Google+
Мифология Средиземья 8BIT Классики кино. Хаяо Миядзаки РУССКИЙ СТИМПАНК
Версия для печатиИнтервью: Контакт: Екатерина Гопенко и «Немного нервно»
Кратко о статье: Их песни фантастичны, но без явных отсылок к тем или иным текстам — они сами себе отдельный, странный, чудесный мир. За шесть лет группа «Немного Нервно» обрела свою долю славы, в том числе и в фэндоме.МФ знакомит читателей с создательницей «Координат чудес», «Электростанции», «Асфальтоукладчика» и других фантастических хитов.

Музыкальный центр (№130, Февраль 2014)

Фантастика, флейта и «Немного Нервно»

Многие ваши песни литературо-центричны, даже название группы отсылает к Маяковскому. Какое место литература занимает в вашей жизни?

В моей — первостепенное. В четыре года, едва научившись складывать буквы в слова, я взялась за книги. У меня было хорошо развито воображение, и я тут же погрузилась в другой мир. Думаю, это было логично — я росла в пыльном и жарком украинском городе, где нет почти ничего, кроме асфальта и заводов. Тем более что я была тихим и скромным ребёнком — и с опаской смотрела на шумные дворовые компании и их забавы. Мне кажется, сотни тысяч читателей должны понимать, о чём я.

Ваш первый альбом называется так же, как повесть Шекли, — «Координаты чудес», в «Колыбельной 340» упоминаются «Звёздные войны». Какую фантастику вы любите?

Вы меня раскусили. Фантастика — моя пламенная любовь на всю жизнь. Началась она с книг Андрэ Нортон и «Звёздных войн». Для меня это было откровение. Где-то была целая вселенная, о которой я ничего не знала, понимаете? Я не могла этого так оставить. В моей голове жили странные существа и происходили удивительные события. В родительской комнате стояли два шкафа, забитых книгами. Я зарывалась в эти шкафы и искала книги с яркими обложками — Гаррисона, Саймака, Кларка... Конечно, всё это ворвалось в мои песни. И координаты чудес, и миротворец, создающий новый мир, — всё это оттуда. Фантастика научила меня избегать рамок. В последние годы я читаю особенно много — в поездах, автобусах, самолётах. Сейчас у меня на особом счету Нил Гейман и Сьюзен Коллинз.

Почему именно они? Это ведь очень разные писатели...

Тут нет никакой логики, это мой женский каприз. Гейман волшебный и мрачный, а Коллинз пишет о революции. Я родом из страны, где с 2004 года не прекращается революция в разных формах — и хронических, и острых. Думаю, секрет в этом.

На кого вы ориентируетесь в музыкальном плане?

На мой музыкальный вкус оказали влияние господа Вивальди, Моцарт и Брамс, не оставлявшие меня все восемь лет в музыкальной школе. А потом произошло чудо. Когда мне было тринадцать, я ехала в трамвае по индустриальному району. Заводы и многоэтажки медленно плыли за окном. И тут в трамвай вошёл бомж. На нём были перчатки с обрезанными пальцами и шапка-ушанка. Бомж играл на гитаре, и было на ней от силы четыре струны. Но поразил меня не этот образ борца с системой. До глубины души меня тронула песня, которую он пел: «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде...» «Вот это да!» — подумала я. Позже стало ясно, что написал песню не бомж, а группа «Наутилус Помпилиус». Для меня началась эпоха рока. А тяга к борцам с системой и сложным текстам осталась навсегда.

Как по-вашему, есть ли такая штука, как фантастическая музыка?

Даже если раньше не было, теперь есть! Музыка «Немного Нервно» пережила несколько стилистических перерождений. В последнюю инкарнацию наши песни стали называться «дрим-фолк», от слова dream — мечта, сон, волшебство. Фантастическая музыка — в ней всё особое: звучание, тексты, смысл. Ходят слухи, что «Немного Нервно» — беспрецедентный для СНГ проект современного искусства. Соглашаться с такими заявлениями с нашей стороны было бы нескромно...

Площадкой для «Немного Нервно» часто оказываются фантастические конвенты. Как случилось, что вы стали популярны в фэндоме?

Обычная уличная магия! В какой-то момент мы просто начали играть на ролевых конвентах. Это было логично — с нашими-то странными песнями. И когда нас в сотый раз спросили: «Вам говорили, что вы похожи на эльфов?» — мы стали отвечать: «Конечно. Мы и есть эльфы». У нас и правда состав по большей части — тонкие красивые ребята без возраста и привязок к эпохе. Так получилось. А ещё говорят и пишут, будто на наших концертах люди переживают некий духовный опыт — словно что-то светлое и неземное прикасается к ним.

С одним вашим выступлением связана некая мистическая история...

Да, было дело. Мы играли на закрытии «Звёздного Моста». Половина концерта прошла прекрасно. А потом я со сцены вижу, как дверь распахивается и в зал вбегают какие-то люди в чёрном, на поясах у них висят какие-то штуки... Я сразу вспоминаю все фильмы о захвате заложников, но вида не подаю. Музыканты мои тоже всё это видят, меняются в лице , но инструментов не бросают, и я вспоминаю уже о «Титанике»: «Господа, для меня было честью играть с вами». Человек в чёрном забирается на сцену, и в тот самый момент, когда в песне «Электростанция» я пою: «А я вдыхаю дым, я выдыхаю свет», отодвигает меня от микрофона и говорит: «Господа, в здании пожар! Эвакуация!» Оказалось, что горела крыша здания, в котором мы играли. Никто не пострадал. Но к нам и песне «Электростанция» своеобразная слава приклеилась надолго...

Ряд ваших песен повествует о выходе в запредельное: лирическая героиня «Рецепта» «докопалась до памяти прошлой жизни», название «Я выйду из тела» говорит само за себя... Если говорить о психическом опыте — насколько реальны для вас такие истории?

Знаете, я боюсь прослыть сумасшедшей. Но ещё сильнее я боюсь прослыть просветлённой. Меня часто спрашивают: «Вы медиум? Вы правда пишете песни от имени ушедших людей? Зачем мы живём? Что будет после смерти?» Я не могу ответить на эти вопросы. Такие песни просто валятся на меня, как снег в апреле. Они приходят почти всегда целиком, с музыкой и текстом, даже с визуальными образами, которые я не могу пересказать. Я не знаю, привет ли это от тех, кто ушёл, тем, кто остался. Я не знаю, есть ли в моих песнях хоть капля смысла или божественного откровения. Я боюсь обмануть тех, кто мне верит, но точно знаю одно: это музыка о хрупкости и вечности всего происходящего. В этом и есть смысл красоты — она смертна.

Вы имеете отношение к ролевым играм? «Я шила платье из этих нитей, а вышла кольчуга по обыкновению»...

Нет, это как в анекдоте про Фрейда: «Иногда банан — это просто банан». К ролевому движению я не имею отношения. Но мне очень нравится бывать на играх — я люблю смотреть, как люди преображаются. В этом ведь столько красоты: они создают себе костюмы, образы, истории. Я часто вижу людей, которые в джинсах и свитерах выглядят неуместно, а стоит им надеть средневековое платье или стимпанковский костюм — и всё становится на свои места. Сразу понятно, что они происходят откуда-то оттуда — из другого измерения, которое им к лицу.

Многие ваши песни — это истории с отчётливой фантастической составляющей. «Жена смотрителя маяка» — магический реализм, «Всё ещё здесь» — викторианская история с привидениями, «Великий уравнитель» — рассказ о придуманной религии, такие культы обожал выдумывать Курт Воннегут. Даже «Не вынуждай меня» при известном воображении можно счесть за вампирскую сказку. Не прочтём ли мы однажды ваши рассказы — эти или какие-то другие?

Цель моей музыки — передать не сюжет, но состояние. Это музыкальный экспрессионизм — мы живописуем не окружающий мир, а нашу реакцию на него. То, как мы чувствуем и воспринимаем события. Иногда нашу музыку называют «звуковым театром»... В каждой песне мы пытаемся создать свой мир. Это похоже на сотворение планеты — мы создаём твердь, воду и воздух, населяем мир живыми существами и даём им имена. И всё это при помощи звуков. А если нам не хватает черноты и запахов южной ночи, мы высовываем микрофон в окно и записываем сверчков, поющих в тёмном саду. Что до рассказов — возможно, однажды вы их прочтёте. Слушатели настаивают, что мне пора записать и издать байки из жизни группы и истории о моём личном воображаемом мире — он и правда существует, и там есть города и горы, свой климат и свои народные обычаи... Но пока до этого не дошло.

Ваш новый, третий по счёту альбом называется весьма литературно: «Сны о Земле. Глава 1. Сон колокольчика за миг до падения в снежную гриву Того, кто приносит утро» — и на обложке изображены вы на драконе из «Бесконечной истории»...

Это не я на драконе! Это абстрактная девочка!.. (Смеётся.) «Сны о Земле» задуманы как долгоиграющий проект. Всего их будет четыре, это главы одного целого. Кто-то привязывает их к временам года, кто-то к стихиям. Нам хочется думать, что это четыре возраста человеческой души. В сентябре мы выпустили первую главу — и нужно сказать, что писали мы её почти два года. Привлекали сессионных музыкантов, творили музыкальные ландшафты, перекраивали концепцию. И вот «Сон колокольчика...» вышел в свет. Из названия понятно, что коммерческие ориентиры мы оставили далеко в стороне. Это другая музыка. Это музыка, которой мы пытаемся прикоснуться прямо к душе, минуя все ловушки сознания. Обложку пластинки создал прекрасный украинско-словенский художник Игорь Тоначев, нежно любимый нами человек с удивительным видением Вселенной. Он действительно изобразил на обложке персонажа «Бесконечной истории» Михаэля Энде — дракона счастья. И всё это тоже не просто так.

Как вы считаете, отчего ваша родная Украина дала русской фантастике столько имён — Олди, Дяченко, Зорич и так далее?

Мы нежно любим и всем составом читаем взахлёб и Зорича, и Дяченко, и Олди. Особенно Олди! Это с их помощью мы приехали на «Звёздный мост» и увидели мир большой фантастический литературы. Мы им до сих пор горячо благодарны за поддержку. А привязывать искусство к географии, я думаю, неверно. Люди всех стран — всё равно люди, и проводить между ними границы — последнее дело. Мне кажется, когда Господь раздаёт таланты, он не проверяет гражданство или национальность в паспорте. Он просто целует тебя в темечко и удаляется с загадочной улыбкой.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться