Google+
РУССКИЙ ХОРРОР Вселенная Горца ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ
Версия для печатиКнижный ряд: Классики: Г. Бим Пайпер
Кратко о статье: Герой классического романа Джека Лондона Мартин Иден был простым американским работягой, который стал успешным писателем, но разочаровался в жизни и покончил с собой. Генри Бим Пайпер был простым американским работягой, который стал успешным писателем, но впал в депрессию и покончил с собой. Вымышленная история Мартина Идена появилась гораздо раньше реальной истории Пайпера, но аналогии напрашиваются...

Мартин Иден от фантастики

Г. БИМ ПАЙПЕР

При всех своих знаниях Бим никогда не был сухим интеллектуалом. Да, он казался интеллектуалом, но был не из их породы. Он был рыцарем.

Джерри Пурнелл, американский фантаст

Герой классического романа Джека Лондона Мартин Иден был простым американским работягой, который стал успешным писателем, но разочаровался в жизни и покончил с собой, спрыгнув с парохода в открытое море. Генри Бим Пайпер был простым американским работягой, который стал успешным писателем, но, впав в депрессию, хмурым ноябрьским днём снял со стены револьвер и пустил себе пулю в лоб. Вымышленная история Мартина Идена появилась гораздо раньше реальной истории Пайпера, но аналогии напрашиваются сами собой... Жизнь повторила книгу?

Впрочем, несмотря на ряд совпадений, судьба Пайпера — это скорее своеобразный «зазеркальный» вариант истории Мартина Идена. Герой Джека Лондона купался в лучах славы, но она, увы, пришла к нему слишком поздно, когда Мартин уже потерял любовь, друга и иллюзии, — отсюда и печальный финал. Бим Пайпер же отчаянно жаждал успеха, но ушёл из жизни, когда тот уже скрёбся у него на пороге, — и смерть его была во многом «трагедией ошибок», результатом жестокого недоразумения...

ПРОСТОЙ АМЕРИКАНСКИЙ ПРОВИНЦИАЛ

23 марта 1904 года в семье протестантского проповедника Герберта Орра Пайпера и его супруги Гарриет родился сын, которого назвали... а вот как его точно назвали, неизвестно до сих пор. Большинство источников первым и основным именем Пайпера указывают Генри, однако сам он обычно представлялся Горацием — хотя, скорее всего, ему просто нравилось это более вычурное имя. Свою книгу «Маленький пушистик», подаренную кузену, Пайпер надписал просто и без затей — «Чарльзу от Генри», а вот на все произведения и официальные документы ставил неопределённую подпись — Г. Бим Пайпер. Кстати, уж не в честь ли создателя знаменитого бурбона Jim Beam Пайпер получил второе имя от своего пьющего папаши? История об этом умалчивает...

Детство будущего писателя прошло в небольшом пенсильванском городе Алтуна — горном захолустье с населением под двадцать тысяч человек. Пайпер был вполне заурядным пареньком — отличало его разве что стойкое отвращение к дисциплине, нежелание подчиняться общим правилам, которое он пронёс через всю жизнь. Даже среднюю школу он не закончил — Генри (будем всё же называть его так) оттуда безжалостно вышибли. И вовсе не из-за недостатка ума или любознательности — как и Мартин Иден, Пайпер истово занимался самообразованием, много читал и в конце концов обрёл весьма солидные знания по социологии и истории. Вот только посещать занятия и слушать учителей ему для этого не хотелось. Естественно, без аттестата нечего было рассчитывать на приличную должность — когда Пайперу было восемнадцать, он получил место чернорабочего в алтунском железнодорожном депо, где и проработал более тридцати лет. Правда, с течением времени его «повысили» аж до охранника: зарплата маленькая, престижа никакого, зато такая работа оставляла массу времени для чтения, а затем и для написания книг

Поначалу все произведения Пайпера печатались в фантастических журналах

Рано потеряв отца, Пайпер жил со своей матерью вплоть до её кончины в 1955 году. Потом он женился на некой Бетти Хёрст, но брак оказался крайне неудачным и продержался всего пару лет. Поэтому о бывшей супруге Пайпер вспоминать не любил, и толком о ней ничего не известно.

Наряду с литературой, самым сильным увлечением Пайпера было оружие — он был членом Национальной стрелковой ассоциации и почти все свободные деньги тратил на коллекцию современного и старинного вооружения. Немудрено, что с женой у него не сложилось...

Пайпер любил оружие и собрал большую коллекцию

В НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШЕЕ

Читать Генри любил с детства. Особенно по душе ему были книги Роберта Льюиса Стивенсона и Редьярда Киплинга, позже он увлёкся Рафаэлем Сабатини — подражая ему, незадолго до смерти Пайпер даже сочинял авантюрно-исторический роман «Великий капитан Гонсало де Кордова». А ещё Генри любил авантюрную фантастику и детективы. О карьере писателя он начал мечтать довольно рано — впервые взялся за перо в шестнадцатилетнем возрасте. Но от мечты до её воплощения прошло почти тридцать лет... Одна из причин его позднего пришествия в литературу состоит в том, что Пайпер был очень строг к себе — он множество раз переписывал собственные рассказы, прежде чем отослать их в журналы для возможной публикации. А ещё Генри был очень гордым и независимым — эти черты отмечали все его друзья и знакомые. Одна лишь мысль об отказе жестоко его ранила. Но жизнь сурова, и отказов Пайперу пришлось претерпеть немало, пока в сентябре 1946 года он не получил письмо от Джона Кэмпбелла, который принял к публикации в своём журнале Astounding Science Fiction рассказ «Время и время снова» (Time and Time Again). Рассказ увидел свет в апрельском номере за следующий год — так Пайпер, наконец, реализовал свою давнюю мечту.

Друзья и почитатели называли Пайпера «последним рыцарем» (картина Алана Гутьереса, на которой писатель изображён в виде конкистадора)

После того как фантастические, а затем и детективные произведения Пайпера стали публиковаться в специализированных журналах, Генри с головой окунулся в окололитературную жизнь. До этого Пайпер не выбирался из пенсильванской глубинки. Однако угрюмым мизантропом Генри не был — в отличие, скажем, от другого знаменитого провинциала Лавкрафта, которого неспроста прозвали «отшельником из Провиденса». Пайпер хоть и не подходил на роль «души компании», но с удовольствием участвовал в конвентах (даже в Лондон ездил), общался с коллегами, заводил новых друзей. Но особенно радовали Пайпера гонорары за литературные труды — у Генри появилось больше денег на своё хобби. Всего ему удалось собрать около пятисот единиц огнестрельного и холодного оружия.

Фантастические миры Г. Бима Пайпера (иллюстрации Алана Гутьереса к романам о Пушистиках и Космическом Викинге)

В конце 1950-х Пайпер лишился своей основной работы в депо — попал под сокращение, и литература стала его основным источником доходов. Чтобы поправить свои финансовые дела, Пайпер стал писать романы; кроме того, его повести и циклы рассказов начали переиздаваться в виде книг. Для большинства писателей переход от публикаций в периодике к выпуску книг — шаг вперёд: карьерный рост, сопровождаемый увеличением доходов. Для Пайпера же это обернулось роковым недоразумением, которое привело его к трагической гибели.

ЦИКЛ «ПАРАВРЕМЯ»

He Walked Around the Horses(«Он обошёл вокруг лошадей», 1948, рассказ), «Полицейская операция» (Police Operation, 1948, рассказ), Last Enemy («Последний враг», 1950, повесть), Temple Trouble («Храмовая проблема», 1951, рассказ), Genesis («Генезис», 1951, рассказ), Time Crime («Преступление времени», 1955, роман), «Лорд Кальван из другого когда» (Lord Kalvan of Otherwhen, 1965, роман).

Именно Пайпер положил начало фантастике о разнообразных спецслужбах, которые контролируют пространственно-временной континуум. Из этого цикла заимствованы основные идеи «Патруля Времени» Пола Андерсона (1955) и «Миров Империума» Кейта Лаумера (1961). Произведения цикла не связаны сюжетно, хотя некоторые персонажи действуют или упоминаются в нескольких из них. Все герои служат в Полиции Паравремени, созданной в одном из параллельных миров, где открыт способ перемещения по различным временным линиям. Полицейские следят за другими мирами, вмешиваясь в историю, если те угрожают существованию их реальности. Придуманный Пайпером цикл продлил Джон Ф. Карр, сочинив ещё пять романов: Great Kings’ War («Война великих королей», 1985, совместно с Роландом Грином), Kalvan Kingmaker («Кальван — Делатель королей», 1989), Siege at Tarr-Hostigos («Осада Тарр-Хостигоса», 1989), The Fireseed Wars («Войны Огненного семени», 2009), Gunpowder God («Пороховой бог», 2011).

ИСТОРИЯ ТЕРРАНСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Uller Uprising («Восстание Уллера», 1952, роман), The Edge of the Knife («На лезвии ножа», 1957, повесть), «Универсальный язык» (Omnilingual, 1957, рассказ), The Keeper («Хранитель», 1957, рассказ), «Министерство беспорядков» (Ministry of Disturbance, 1958, рассказ), Oomphel in the Sky («Небесный бум», 1960), «Четырехдневная планета» (Four Day Planet, 1961, роман), «Космический викинг» (Space Viking, 1962, роман), «Раб остаётся рабом» (A Slave is a Slave, 1962, повесть), «Неслух» (Naudsonce, 1962), Junkyard Planet («Планета-свалка», 1963, роман; переписанный вариант рассказа 1958 года Graveyard of Dreams — «Кладбище грёз»), When in the Course («В правильном направлении», 1981, повесть)

Г. Бим Пайпер был одним из первых американских фантастов, кто попытался создать свою масштабную версию будущего. Цикл «История Терранского Человечества» охватывает 6000 лет истории Земли. Точкой отсчёта служит 1942 год, который определён как начальный год Атомной Эры. После того, как в первой половине 1970-х на Земле происходит разрушительная ядерная война, человечество вынуждено искать спасение в космосе. Используя звездолёты с антигравитационными двигателями, люди осуществляют галактическую экспансию; в итоге в 2050 году появляется Федерации Землян. Однако через тысячу лет Федерация распадается в результате Межзвёздных войн, после чего человечество оказывается в состоянии раздробленности. После долгой анархии наступает время Империи — точнее, несколько периодов, когда различные имперские династии сменяют друг друга.

Своеобразным контрапунктом цикла служит повесть «На лезвии ножа», герой которой, обладая даром ясновидения, накануне мировой ядерной войны отрывочно видит многие события будущего. В большинстве же произведений серии, напрямую не связанных друг с другом, действие разворачивается на разных планетах во времена Федерации. Несколько романов и рассказов посвящены периоду Межзвёздных войн и эпохе Империи. Последним по внутренней хронологии цикла стал рассказ 1957 года «Хранитель», события которого происходят во время Пятой Империи, когда на Земле царил ледниковый период. «История...» так и не была завершена; некоторые произведения были опубликованы лишь после смерти писателя. Кроме того, Джон Ф. Карр и Майк Робертсон сочинили два романа, продолжающих историю «Космического викинга», чьё действие происходит в период Межзвёздных войн: The Last Space Viking («Последний Космический викинг», 2011) и Space Viking’s Throne («Трон Космического викинга», 2012).

ЦИКЛ О ПУШИСТИКАХ

«Маленький пушистик» (Little Fuzzy, 1962), «Пушистик разумный» (Fuzzy Sapiens, 1964), «Пушистики и другие» (Fuzzies and Other People, 1984)

«Визитной карточкой» Пайпера стала трилогия о Пушистиках (последний роман был восстановлен по рукописи писателя), которая входит в серию о Терранском Человечестве. Книги посвящены тонкостям взаимоотношений людей с представителями принципиально иного разума, которые на первый взгляд вообще не выглядят разумными. На планете Заратуштра обнаружен новый вид очаровательных животных, названных Пушистиками, — эдакие покрытые золотистым мехом чебурашки. Через некоторое время становится понятно, что Пушистики обладают разумом и речью в ультразвуковом диапазоне. Однако признание аборигенов Заратуштры разумными может повредить планам хищной корпорации разрабатывать богатства этой планеты. Первооткрывателю Пушистиков Джеку Холлоуэю и его единомышленникам придётся выдержать жестокую борьбу, чтобы защитить мохнатых братьев по разуму. Первый роман цикла в 1963 году был номинирован на премию «Хьюго», а в 1997 году получил премию «Прометей». Выходили романы о Пушистиках и других авторов: Fuzzy Bones («Кости Пушистиков», 1981) Уильяма Тюнинга, Golden Dream: A Fuzzy Odyssey («Золотая мечта: Одиссея Пушистиков», 1982) Ардата Майхара, Fuzzy Nation («Нация Пушистиков», 2011) Джона Скальци, Fuzzy Ergo Sum («Доказательство Пушистиков», 2011) и Caveat Fuzzy («Предостережение Пушистиков», 2012) Вольфганга Дира.

Пушистики также послужили прообразом племени эвоков, обитателей планеты Эндор из «Звёздных войн».

РОКОВОЙ ШАГ

После развода с женой финансовое положение Пайпера было плачевным — перед уходом благоверная ободрала его как липку. В отличие от регулярных чеков из депо, гонорары поступали неравномерно, так что временами Пайпер откровенно голодал — он был слишком горд, чтобы занимать деньги у друзей. Доходило до того, что писатель постреливал голубей прямо из окон своей квартиры в городке Уильямспорт. А что? Тоже мясо... Надежда была на долю от продаж нескольких книг. И тут случилась беда. Литературный агент Пайпера Кеннет Уайт тяжело заболел и летом 1964 года скончался, не успев сообщить Пайперу, что книги того успешно продаются, на носу подписание контрактов ещё на несколько томов и скоро к автору рекой потекут деньги. Не получая более полугода никаких известий от Уайта (Интернета ведь тогда не было!), Пайпер решил, что все его книги провалились и он как писатель более никому не нужен. Это был не только удар по самолюбию — Генри банально было не на что жить. Каковы шансы найти работу в шестьдесят лет?

Отечественному читателю известны ещё далеко не все произведения Бима Пайпера

Пайпер впал в тяжёлую депрессию. И однажды, мрачным и дождливым ноябрьским днём (последняя запись в его дневнике от пятого ноября гласит: «Дождь 09:30»), он отключил все приборы в квартире, методично задрапировал тканью пол и стены, привёл в порядок свои бумаги, а затем взял револьвер 38-го калибра и выстрелил себе в голову. Точная дата самоубийства неизвестна — тело было обнаружено спустя несколько дней (по разным источникам, девятого или одиннадцатого ноября).

На столе лежала записка:

Я не люблю оставлять за собой беспорядок, но если бы я смог разобраться, то не ушёл бы.

Тем не менее кое в чём Пайпер всё же разобрался. Так, он сжёг часть своего личного архива, включая несколько неоконченных рассказов. О продуманности рокового решения говорит и то, что за пару дней до самоубийства Пайпер аннулировал страховку, — ведь деньги должны были достаться бывшей супруге, которую писатель ненавидел.

«Крёстный отец» Золотого века американской фантастики Джон Кэмпбелл (слева) высоко ценил Пайпера

Гибель Пайпера считается одной из величайших утрат американской фантастики — наравне с самоубийством Роберта Говарда, инфарктом Сирила Корнблата и инсультом Стэнли Вейнбаума. Все эти преждевременно скончавшиеся писатели обладали изрядным талантом. Особо трагическим парадоксом выглядит тот факт, что уже буквально через несколько лет, во второй половине 1960-х, Г. Бим Пайпер превратился в признанную «икону» американской НФ... Он и сейчас достаточно известен, многие его циклы были продолжены другими писателями, а некоторые идеи оказались буквально затёрты до дыр, став общепринятыми канонами современной научной фантастики.

ОТДЕЛЬНЫЕ РОМАНЫ

Null-ABC («Азбука на нуле», 1953; выходил также под названием Crisis in 2140 — «Кризис 2140 года», написан в соавторстве с Джоном Дж. Макгайром) — сатирическая фантастика, действие которой разворачивается в обществе будущего. Люди владеют разнообразными гаджетами и умеют лихо нажимать на кнопки, но при этом 90% из них неграмотны. Книга, похоже, рискует стать провидческой... Lone Star Planet («Планета одинокой звезды», 1957; выходил также под названием A Planet for Texans — «Планета для техасцев», написан в соавторстве с Джоном Дж. Макгайром) — роман, где показана планета, превращённая в парк развлечений для богатых туристов. Здесь смоделирован Дикий Запад из вестернов (отсюда заглавие книги: Штатом одинокой звезды называют Техас). В 1999 году роман получил премию «Прометей». First Cycle («Первый цикл», 1982; незаконченная рукопись была отредактирована и дописана Майклом Карландом) — роман о гигантской планете, которая в результате катаклизма распалась на две половины, чьи обитатели пошли по разным путям развития.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться