Google+
Одинаковые мифы разных народов Звездные войны: Технологии «Star Wars» Стимпанк жанр НЕВЕСОМОСТЬ
Версия для печатиИгровой клуб: Музыкальные игры, ч. 1
Кратко о статье: Игр множество, и у большинства есть саундтрек. Но не так много существует игр, где музыка в основе всего. За свою недолгую историю музыкальные видеоигры прошли путь от банального «попади в ритм» до настоящих произведений искусства, способных и развлечь большую компанию, и привить любовь к музыку геймеру-одиночке.

Музыкальный центр (№127, Март 2014)

Играем в музыку

Всё началось в конце девяностых, когда разработчики из японской компании Konami выпустили на рынок симулятор диджейского пульта Beatmania (1997). Именно после него популярность музыкальных игр стала стремительно расти. Идея игры проста: на панели аркадного автомата расположены несколько кнопок и контроллер, стилизованный под виниловую пластинку. По экрану бегут полоски, а игрок должен вовремя нажимать соответствующие им кнопки и крутить пластинку. Чем больше точных попаданий, тем больше очков получает игрок. Казалось бы, ничего трудного, но, если посмотреть на YouTube записи игры на максимальном уровне сложности, можно только подивиться скорости и координации умелых игроков.

Автоматы для Guitar Freaks и Drum Mania

Аркадный автомат для Beatmania

Популярность Beatmania послужила толчком к выходу целой плеяды игр, симулирующих реальные музыкальные инструменты. Всё та же Konami выпустила игру Guitar Freaks (1998) — прародительницу Rock Band и Guitar Hero, в которые теперь играет весь мир. Пластиковая гитара с несколькими кнопками и «ноты» на экране игрового автомата — и ты уже рок-звезда! Затем семейство музыкальных игр пополнили симулятор барабанов Drum Mania (1999) и развлечение для любителей клавишных Keyboardmania (2000). Игроки могли играть и в кооперативе — например, один вставал за синтезатор, а другой брал в руки гитару. Правда, требовалось, чтобы версии игр совпадали.

Конечно, нельзя сказать, что разработчики из Konami были первопроходцами в мире музыкальных игр. Скорее они стали популяризаторами. Примерно за год до того, как появилась Beatmania, на японском рынке в продажу поступила игра для PlayStation PaRappa the Rapper (1996) — в ней игрок помогал герою, стильному щенку PaRappa, читать рэп, чётко попадая в ритм.

Но у PaRappa the Rapper и у Beatmania был общий недостаток: игроку предлагался готовый набор музыки. Разработчики PaRappa the Rapper, студия NanaOnSha, исправили это досадное упущение, выпустив Vib-Ribbon (1999) для PlayStation. На первый взгляд игра вызывает недоумение: графика в ней — набор векторных линий, составляющих уровень, по которому нужно провести грубо нарисованную героиню — крольчиху Вибри. Но главная особенность Vib-Ribbon состояла в том, что игра загружалась в оперативную память консоли, а игрок мог вставить в приставку любой музыкальный диск, на основе которого генерировались уровни — препятствия строились в зависимости от ритма композиции. Vib-Ribbon вполне можно считать дальним родственником современных ярких аркад Audiosurf (2008) и Beat Hazard (2009).

Запад подхватил новую моду значительно позже. Два друга, студенты Массачусетского технологического университета Алекс Ригопулос и Эран Эгози, в 1995 году основали студию Harmonix и некоторое время безуспешно пытались прорваться на рынок музыкального оборудования. Побывав в Японии и увидев, как люди с увлечением давят на кнопки в Beatmania и PaRappa the Rapper, друзья решили попробовать себя в разработке музыкальных видеоигр. Первый же их проект, игра FreQuency (2001), была принята весьма тепло: яркий визуальный ряд, простой, но увлекательный игровой процесс и набор треков от известных исполнителей сделали своё дело. К тому же FreQuency не требовала никакого дополнительного оборудования — для неё использовался обычный геймпад от PlayStation 2. Вскоре вышло продолжение, Amplitude (2003), тоже встреченное достаточно хорошо. Но главное творение Harmonix было ещё впереди.

Компания RedOctane, производитель контроллеров, искала партнёра, который помог бы ей с разработкой клона Guitar Freaks, подходящего для их аппаратуры, и обратилась к Harmonix. Партнёрство этих компаний вылилось в создание серии игр Guitar Hero (2005 –2010), взорвавшей западный рынок электронных развлечений. Игра продавалась огромными тиражами и принесла издателям миллиардные доходы. Правда, для самой RedOctane всё закончилось несколько печально: в 2006 году её купила Activison, а в 2010-м компания была закрыта. Harmonix же была куплена MTV и занялась разработкой Rock Band (2007), почти полной копии своего главного хита, которая также достигла успеха.

Спрос на музыкальные игры этого жанра оказался просто огромен. Количество изданий что Guitar Hero, что Rock Band очень велико: есть игры, посвящённые и отдельным направлениям музыки, и определённым эпохам, и конкретным группам. На фоне повального увлечения виртуальным рокерством разработчики и издатели не забыли и о любителях хип-хопа и электроники — в серии DJ Hero игроки могут почувствовать себя диджеями. Разумеется, с помощью контроллера, имитирующего диджейский пульт.

Но для того, чтобы почувствовать ритмы музыки в видеоиграх, совершенно необязательно изображать из себя Джеймса Хэтфилда или Пола ван Дайка. Сама идея музыкальной игры даёт очень широкий простор для фантазии, особенно когда за дело берутся талантливые независимые разработчики. Уже упомянутый Audiosurf позволяет пронестись на космическом корабле по трассе, созданной на основе любой песни. Красивейшая и оригинальная Rez (2000) и её продолжение Child of Eden (2011) — рельсовые шутеры, в которых происходящее на экране напрямую влияет на музыку, играющую за кадром. В Mad Maestro! (2001) и Wii Music (2008) можно почувствовать себя дирижёром, а в файтинге Kickbeat (2013) удары наносятся в ритме фоновой композиции. Понемногу покоряются музыкальным играм и мобильные платформы. Ну а если хочется чего-то хардкорного, то можно взяться за Rocksmith (2012) — игру, в которой используется настоящая электрогитара.

Нельзя не упомянуть о культурном влиянии, которое оказывают музыкальные игры на своих поклонников, да и на общество в целом. Кто знает, сколько людей приобщились к музыке благодаря таким развлечениям? Кто-то выступал только на виртуальной сцене, но кто-то мог на волне увлечения игрой встать за настоящий пульт или вооружиться вполне реальной гитарой. Кто-то просто открыл для себя новых исполнителей и жанры. Эксперты спорят о негативном влиянии таких игр на интерес к реальному музыкальному образованию. Но нельзя не признать одно: судя по огромным продажам контроллеров и самих игр, разработчикам удалось достучаться до самой широкой аудитории. И если хотя бы какой-то, пусть даже самый небольшой процент геймеров, играющих на пластиковых гитарах, превратится в талантливых музыкантов или увлечённых меломанов — это ли не успех?

Статичная картинка не передаёт и десятой доли красоты Child of Eden

ВО ЧТО ПО ИГРАТЬ?

Patapon

Музыкальная игра и симулятор бога одновременно: игрок с помощью четырёх барабанов (каждому соответствует отдельная кнопка) отбивает ритм для воинов подопечного племени. При правильном ритме марширующая армия сметёт всех конкурентов на своём пути.

Theatrhythm Final Fantasy

Вышедшая на портативных и мобильных платформах музыкальная игра, примыкающая к знаменитому циклу JRPG Final Fantasy. Четыре героя сражаются против монстров под мелодии Нобуо Уемацу, а игрок должен вовремя нажимать соответствующие кнопки, попадая в ритм.

Sound Shapes

Платформер, в котором уровни буквально живут музыкой: герой собирает различные звуковые дорожки, меняющие саундтрек игры. Препятствия при этом возникают и пропадают в ритме, задаваемой композицией.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться