БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ Разговор с Анджеем Сапковским От «Ганбастера» к «Дайбастеру» Дэнни Эльфман
Версия для печатиМашина времени: Новости науки (№127, март 2014)
Кратко о статье: Сладкие батарейки, доставка пива дронами, глюкометр в глазу, устройство, спасающее игровую приставку от гнева игрока, а также ответ на сокровенный вопрос, почему британские учёные такие «британские».

Машина времени (№127, Март 2014)

Будущее — сегодня

ПРОТИВ ГЕЙМЕРСКОГО ГНЕВА

Угадайте, что изображено на фотографии? Нет, это не украшение в стиле хай-тек и не шпионское устройство. Это гаджет, который спасёт ни в чём не повинную технику от необузданного геймерского гнева.

Immersion — это специальная гарнитура с акустическим датчиком пульса, разработанная Самуэлем Мэтсоном. Устройство оснащено оптическим сенсором, микрочипом для анализа данных и Bluetooth. Гарнитура закрепляется таким образом, что сенсор находится рядом с ухом игрока и отслеживает его пульс. Сопоставляя получаемые данные с определёнными игровыми событиями (например, гибелью персонажа), устройство учится определять эмоциональное состояние игрока. Когда он становится чересчур возбуждённым и это угрожает целостности приставки, Immersion посылает на игровую платформу сигнал, в ответ на который та корректирует геймплей.

У гаджета уже имеется функционирующий прототип, совместимый с Xbox 360. Пока Immersion предназначен только для однопользовательских игр, но, возможно, разработчики продумают версию и для онлайн-игр.

СЛАДКИЕ БАТАРЕЙКИ

Учёные непрерывно заняты поиском недорогих и экологически чистых источников энергии. Например, профессор Чжен из Университета Вирджинии уверен, что уже в ближайшем будущем получат распространение батарейки на основе обыкновенного сахара.

По мнению учёного, сахар — идеальное химическое соединение для хранения энергии. Он дешевле литий-ионных батарей, экологически чист и не требует специальной утилизации. Топливный элемент на основе сахара будет использовать полисахарид мальтодекстрин, образуемый при гидролизе крахмала; катализатор в таких батарейках тоже сделан из дешёвых и доступных ферментов. Энергия в них вырабатывается при взаимодействии мальтодекстрина с воздухом и водой. В отличие от водородных топливных элементов, такая батарея совершенно не взрывоопасна, а заряжать её совсем просто. Так что энергетическое будущее человечества определённо будет сладким!

В СОВЕТСКОЙ РОССИИ БУМАГА ПИШЕТ НА ВАС

Считается, что бумагу придумали в Китае. А совсем недавно её изобрели там во второй раз. Однако теперь это не обычная бумага, а такая, на которой можно печатать водой! Более того, бумагу можно использовать несколько раз.

Исчезающими чернилами заправляют ручки и фломастеры, но учёные Цзилиньского университета решили сделать всё наоборот, добавив такие «чернила» в состав самой бумаги. Перепробовав множество органических красителей, исследователи остановили свой выбор на спиропиранах — сложных ароматических углеводородах, растворимых в воде. Учёные изготовили листки, удерживающие в себе воду и содержащие в своём составе спиропираны. При контакте с жидкостью на этих листках проявляются чернила. На такой бумаге можно и писать, и печатать (естественно, потребуются ручка и картридж, заправленные водой), а чтобы стереть написанное, достаточно ненадолго нагреть лист.

Водяные чернила и Обычные чернила

МАШИНА СВИНЕЙ

Японские специалисты собираются выращивать в свиньях человеческие донорские органы — пожалуй, это настолько удивительная новость, что на первый взгляд кажется сюжетом для хоррора или биопанка. Стоит напомнить, что анатомия свиней очень близка к человеческой и отдельные ткани этих благородных животных уже пересаживают людям. Донорские органы — это, строго говоря, конечная цель работы, сейчас же экспериментаторы пытаются создавать свиней-химер — животных, некоторые органы которых относятся к другому биологическому типу и содержат иной генетический код. Это стало возможным благодаря научному открытию: клетки кожи после особой обработки можно превратить в индуцированные стволовые клетки, из которых могут быть выращены практически любые клетки организма. В теории это позволило бы выращивать необходимые для трансплантации человеческие органы в организмах животных, подсадив стволовые клетки в эмбрион свиньи, у которого выключен ген, отвечающий за формирование того или иного органа. Так как природа не терпит пустоты, стволовые клетки разовьются в недостающий орган.

Сейчас на пути к цели стоит немало преград как биологического, так и юридического характера, но останавливаться на достигнутом учёные не намерены.

ПОСМОТРИ ПО НАУШНИКАМ

Компания Avegant представила интересный гаджет под названием Glyph. Новинка многое умеет: на ней можно слушать музыку, смотреть видео и играть. Но форма здесь интереснее содержания. Выглядит Glyph как относительное лёгкие наушники с толстой и широкой дужкой, но на самом деле в них находятся очки-монитор, при создании которых компания использовала революционную технологию. С помощью системы микрозеркал изображение проецируется прямо на сетчатку. Такой подход позволил разработчикам добиться невероятно высокого качества изображения. Glyph можно соединять с компьютером или другими устройствами, правда, питание остаётся автономным и батареи хватает только на три часа воспроизведения видео. А вот музыку с его помощью можно слушать двое суток подряд. Главное — не пользоваться этой штукой, переходя дорогу.

КОСМОНАВТЫ И ФАНТАСТЫ

На Kickstarter началась кампания по сбору денег на видеоигру Space Pioneer американской студии Space Enigma Studios. Уникальность этого проекта в том, что в его разработке принимают участие не только гейм-дизайнеры, но и множество профессионалов отрасли, а также именитые писатели-фантасты. Среди консультантов проекта значатся NASA, ESA, множество музеев космонавтики, космонавты Сергей Авдеев, Сергей Крикалёв, Александр Лазуткин. Кроме того, в проекте участвуют отечественные писатели Александр Громов, Глеб Гусаков, Игорь Минаков, Антон и Елена Первушины, Максим Хорсун. Как заявляют создатели, цель игры — в ненавязчивой форме рассказать о новейших научных открытиях и достижениях, показать пути развития космонавтики и объяснить, что космическая деятельность даёт человечеству. Действие Space Pioneer происходит в XXII веке, в период активной экспансии человечества в соседние звёздные системы.

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СНИМОК МЕСЯЦА

Пульсар B1509-58, расположенный на расстоянии 17 тысяч световых лет от Земли.

Фото: NASA/CXC/CfA/P. Slane et al.

СЛЁЗЫ, ВОДА И ПИВО

Глюкометр в глазу

Google проводит испытания контактных линз, измеряющих уровень глюкозы в слезах. Сейчас конструкция линз состоит из беспроводного чипа и миниатюрного датчика, которые расположены между слоями прозрачного материала. Пока устройство находится на ранней стадии разработки: компания проводит испытания линз, считывающих данные раз в секунду. Помимо этого, Google планирует создать специальные приложения для смартфонов, чтобы можно было сразу же ознакомиться с результатами анализов, полученных таким образом.

Сюрпризы Цереры

Космическая обсерватория Гершеля обнаружила на планете Церера, которая до недавних пор считалась астероидом, признаки водяного пара. Учёные и раньше предполагали, что на ней есть вода, но их догадки ничем не подтверждались. Церера представляет особый интерес для исследований — предполагается, что она имеет правильную сферическую форму и атмосферу, а её поверхность покрыта льдом. Так это на самом деле или нет, выяснится совсем скоро: в 2015 году с планетой сблизится космический аппарат Dawn.

Пиву взлёт не разрешён

В прошлом номере мы писали о планах Amazon использовать небольшие беспилотные аппараты для доставки товаров. В конце января на YouTube появился рекламный ролик пивоваренной компании Lakemaid Beer, в котором беспилотный летательный аппарат доставляет пиво любителям подлёдной рыбалки. Ролик собрал 300 тысяч просмотров, после чего Федеральное авиационное агентство США поспешило напомнить компании о том, что использование подобных устройств в коммерческих целях на данный момент запрещено. Запрет планируется отменить не раньше 2015 года, однако очевидно, что реклама удалась!