Google+
ARMAGEDDON CREEPY Мир Александра Зорича: Завтра война Железный человек
Версия для печатиИнтервью: Контакт: Айрэ и Саруман
Кратко о статье: Известный в среде ролевиков и любителей фэнтези-музыки дуэт «Айрэ и Саруман» рассказывает о своих песнях по Толкину, Робин Хобб и Джорджу Мартину.

От Элберет Гилтониэль к Джону Сноу

БЕСЕДА С МУЗЫКАНТАМИ ПРОЕКТА «АЙРЭ И САРУМАН»

Проект «Айрэ и Саруман» приобрёл известность среди любителей жанра в начале тысячелетия благодаря тому, что вывел фэнтези-музыку на новый уровень звучания. Песни, которые ранее исполнялись только под гитару где-нибудь на игровом полигоне, зазвучали на альбоме «Элберет Гилтониэль» совершено иначе, получив красивую аранжировку, профессиональное исполнение и студийное качество звука. У кого-то это вызвало восторг, у кого-то возмущение, но факт остаётся фактом: песни «Айрэ и Саруман» долгое время занимали первые позиции в тематических чартах, оставляя позади даже Blind Guardian и саундтрек к фильму «Властелин Колец». Через несколько лет, уже став «классикой жанра», альбом был издан и на диске.

После десятилетнего перерыва дуэт «Айрэ и Саруман» представил в 2013 году новый проект «Эпик», в основном посвящённый циклу Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» и книгам американской писательницы Робин Хобб. Презентация проекта удачно совпадала с началом очередного сезона «Игры престолов», в результате чего видеоролики с песнями «Эпика» собрали в Сети сотни тысяч просмотров.

Популярности «Эпика» в Сети очень способствовал сериал «Игра престолов». Ролик на песню «Баллада о Джоне Сноу» на YouTube собрал уже почти 200 000 просмотров. Это заранее продуманный коммерческий ход?

Ирина: Да, конечно, Антон жуткий хитрец и всё продумал заранее...

Антон: Первая песня «Эпика» по Мартину — «Санса» — была написана задолго до появления сериала. А после его выхода я решил написать треки про наиболее симпатичных мне персонажей — Арью и Джона. Конечно, я использовал всеобщий интерес к теме. Каждый музыкант хочет, чтобы его проект был интересен. Но и музыканту он должен быть интересен тоже. Например, я прекрасно понимал, какой огромный отклик принесла бы песня по игре Skyrim. Но не стал писать такую. Потому что игра мне не понравилась. А сериал «Игра престолов» я смотрю с удовольствием.

Ирина: А мне сериал по Мартину не нравится. Предпочитаю «Доктора Кто».

Антон: Айрэ недолюбливает творчество Джорджа Мартина и долго не хотела петь «Балладу про Джона Сноу», считая её скучной. А песня оказалась самой популярной. Хорошо, что уговорил.

О ролевой музыке принято говорить с пренебрежением: считается, что ролевики не умеют ни писать песни, ни петь их. Вы видите картинку изнутри — так ли это на самом деле?

Антон: В целом можно сказать так: музыку пишет композитор, стихи — поэт. А уж кем он на данный момент себя считает — ролевиком, готом, панком, байкером, геймером — это просто уточнение. Как почва, на которой прорастает — или не прорастает — зерно таланта. В ролевой среде есть безусловно талантливые авторы, их песни уже прошли испытание десятилетиями. Многие знают Наталью Некрасову (Иллет), Лору Бочарову, Наталью Новикову (Тэм Гинхилл) как прекрасных авторов. Можно подумать, что песни ролевиков пишутся только для ролевиков, но это не так. Часто у совершенно постороннего человека с какой-нибудь задушевной песни по любимой книге начинается знакомство с ролевой субкультурой.

Ирина: Ролевая песня изначально создавалась не для сцены, а для романтичных посиделок у костра. Исполнительский профессионализм тут необязателен, огрехи пения и игры прекрасно компенсируются пейзажем и антуражем. Возможно, поэтому сначала никто особенно не заморачивался качеством этой музыки. Меломаны «ходили на менестрелей» с обычным диктофоном. Пристойная запись с концерта в каком-нибудь ДК была на вес золота и могла гордо именоваться альбомом.

Антон: Ну, а первым прилично записанным и исполненным проектом для более широкой публики в 1999 году и стал альбом «Элберет Гилтониэль»...

Насколько я понимаю, «Эпик» был для вас новым опытом. Как долго шла работа над альбомом?

Ирина: Если старый альбом состоял преимущественно из лучших песен известных в ролевой среде авторов, то музыка «Эпика» — полностью Антоново детище. Только одна песня, «Несса», словно эхо «эльфийского» альбома, принадлежит авторству Иллет (Натальи Некрасовой).

Антон: Всё-таки я не поэт, поэтому долго искал хорошие стихи, которые можно было бы положить на музыку. Мне кажется, внимательный слушатель сразу распознаёт те песни, в которых текст самоценен, а не вторичен по отношению к музыке.

Ирина: Моя любимая часть альбома — песни по книгам Робин Хобб. Я «заболела» миром Элдерлингов давно и с тех самых пор мечтала о песнях по мотивам этих книг. Поэтому, когда Антон стал подыскивать темы для вдохновения, я была рада ему их подбросить. Так появились «Верити», «Парагон» и «Ночной Волк».

Антон: Работа продолжалась три года. У нас нет группы как таковой, нужно было искать музыкантов, записывать, сводить. В создании этого альбома участвовали лучшие фолк- и рок-музыканты страны, ребята из группы «Мельница», академические музыканты. Лично для себя я сделал в проекте два прорыва: написал тексты более чем для половины песен и серьёзно подошёл к процессу записи и звучанию альбома. Я не хотел, чтобы это было похоже на типичный фолк-рок, и при этом старался не скатиться в «попсу». Кажется, мне удалось отыскать золотую середину. «Эпик» получился уникальным ещё и в том смысле, что в России почти никто не пишет фэнтези-музыку в стиле поп-рок. Есть смешанные жанры, есть фолк-рокеры «Мельница», есть «Эпидемия», представитель тяжёлого рока. Но в лёгких стилях фэнтези-музыки просто нет.

А вы дружите с группой «Мельница»?

Антон: Да, и с «Мельницей», и с «Эпидемией». Все они невероятно талантливые люди, и мы ощущаем с ними тематическое и музыкальное родство, хотя «Мельница» и ушла от фэнтези довольно далеко, а «Эпидемия» играет тяжёлую музыку. Хелависа исполняла одну из главных ролей в «Последнем испытании», как, впрочем, и нынешний вокалист «Эпидемии» Евгений Егоров. Я мечтаю когда-нибудь запустить с этими группами масштабный совместный проект.

Кстати, о «Последнем испытании». Этот фэнтези-мюзикл по мотивам «Саги о Копье» вы презентовали ещё в 2011 году. Правда ли, что теперь вы при поддержке слушателей ставите его на сцене?

Антон: Это так, и это несказанно радует. Мы с Еленой Ханпирой (солистка фолк-группы «Тол Мириам» и соавтор мюзикла. — Прим. МФ) работали над проектом больше десяти лет и не предполагали, что он обретёт сотни тысяч слушателей, существуя только в виде аудиоверсии. И сейчас мы вместе с театром-студией «Леге Артис» ставим его на московской сцене, пригласив известных певцов и профессиональных актёров. Например, Евгений Егоров будет исполнять роль Чародея. Мне как автору очень приятно наблюдать, с какой неимоверной самоотдачей ребята работают, видеть, как они верят в успех. Премьера состоится в апреле, и это, несомненно, будет громкое событие. По крайней мере, на промо-концерте мюзикла 8 февраля был полный аншлаг, люди приехали даже из Харькова и Иркутска.

А где читатели журнала могут услышать этот проект?

Ирина: По названию в Сети легко найти много интересных фан-клипов. Есть сайт мюзикла, есть группа «ВКонтакте», где можно послушать и скачать песни. Слушайте и приходите в апреле на спектакль!

Вернёмся к «Эпику». Скоро выходит четвёртый сезон «Игры престолов», то есть история продолжается. А в вашем творчестве тема «Песни льда и пламени» уже исчерпана?

Антон: Не совсем. Я записываю версию «Рейнов из Кастамере» и готовлю трек про Джейме Ланнистера. Он войдёт в новый альбом «Стрелок».

«Стрелок»? Название связано с мирами Стивена Кинга?

Антон: Именно так. Это моё новое увлечение. Я довольно поздно прочитал этот цикл и сейчас пишу по нему песни. Песня «Стрелок» уже записана, ещё нас ждёт песня «Блейна» и другие... Кстати, я слышал, что по «Тёмной башне» тоже снимают сериал.

Иллюстрация художника AnnDR к песне «Арья»

А зачем вообще писать песни по литературным произведениям? Не похоже ли это на плагиат?

Антон: Если это плагиат, то Чайковский и Верди были маститыми плагиаторами, как и многие до и после них.

Ирина: Зачем сравнивать тёплое с мягким? Плагиатор ворует чужое и выдаёт за своё. Но у музыки и литературы слишком разные приёмы и материалы, чтобы чего-то не поделить. Яркий пример — классическая опера. У таких гигантов рока, как Nirvana, Queen, Led Zeppelin, Pink Floyd и Rolling Stones, есть композиции по известным книгам. Я думаю, любители популярных фолк-рок-метал-групп без труда закидают вас названиями песен, на которые музыкантов вдохновили шедевры мирового фэнтези. Лично мне всегда хотелось продлить удовольствие: начитавшись чего-то прекрасного, потом слушать-переслушивать столь же прекрасные стихи или музыку на ту же тему.

А что-то посерьёзней, чем фэнтези, не планируете написать?

Антон: Я сейчас собираю силы и материал для работы над социальной рок-оперой «Икар» — по мотивам греческого мифа, а также гениальной книги Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Это история про общество, в котором идеология потребления зашкаливает, правят бал мелочность и развлечения, а идея Полёта предана забвению и порицанию. И тут появляется новый Икар, который мечтает оторваться от Земли... Короче, все умерли (смеётся).

Ирина: Да уж, серьёзней не бывает. Взрослеть так взрослеть!

ДОСЬЕ

Антон Круглов (Саруман) — композитор, вокалист. Создаёт музыкальные проекты в жанре фэнтези-попрок по мотивам известных литературных произведений. Руководитель студии SarumanRecords. По основной профессии — звукорежиссёр, работает на канале ТВЦ.

Пишет фэнтези-музыку, музыку для оформления ТВ-программ, документального кино и мультипликации. Премия радиостанции «Орфей» 2000 года за лучшую музыку к духовно-просветительскому кино. Доцент кафедры звукорежиссуры «Академии медиаиндустрии». В ролевом сообществе с 1997 года, ник «Саруман» получил за завораживающий голос. Стал известен как вокалист после исполнения роли Рейстлина Маджере в мюзикле «Последнее испытание». Записал два музыкальных альбома и фэнтези-мюзикл «Последнее испытание».

Ирина Круглова (Айрэ) — вокалистка, филолог, душа проекта «Айре и Саруман». Исполняла главную роль в московской постановке мюзикла «Ребекка», участвовала в записи альбомов «Элберет Гилтониэль» и «Эпик», исполняет роль Тики в мюзикле «Последнее испытание». В ролевом сообществе с 1996 года.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться