМИ

Рэмис любил подчёркивать, что его кино предназначено нести миру разумное, доброе и вечное: «Я никогда не буду снимать пошлости. В своих фильмах я всегда стараюсь задавать философские вопросы и отстаивать моральные ценности. В них всегда должно быть что-то полезное для зрителя». Кроме того, он старался предостеречь коллег по цеху от фатальных ошибок: «Когда я был начинающим режиссёром, я часто делал комедии для широкой аудитории. Но есть разница между комедией для широкой аудитории и примитивной комедией». Какая жалость, что эти строки вряд ли прочтут создатели некоторых отечественных фильмов!.

«Терпеть не могу кастинги, — говаривал Рэмис. — Если хотите пригласить меня сыграть где-нибудь, просто позвоните!»

Как уже было сказано в самом начале, Рэмис никогда не держал съёмочный процесс под строгим контролем. Всё необходимое для съёмок, включая сценарий, он хранил в своей голове, и друзья, приходившие к нему на площадку, каждый раз этому удивлялись. Для своих фильмов Рэмис всегда старался отснять материала с избытком, чтобы иметь возможность эффективнее редактировать отснятое и заполнять пробелы в сюжетной линии.

Почти все его фильмы так или иначе находили путь к сердцам зрителей. Правда, повторить успех «Охотников за привидениями» и «Дня сурка», к сожалению, не удалось ни одной другой его комедии, хотя у некоторых из них были любопытные задумки. К примеру, фантастическое «Множество» рассказывало о представителе «офисного планктона», который, чтобы везде успевать, обзавёлся десятками клонов, а мистическая комедия «Ослеплённый желаниями» оригинально обыгрывала тему сделки с дьяволом. Пожалуй, самой большой удачей Харольда после «Дня сурка» стал фильм «Анализируй это» с участием самого Роберта Де Ниро — остроумная пародия на гангстерские фильмы. С другими жанрами Рэмису не везло: когда он для разнообразия снял не комедию, а нуарный триллер «Ледяной урожай», тот провалился в прокате.

В последние годы ходило много разговоров о продолжении продолжения знаменитых «Охотников» — с этой идеей носился в первую очередь Дэн Эйкройд. Но, видимо, что-то не то было у проекта с кармой, а может, Вселенная пыталась подать творцам сигнал, чтобы не искали добра от добра. Впервые о возможности возродить или перезапустить серию заговорили ещё в 2009 году, и с тех пор дело не сдвинулось с мёртвой точки: ни финансирования, ни окончательного сценария до сих пор нет, Билл Мюррей отказался возвращаться в проект, а недавно и режиссёр Айвен Райтман объявил, что не будет снимать фильм. Рэмис против участия в «перезагрузке» не возражал, но... судьбе было угодно распорядиться иначе.

Последним фильмом Рэмиса(в центре) была «доисторическая» комедия «Начало времён» с Джеком Блэком (справа). Увы, она оказалась одной из самых слабых его работ

Из-за редкого заболевания, аутоимунного васкулита, одолевшего его в 2010 году, Харольд практически потерял возможность передвигаться. После курса лечения болезнь отступила, но, как оказалось, ненадолго: через год осложнения начались вновь. Рэмис мужественно сражался с болезнью ещё несколько лет. Он умер у себя дома в Чикаго, не дожив одного года до семидесяти.

***

По первоначальной задумке, в третьей части «Охотников за привидениями» подряхлевшие герои, которые устали, кряхтя от ревматизма, гоняться за шустрыми привидениями, ищут себе замену. Теперь, после смерти Рэмиса, ещё не готовый сценарий придётся писать заново. Что останется в итоге от оригинальной задумки, учитывая всё, что произошло за последние годы с актёрами и режиссёром фильма, — непонятно. Стоит ли того будущий шедевр — тоже. Но так уж принято в Голливуде: доить корову, пока не сдохнет, а если сдохнет, попытаться выжать хоть немного из трупа, пока призрак коровы не начнёт являться кино-боссам в кошмарах. Кстати, если у вас проблемы с призраками, вы знаете, кому звонить!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться