Google+
Вселенная Mortal Kombat артур кларк MASHUP ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Версия для печатиВрата Миров: Некроманты в фэнтези
Кратко о статье: В древней Греции некромантией называли всего-навсего способ гадания, пусть и с обращением к духам и призракам. Впоследствии смысл термина изменился, и в современном понимании некроманты — истинные повелители мёртвых.

Повелители мёртвых

НЕКРОМАНТЫ

Учебник некромантии. Глава первая: «Как пользоваться лопатой».

Анекдот

Слово «некромантия» буквально означает «прорицание с помощью мёртвых». Исторически так называли то, что сейчас зовут скорее спиритизмом. Во все времена существовали маги и колдуны, обращающиеся за помощью к мёртвым, даже если отношение общества к этому было резко негативным. Некромантами звали себя доктор Фауст и граф Калиостро. А в тех мирах, где магия более очевидна, чем в нашем, некроманты тоже куда могущественнее и могут получить от мёртвых не только совет.

НЕКРОМАНТЫ ДРЕВНОСТИ

Слово «некромантия» родом из древней Греции. Там, как и в Риме, эта магическая (а точнее, гадательная) практика была вполне респектабельной и одобряемой на государственном уровне. Жрецы-некроманты впадали в транс, общались таким образом с мёртвыми и отвечали на вопросы пришедших в храм. Гораций и Цицерон упоминали некромантию мимоходом, как нечто само собой разумеющееся. Немало некромантов было и в соседних странах. Страбон в своей «Географии» писал, что некромантия широко распространена в Персии, Вавилоне, среди халдеев и вообще, кажется, по всей Ойкумене. Первое подробное описание того, как древние греки вызывали мёртвых, дано в «Одиссее» — среди прочего, этот ритуал включал в себя множество жертв, как относительно безобидных вроде вина и муки, так и кровавых, не говоря уже об обещании принести впоследствии жертвы куда более существенные, вплоть до гекатомбы — жертвы из ста быков (на деле, правда, так называли любое количество жертвенных животных от двенадцати до ста). Кстати, античные народы, в отличие от многих других, полагали, что после смерти люди знают немногим больше, чем при жизни. Овидий в «Метаморфозах» описывал даже особое место в загробном мире, куда души сходятся, чтобы посплетничать. А вот на востоке (в Вавилоне, например) зачастую считали, что мёртвым известно всё. При этом в Древнем Египте, несмотря на окружающий его ореол тайны, никакого вызова духов и уж тем более подъёма трупов никогда не практиковали — мёртвых уважали и к ним не приставали. Многочисленные же мумии из разнообразных книг, игр и фильмов (от «Номера 249» Артура Конана Дойла и классического фильма ужасов 1932 года до какой-нибудь самой последней «Мумии») оживали и оживают исключительно по собственной воле.

Стоит отметить, что воскрешение мёртвых, описанное во множестве священных текстов, принадлежащих самым разным религиям, никакого отношения к некромантии не имеет: это божественное чудо, а не чёрная магия.

Некроманты предсказывают будущее по крови человека или животного, наблюдая, как она сказывается или свёртывается. Они знают, что демоны любят кровь, то есть её пролитие.

Генрих Крамер, Якоб Шпренгер «Молот ведьм»

Разумеется, средневековые маги тоже практиковали некромантию (любопытно, что в средневековых текстах вместо слова «некромантия» зачастую встречается искажённый вариант «нигромантия», то есть просто «чёрная магия»). Но она была сплавлена с демонологией, астрологией, каббалой и многими другими магическими науками и представляла собой всего лишь раздел тёмных искусств — да и необязательно тёмных. В «Декамероне» Боккаччо встречается упоминание некроманта, нанятого, чтобы... «разбить в январе сад, такой же красивый, как в мае». Так что иногда некромантами именовали вообще любых колдунов.

Прорицание вёльвы. Один тоже не брезговал обращением к мёртвым

Самыми знаменитыми некромантами считаются Джон Ди и доктор Фауст, — но этим двоим чего только не приписывали. В 1834 году Уильям Годвин опубликовал биографии чародеев всех времён (включая Жанну д’Арк, Джона Ди и доктора Фауста) под названием «Жизни некромантов». Термин «некромантия» был использован в смысле «тёмная магия».

Известен ряд книг по некромантии — например, «Мюнхенское руководство по некромантии», De Nigromancia Роджера Бэкона, «Шестая книга Моисея»; есть кое-какие сведения о ней и в других гримуарах (сборниках заклинаний и прочих магических рецептов), включая знаменитый «Ключ Соломона». Там описываются сложнейшие ритуалы и заклинания, порой требующие жертвоприношений, в том числе и человеческих. Ритуалы зависят от времени суток, от фазы луны, от расположения солнца. Как ни странно, довольно часто используется христианская символика, призывы к богу и ангелам. Бывают и совсем неаппетитные требования — например, выложить круг из полосок невыделанной кошачьей шкуры.

Из речей человеческих глупейшими должны почитаться те, что распространяются о суеверии некромантии, сестры алхимии. И тем более заслуживает она упрёков в сравнении с алхимией, что не производит никакой вещи, кроме ей подобной, то есть лжи.

Некромантия эта, знамя и ветром развеваемый стяг, есть вожак глупой толпы.

Леонардо да Винчи «О ложных науках»

Первое упоминание о некромантии, как мы понимаем её сейчас, встречается в скандинавской «Саге о Хрольве Жердинке и его витязях». Однажды Хрольв сошёлся в бою с войском королевы Скульд, которая была величайшей колдуньей и со стороны матери происходила от альвов. Когда её воинов убивали, они вставали снова. Хрольв и все его люди пали в этом бою, — потому что «ужасно иметь дело с мёртвыми, и не было у них сил противиться им».

Однако постепенно магия выходила из моды, сменяясь наукой. В салонах она существовала ещё очень долго (и, по большому счёту, существует до сих пор), а вот воспринимать её всерьёз постепенно перестали.

Уиджа, доска для разговора с мёртвыми

Некромантия окончательно стала частью тёмной магии, потеряв всякую связь с истоками. Знаменитый оккультист XIX века Элифас Леви называл некромантию «методом оживления астральных тел», а чуть позднее появился спиритизм. Формально он был религиозной доктриной, в основе которой лежала вера в посмертную жизнь, возможность пообщаться с духами умерших и призвать их в физический мир. «Мир духов» в понимании спиритистов сильно отличался от христианских рая и ада и состоял из неких «сфер», по которым души должны были подниматься, постепенно очищаясь. Предусматривалась также возможность реинкарнации на других планетах. Но метафизический и религиозный аспекты спиритизма не заинтересовали практически никого, — а вот сеансы разговоров с мёртвыми, доступные кому угодно, быстро стали безумно модным светским развлечением, и приспособления для спиритических сеансов превратились в изящные аксессуары.

На данный момент некромантия якобы существует. В интернете очень легко найти форумы начинающих и не очень некромантов, с упоением обсуждающих ритуалы вызова мёртвых. Но относиться к ним серьёзно очень трудно: похоже, что живой психолог пригодился бы этим «специалистам» значительно больше покойных слуг.

НЕКРОМАНТИЯ И ХРИСТИАНСТВО

В Библии некромантия упоминается несколько раз, и обычно неодобрительно. Второзаконие утверждает, что «вопрошающий мёртвых» «мерзок пред Господом», а книга Левит призывает просто забивать таких людей камнями. Зато в Первой книге царств рассказывается, как царь Саул обращается к волшебнице, которая вызывает дух пророка Самуила, чтобы узнать исход предстоящей битвы.

Впоследствии эту историю толковали очень по-разному. Иоанн Златоуст считал её подлинной, а Тертуллиан утверждал, что волшебница вызвала всего лишь демона, но никак не дух пророка. При этом такой авторитетный деятель, как отец церкви Григорий Богослов, упоминал некромантов как объективную реальность и писал, что они убивают девственниц и приносят в жертву вырезанные у них внутренности.

В Средние века официальная позиция церкви относительно некромантии была весьма негативной. В «Молоте ведьм» дана прекрасная формулировка: «Пусть никто не думает, что это допустимо, если об этом рассказано в Священном Писании». «Молот ведьм» уделяет некромантии довольно много внимания, называя её «родом предсказаний, имеющих целью вызывание умерших и беседу с ними». Приписываются некромантам и другие способности. Но в том же труде приводится очень любопытное замечание: «Когда некроманты вызывают усопших, то демоны появляются вместо них и отвечают вместо них на вопросы». То есть в оживление мёртвых средневековые европейцы официально не верили.

Николай Ге «Саул у Аэндорской волшебницы»

ИСТОРИЯ О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ

Доктор Фауст — легендарный персонаж, учёный, заключивший союз с дьяволом ради знаний, богатства и мирских наслаждений. Впрочем, был у него и реальный прототип. Как сообщает «Исторический лексикон», в 1490 году в городе Книтлингене родился некий Иоганн Фауст. Имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, числится в списках Гейдельбергского университета за 1509 год, — хотя иногда говорят, что он учился магии в Кракове, где её преподавали открыто. В любом случае, он занимался знахарством, алхимией и составлял гороскопы. Легенды о нём (порой рифмованные) появились ещё при его жизни, но были они совсем не грозными и больше походили на анекдоты:

«Выехал Фауст, держась за бока, Из Ауэрбаховского погребка, Сидя верхом на бочке с вином, И это видели все кругом. Постигнул чёрную магию он И чёртом за это был награждён».

Сам же Фауст называл себя «философом из философов» и придумал себе пышный титул «магистр Георгий Сабелликус Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант». В письме аббата Шпонгеймского монастыря Иоганна Тритемия упоминается, что «явившись в Вюрцбург, он [Фауст] не менее самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет, что он сам берётся в любое время и сколько угодно раз совершать всё то, что совершил Спаситель». Говорили, что Фауст пользовался покровительством мятежного имперского рыцаря Франца фон Зиккенгена и князя-епископа Бамбергского и что его всегда сопровождал «пёс, под личиной которого скрывался дьявол».

Несмотря на бешеные амбиции и окружающие его имя легенды, ничего выдающегося Фауст не совершил. Был школьным учителем, пытался преподавать в паре университетов (неудачно), составлял гороскопы, занимался алхимией. Умер он около 1536 года в Штауфере (Брайсгау).

Но рассказы о Фаусте были записаны, и в 1587 году франкфуртский издатель Иоганн Шпис выпустил книгу «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике». В ней рассказывалось об учёном, который заключил договор с дьяволом, чтобы узнать, «что движет миром и на чём держится этот мир», вызывал древних героев и философов и даже живую Елену Прекрасную (с ней у чародея был роман). Перед смертью Фауст раскаялся, но это его не спасло — дьявол утащил душу некроманта в преисподнюю. С этой книги и началась история легендарного доктора Фауста, как мы её знаем, — правда, по большей части благодаря Иоганну Вольфгангу Гёте.

Доктор Фауст авторства Рембрандта

АСТРОЛОГ КОРОЛЕВЫ

Доктор Джон Ди — личность весьма многогранная. Доверенное лицо Елизаветы I, придворный астролог, владелец самой большой библиотеки в Британской империи, математик, переводчик Евклида, картограф, астроном, архитектор, навигатор, изобретатель телескопа, основатель Британского музея... Таланты его были признаны во многих европейских столицах. Российский царь Фёдор Иоаннович предлагал ему должность придворного медика, при пражском дворе Рудольфа Второго, императора Священной Римской империи и «Короля алхимиков», доктор Ди провёл три года, а польского короля учил основам каббалы. Джон Ди очень серьёзно относился к оккультной философии и магии и немало времени отдавал тайным наукам: каббале и нумерологии, алхимии, астрологии, гаданию...

Неизвестно, где и когда Джон Ди познакомился с медиумом и фальшивомонетчиком Эдвардом Келли, но они вместе создали целую магическую каббалистическую систему, названную Енохианской магией (по имени пророка Еноха, который был вознесён на небо живым). Магия эта позволяла им общаться с ангелами и духами мёртвых. Эти духи якобы научили Джона Ди некоему тайному языку — «енохианскому», или «ангельскому», — на котором до грехопадения говорил Адам и на котором алхимик писал свои дневники (сейчас некоторые учёные считают его первым искусственным языком, полагая, разумеется, что он был просто сконструирован Ди). Магический кристалл, якобы подаренный доктору Ди ангелом Уриэлем, до сих пор хранится в Британском музее.

Джон Ди и Эдвард Келли вызывают дух мертвеца

ЗАКЛИНАТЕЛИ ТРУПОВ

Помимо странных современных «магов», медиумов XIX века и античных жрецов существуют и другие некроманты. Те, которые переселились в многочисленные фэнтези-миры, не забыв прихватить с собой самые таинственные гримуары и зловещие ритуалы.

Некромантия в фэнтези — магия исключительно чёрная, часто связанная с продажей души местному аналогу дьявола и массовыми человеческими жертвоприношениями. Это, в общем, понятно: словом «некромант» сейчас обозначается маг, который может оживлять мёртвых. Не полноценно, конечно; чаще всего в результате тёмного ритуала появляется не живой человек, а способный двигаться и иногда кое-как мыслить мертвец. Согласитесь, использовать такую магию в добрых целях малореально.

Ну разве что какой-нибудь фэнтези-сыщик может допросить преступника, убитого при задержании (хотя в повести «Понедельник начинается в субботу» Стругацкие упоминают, что юридической силы показания призраков не имеют, — но ведь законы в разных мирах разные). Так что в принципе не-тёмный маг тоже может владеть некромантией, но это явно будет не основная и не единственная его специализация. Помимо подъёма трупов, некроманты иногда занимаются общением с призраками и прочими видами нежити, а заодно магией крови.

Типичный представитель. Некромант из игры Diablo 2

Первой ласточкой стоит назвать, наверное, рассказ Кларка Эштона Смита «Империя некромантов», опубликованный в 1932 году. Некроманты там вполне современные, окружённые армиями скелетов, мумий и зомби. В романе Алистера Кроули «Лунное дитя» протагонисту противостоят некроманты, связанные с организацией чёрных магов — «Чёрной ложей». Чуть позже появился малоизвестный Некромант из Дол-Гулдура, мимоходом упоминающийся в «Хоббите». Потом он превратился в Саурона. Непонятно только, занимался ли Саурон оживлением мёртвых (назгулов, например) или Толкин использовал это слово в значении «тёмный маг». Вообще же в «классическом» фэнтези с королями и драконами некромантов довольно много.

Есть некроманты и чуть менее типичные. Например, Анита Блейк, героиня романов Лорел Гамильтон, — некромант по профессии. Правда, там это называется «аниматором». Мертвецы, поднятые аниматором, — зомби, которые не имеют сознания, подчиняются поднявшему их магу и разлагаются, если не кормить их мясом. Необязательно человеческим. Интересно, что в мире Аниты Блейк показания мертвецов как раз имеют юридическую силу, и её клиентами часто становятся нотариусы и адвокаты.

Дэккион, бывший паладин, ставший личем — мёртвым магом-некромантом. Кадр из мультсериала «Подземелье драконов» 1983–1985 годов

Серия романов Гарта Никса о Старом королевстве описывает мир, разделённый Стеной. К югу от Стены лежит обычная человеческая страна, похожая на Европу начала XX века. На севере расположена земля магии, Старое королевство. На севере не работает техника, а на юге магия. Но есть в этом мире ещё и река — царство Смерти. Только некроманты могут войти туда и вывести кого-нибудь наружу. В этих на первый взгляд штампованных романах интересно то, что главный герой Аборсен — некромант, защищающий царство жизни. Едва ли не уникальная ситуация.

В мире «Гарри Поттера» некромантия упоминается как «разновидность магии, никогда не приносящая желаемых результатов» (встречаются там и зловредные оживлённые мертвецы под странным названием «инферналы»). Один из главных героев книги Ольги Громыко «Верные враги» — некромант (продолжение так и называется — «Капкан для некроманта»). В цикле Алексея Пехова «Ветер и искры» некроманты Сдиса — заметная политическая сила. Одна из войн в этом мире даже называлась Войной Некромантов. Перечислять всякие иронические и не очень фэнтези-романы с названиями типа «Правила прикладной некромантии» и «Записки провинциального некроманта» можно бесконечно — впрочем, нужно ли?

С фильмами всё обстоит несколько однообразнее и печальнее. Да, некромантов в них немало, но все они совершенно одинаковые. Конечно, едва ли не в любом фэнтези-фильме и мульфильме тёмный маг не откажет себе в удовольствии оживить мертвеца-другого и попытаться с их помощью завоевать мир. Особенно часто это происходит в сериалах о разных охотниках за нечистью и агентах ФБР, имеющих дело с паранормальными явлениями.

Оно и понятно — к сотой серии фантазия сценаристов обычно заканчивается, и вдохновение черпается уже из любого фольклора. Поэтому и братья Винчестеры (сериал «Сверхъестественное»), и агенты Малдер и Скалли («Секретные материалы»), и вампиры Ангел и Спайк («Ангел»), и парочка из «Настоящей крови» — все они рано или поздно сталкиваются с ожившими мертвецами и их создателями.

Тулса Дум, маг-некромант, противник Конана-варвара в одноимённом фильме, а также в книгах и комиксах. Правда, в оригинальном тексте сказано, что лицо у него похоже на череп... А ещё он умеет превращаться в змею и прожил уже примерно тысячу лет

Очень редко, но встречаются чуть более оригинальные персонажи-некроманты. Например, в аниме «Король-шаман» действует персонаж по имени Иоганн Георг Фауст VIII, далёкий потомок того самого легендарного доктора Фауста. По призванию он врач, и притом очень талантливый. В детстве Фауст познакомился со смертельно больной пациенткой отца, Элизой, и выучился на врача специально, чтобы её вылечить. У него получилось — и они поженились. Но Элизу убили, и Фаусту пришлось в срочном порядке (всего за восемь лет) овладеть некромантией. В этом ему помогли работы и дневники знаменитого предка. А теперь Фауста защищает скелет погибшей возлюбленной с косой в руках.

Один из некромантов самой распространённой коллекционной карточной игры Magic: The Gathering

В общем, в кинематографе и на телевидении некроманты по большей части персонажи второстепенные и в какой-то мере вторичные. Ни одного фильма, в котором некромант был бы главным героем, обнаружить не удалось. А облик этих некромантов пришёл из более проработанных фэнтези-вселенных — игровых.

В самой известной ролевой вселенной Dungeons & Dragons некроманты — магическая «специализация», особый набор заклинаний для класса «волшебник». В принципе, клирики тоже могут владеть магией смерти, но с точки зрения правил к некромантам они не относятся. Некромантия — одна из восьми школ магии, манипулирующая жизненной силой. Некромант из D&D может, например, наслать на противника ужас или пленить душу умершего врага, чтобы никто не смог его воскресить. При этом некромант вынужден отказаться от одной или двух — в зависимости от редакции правил — оставшихся школ магии. В редакции 3.5 появился базовый класс «Жуткий некромант». Его представители знакомы с некромантией гораздо ближе, чем обычные волшебники или жрецы бога смерти. Все доступные этому классу заклинания связаны со злом, страхом и нежитью. Существуют и дополнительные классы (так называемые престиж-классы), тоже имеющие некоторое отношение к некромантии, — к примеру, барды, песни которых могут упокоить нежить. Есть у некромантов в D&D и свой божественный покровитель — Нерулл, Король мрака.

В Забытых королевствах (Forgotten Realms), одном из сеттингов вселенной D&D, живут Красные волшебники Тэя, истинные правители этой земли. А самый влиятельный из них — некромант Сзасс Тэм. Сам он предпочитает оставаться невидимым, а приказы его выполняют армии нежити во главе с генералами-вампирами. Вполне вероятно, что когда-нибудь ему будет принадлежать весь Тэй.

Во вселенной Мира тьмы (Vampire: The Masquerade) существует целый клан вампиров-некромантов — клан Джованни, возникший в Италии в эпоху Возрождения. Практикуемая ими некромантия делится на так называемые «пути»: Путь склепа, Путь кости и Путь праха. Самые простые из заклинаний позволяют заглянуть в глаза мертвеца и узреть последнее, что он видел перед смертью, или вызвать призрака — правда, только для разговора. Более могущественные некроманты могут поднять армию зомби, прогуляться по загробному миру или ударить призрака.

Девушка-зомби, которая очень зла на весь мир и убивает любого, кто когда-то чем-то её задел. Кадр из сериала «Сверхъестественное»

Знаменитая стратегическая игра World of Warcraft тоже не обошлась без некромантов. Здесь это люди, орки или даже эльфы, заключившие сделку со смертью и отказавшиеся от собственной души. Некроманты невосприимчивы к магии смерти и заклятиям, контролирующим разум, они не стареют и не нуждаются в сне, их невозможно отравить, но зато они могут сами постепенно стать нежитью. Большинство некромантов служит Королю-личу.

В игре Heroes of Might and Magic Некрополис — одна из фракций. Здешние некроманты — магическая секта, поклоняющаяся Изначальному дракону порядка. Жизнь у некромантов суровая, никакие чувственные удовольствия у них не одобряются, люди в их городах разговаривают шёпотом. Зато некроманты могут после боя обратить павших солдат противника себе на службу. В Diablo 2 некромант — один из базовых классов, имеющий три пути развития: путь призыва, путь проклятья и путь яда и костей. Первый путь — это вызов скелетов, големов и монстров, второй, соответственно, насылание проклятий (обычно несмертельных), ну а третий — разные специфические навыки от взрыва трупов до выращивания костяных стен. Есть некроманты и в Elder Scrolls, и в Ravenloft, и в «Аллодах», и в Ultima Online... да практически в любой компьютерной игре с соответствующим антуражем.

НЕЯСЫТЬ

Некромантия есть умение обращать свою силу на связь с отзвуками, сиречь с тенями усопших, равно как и с теми, кто не нашёл успокоения и чья плоть, понуждаемая порывами дикой силы, поднимается из могилы для мщения всему белому свету...

Основа основ в этом ремесле — зло. Не абстрактное Зло с большой буквы из философских трактатов, а самое обычное, земное — причинение боли, например, тому, кто слабее тебя. Древние не зря такое большое внимание уделяли человеческим жертвоприношениям, ибо с их помощью можно осуществить поистине великие заклятия; многие шаманы прошлого вошли в хроники именно благодаря тем гекатомбам жертв, которые они воздвигали ради осуществления своих замыслов. Без эманации страданий, мучений и страха живых существ некромант куда как слаб.

Ник Перумов «Рождение мага»

Помимо странных современных «магов», медиумов XIX века и античных жрецов существуют и другие некроманты. Те, которые переселились в многочисленные фэнтези-миры, не забыв прихватить с собой самые таинственные гримуары и зловещие ритуалы.

В одном из эпизодов сериала «Мерлин» Моргана ле Фэй воскрешает из мёртвых сэра Ланселота — чтобы он отвлёк на себя Гвиневру, расстроив тем самым её свадьбу с Артуром, и Моргана сама стала бы королевой Камелота

До сих пор в этой статье среди знаменитых и не очень магов практически не упоминались некроманты, созданные русской культурой. Тем не менее они всё-таки есть. И имя самого знаменитого из них известно, наверное, всем.

Центральный персонаж одного из самых популярных русскоязычных фэнтези-циклов «Летописи разлома», созданного Ником Перумовым, — некромант. Впервые он появляется в романе «Алмазный меч, деревянный меч», а цикл «Хранитель мечей» посвящён ему целиком и полностью.

Некромант из Dungeons & Dragons

Молодой Кэр Лаэда

Кэр Лаэда, Неясыть, Фесс родился в Долине магов, маленьком уютном мирке, где живут самые могущественные из смертных волшебников. Кэр Лаэда был сыном боевого мага, но родители его погибли при усмирении восстания безумных богов, так что воспитывала мальчика тётушка. Подростком, не закончив обучения в магической академии Долины, он сбежал из дома в мир под названием Мельин, где вступил в организацию шпионов и наёмных убийц — Серую Лигу. Там он и получил имя Фесс, под которым стал известен большинству читателей. Фесс случайно оказался в центре борьбы между Императором и магами Радуги, завладел двумя могущественными артефактами — Алмазным и Деревянным мечами, столкновение которых на поле боя грозило ужасающим катаклизмом всем мирам, — и ценой собственной жизни унёс их в Междумирье.

Молодые боги вернули юношу к жизни и отправили в мир под названием Эвиал. В ходе перемещения Фесс на всякий случай заблокировал собственную память — чтобы никто не смог узнать от него о мечах. Поэтому в Эвиале он не вспомнил даже собственного имени. Со временем его нарекли Неясытью.

Юноша по имени Неясыть поступил в знаменитую Академию высокого волшебства в Ордосе — на факультет малефицистики, где уже много лет никто не учился, да к тому же на специальность «некромантия». Ещё во время обучения он сумел остановить вызванный мистическими причинами мор, а выпускной экзамен сдал досрочно, став единственным человеком-некромантом в Эвиале за последние много сотен лет.

Поскольку в Эвиале мёртвые время от времени оживали целыми кладбищами, работу по специальности выпускник нашёл очень быстро.

Живые мертвецы, называемые также неупокоенными, в Эвиале довольно странные. Сначала они просто встают из могил, но если процесс не остановить, из мёртвых тел постепенно образуются чудовища, немного похожие на собак, — костяные гончие. Если же подождать ещё некоторое время, не предпринимая никаких мер, трупы увеличатся в размерах, обрастут новой плотью и превратятся в ужасных монстров — костяных драконов. К счастью, подобное случается не чаще чем раз в сотню лет.

Однако Неясыть довольно быстро поссорился с инквизицией, которая занималась очисткой кладбищ в отсутствие некромантов, — конкуренция, знаете ли. На этом основании инквизиторы объявили его Разрушителем, Мессией Тьмы. Адепты Тьмы, впрочем, в кои-то веки согласились с церковью, тоже сочли некроманта Разрушителем, предложили ему помощь и силу и толкнули на путь Тьмы. После этого он стал действовать несколько менее гуманно — например, если на него нападали, вполне мог для защиты поднять («разупокоить») целое кладбище зомби. А кошек он мучил и до этого — это самый простой способ получить энергию для заклинаний.

Странствуя по Эвиалу, Фесс постепенно вспоминал события прошлой жизни. Он потерял мечи (за которые в этот момент воевали, кажется, все известные боги Упорядоченного), уничтожил Истинных Магов, повелевающих Западной Тьмой, развоплотил Спасителя и закрыл Разлом между Мельином и Эвиалом, превратив их в новый единый мир. Заплатить ему за это пришлось, по сути, собственной жизнью — теперь ему суждено вечно спать в потоке времени. Возможно, это наказание за то, что Фесс трижды нарушил Слово некроманта, считающееся в Упорядоченном нерушимым.

Правда, говорят, когда изменится Дно Миров, Фесс проснётся, — но до этого дня не суждено дожить даже духам и призракам, что уж говорить о людях. Так что на данный момент самая проработанная и подробная из известных нам биографий некромантов прервалась...

***

Сначала некроманты были безобидными прорицателями, потом научились вызывать демонов, какое-то время были просто-напросто ярмарочными фокусниками или городскими сумасшедшими, но постепенно приобрели славу повелителей мертвецов. Некромантов много во всех мирах, и зачастую они совершенно не похожи друг на друга. Объединяет некромантов только одно: их магия везде считается тёмной и злой.

ВОРОТА В ЦАРСТВО МЁРТВЫХ

В Древней Греции, в Эпире, существовал храм некрома нтии, который так и назывался — Некромантейон. Посвящён он был Аиду и Персефоне и считался воротами в царство мёртвых.

Стоял этот храм на месте слияния рек Ахерон, Флегетон и Коцит, считавшихся притоками Стикса. Храм упоминается у Гомера и Геродота. Туда приходили, чтобы испросить совета у духов предков, — для этого проводилась сложнейшая церемония, которая занимала до нескольких дней и проходила в пещерах под храмом. Были тут и жертвы, и песнопения, и благовония, и особая пища — после пары таких дней действительно можно увидеть в тёмной пещере свою покойную бабушку. А во время раскопок в Некромантейоне были найдены странные механизмы, которые, вполне возможно, служили для создания иллюзий.

Именно сюда явился Одиссей, чтобы спуститься в царство Аида и поговорить с прорицателем Тиресием. Известны и другие храмы некромантии — например, в Гераклее Понтийской. Некоторые из них посвящались Посейдону, богу морей.

Уильям Рассел Флинт «Одиссей и души мёртвых в царстве Аида»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Max-88
№ 1
16.07.2015, 21:32
клан Джованни вероятно стал прообразом клана Колдунов у Пехова!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться